Это цитата сообщения
браило Оригинальное сообщениеСобственный особняк Шехтеля на Большой Садовой
Собственный дом великого русского архитектора Федора Осиповича Шехтеля, построен им в 1910 году на Большой Садовой улице, д.4, стр. 1. Это был последний, третий дом, который он построил для себя и, пожалуй, одно из самых совершенных творений зодчего в классическом стиле.
В 1910 году он строит дом в стиле неоклассицизма.
Получился ансамбль из двух домов – по красной линии жилой дом владельца, а во дворе был двухэтажный жилой корпус.
Первоначально во дворе проектировалась мастерская с большим окном, но обстоятельства вынудили архитектора вместо нее сделать жилой дом с двумя 4-х комнатными квартирами на первом и втором этажах.
Вместе с семьей зодчего стала жить сестра его жены, сотрудник Румянцевского музея Вера Тимофеевна Жегина и их племянница художница Вера Александровна Попова.
Фасад дома состоит из двух частей: слева - одноэтажной объем с проездной аркой и двухэтажная правая часть, ассиметричная по композиции.
Декор фасада – гимн московскому ампиру начала XIX века
Правая часть двухэтажного объема украшена торжественным портиком из четырех приставных полуколонн дорического ордера, между ними большое трехчастное окно-портик с изящной расстекловкой.
Это окно и гостиная-холл за ним – центр композиции фасада и всего здания, своеобразный храм искусств.
В центре композиции, по рисунку Шехтеля, изображена богиня мудрости древних греков Афина, а с обеих сторон фигуры, олицетворяющие главные искусства - живопись, скульптуру, музыку и архитектуру.
Идея вечной и абсолютной значимости искусства заявлена не только в композиции, но и во фризе с античными фигурами, который расположен над аркой.
Он очень напоминает фриз панафенийских шествий знаменитого храма Парфенона на Акрополе.
Это окно с балконом - комната сына Шехтеля - Льва.
♦ ♦ ♦
Федор Шехтель построил особняк очень быстро - всего за 4 месяца, с конца 1909 года до апреля 1910-го. Усадьба состояла из выходящего на красную линию улицы жилого дома и двухэтажного жилого корпуса во дворе.
Первоначально вместо него предполагалось устройство студии-мастерской архитектора с колоссальным окном, занимавшим почти всю ширину фасада, однако в ходе строительства назначение дворового корпуса изменилось.
Вместо студии появился жилой дом, и на каждом из двух его этажей разместилось по квартире. В одной поселилась внучатая племянница Шехтеля, художник-авангардист Вера Попова, во второй - его сын, художник и теоретик искусства Лев Жегин.
♦ ♦ ♦
Статичности фасада противостоит динамика внутренней композиции. Она строится вокруг гигантского, в два этажа холла-гостиной, где часто устраивались выставки работ детей архитектора.
По стенам здесь также висели работы его друзей художников. Жилые помещения выходили окнами во двор, который соседствовал с двором здания Московского Архитектурного общества, возглавляемого Шехтелем.
Фёдор Шехтель в холле собственного дома. Фото 1910-х годов. Он очень любил свой дом, и, по воспоминаниям современников, обрел в нем полную гармонию.
К сожалению, практически, вся обстановка внутри особняка не оригинальна. .
В 1990-е в нем хозяйничали бомжи. Из мебели и деревянных элементов интерьера жгли костры.

Сразу за аркой справа расположен парадный вход в дом. Он также украшен барельефом. Войдя через парадный вход, гости оказывались в довольно просторном вистибюле с камином.

Из вестибюля гости попадали в огромный холл с высоченными потолками. Высота холла равна высоте двух этажей окружающих его жилых и подсобных помещений.

Холл Современный вид
Здесь в холле на стенах висели основные произведения богатейшей художественной коллекции Шехтеля. Здесь же устраивались художественные выставки друзей его детей - сторонников нового, авангардного искусства.
Огромное окно освещало двусветный холл - главное помещение дома, его композиционное ядро.
Библиотека над балконе парадного зала.
Тут сейчас расположены рабочие кабинеты, а когда-то тут были жилые комнаты членов семьи Шехтел
Интерьеры особняка восстановлены силами фонда «Стратегия», которому дом принадлежит с 1993 года.
Если подняться выше, можно попасть на открытую веранду.
Выход на веранду. Отсюда, видимо, открывался и вид на Патриаршие пруды, сейчас его закрывает дом "Патриарх" с копией башни Татлина наверху.
Семья Шехтеля вечерами пила здесь чай и любовалась Патриаршими прудами.

Вид на Б. Садовую
Отсюда Садовая-Кудринская и Б. Садовая как на ладони. Правда, сейчас вид совсем не тот, какой был при Федоре Осиповиче.
В то время открывался прекрасный вид на Садовое кольцо с его садами и полисадниками
Значимые персоны этого дома
Летом 1917 года Шехтелю удалось найти покупателя на свой особняк на Большой Садовой, после чего семья поселилась в небольшом арендованном доме на Первой Брестской улице, .
Шехтель с семьей на даче в Петровско-Разумовском.
Это одна из последних его фотографий с семьей Маленькая девочка на фото - дочь Веры - Марина
Революция лишила его всего. После 1917 года он уже ничего не строил. Молодой республике не понадобилось мастерство великого архитектора.
Шехтель тяжело болел, ютился с женой и старшей дочерью в квартире дочери Веры на Малой Дмитровке и умер от рака желудка 7 июля 1926 года.
♦ ♦ ♦
Роберт Петрович Эйдеман (1895-1937).
Советский Военный Деятель.
Комкор РККА (1935). Фигурант По "Делу Тухачевского".
Расстрелян 12 Июня 1937 Года в Здании ВКВС в Москве.
После революции в доме проживал крупный военный, общественный и государственный деятель Роберт Петрович Эйдеман.
♦ ♦ ♦
Эта арка вела как в сам дом архитектора, где было традиционно два входа, парадный, расположенный в боковой стене дома сразу за аркой ворот, вел в левую часть, где находился вестибюль, и в холл.
Второй, находящийся в глубине двора, давал доступ в жилую, хозяйственную и рабочую части дома - в кабинет владельца дома и в мастерскую, и в помещавшиеся на втором этаже жилые комнаты членов семьи зодчего, а также и в дом студию.
После революции, в этой мастерской работала скульптор Вера Мухина, вот как она сама об этом вспоминала -.
Мухина Вера Игнатьевна (1889 —1953)
Скульптор В. Попова... эмигрировала за границу и оставила мне и Экстер прекрасную мастерскую, выстроенную ей ее дядей архитектором Шехтелем <…> В этой мастерской мы с Александрой Александровной старались заработать. Придумали делать пояса и шляпы из рогожи."
♦ ♦ ♦
В дворовом флигеле в середине 1930-х была мастерская скульптора И.Д. Шадра.
Иван Шадр (настоящая фамилия — Иванов, 1887 — 1941) в своей Московской студии (1930)
♦ Скульптура «Булыжник — оружие пролетариата»
♦ ♦ ♦
В этом особняке у Шехтелей часто бывали их друзья художники, литераторы и купцы. С сыном Львом и дочерью Верой дружил Владимир Маяковский.
Здесь они готовили первый сборник его стихов «Я», иллюстрации к которому делали Лев Жегин и его друг Василий Чекрыгин, тоже проживавший тут в семье Шехтелей.
Василий Николаевич Чекрыгин
(1897—1922) — русский живописец, график
♦ Сборник стихов «Я» Маяковского, иллюстрации к которому делали Лев Жегин и его друг Василий Чекрыги
Книга эта была уникальной, поскольку сделана она была ремесленным, а не типографским способом.
Семья Шехтель
Наталья Тимофеевна Жегина и Фёдор Осипович Шехтель
Наталья Тимофеевна Жегина была дочь купца Наталья Тимофеевна Жегина (1861—1938 гг.), она приходилась Шехтелю двоюродной племянницей.
Из четырех Шехтеля детей выжили трое.
Федор Шехтель с сыном Львом Жегиным
(фамилия матери)
Сын зодчего -Лев Федорович Жегин художник и искусствотвед (1892 – 1969 гг.).
Василий Чекрыгин, Лев Жегин, Владимир Маяковский. Фотография 1913 г.
Общее образование Л. Ф. Жегин получил в одной из лучших частных московских гимназий.
Затем относительно недолго, менее двух лет, с осени 1911 по март 1913 года, А. Ф. Жегин (тогда еще Шехтель, фамилию матери он взял в 1914 году, после начала войны с Германией), учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, 
Автопортрет. 1930-е гг
Л.Ф. Жегин (1892-1969). Фотография 1957 г.
Жегин много и упорно работал на протяжении своей долгой жизни. Его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее,
Портреты 1940-е гг
Как художник-футурист, отрицавший искусство своего отца, масштаб личности которого явно над ним довлел, Лева просто не мог позволить себе остаться Шехтелем. Вероятно, существовать с фамилией Жегин ему стало легче.
Иллюстрация к стихотворению В.В. Маяковского «Революция. Поэтохроника» (1917)
Ему захотелось побыть самим собой, а не просто сыном, Левой Шехтелем. Да и сам Шехтель поменял имя — Франца на Федора.
\

Федор Шехтель с дочерью Китти (Екатерина)
Старшая дочь Шехтеля - Екатерина (Китти, как её звали в семье) (1888 -1968 гг.).
В юности была очень хороша собой, но из-за недуга — сросшихся пальцев на руке — она очень себя подавляла, замуж не вышла, всегда оставаясь тенью при детях и внуках. Этакий семейный ангел.
Вера Шехтель -Тонкова (1896-1958)
Младшая дочь зодчего тоже стада художником.
Вера Федоровна, как и ее старший брат, училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ее основная самостоятельная работа - оформление интерьера павильона электрификации сельского хозяйства на ВСХВ (1939).
Она много работала как художник-оформитель, а также как художник-исполнитель в Театре имени Моссовета и ряде др.
Владимир Маяковский, ухаживал за Верой . Ему было 20, ей - 14, и футуристическое поведение кавалера приводило родителей девушки в ужас.
В своем дневнике она написала: «5 марта 1913 года. Он футурист, светский человек, одним словом, моего лагеря. Люблю интересных людей!»
Она бережно сохранила свои дневники, воспоминания и вещи, имеющие отношение к поэту, и в 1953 году передаст всё в музей Маяковского.
Поэт часто бывал в доме, читал с балкончика стихи, а в комнате Веры вместе с ее братом Львом и его другом Василием Чекрыгиным рисовал свой первый рукописный сборник стихов.
Роман оборвался, когда выяснилось, что ухаживания поэта закончились беременностью Веры. Ему отказали от дома, а Веру отправили в Париж прервать беременность.
В ее жизни будет еще два супруга: Генрих Давидович Гиршенберг и Сергей Тонков (рядом Вера и их дочь Марина)
По возращении из Парижа Фёдор Осипович Шехтель подарил дочери квартиру в доме 25 на Малой Дмитровке.
Это был подарок на свадьбу: в 1918 году в Вера вышла замуж за архитектора Генриха Давидовича Гиршенберга, работавшего в мастерской ее отца. Гиршенберг был родом из польского города Лодзь, образование получал в Петербурге. Через год у них родилась дочь Марина
Довольно скоро Генрих Давидович эмигрировал, Вера в эмиграцию не поехала, и в 1923 году их заочно развели.
Вновь она вышла замуж в 1924 году, за экономиста, ученого секретаря Госплана СССР Сергея Васильевича Тонкова. Сергей Васильевич удочерил Марину (она стала Мариной Сергеевной)
Марина Сергеевна Лазарева-Станищева. Театральный художник.
Именно Марине Сергеевне мы обязаны сохранению творческого наследия Шехтеля. Она не только многое сохранила, но и своим детям и внукам прививала глубокое уважение к памяти её деда.
Вадим Сергеевич Тонков (сын Марины Тонковой. Родила, когда ей исполнилось 14 лет.)— знаменитый эстрадный актер, участник дуэта Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична
Что-то от своей тетушки Китти он взял в образ своей Вероники Маврикиевны.