
Знаток Востока. Художник Джон Фредерик Льюис. "Подавальщица кофе". 1857 год.
Однако не каждая могла привлечь внимание своего повелителя и завязать с ним отношение. Иногда в гареме насчитывалось несколько тысячи наложниц. Вот и попробуй султану выбрать одну из них, если та, что имеется, надоела. Некогда ему было этим заниматься. Государственные дела поважнее.
Причем, султаны тоже не все были красавцами, посмотрите на портреты самых известных любителей женщин, в гаремах наложниц у которых было от 300-1000 девушек.

Султан Селим I

Мехмед III
Только самые хитрые, ловкие и расчетливые могли заинтересовать султана. Жизнь фаворитки менялась, она уже могла принять участие в государственных делах – организовывать благотворительные фонды и финансировать постройки мечетей.
Остальные всю свою жизнь занимались бытовыми проблемами гарема и редко могли увидеть своего владыку, да и то, только издали. Тем не менее, относились к ним достойно, вручали подарки в дни праздников и даже выплачивали некую сумму денег на мелкие расходы.
Прочие выполняли различные хозяйственные роли, а через несколько лет пребывания в гареме тем из них, кто не получал никакого поста, разрешалось покинуть гарем и выйти замуж.

Фредерик Артур Бриджмен (американский художник, 1847-1928)
«Выпускницы» султанского гарема высоко ценились в империи за образованность и всестороннюю подготовку, а получить от султана в подарок одалиску с приданым, особенно ещё не побывавшую в царской постели, было невероятно высокой честью. Тех девушек, которые не отличались ни высокой успеваемостью, ни хозяйственными талантами, могли выдать замуж и до истечения отведенного срока. Расположенная в том же дворце школа для мальчиков готовила сыновей благородных родов к исполнению различных государственных должностей, и выпускники нередко получали перед отбытием в дальний уголок империи такую одалиску-недоучку в качестве первой жены.

Художник Rudolf Ernst (1854 – 1932). Мастер восточных сюжетов

Художник Rudolf Ernst (1854 – 1932). Мастер восточных сюжетов
Вершиной карьеры считалось родить от султана сына. Увы, во многих случаях это означало оказаться также в почётной ссылке в дальнем дворце. Мать своего сына султан навещал редко или не навещал вовсе. Он мог взять её в официальные жёны, состоять с ней в переписке, но слишком тесная связь с ней рассматривалась как опасная для его власти. Жёны султанов развлекались, вкладывая деньги в интересные торговые проекты, покровительствуя художникам и поэтам, занимаясь благотворительностью и дипломатической перепиской и выезжая на пикники – для чего евнухи расчищали путь и место пикника на много метров вокруг, ведь ни один мужчина не имел права глядеть на мать принца и тем более жену султана.

Художник Rudolf Ernst (1854 – 1932). Мастер восточных сюжетов
В часы досуга наложницы ходили в хаммам, читали, танцевали, музицировали, гадали.

Художник Rudolf Ernst (1854 – 1932). Мастер восточных сюжетов

Художник Rudolf Ernst (1854 – 1932). Мастер восточных сюжетов
Художник Rudolf Ernst (1854 – 1932). Мастер восточных сюжетов. Примерка

Художник Rudolf Ernst (1854 – 1932). Мастер восточных сюжетов

Художник Rudolf Ernst (1854 – 1932). Мастер восточных сюжетов

Художник Rudolf Ernst (1854 – 1932). Мастер восточных сюжетов

Художник Rudolf Ernst (1854 – 1932). Мастер восточных сюжетов

???

"Досуг" картина Фредерика Артура Бриджмена

Винсент Григорьевич Степевич (1841-1910)

Фредерик Артур Бриджмен - Поздний вечер, Алжир

Картина Израэль Даниэль "Танцующие девочки"

«Рассказчик» Рикардо Вильегас-и-Кордеро, 1881

Сказка гадалки (1870) Анатолио Скифони
Но ворожить было нельзя, за это наказывали. И в сериале это тоже показано. Многие зрители помнят сцены, где Хюррем посещает ворожею и опасается, что кто-нибудь узнает об этом.

Джон Уильям Уотерхаус. Обращение к оракулу. 1884
Жан-Батист Гюисманс (фламандец, 1654-1716) – Гадалка

Жан Батист Гюисманс (1800-е годы, город Алжир)

Гарем. Альфреда Шато
Жизнь обитательниц «женского царства» не ограничивалась стенами дворца. Многие гаремные красавицы могли посещать родных, выходить в город (разумеется, в сопровождении).

полотно Т.Ралли

Итальянский художник Fabio Fabbi

Знаток Востока. Художник Джон Фредерик Льюис. "И молитва веры исцелит больного".
Вообще образ гарема, как места, битком набитого писаными красавицами, где султан мог расслабиться придаться всевозможным утехам, был создан европейцами, которым так и не удалось досконально изучить атмосферу и нравы настоящего турецкого гарема изнутри. Вот и пришлось полагаться на собственную фантазию!
Поэтому самые яркие картинки из жизни гаремов были созданы не путешественниками или дипломатами, а художниками, специально приглашенными в Турцию во времена Османской империи. Особенно фантазию живописцев 18-19 веков будоражил хамам, в которых прекрасные наложницы якобы целыми днями наводили марафет. Именно с подачи художников у современного обывателя сложилось в некотором роде сказочное преставление о турецких гаремах.

Фантазии живописцев.
За высокими стенами дворца, укрытый от посторонний глаз, есть павильон наложниц. Каменные террасы в мягких коврах, шитых золотом шелковых подушках, слышен перезвон колокольчиков и тихий протяжный голос зурны, важно выхаживают павлины, а в центре площади бьёт фонтан.
Тонко и сладко курятся чаши с благоухающими смолами. На низких резных столиках разложены сладости и фрукты - спелые плоды манго, заморские красные терпкие ягоды, мякоть золотых апельсинов, залитая душистым мёдом.
Холеные, умащенные драгоценными маслами, тела наложниц увиты тонко звенящими браслетами и цепочками...

Ferdinand Max Bredt (Germany, 1868 - 1921)
Ориенталисты, как правило, были людьми, воспитанными в строгом европейском христианстве. Столкнувшись с новыми для себя обычаями, они их воспринимали и излагали по-своему, иногда даже специально искажая или домысливая. Когда они возвращались из путешествий, их рассказы формировали мифы и влекли на восток новых «исследователей». Можно предположить, что их рассказы о жизни в Османской империи и стали источником бытующего на западе представления о гареме, как о месте, где содержались бесчисленные, непременно прекрасные, наложницы султана, и где главный мужчина Османской империи предавался бесконечным увеселениям.

Фабио Фабби

«Алжирские женщины в своих покоях» (фр. Femmes d’Alger dans leur appartement) — холст, масло. 1834 г.

"Алжирские женщины в своих покоях" (1834) . Художник Эжен Делакруа
В реальности, конечно, никто из западных путешественников не имел шанса наблюдать тех сцен, которые они впоследствии так ярко живописали пером и кистью. Зато наверняка они находили дорогу в злачные места Каира и Стамбула, общались с танцовщицами, не менее для них экзотичными, но зато легкодоступными.

Эдуард Фредерик Вильгельм Рихтер (1844 — 1913)

Картина Жан-Леона Жерома

«Танцы в кафе в Каире» Жака Боньи

Ф. Сантос (Испанский, 19 век) , Танцовщица гарема

Фабби Фабио
А вот первым европейцем, который на самом деле увидел всю подноготную настоящего гарема изнутри, стал англичанин Фома Даллан. В 1599 году он прибыл в Константинополь, чтобы настроить орган, который был подарен султану лично королевой Испании. Султан был так поражен звуком органа и, конечно же, мастерством Даллана, что предложил европейцу в качестве награды выбрать себе двух наложниц. И для этого лично отвел музыканта во дворец.
Вот только Фома Даллан не стал выбирать наложниц, а наоборот поспешил поскорее покинуть город, потому что боялся, что султан может передумать, и за посещение гарема лишить европейца, например, жизни. Восток – дело тонкое, об этом никогда не следует забывать!
Да и едва ли Фома Даллан смог бы по достоинству оценить устройство гарема, ведь на тот момент его стены представляли собой не обитель красавиц, томно вздыхающих от безделья и ожидания внимания своего повелителя, а, скорее, женское трудовое общежитие, каждой обитательнице которого приходилось много и усердно работать, чтобы султан хотя бы взглянул в ее сторону.

Винсент Г. Стипевич (американо-русский, 1841-1910) - Фаворитка
Сериал «Великолепный век» пробудил фантазии у многих женщин: любили же люди когда-то! Особенно султаны. И мало кто подозревает, что именно любить-то султанам было непросто. Каждое их приближение к женщине, разве что кроме рабынь, регулировалось множеством правил. Включая специальные правила, касающиеся непосредственно действий, требующих от пары уединения.
Гарем — символ абсолютной власти мужчины над женщиной. Во времена завоеваний Халифата, когда у владык мусульманского мира не было недостатка в рабынях, стало модным собирать многонациональные коллекции наложниц, которые стали зримым воплощением власти и богатства эмиров и султанов.
Восточные страсти, утончённые ласки, жаркая султанская любовь... На что это было похоже? Как ни странно, множество документов прошлого довольно детально рассказывают подробности жизни в гареме.

Генри Сиддонс Моубрей (американский художник, 1858 – 1928) – Гарем
Прежде всего, несмотря на строго мусульманскую веру, которую исповедывали правители Османской Империи, к их интимной жизни подходили с теми же мерками, как к языческим богам и их избранникам на земле. Султан, прежде всего, должен был демонстрировать собой мужскую мощь и плодородие, а значит, покрыть и оплодотворить как можно больше женщин.
Чтобы султан успел оказать милость близости как можно большим обитательницам гарема, евнухи составляли специальное расписание. Конечно, если какая-то девушка нравилась султану, то она попадала в это расписание не один раз. А вот если наложница не нравилась его матери, официальной главе гарема, у неё шанса на встречу с султаном не было вообще.
Прежде, чем быть представленной султану, девушка приготавливалась несколько лет. Её обучали, прежде всего, хорошим манерам.

Филиппо Баратти (Filippo Baratti), 1849 - 1936. Итальянский художник

Филиппо Баратти (Filippo Baratti), 1849 - 1936. Итальянский художник

Филиппо Баратти (Filippo Baratti), 1849 - 1936. Итальянский художник
Бриджмен Фредерик Артур
Образование в гареме
Помимо манер, девушки учились грамоте, каллиграфии, Корану, музыке, изящному стихосложению – традиция предписывала влюблённым, даже если они встретились только для соития в первый и последний раз в жизни, обмениваться нежными стихами. Учили девушек ухаживать за собой, красиво подавать кофе и сладости и угощать ими, наносить макияж, вести светскую беседу и даже набивать трубку.
Итальянский художник Amedeo Momo Simonetti (1874-1922)
В зависимости от происхождения, они через два года обучения становились служанками-калфа или привилегированными одалык, наложницами, которые не проходили через период прислуживания другим.
Наложниц называли «одалик», чуть позже европейцы добавили к слову букву «с» и получилось «одалиска». Из числа одалисок султан выбирал себе до семи жен. Те, кому повезло стать женой, получали звание «кадын» - госпожа. Главной «кадын» становилась мать первенца. Чуть ниже на иерархической лестнице стояли фаворитки - «икбал»- умелые любовницы и настоящие красавицы. Эти женщины получали жалованье, собственные апартаменты и личных рабынь

Амедео Момо Симонетти (1874-1922)
Как можно было попасть в гарем султана?
Самые большие гаремы были у султанов Османской империи. Отбор шёл серьёзный. Самым главным критерием к девушкам была красота. В главный дворец в Стамбуле - Дворец Топкапы, отправлялись самые красивые женщины.
Очень часто девочек в гарем ещё до появления у них признаков зрелости представляли их семьи. Если семьи эти были знатны, а в здоровье девочек не было изъяна, то евнухи, поставленные следить за гаремом, не особо придирчивы были к внешности, не выдающейся красоты девушки были обычными помощницами в гареме. В конце концов, любую женщину сделают красивыми хорошая жизнь и хороший уход! Но попадали в гарем и девушки, не имеющие отношения к политическим играм.

Австрийский художник Rudolf Ernst
В книгах записано, что в гаремах чётко следили за селекцией. Не просто так свозили красавиц со всей империи. Или там пленниц захватывали в набегах на соседние страны. Был чёткий план: сколько нужно новых девушек в год. Какого цвета должны быть волосы. По статистике, 85–90 процентов отдавалось брюнеткам. Блондинок было существенно меньше. А вот рыжеволосые красавицы считались табу: в Средние века правители видели в них воплощение демонических сил. Кстати, посмотрите, как выглядят все победительницы конкурса «Мисс мира», например. Увидите такую же тенденцию!

Адольф Вайс (венгр, 1838-1916)

"Лежащая красавица" де Жорж Антуан Рошгросс

Адриен Анри Тану 1865-1923

Эмиль Леконт-Верне (1821-1900)
Рост девушек был не особенно важен. Главное, чтобы они были стройными. Многие российские туристы наверняка видели толстушек-аниматоров, которые исполняют в турецких отелях танец живота. Так вот они не имеют ничего общего с теми прекрасными наложницами, что жили в гареме.
Султаны ценили бёдра и талию. И, как ни странно, почти не обращали внимания на грудь. Идеальная разница между талией и бёдрами описывалась как 2/3. Это вполне совпадает с современным идеалом красоты 60/90.

Анри Адриен Тану (французский художник, 1865-1923) - Гаремная красавица

Жорж-Антуан Рошгросс (1859–1938)
В гарем забирали хорваток, гречанок, россиянок, украинок и грузинок. Были там даже девушки из Италии и Франции. Но вот армяне и евреи были частью подданых, поэтому армянок и евреек в гарем не брали, а армян и евреев не брали в корпус Капыкулу, не обращали в мусульман и не брали на военную службу. Девушек из мусульманских народностей брали в гарем настолько редко, что это можно назвать исключением. Конечно же, судьбы гаремных девушек, как и везде, складывать очень по-разному.
Ещё одно интересное замечание. Исследователи времён Османской империи пришли к выводу, что в гаремах султанов женщины славянской внешности встречались крайне редко. Одной из причин такого явления можно считать то, что Российская империя того времени сама больше завоёвывала, чем отдавала свои территории. В качестве подарка женщин тоже султанам не преподносили, так как империи находились в постоянном состоянии войны друг с другом. Поэтому гаремы в основном состояли из девушек восточных земель.

Гарем менестреля Винсента Григорьевича Степевича - русский, 1841-1910
Однако в истории есть такой факт, что одна из представительниц славянок всё-таки в гареме была, и смогла добиться расположения Сулеймана Великолепного. Звали девушку Хюррем. Она отличалась своим бойким характером естественно внешностью. В гареме она оказалась совершенно случайно, но с первого дня её целью было стать главной любовью султана. Она даже приняла ислам, а это ещё одна причина, по которой в гареме не часто можно было увидеть славянских девушек.

Гарем Яна Баптиста Гюисманса - 1897
Султану нужны были только девственницы?
Во дворец Топкапы попадали девушки с разных концов планеты. Отовсюду, куда доходило османское войско, воины привозили в Турцию женщин разного происхождения и возраста. Были среди них и богатые купчихи, и бедные крестьянки, и знатные дамы, и безродные девки.
Однако в гарем султана попадала далеко не каждая. Девушек для правителя выбирали сразу по нескольким критериям, помимо красоты. Это и здоровое тело, здоровые зубы, красивые волосы и ногти. Очень ценились светлые девушки, с русыми волосами и незагорелой кожей.
Фигура так же была важна – рабыня не должна была быть слишком худой или полной. Ценилась тонкая талия и широкие бёдра, небольшой животик, а вот размер груди особо никого не волновал.
Изучив хорошенько девушек на невольничьем рынке, отбирали самых лучших. Их отправляли на обследование к врачу, где ещё раз проверяли здоровье, а так же девственность. Последний параметр был особенно важен, ведь каждая из рабынь могла в последующем стать наложницей султана.
Да, для султана была важна чистота женщины. Несмотря на то, что рабыня – далеко не законная жена, основным её предназначением оставалось рождение наследника. Как и любой восточный мужчина с горячим темпераментом, султан не мог допустить возможности связи с ранее использованной девушкой.
Более того, девушкам приходилось держать в тайне даже то, что, живя на Родине, они были помолвлены или влюблены. Следовало сохранять видимость, что султан – единственный мужчина, интересующий своих наложниц.
Однако помимо девственниц в гарем брали и женщин более старшего возраста, либо молодых, но уже живших семейной жизнью. Они были нужны для хозяйственных работ, уборки, готовки еды.

Американский художник Фредерик Артур Бриджмен (1847 - 1928)
Были ли в гареме султана не девственницы?
Девушки для гарема султана отбирались тщательным образом. Важны были не только красота, но ум и умение подать себя. Разумеется, были определенные стандарты, которым должна соответствовать наложница. Эти стандарты были общеизвестными, так что если к работорговцам попадала подходящая девушка, они уже знали, кому её предложить.
Как правило, отбирали девушек не старше 14 лет. Хюррем попала в гарем в 15 лет – и это довольно поздно, по этой причине и ходит множество слухов вокруг её жизни до Сулеймана. Но в гарем она попала уже обученная всему необходимому, именно поэтому так быстро и оказалась на хельвете у молодого султана.
Но вернемся к наложницам. Чаще всего то были совсем юные девочки, из которых «лепили» то, что нравится султану. Но так же известно, что были женщины и более старшего возраста, и даже те, кто уже бывал замужем и имел детей.
Разумеется, они не подходили для покоев султана, но все же оставались во дворце в качестве прачек, служанок и поварих.
Однако есть некоторые данные, что все же несколько султанских наложниц, попав во дворец, уже были не девственницами.
Так, например, предполагается, что Сафие Султан изначально принадлежала знатному паше, а потом была передана Мураду II, так как очень понравилась султану.
Так же известно, что и Селим I украл у сефивидского шаха Исмаила одну из его жен – Таджлу, которая оставалась в османском гареме несколько лет, но позже все же была отдана за одного из политических деятелей.

Фредерик Луи Леве (Франция, 1877- ] – Гаремная красавица, сидящая на леопардовой шкуре
Почему рабыни спали в одной комнате.
В разное время в гареме насчитывалось до нескольких сотен рабынь. И лишь некоторые из них имели привилегированное положение, всем остальным же приходилось довольствоваться меньшим.
Так, лишь фаворитки султана проживали в собственных покоях. Остальные же спали в одном большом зале. Здесь они и трапезничали, и проводили часы досуга, и даже отмечали праздники.
В сериале Великолепный Век была показана та самая большая комната, где протекала жизнь наложниц. Однако возникает вопрос, по какой причине все девушки жили вместе?
Причин на то было несколько. Во-первых, так было менее затратно в плане благоустройства и отопления.
Но более важно было то, что так было проще следить за рабынями. Калфы и евнухи должны были контролировать всё, что делают наложницы. Правила поведения в гареме были весьма строгими, так что требовался постоянный присмотр. Не дай Бог, наложница совершила бы какой-то непристойный поступок. За это жизнью мог бы поплатиться даже дежурный по гарему.
Если бы у девушек были отдельные комнаты, уследить за ними было бы куда сложнее. Участились бы кражи и ссоры, наложницы, почувствовав свободу, могли бы не бояться связи с евнухами и слугами мужского пола.
Подобных проблем никто не желал. Так что быт рабынь обустраивали, как проще.

«В гареме» Поля Александра Альфреда Леруа

Художник Kamil Aslanger \ гарем. Гарем Султана Османская Империя.

Художник Kamil Aslanger.
Османская Империя гарем Султана Сулеймана.
В прошлые века несчастные девушки, жившие в гаремах, не имели практически никаких прав и их жизнь часто повергалась опасности. В гневе султан мог приказать сделать со своей фавориткой, простой наложницей или даже женой все, что угодно. Часто проявлять жестокость при этом позволяли себе не только сами правители Османской империи, но и их родственники и родственницы.
Каждая наложница придерживалась строгому порядку. Дисциплина была главной составляющей жизни в гареме. Кто не соблюдал порядок и плёл интриг внутри гарема, тот подвергался самому строгому наказанию.

Фернан-Анн Пьестре Кормон (франц., 1845 – 1924) – свергнутая фаворитка
В османских гаремах, куда был запрещен вход посторонним людям, зачастую происходили самые странные и необычные, а зачастую и трагичные события. Провинившуюся наложницу, к примеру, могли не только сильно наказать, но и просто-напросто бросить в Босфор.
Порядки в гареме были строгие, их нарушительниц жестоко карали. Строптивую или воровку могли посадить в мешок с кошками, завязать и бросить в море.
Сулейман Великолепный казнил свою Гюльфему, когда та не пришла к нему на ночь.
Султан Ибрагим во время одного из своих кутежей приказал ночью схватить всех своих женщин, завязать в мешки и утопить в Босфоре. Об этом рассказала одна из несчастных, которую спасли французские моряки и привезли с собой в Париж.
У одалисок был только один шанс подняться по иерархической лестнице - родить ребенка, а для этого надо было удостоиться внимания султана, что было крайне непросто, учитывая, что своей очереди ждали тысячи конкуренток. Умение обратить на себя внимание пресыщенного мужчины и возбудить в нем желание было вопросом выживания. В ход шли любые средства. Родившиеся в самых разных странах невольницы приносили в гарем национальные секреты «кожи, как бархат» и «губ, подобных вишне».

Юлиус Виктор Бергер (немец, 1850-1902) Развлекая пашу.
Во времена гаремов медицина на Востоке переживала расцвет, и многомудрые лекари-табибы неустанно трудились, чтобы «луноликие» красавицы могли радовать своего господина. В результате под сводами «домов счастья» родилось уникальное искусство создания и поддержания красоты, которое, несмотря на высокие стены и крепкие замки, значительно повлияло на то, что сегодня называется современной парфюмерией. Уход за кожей с помощью масел и растительных экстрактов, массаж, мыло и духи проникли в Европу из-за стен гаремов.

В посте использовалась информация взята по крошечным кусочкам с более 500 разных источников, все картины как иллюстрация. Но не забываем, что в жизни все было не так красиво и радужно, как на картинах художников. Но тем не менее, благодаря именно работам художников интерес к прошлому, к гаремам, не ослабевает и будоражит наше воображение.
Пост подготовила Кремлякова Лариса Владимировна.