• Авторизация


ГАРЕМ И ЕГО СЕКРЕТЫ. ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ПОСТ ЧАСТЬ № 2 - 2 30-08-2025 00:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Васмак Оригинальное сообщение

ГАРЕМ И ЕГО СЕКРЕТЫ. ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ПОСТ ЧАСТЬ № 2 - 2

Права рабынь в гареме.

Несмотря на то, что в обществе сложился стереотип, утверждающий, что на востоке женщина – существо бесправное, в реальности это далеко не так. Разумеется, мы не берем в обсуждение такие страны, как, например, Афганистан, где от религии осталось лишь название.

Если изучить историю развитых мусульманских государств, то становится очевидным, что к женщине там отношение весьма высокопарное. Да, имеются свои особенности, которые европейцу кажутся то ли чудачеством, то ли безнравственностью, но следует понимать, что это совершенно иные законы жизни.

Например, взять хотя бы гаремы. Гарем султана – место, где сотни женщин, собранных под одной крышей, дожидаются своей очереди провести ночь у повелителя. Некоторые ждали годами, и так и оставались ни с чем.

Однако не все так ужасно. Девушки, не попавшие к султану, выдавались замуж за знатных пашей, они обеспечивались богатым преданным. И, более того, при желании могли развестись и даже попроситься обратно в гарем, в качестве служанки или калфы, например.

Каждая девушка получала образование. За годы жизни в гареме она скапливала неплохое состояние, ведь всем выплачивалось жалование.

Дело в том, что мусульманин, не зависимо от положения, беря в свое владение женщину, брал так же на себя обязательства по её содержанию. Он должен был одевать её, вкусно кормить, хорошо относиться.

И, между тем, мусульманин не мог взять в свой гарем любую женщину. Либо это должна была быть законная супруга, либо пленница, захваченная на войне. Христианка, иудейка не могла попасть в гарем, будучи свободной женщиной.

И, кстати, рабыни гарема так же могли общаться и со своими родственниками. Это не запрещалось, а даже наоборот – поощрялось. Ислам не одобряет разрыв родственных связей, так что девушки вполне могли вести переписку с родственниками.


Итальянский художник Fabio Fabbi


Почему жизнь в гареме вам показалась бы адом.

В народе бытует ложное мнение о том, жизнь в гареме для женщины была сплошным наслаждением. Никаких забот, вокруг заботливые евнухи – а ты знай себе, кушай сладкий лукум, да удовлетворяй султана, если он вообще вспомнит о тебе, ведь таких, как ты – сотни.

Однако именно последний факт, зачастую, приводил к кровопролитным событиям в гареме. Как не странно, но для рабынь султана главной целью жизни было попасть на хельвет к правителю. Казалось бы, есть все шансы по-тихому отсидеться в гареме, а через 9 лет удачно выйти замуж за какого-нибудь богатого пашу – но нет, наложниц данная перспектива мало устраивала.

Девушки вели ожесточенную борьбу за внимание правителя. Каждая хотела стать его фавориткой и родить наследника, ну или, на худой конец, девочку.

В чем причина столь необузданного желания стать султаншей? Ведь далеко не каждый правитель был красавчиком, а многие так вообще – не только красотой не отличались, но еще и имели массу пагубных привычек – алкоголизм, опиумная зависимость, а некоторые так вообще были умственно отсталыми.

Очевидно, большинство женщин привлекали возможные перспективы. Правда вот почему – то мало кого заботила дальнейшая судьба их детей. Ведь во дворце действовал закон Фатиха, который позволял султану убить всех наследников мужского пола, дабы избавить страну от возможных волнений.

Так или иначе, но женщины использовали все возможности, дабы привлечь к себе внимание. Соперниц же устраняли самыми жестокими способами – отравляли, душили, наводили порчу и прочее.

Согласитесь, весьма сомнительное удовольствие коротать свою жизнь в подобных условиях. Но желающие все равно находились.


Итальянский художник Fabio Fabbi


Итальянский художник Fabio Fabbi


Реальное положение наложниц в султанских гаремах

Однако на самом деле гарем совершенно не правильно сравнивать с каким-нибудь борделем. В действительности в гареме могли проживать до нескольких сотен женщин одновременно. Это были молодые девушки, которые попадали сюда, как правило, в возрасте 13-15 лет. И если вы сейчас подумали о растлении малолетних, то вы ошиблись.

В средние века, как известно, женщины взрослели раньше. К 15 годам девушка была готова заводить семью и становиться матерью. А в гареме к этому возрасту девушек обучали всему необходимому, что-бы не только уметь ублажать мужчину, но и быть полноценным членом общества.

Девушек обучали языку, грамоте различным навыкам. И к тому времени, как обучение заканчивалось, рабыни настолько привыкали к своему положению, что многие даже и не думали о другой жизни для себя.


Фрэнсис Джон Вайбурд (британец, 1826-1893) – Гарем

К девушкам из гарема относились довольно внимательно, заботясь об их душевном и физическом состоянии. Их прекрасно кормили, одевали в лучшие наряды, дарили украшения. Ведь любая из них была потенциальной фавориткой султана, способной родить шахзаде.

Но были в таком времяпрепровождении и свои минусы. Первое – это огромная конкуренция. А как следствие – постоянные интриги, конфликты, расправы.

При этом за поведением девушек следили довольно строго. Любая оплошность могла привести к удручающим последствиям, вплоть до жестокого наказания.

Что же могло стать причиной гнева надзирателей, роль которых выполняли евнухи и калфы? Любая ссора, не дай Бог – драка, неуважительный взгляд, громкий смех. Да-да, хохотать и громко веселиться во дворце было строжайше запрещено. Причём не только девушкам и слугам, но даже членам султанской семьи.

Одним словом, участь девушек гарема была не самой завидной. Живя в роскоши, каждая из них была ограничена в собственной воле. Птицы в одной большой золотой клетке.




На террасе картина и фрагмент картины Хосе Эчена (Испанский, 1845-1909)


Крутые повороты судьбы, причудливая игра добра и зла в жизни человека на Востоке рассматривается как проявление кисмета (рок, судьба). Там верят, что судьба каждого смертного заранее предопределена Провидением. Суждено ли человеку в жизни счастье или его ждет трагический конец - это кисмет. Верой в кисмет как рабов, так и властителей объясняется безропотное смирение тех и других перед лишениями, пытками, несчастьем и неожиданными неприятностями, которые обрушивались на обитателей гарема каждый день.
Общие горести порой порождали у обитательниц этого неспокойного дома удивительное по силе и глубине чувство сострадания. С ревностью и завистью в гареме уживалась глубокая привязанность женщин, горячо и преданно любивших друг друга.


Сплетницы.  Джулио Розати 1853-1917 Италия

Большой сераль, Золотая клетка и гарем - это было царство страстей и изощренных мучений, где запуганные женщины вместе с мужчинами, которых трудно было считать мужчинами в полном смысле слова, плели интриги против абсолютного монарха, десятилетиями державшего их всех вместе с детьми в роскошном узилище. Это был клубок бесконечных конфликтов и трагедий, где страдали и правые, и виноватые. А султан, Царь царей, Высший судия всего сущего, Владыка двух континентов и двух морей, Суверен Востока и Запада, сам в свою очередь был плодом союза монарха и невольницы. Его сыновья и вся династия османов разделяли ту же судьбу - это были цари, рожденные рабынями и воспроизводившие своих отпрысков с новыми рабынями.


Музыкальная интерлюдия, Алжир, 1885. Art Clemente Pujol de Guastavino.


В каких случаях наложница могла стать свободной?

Зрители Великолепного Века помнят о том, что Сулейман даровал Хюррем свободу, а после женился на ней, сделав её своей законной супругой. На самом деле, подобная практика до Сулеймана была настолько редкой, что о подобных случаях ходят лишь легенды. Это потомки Сулеймана стали один за другим заключать браки, а предки к подобному относились с большим скептицизмом.

Тем не менее, наложница все же могла получить долгожданную свободу и стать независимой женщиной.


Роберт Хоук Даулинг (1827-1886) алжирец
Картина алжирской женщины на рынке

Наверняка вы уже догадались, что для этого требовалось. Да, родить султану сына. Однако только этого было мало. Дальше было необходимо дождаться, пока султан покинет этот мир. Отдаст Богу душу, иными словами.

Лишь после смерти своего господина наложница становилась свободной. А вот если её ребенок умирал во младенчестве, а султан все еще был жив, здоров и дело его процветало, она все так же оставалась рабыней.

Явный пример подобных ситуаций – Махидевран и Гюльфем. Как мы знаем, обе потеряли своих детей ещё при жизни султана, так и не получив свободы.

Однако, все это лишь в теории выглядит довольно просто. На деле же выходило так, что после смерти султана, его наложницы, родившие сыновей, не только не получали свободы, но еще и высылались в Старый дворец, не имея возможности видеть своих детей, которые тем временем годами жили в кафесах – золотых клетках.
Лишь немногим рабыням удавалось дожить до того момента, когда сыновья становились султанами. Тогда их с почестями возвращали в столичный дворец, где отныне они были свободны и управляли гаремом.


Джон Генри Хеншэлл (британец, 1856-1928) – дамы в турецких костюмах, играющие с котенком


Праздный полдень Франческо Бальзио


Этторе-Симонетти — час развлечений


Наложница могла стать свободной через 9 лет проживания в гареме

Для этого испрашивалось разрешение у султана. В случае его получения рабыне вручали документ, свидетельствующий, что она свободный человек. При этом ей покупался дом и подыскивали достойного мужа.

К сожалению, семейная жизнь редко складывалась удачно. Привыкнув жить в безделье, довольстве, женщины покидали своих мужей. Гарем был для них раем, а дом мужа - адом.

Часть гаремных девушек выдавали замуж за молодых чиновников, взращённых в Эндеруне (мужская часть дворца, включающая лучшую в государстве школу, готовящую из государственных деятелей). Более того, за подходящих гос. деятелей выдавали даже сестёр и дочерей Султана. Несмотря на то, что до 16 века представители династии Османов женились на иностранках (мусульманках или нет) из других династий, после 16 века эта практика прекратилась, также перестали отдавать в другие государства невестками девушек из Османского рода. В этом смысле гарем был местом, в котором девушек обучали и готовили к замужеству с классом управленцев, которых готовили в Эндеруне. Девушки в гарем брались не только для того, чтобы они были жёнами или любимицами Султана. Их также покупали в гарем и обращали в ислам для того, чтобы счастье их нашло в другом месте. 


Музыкальная интерлюдия Чезаре Аугусто Детти - 1880

Были и те, кто попадал в гарем, получал образование и покидал его, удачно выйдя замуж. Были и те, кого выдавали замуж за обычных, ничем не примечательных мужчин. Некоторые из них, как, например, Кетхюда Деф-и Гам Хатун, возвышались до довольно высоких позиций (хазнедар уста – управитель-казначей), а некоторые работали на простых позициях и занимались даже уборкой. Сначала девушек учили турецкому, потом – Корану и грамоте. Девушки также получали уроки восточных танцев, музыки, изящных искусств и т.д. Помимо этого они обязательно изучали дворцовый протокол, этикет и правила хорошего тона. Благодаря знанию религии и главное – традиций и правил поведения там, где они жили, их все называли «дворцовыми дамами» и крайне уважали за их воспитание. Если в каком-то районе проживала женщина, получившая образование во дворце, этого было достаточно для того, чтобы весь район выучил дворцовый турецкий и дворцовый этикет. А те, кто жил рядом с этими образованными женщинами, передавали полученные знания на протяжение нескольких поколений.


Отто Пильны (1866-1936, швейцарский художник)

Девушки с выдающимися способностями, которые нравились Султану, оставались во дворце в качестве служащих, и потом тех из них, что хорошо выучат турецкий и ислам и полностью ассимилиркуются в дворцовой Османской цивилизации, выдавали замуж за выходцев из Эндеруна, которые переходили в Бирун (класс государственных управленцев). Раз девширме не были «аристократами по крови» и не имели никаких законных оснований претендовать на власть, Османская верхушка не отдалялась от народа. Правящий класс формировался через брак. И до тех пор, пока представители этого класса были в форме и шевелили мозгами, они оставались при правителе, но стоило им только оступиться, их тут же вышвыривали из этого класса, ведь никаких юридических прав на власть у них не было.


Джулио Розати гарем


Почему мужчины мечтали жениться на девушке из гарема
Как известно, гарем султана мог насчитывать от нескольких десятков до несколько сотен молодых и прекрасных девушек. Сюда привозили рабынь со всего мира, каждая из которых отличалась не только красотой, но умом и многими талантами.



Американский художник Фредерик Артур Бриджмен (1847 - 1928)

Казалось бы, если султан вкладывает столько средств на то, что бы его рабыни были самыми лучшими женщинами страны, то и принадлежать они могут исключительно ему самому. Но в этом вопросе не всё так однозначно.

Действительно, в воспитание наложниц вкладывали достаточно много усилий, а на содержание – средств. Но при этом далеко не каждой рабыне перепадала удача попасть в покои султана на хельвет, а уж родить наследника – вообще счастье.

Вот и оставались десятки молодых здоровых женщин, что называется, не удел. Единицам суждено было стать фаворитками, остальные же коротали дни за учёбой, шитьём, уроками музыки.

Вечно такая праздная жизнь продолжаться не могла. К 19-20 годам девушка подходила к тому порогу, когда она уже считалась не молодой. Да –да, на то период девочки созревали к 13-15 годам. В этом возрасте они вполне могли зачинать детей и уже прекрасно справлялись с родами.

Печальной была участь тех, на кого султан так и не обратил своего взора. Они жили и старели в гареме, не имея права завести семью и родить детей. Иногда женщинам все же давали такой шанс, отправляя в старый дворец, где наложница за особые заслуги могла получить право выйти замуж, ей даже давали приданое. Но так везло лишь немногим.


Художник Франческо Баллесио.  Иранская Интерлюдия.

В итоге выходило, что десятки девушек «преклонного» возраста просто жили во дворце, без всякой пользы или выгоды. При этом, каждая была умна, образованна, умела играть на музыкальных инструментах, прекрасно танцевала, готовила – ну и вообще, чудо, а не женщина.

Что делать с таким чудом? Единственный выход – отдавать замуж. Как не странно, женихи за такой красавицей выстраивались в очередь. При этом даже не смотрели, девственница ли девушка. Даже если она когда-то была с султаном, но оказалась не в фаворе, для неё всё равно находился жених.

Более того, замуж могли отдавать даже тех наложниц, кто родил султану ребёнка, но тому, скажем так, не была суждена долгая жизнь. Эти девушки так же находили своё семейное счастье вне стен дворца.


Иоганн Петер Крафт (1780-1856)


За позолотой решеток: цена жизни при дворе Османов.

Жизнь при османском дворе была игрой с высокими ставками, где наградой могли быть невиданная власть и богатство, а ценой проигрыша – не только собственная жизнь, но и судьба близких. И это касалось не только бесправных рабынь и наложниц, но и самих членов правящей династии.

Даже принцессы крови (султанши) не были хозяйками своей судьбы. Их жизни были подчинены интересам политики. Их выдавали замуж за нелюбимых, часто пожилых сановников, чтобы укрепить альянсы или вознаградить за службу. Их использовали как инструмент в сложной игре престолонаследия и придворных интриг. Хотя они жили в роскоши и пользовались формальным уважением, их личная свобода была сильно ограничена стенами гарема и требованиями династического долга.


Итальянский художник Amedeo Momo Simonetti (1874-1922)

Судьба шехзаде (принцев) была еще более драматичной и опасной. Из-за отсутствия четкого закона о престолонаследии и практики устранения братьев-соперников (или более поздней системы изоляции в «кафесе») каждый принц был потенциальной угрозой для правящего султана и одновременно – мишенью для интриг со стороны других претендентов и их матерей. Их жизнь проходила в постоянном страхе, под бдительным надзором, а достижение трона часто оплачивалось кровью братьев.

Даже сам султан, всемогущий повелитель огромной империи, не был застрахован от опасностей. История Османской империи знает немало примеров свержения и убийства султанов в результате дворцовых переворотов или восстаний янычар (как это случилось с Османом II или Ибрагимом I). Близость к власти означала не только привилегии, но и смертельный риск.

Были случаи, когда нападали  на членов семьи султана, могли убрать любого, кто казался не угодным, подкупали, казалось бы, самых верных и преданных людей в гареме -евнухов, деньги решали все вопросы,  никто не мог быть уверенным  в своей безопасности.


Картина Станислава Хлебовского 1870 года, изображающая османскую султаншу, скорее всего, Кёсем Султан, спящую в своих покоях. Сулеймана Ага, главного черного евнуха Императорского гарема, сопровождают несколько евнухов, скорее всего, убийц, которые несут тетиву.
 
Реальная жизнь при дворе Османов была далека от восточной сказки. Это был мир, где роскошь соседствовала с жестокостью, любовь – с предательством, а цена власти часто измерялась человеческими жизнями, принесенными в жертву интересам династии или личным амбициям.

Спали ли Султаны с чернокожими рабынями
Первоначальная функция гарема заключалась в продлении рода правящего султана. Каждый повелитель должен был иметь, как минимум, около десяти сыновей, дабы обеспечить себя наследниками.

К сожалению, большое количество шахзаде в итоге приводило к борьбе между ними, и даже братоубийству. Но, видимо, что б братьям не было так обидно убивать друг друга, было введено правило: «Одна наложница – один сын».

Наложница султана могла быть любой национальности. Долгое время на османском престоле восседали светловолосые правителя, рожденные от славянок и европеек. Но со временем в моду вошли черкешенки, и султаны «потемнели».

Тем не менее в гареме никогда не было чернокожих наложниц. То есть в качестве служанок они использовались весьма успешно, так как были выносливыми и неприхотливыми, а вот в покои султана попасть им не было суждено.

Разумеется, дело было именно в престолонаследии. На османский престол не мог взойти чернокожий султан.

Да и вообще негритянки воспринимались турецкими мужчинами как нечто экзотичное, но совершенно несимпатичное. Турки с древних времен испытывали вожделение и интерес к светлокожим и светловолосым женщинам.

Но, разумеется, исключать того, что изредка султаны все же спали с чернокожими женщинами, исключать нельзя.
Кстати, что касается турецких сериалов о правлении султанов, то в Великолепном Веке негритянок мы не увидели, а вот в империи Кёсем нам все же показали, какое место они занимали в иерархии гарема.




Какая судьба ждала жён и наложниц султана после его смерти?

Во времена Османской империи после смерти хозяина ставший ненужным гарем переселяли в старый и далеко не роскошный дворец, так как новый султан набирал новых одалисок. Со временем обитательниц гарема стали часто и вовсе распускать. Так, например, обычно происходит и сегодня.


Фернан-Анн Пьестр Кормон (франц., 1845 – 1924) – в трауре

Но даже когда ребенок родился, и если он был сильным и здоровым, впереди счастливую избранницу ожидали испытания. По закону когда правитель умирал, новый султан должен был умертвить своих братьев. Эта жестокая традиция имела глубокий смысл, междоусобицы между братьями приводили к кризису власти и ослаблению державы.

«Султан умер», - объявили мрачную весть по всему дворцу.

Некоторые женщины горько плакали, а султанши прижимали к себе сыновей, зная, что скоро их разлучат. Дворец словно окутала тьма. Смерть султана стала сигналом к смене власти. На трон взойдет новый правитель, и среди тысяч женщин во дворце только одна могла радоваться - мать нового султана.
  
Султанши и наложницы умершего султана были отправлены доживать свой век в Старый дворец. Завершенный в 1458 году, Старый дворец изначально должен был служить главной резиденцией султана. Однако, начиная с Мехмеда Завоевателя, он стал домом исключительно для женщин гарема.

Вступая на престол, новый султан Османской империи должен был создать свой собственный гарем. Унаследование гарема отца считалось кровосмесительным актом и строго запрещалось Кораном: «Не женитесь на женщинах, на которых женились ваши отцы».


«Новая невеста» Рудольфа Эрнста

Некоторые из бывших наложниц освобождались из рабства и выдавались замуж за чиновников, даже если у них были дочери или умершие сыновья султана. Незамужние дочери покойного султана и бывших валиде-султанш, которые часто становились бабушками нового султана, также отправлялись в Старый дворец.

Ранее служивший главным дворцом султана, Старый дворец предлагал относительно хорошие условия жизни. Один итальянский паломник описал его как рай на земле, где исполнялись любые женские прихоти. В первой половине XVII века казначей британского посольства в Стамбуле отмечал, что в Старом дворце есть удобные апартаменты, высокие фруктовые деревья, бани и фонтаны.

Напротив, юных принцев и беременных наложниц султана ждала более суровая судьба. Мехмед III приказал казнить 7 (по некоторым данным, 12) беременных наложниц своего отца, чтобы обеспечить себе неоспоримое престолонаследие. До этого он уже задушил 19 своих братьев.

В конце концов, османская практика братоубийства была заменена системой, известной как кафес, или «клетка». Вместо того чтобы быть убитыми, братья султана были заключены в отдельное крыло, где жили в своеобразной мужской версии гарема, часто называемой «позолоченной клеткой».


Османская Империя наложницы Султана. Эдвин Лонг ориентализм.

https://my.mail

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ГАРЕМ И ЕГО СЕКРЕТЫ. ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ПОСТ ЧАСТЬ № 2 - 2 | vasilyevich - Дневник vasilyevich | Лента друзей vasilyevich / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»