Кому-то Неаполь может показаться шумным, тесным, грязным, но его богатая история и культура с лихвой окупает эти недостатки. Попробуйте, например, зайти в узкую калитку монастырской стены в старом городе и вы попадете в райский сад, где растут апельсиновые деревья. Дурманяще пахнут цветы, под названием «Белле Донне». Там вдоль аллей вьется виноград. Тоже самое можно сказать и о жителях города. Нужно только найти нужный ключ к их сердцу.
Базилика Сан Лоренцо
[показать]
Строительство базилики начато еще в 500 году, но окончательный вид она обрела с Роберто Анжуйским в конце 13 века. Роберто и его вторая жена Санча ди Майорка были очень набожны. Санча даже просила у Папы Римского разрешение на развод, чтобы уйти в монастырь, но получила отказ.
А Роберто Папа советует чаще читать жития святых и брать с них пример. Но Роберто совету не внял. Король влюбился в хорошенькую жену Томмазо д Агуино, которая родила ему дочь Марию. Эту Марию Джованни Боккаччьо обессмертит под именем Фьяметты (Огонек). Согласно легенде, впервые он увидит девушку в церкви Сан Лоренцо. После короткой связи ветреная Мария оставит поэта, но Боккаччьо будет вспоминать свою возлюбленную с огненными волосами до конца своих дней.
С базиликой Сан Лоренцо связано и имя Петрарки.
Впервые поэта пригласит в Неаполь Роберто Анжуйский для написания трактата «Pictura Italiae». Второй раз Петрарка посетит Неаполь по служебным делам в правление внучки Роберто Джованны Первой.
Двор юной королевы, погруженный в разгульную порочную жизнь, неприятно поразит поэта и он переселится из королевского дворца в базилику Сан Лоренцо.
Эта базилика считается первым пристанищем монахов-францисканцев в Неаполе, которых всячески опекал Роберто Анжуйский. Он даже будет похоронен в облачении монаха-францисканца.
[показать]
Базилика построена на останках древнего города, которые можно увидеть, спустившись в «подвал» базилики.
[показать]
[показать]
Сейчас здесь находится музей. На фото фигурки Мадонны и Христа античных Презепе Неаполя.
Как песня помогла побороть страх
[показать]
Вид на город с высоты района Вомеро
[показать]
Центральный фуникулер Неаполя. Построен в 1929 году
В 1880 году был построен первый фуникулер.
Его владельцы планировали получить большие доходы на доставке туристов к кратеру вулкана Везувий.
Но народ новому достижению техники не доверял. Страшно было.
Вдруг тормоза у него откажут? Или еще чего случится?
Компания терпели убытки.
Тогда то и появилась идея написать задорную песню о фуникулере. О том, как замечательно на нем кататься.
Автор песни Пеппино Турко и композитор Луиджи Денца прекрасно справились с задачей.
Простенькие слова «Ямма н коп (пошли наверх - неапол.)» и «фуникули фуникуля» стали так популярны, что владельцы фуникулера быстро поправили свои финансовые дела.
А песня «Фуникули фуникуля» стала считаться классической неаполитанской песней.
В Неаполе позже появились четыре фуникулера, которые соединяют центр города с районами Вомеро и Поссилипо.
Фарфор Каподимонте
[показать]
Идея построить свою фабрику фарфора появилась у Карла Третьего Бурбона, короля Двух Сицилий, после его женитьбы на дочери правителя Саксонии Марии Амалии. Ее дед основал знаменитую фабрику фарфора в Мейсене и в приданом юной королевы были великолепные сервизы-изделия мейсенских мастеров. Очевидно и желание Карла Третьего поднять престиж своей столицы. В середине 17 века свои фабрики фарфора имели только Французский двор, Саксонский и Венский.
[показать]
Мейсенский фарфор
[показать]
Венский фарфор
В 1743 году в Королевском лесу Каподимонте строится здание фабрики. Здесь же поселятся и ее мастера с семьями. Их жизнь напоминает монастырскую. Каолин высокого качества привозят из Калабрии, краски из Венеции и Дрездена. И в первый же год существования фабрики было выпущено 1970 изделий довольно высокого качества. Их марочный знак - лилия синего и реже золотого цвета. Иногда она могла быть «тисненной». Поначалу за основу берутся образцы французского и мейсенского фарфора. Карл Третий лично контролирует лабораторные разработки будущих изделий. Он считает фабрику своей собственностью и гордостью. В 1757 году поступает грандиозный заказ на «китайский салон» Марии Амалии для резиденции в Портичи. Мастерам предстояло обшить стены и потолок салона фарфоровыми пластинами с рельефным рисунком с китайском стиле. Даже полы в салоне предполагалось сделать фарфоровыми. Не говоря о прочем декоре.
[показать]
[показать]
Эта работа станет последней для фабрики Карла Бурбона. Король вынужден покинуть Неаполь, чтобы занять Испанский престол. Но свое детище — фабрику - он заберет с собой. Оборудование и пять тонн каолина грузят на корабли, следующие в Испанию. Покидают Неаполь и ведущие мастера. А отбракованные оставшиеся изделия закапывают в королевском лесу Каподимонте. Его сын король Фердинандо Четвертый тоже откроет фабрику фарфора в 1780 году. Ее маркой станет буква N синего цвета. Именно тогда будет освоен выпуск «Бисквита» (матового белого фарфора). Но, с приходом французов, его фабрика пришла в упадок. Сейчас производством фарфора Каподимонте в Неаполе заняты мелкие мастерские, которых становится все меньше. Если раньше, в трудные времена, их выручали мелкие сувениры, так называемые «бомбоньерки», то теперь китайцы заняли и эту нишу.
[показать]
Катакомбы Святого Януария
[показать]
Неаполь расположен на холмах из желтого пористого туфа. Туф горожане веками использовали для строительства домов. А образовавшиеся пустоты служили им для разных целей.
В том числе и как кладбища.
Так, во втором веке до нашей эры, на месте будущих катакомб, был фамильный склеп богатой римской семьи.
А в третьем веке уже нашей эры здесь был похоронен епископ Неаполя, его покровитель, Святой Агриппино. Народ потянулся к катакомбам, чтобы поклониться святым мощам.
В четвертом веке сюда переносят останки епископа Дженнаро, казненного в период гонений на христиан, и тоже возведенного в сан святых.
Неаполитанцам Сан Дженнаро нравится больше. Как мученик, пострадавший за веру. Сан Агриппино-то умер сам по себе.
И они меняют своего покровителя с Сан Агриппино на Сан Дженнаро. С тех пор катакомбы названы в его честь и туда начинается настоящее паломничество.
В восьмом веке мощи Сан Дженнаро Лангобарды, захватившие Неаполь, увезли в свою столицу, в Беневенто. Катакомбы опустели.
Вспомнили о них во время Великой Отечественной Войны. Неаполитанцы скрывались под землей во время бомбардировок. Случалось, что в столь мрачном месте рождались детишки.
[показать]
Сейчас в катакомбах можно и повенчаться, если у кого появиться такой каприз.
[показать]
Легенда о маленьком монахе
[показать]
За 26 веков своего существования Неаполь пропитался легендами, как губка водой. А если учесть, что неаполитанцы – народ суеверный, легенды здесь весьма живучи и даже обрастают новыми деталями.
Как, например, легенда о монашке.
Она гласит, что в 1445 году, в правление страной Арагонцами, дочь богатого купца Катерина Фрецца влюбилась в прекрасного бедного юношу Стефано Мариконда. Встречались они тайно по ночам. Но отец девушки выследил Стефано и убил его прямо на месте свидания.
Несчастная Катерина ушла в монастырь, где у нее родился мальчик. Новорожденный оказался уродцем с большой головой и крошечным тельцем. Когда ребенок подрастет, монахини, чтобы скрыть безобразие, сошьют ему облачение, напоминающее рясу с капюшоном. Отсюда и пойдет его прозвище «Муначьелло» – маленький монах.
В средние века вода в Неаполь поступала через «акведотто» (схожего с римским) в подземные галереи из туфа. Туф использовали для строительства домов, а образовавшиеся пустоты служили емкостями для воды. Ее поднимали ведрами из колодцев, которые сооружены были прямо в домах.
Муначьелло, благодаря своему маленькому росту, стал смотрителем «подземного царства», и через колодцы он легко попадал в дома горожан. Эти внезапные появления производили на них сильное впечатление.
И остались в людской памяти на века.
После смерти монашка некоторые граждане будут уверять, что к ним в дом ночью приходил Муначьелло. Он гремел посудой, хулиганил, а женщин, бывало, гладил по попе (неаполитанец все таки, хоть и привидение).
Со временем в народе начнут говорить, что монашек, если с ним быть добрым, может указать на спрятанный в доме клад. А, если обидеть… Одним словом, лучше этого не делать. Дело дошло до того, что в 1578 году в своде законов о сдаче жилья внаем появится пункт, гласящий:
-В случае, если жильцам сданной квартиры явится призрак монашка, они могут съехать с нее, не заплатив.
Коллекция скульптур Фарнезе
[показать]
История по моему похожа на вязание. Пропустишь петлю – не выйдет рисунка.
Так история Неаполя остается для меня не совсем ясным набором петель, настолько она сложна и витиевата. НО!!!
Я разобралась – как коллекция скульптур Фарнезе оказалась в Неаполитанском археологическом музее! Уже прогресс!
А прояснение наступило после фильма «Борджиа». Просто и доходчиво (как раз для меня), в нем рассказано о Папе римском Александре Шестом.
Любовницей Папы была Джулия Фарнезе. ВОТ! ФАРНЕЗЕ!
Она помогла своему брату Алессандро стать кардиналом. А позже он становится Папой Павлом Третьим.
Алессандро для строительства палаццо Фарнезе и для текущих работ в Ватикане использует материал, который добывают при раскопках древнего Рима.
Например: термы Августа и Каракалла. Последние в свое время называли седьмым чудом света за поражающую воображение красоту и разнообразие декоративных элементов. Сколько великолепных скульптур извлекли на свет божий при раскопках этих терм!
Отсюда и берет начало коллекция скульптур Фарнезе.
У Павла Третьего были дети, внуки и правнуки. Его правнучка Елизавета Фарнезе выходит замуж за Филиппа Пятого, короля испанского и неаполитанского.
Филипп никогда не любил править и возлагал эти обязанности на любого, кто их соглашался выполнять.
Так было при первой его жене и при второй – Изабелле. Она-то и решает передать Неаполитанское королевство одному из своих сыновей – Карлу (будущему Карлу Третьему Бурбону).
И тот забирает в свою столицу в Неаполь коллекцию скульптур, принадлежащую матери. Вот такие кружева!!
[показать]
[показать]
[показать]
Дьявол района Мерджелина
[показать]
Мерджелина-приморский район Неаполя, воспетый художниками и поэтами.
В 15 том веке здесь жил гуманист и писатель Яков Санназаро. На его средства была построена церковь «Santa Maria dell Рarto». Сама церковь простенькая, по неаполитанским меркам, как снаружи так и внутри. Даже вход в нее я не замечала несколько лет, пока не спросила у местных жителей. Они мне показали узкий проем в бесконечной серой стене с маленькой табличкой «Лифт церковный». Попробуй-найди! Знаменита церковь картиной Леонардо ди Пистойя «Святой Михаил, пронзающий копьем дьявола».
А кто его видел? Дьявола я имею в виду. Вот и изображают его художники, как позволяет им фантазия. Только никто не додумался, что дьявол может быть таким…красивым. И появились в народе истории и легенды о Мерджелинском дьяволе.
«Жила в давние времена в Неаполе ослепительная красавица Изабелла д Авалос. Кожа девушки была такой белой, словно солнце ее никогда не касалось. В глубине глаз красавицы мерцал холодный изумрудный огонь. А с полных губ цвета спелого граната не сходила высокомерная усмешка. Диомед Гарафа, (будущий глава церкви Ариано Ирпино 1511-1560) влюбляется в мадонну Изабеллу без памяти. Но холод не только в глазах девушки, но и в сердце. В момент, когда жизнь Диомеда становится невыносимой от неразделенных чувств, по странному капризу, мадонна Изабелла произносит долгожданное «Да».
Кто любил, тому знаком этот благословенный период жизни, когда мир вокруг преображается в калейдоскоп волнующих красок. Когда внезапно тучи исчезают с горизонта и солнце дарит только радость,нежась в бездонной голубизне неба. Когда цветочные бутоны раскрываются вам навстречу,издавая дурманящие разум ароматы. Они проникают в кровь и заставляют сердце биться сильнее. Но короток этот период. Вот уже опали лепестки цветов и от них исходит запах тления. А солнце становится беспощадным, выжигая все, чему недавно давало жизнь. Коротко было и счастье Диомеда. Изабелла становится с каждым днем все холоднее и безразличнее. Диомед страдал, плакал, ревновал. Но, чем больше страдал, тем больше любил, пока не увидел Изабеллу в объятиях своего лучшего друга Джованни Вериззио. С тех пор искал он забвения в других краях, с другими женщинами, в бесконечных праздниках и роскоши. Только напрасно. Повсюду чудилось ему белое лицо с холодными зелеными глазами».
Говорят, что по заказу Диомеда Гарафа художник Леонардо ди Пистойя изобразит дьявола, которого победил Святой Михаил, в образе прекрасной женщины с уродливой душой.
Легенда о Яичном замке
[показать]
О Яичном замке сложено много легенд.
Одна из них связана с самим названием – ЯИЧНЫЙ замок.
По легенде Виргилий, живший в Неаполе и слывший колдуном, спрятал в одной из башен замка металлическую клетку, внутри которой было яйцо.
«Пока яйцо цело, с городом ничего не случится», — якобы сказал Виргилий.
А в 1343 году королевство Неаполитанское поразило страшное бедствие: сильное землетрясение сотрясало сушу, а с моря циклон гнал огромные волны, которые достигали центра города, нанося ему непоправимый урон. Пострадал и сам Яичный замок. Среди перепуганных горожан прошел слух, что пленник Яичного замка сын герцога Милана Амброджио Висконти сумел бежать.
И первое, что он сделал — отыскал клетку с яйцом и бросил ее на землю.
- Теперь мы все погибнем! – испугались горожане.
Чтобы избежать паники, королеве Джованне Первой Анжуйской пришлось объявить, что яйцо заменили на равноценное и клетку вернули на прежнее место.
Она лично возглавила процессию женщин, которые босиком прошли в церковь просить защиты у Девы Марии.
[показать]
Вилла Пиньятелли. Неаполь
[показать]
Самым замечательным образцом неоклассики в Неаполе является ВИЛЛА ПИНЬЯТЕЛЛИ. Виллу окружает уютный парк.
[показать]
Само здание построено в 1826 году архитектором Пьетро Валенте для сына сэра Джона Актона, первого министра короля Фердинандо Бурбона, Фердинандо Актона. В оформлении самой виллы и парка господствует английский стиль и вкус, хотя вилла сменила не одного хозяина.
[показать]
После Актона владельцами ее стали Ротшильды. Семья богатейших немецких банкиров, которые финансировали Бурбонов. Ротшильды пригласили известных декораторов для оформления КРАСНОГО САЛОНА. Остальные изменения в декоре и убранстве залов внесла последняя владелица виллы Розина Пиньятелли, обладавшая безупречным вкусом. Она и передала в 1960 году жемчужину неоклассического искусства в руки государства вместе со всем убранством, куда входит и богатая коллекция фарфора. Когда я прохожу по залам этой чудной виллы, меня не покидает ощущение комфорта, уюта. Ее роскошь не давит, как это часто бывает в королевских дворцах, а доставляет удовольствие.
[показать]
[показать]
«Мощи неизвестного святого»
[показать]
До 1500 года королевским указом в Неаполе запрещалось строительство жилья за пределами крепостной стены, при том, что население города неуклонно росло.
Постепенно в черте города исчезают огороды и зеленые зоны. Существующие дома надстраиваются и тянутся вверх. И все это происходит при полном отсутствии канализации. Можно только представить, какая антисанитария царит в городе.
Не удивительно, что в Неаполе на смену одной эпидемии приходит другая. Число погибших от них исчисляются сотнями. Например, эпидемия чумы в 1656 году унесла с собой более 300 тысяч человек.
А для такого количества трупов нужно найти место. На достойные похороны у многих семей нет ни возможности, ни средств.
Кроме того, Италия, в отличии от России, не располагает бескрайними безлюдными просторами. Земля здесь на вес золота.
Поэтому для массовых захоронений жертв эпидемий и бедняков используется искусственный грот из туфа в районе Санита. Неаполитанцы выбирали в этом месте туф для строительства домов.
[показать]
Так появилось кладбище под названием ФОНТАНЕЛЛЕ. А знаменито оно тем, что жители города превратили кладбище в «священное».
Богатые на выдумку неаполитанцы решили, что все похороненные на «Фонтанелле», вполне могут считаться святыми. И жили они в бедности, и умерли в мучениях.
[показать]
И на кладбище потянулись сторонники такой странной идеи, чтобы выбрать себе «мощи неизвестного святого». Их укладывают в подобие ларчика и украшают по своему вкусу. Иногда, случалось, что выбранный кем-то святой приходил к нему по ночам и называл свое имя. Тогда на ларчике появлялось имя.
Этот феномен «поклонения мощам неизвестного святого» был весьма распространен до 1956 года, пока Папа Римский не запретил его своим указом.
Это страшное слово САНИТА
[показать]
В России Антонио де Куртиса (Тото) почему-то знают мало, хотя он был и остается самым любимым и популярным итальянским комиком, которого сравнивают с Чаплиным.
А родился Тото в Неаполе в районе САНИТА. Биографы подчеркивают это слово. Слава-то у района, как у Булгаковской нехорошей квартиры.
По сей день не все горожане рискуют туда ходить. Я хожу, потому что в этом районе много лет живет моя подруга. Как раз неподалеку от дома, где родился Тото.
[показать]
Соседи подруги рассказывают, что актер, когда стал знаменитым, приходил сюда и подсовывал деньги под двери жильцов. Читая его биографию, я в это верю. А на небольшой площади, где живет подруга, снят фильм «Вчера, сегодня, завтра», где София Лорен играет многодетную мать, которая торгует контрабандными сигаретами.
[показать]
Район Санита как жилой квартал появился еще в 16 веке. До этого он считался местом захоронения (может быть отсюда появилась его «дурная слава»). Здесь находится знаменитое кладбище «Фонтанелле», куда свозили умерших от эпидемий. Только во время эпидемии чумы 1656 года число ее жертв превысило 300 тысяч человек. Сейчас район считается одним из центров итальянской Каморры.
Со мной здесь не случилось ничего трагического. Только однажды, во время карнавала, подросток выплеснул на меня ведро воды (как он был счастлив!) И как-то утром другой подросток, стесняясь, потянул за ремень мою сумку. Я покрутила пальцем у виска, и он убежал. Застеснялся. Вот, пожалуй, и все.
Но все равно домашние провожают меня туда, как на фронт.
[показать]
Легенды замка Кастель дель Ово
[показать]
С середины 15 века Неаполь переходит в руки Арагонцев. Неаполь становится для них форпостом и источником дополнительных доходов. От испанской короны назначаются вице-короли, которые нещадно грабят город, вереницей сменяя один другого. Один вице-король вывез на родину даже мраморные ступени фонтана.
Лишь Педро ди Толедо оставил о себе добрую память.
В 1500 году он отдает распоряжение засыпать ров, проходящий за крепостной города и начать строительство «испанских кварталов» для размещения своих солдат. Их присутствие необходимо не только для военных планов арагонцев, но и для подавления народных волнений. Для солдат архитектурные излишества ни к чему. Появляется унылый квартал с узкими прямыми улицами, где солнце – редкий гость.
[показать]
Как только квартал немного обживается, дону Педро приходится издать указ по борьбе с проституцией. Портовый город Неаполь удивить проституцией трудно, но в испанских кварталах она выходит за все рамки приличий. На каждом свободном пятачке улиц разбиты шатры и бараки, где жрицы любви обслуживают солдат на отдыхе. Девушки, девочки и пожилые женщины устремляются в полумрак квартала в надежде заработать несколько грошей.
Указ дона Педро мало чему помог.
Спустя почти 500 лет мировую известность получит фильм «Развод по-итальянски» с Софией Лорен в главной роли. Она играет Филумену Мартурано, проститутку. Персонаж взят из реальной жизни. А родилась Филумена в испанских кварталах в Неаполе.
Сейчас квартал не выглядит так мрачно, но заходила я туда с опаской.
Пару раз пожилые люди меня предупредили: – Осторожно, синьора, с фотоаппаратом. Здесь воруют». Но, слава Богу, все обошлось.
[показать]
Секреты неаполитанского Презепе
[показать]
Неаполитанское презепе (рождественский вертеп по-нашему).
Говорить о нем можно много.
Все началось с того, что король Неаполя Карл Бубон Третий любил презепе и заказывал его на каждое Рождество. А королю абы что не понесешь.
Вот и появились в Неаполе мастера, которые создавали из глины, тряпочек, дерева настоящие произведения искусства. Королевские презепе можно увидеть во дворце Казерты и во дворце на площади Плебешита Неаполя. От короля не отставала знать, потом подтянулись мещане и простолюдины.
Уже к концу 17 века презепе появлялось на Рождество в каждом неаполитанском доме. И эта традиция сохранилась по сей день.
[показать]
Если вам доведется побывать в Неаполе накануне праздника, то вам понадобится не один день, чтобы обойти все выставки и продажи этих необычных для нас вертепов.
Для меня, человека не слишком религиозно образованного, презепе – забавное творчество. Для неаполитанцев оно полно скрытого смысла. Например, 12 продавцов в презепе символизируют 12 месяцев в году (продавец мяса - январь, например)
Мельница – символ времени (перемелется – мука будет).
Колодец – место, где обитают духи. Есть поверье – если заглянуть в колодец в Рождественскую ночь, можно увидеть лица тех, кто умрет в будущем году. И говорят, что Мадонна может утянуть на Рождество в колодец малыша, который приблизится к нему. Детям строго-настрого наказывали не приближаться к колодцу в праздники.
Источник – место, где Мария получила весть, что родит сына Божьего.
Трактир и его хозяева – напоминание о легенде о злых супругах, которые убили троих малышей и подавали их мясо гостям.
Мост – символ перехода из мира живых в мир иной.
Свет, идущий от места, где лежит младенец Христос, это и символ возрождения природы. Ведь 25 января – день равноденствия.
Накануне Рождества многие неаполитанцы берутся за дело. Создать презепе своими руками интересно и пожилым, и детям.
Каждый турист, приехавший в Неаполь, приходит на улочку Сан Григорио Армено, где круглый год продают презепе. Но купить их сможет далеко не каждый. Цены кусачие.
[показать]
Чтобы как-то оживить торговлю, неаполитанские мастера (большие выдумщики) стали продавать фигурки известных людей. Как здесь говорят: «Утром – в газете, вечером – в ПРЕЗЕПЕ». Берлускони с подбитым глазом, когда в него бросили бутылку, отличившегося футболиста, или новую звезду, вспыхнувшую на итальянском горизонте.
[показать]
Как умный священник город осветил
[показать]
В 17-м веке Неаполь, хоть и был столицей королевства, уличного освещения не имел никакого. Знатные люди ночью передвигались по городу в сопровождении слуг с факелами. Народ попроще пользовался масляными лампами, а большинство прохожих, вынужденных выходить из дома затемно, полагались на Бога.
Воры и насильники существовали и существуют во все времена. Неаполь не является исключением, и неудивительно, что в темноте узких переулков города совершались преступления всех видов. Нередко при свете дня здесь находили окровавленное тело без признаков жизни.
Хоть и были осторожными случайные прохожие, но преступники изобрели способ их обмануть – они натягивали на небольшой высоте поперёк улицы веревку, ничего не подозревающий прохожий спотыкался и падал. Лежачий, он становился лёгкой добычей воров.
По сей день в Неаполе можно услышать: «Ты что, думаешь я ночью хожу верёвку натягивать вдоль улицы?». В смысле: чужого не воруют.
В эпоху короля Карла Третьего Бурбона, в Неаполе жил известный своими благими делами падре Рокко (Грегорио Мариа Рокко). Чтобы сократить число преступлений в городе, падре Рокко убедил короля осветить улицы масляными фонарями. После некоторых сомнений, Карл Третий приказал их установить. Но только на центральных улицах.
[показать]
Но даже эти немногие фонари очень скоро были перебиты. Тогда падре Рокко посетила одна гениальная мысль…
С разрешения короля, он обошел все бедные кварталы старого города вдоль и поперек с предложением – повесить изображение Мадонны или любого святого (по желанию) через каждые пять-шесть домов, а перед ним зажигать ночью лампадку. Он знал, что религиозные жители ему не откажут. Падре Рокко сам раздавал изображения святых.
Так осветились самые тёмные закоулки Неаполя. Даже самые отчаянные преступники не осмеливались разбить лампадки перед святыми. Во-первых, из страха перед жителями домов, а во-вторых, они сами были верующими, и обращались к святым за помощью в их опасном и нелёгком ремесле.
Таким освещением город довольствовался до 1806 года, пока французы, пришедшие к власти, не установили 2000 уличных фонарей. Но неаполитанцы не отказались от своих привычек. Они по-прежнему зажигают теперь уже электрические лампадки перед святыми на улицах старого города.
[показать]
Эпидемия чумы в Неаполе
[показать]
За 25 веков своего существования Неаполь пережил самые разнообразные трагедии, как природные, так и человеческие. Но самой чёрной страницей его истории остается эпидемия чумы 1656 года, когда, по некоторым данным, погибло 70 процентов населения города. Данные о потерях варьируются, потому что ситуация была столь катастрофической, что о точных цифрах говорить не приходится.
Вероятнее всего, чума в Неаполь пришла из Сардинии в начале мая. Несмотря на попытку вице-короля Испании князя Ди Кастрилло взять ситуацию под контроль, эпидемия распространялась с ужасающей быстротой.
Ей предшествовало мощное извержение Везувия с землетрясением, которое оставило без крова тысячи жителей Везувианы. К и без того перенаселенной столице королевства прибавилось еще 44 тысячи человек, что ухудшило санитарную, экономическую и демографическую ситуацию. В городе не существовало канализации, не хватало источников воды, царила ужасающая нищета.
Уже в конце июня ежедневное число умерших достигло четырех тысяч человек. Народ начал «охоту на ведьм». Считалось, что они разносят болезнь, смазывая двери домов маслом.
Ди Кастрилло распорядился освободить галерных рабов, чтобы те помогали убирать трупы с улиц и копать общие могилы. Рыночные площади, которые чума поразила в первую очередь, стали одновременно лазаретами и кладбищами.
На картине Доменико Гарджуло «Площадь Меркатьелло во время чумы» отражена ситуация, царящая в городе в эти страшные дни. Здесь видно, что тела умерших сжигались на кострах и у барака вырыта яма.
Городской Совет решил разместить на крепостных воротах изображения святых, чтобы они защитили город от несчастья. Сохранилась (плохо) только одна фреска тех дней на площади Кавур, где Маттиа Прети изобразил Сан Дженнаро на одноименных воротах. А рядом с площадью Меркатьелло на воротах Альба установлена статуя Сан Гаэтано, которому приписывают чудо спасения города от чумы.
[показать]
В середине августа, после невероятно сильного ливня, который «умыл» город, эпидемия пошла на спад. Среди священников началась полемика: кто из святых защитил город? Сан Франческо или Сан Гаэтано? Папа Римский Александр 7 утвердил обоих.
Чума перекинулась и на область Кампания. В городке Трентина из общего числа жителей 460 человек выжило 60. Не обошла эпидемия и Рим. Точно установлено, что виновником её стал неаполитанский моряк, остановившийся в гостинице «Монтефьере» в не очень благополучном районе Трастевере. Здесь чума унесла с собой 14 473 жертвы.
Улица Толедо
[показать]
Улица Толедо в Неаполе, пожалуй одна из самых популярных улиц города. Большая часть ее предназначена только для пешеходов. Это и хорошо охраняемая часть города. Здесь вы увидите даже военные посты.
А появилась улица Толедо по распоряжению вице-короля Испании Дона Педро ди Толедо, маркиза Виллафранка в 1536 году на месте крепостного рва. Дон Педро взялся за расширение границ города, и ему необходимо было построить «микрорайон» для размещения испанских солдат.
Так, сразу за улицей Толедо, появились «испанские кварталы».
Саму же улицу благоустраивали и перестраивали, и в результате здесь было построено 20 дворцов, первые этажи которых сейчас занимают магазины и кафетерии. А вот если присмотреться к самим дворцам, то станет очевидным, что город переживает не лучшие времена. Почти в каждом здании видны нежилые квартиры и даже целые этажи.
[показать]
Но если не присматриваться, то кажется, что жизнь на улице Толедо бьёт ключом. Здесь выступают артисты, целуются парочки, проходят многочисленные демонстрации.
Сами неаполитанцы обычно называют эту улицу via ROMA, потому что после объединения Италии здесь тоже взялись за переименование улиц. Так что с 1870 года по 1980 она была «Римской». Потом снова стала ТОЛЕДО, но это название уже не прижилось.
[показать]
Поэтому, если приедете в Неаполь, ищите виа Рома. И вас все поймут.
Вот что написал об улице Толедо писатель ди Джакомо:
«К вечеру с набережной на улицу Толедо возвращаются экипажи местной аристократии. Уже темнеет, но элегантные витрины магазинов сияют ослепительным светом, бросая на прохожих пурпурные всполохи. Здесь роскошь перемешана с нищетой. Все весело, живописно, ярко. Наступило время артистов, поэтов, влюбленных и прожигателей жизни».
Театр Сан Карло
[показать]
4 ноября 1737 года, княгиня Изабелла ди Капоселе пишет своей подруге Виоланте Цанолин письмо в Венецию:
«Любезная моя Виоланта, наша дружба дает мне повод делиться с тобой событиями моей жизни как приятными, так и грустными…
Сейчас два часа ночи. Мы с мужем недавно вернулись из театра Сан Карло. Сегодня состоялось его открытие. Присутствовал король (храни его Бог). Давали спектакль и бал.
Мой муж уже спит. Он устал от бесконечных визитов в ложи наших знакомых. Как ты помнишь, в старом театре Сан Бартоломео у нас была ложа, за которую муж платил 90 дукатов. Теперь ему пришлось выложить 760 дукатов, но муж не жалеет о затратах, поскольку весь вечер мы могли наслаждаться обществом Его Величества. Какой спектакль, моя дорогая!
О музыке говорить не буду. Ты знаешь, что я в ней ничего не смыслю. Но публике понравилось. Они аплодировали без устали. Но честно признаться, Скарлатти мне нравится больше за клавесином в нашей гостиной. Для театра он слишком уныл.
Его Величество, храни его Бог, проспал весь спектакль. Одним словом – была серьезная музыка, дорогая моя! Не для наших с тобой ушей. Очень хорошо, что король запретил своим указом курить в коридорах театра, чтобы дам не тошнило. В бывшем театре Сан Бартоломео я так страдала от того, что его коридоры напоминали казарму.
Виоланта, дорогая! Какое великолепие, какой блеск, какое освещение! Король появился к началу спектакля и шум в зале стих. Оркестр заиграл гимн, и зрители закричали: – Да здравствуют король и королева!
Издалека королева кажется красавицей, но, кто видел её вблизи, говорят, что лицо Её Величества портят оспины. Её парикмахер – не самый лучший в городе. И туалет очень скромен. Добродетельная! Я бы тоже так одевалась, готовя себе место в раю. Но мой духовник сказал, что большого греха нет, если туалет смотрится прилично.
Ты знаешь, дорогая, что мушки сейчас в большой моде, но мне они не идут. Поэтому я обошлась одной СТРАСТНОЙ, двумя ГАЛАНТНЫМИ и одной УБИЙЦЕЙ в углу губ.
Может быть, мое декольте было слишком открыто. Юный князь Тарсия из соседней ложи не переставал меня разглядывать весь вечер. Ему же хуже!
А ещё мне понравилось объявление в коридоре, где написано, что зрителям подниматься на сцену до и после спектакля строго запрещено. Нарушителям грозит заключение в Кастель Нуово. Теперь мой муж не сможет делать глупостей, как в бывшем театре Сан Бартоломео. Если бы ты знала, что мне пришлось пережить из-за певички Розы Альбертини, которую убили потом, бедняжку…
Ты меня спросишь: – Как это возможно – за столь короткий срок построить такое изумительное здание? Что тут сказать? Голова моя еще кружится от увиденного и услышанного, словно это было во сне. Вернувшись в Неаполь, ты увидишь, что ни в одной столице Европы нет ничего похожего по пышности, роскоши и великолепию!
Тысячу раз целую. Твоя Сабелла Капоселе.»
[показать]
Изабелла ди Капоселе была права. Театр Сан Карло был первым оперным театром Европы. Он поражал её современников размерами и роскошью. Он был построен по желанию Карла Бурбона на месте небольшого театра Сан Бартоломео всего за семь месяцев. Автором проекта был инженер Джованни Антонио Медрано.
Театр примыкает к королевскому дворцу, и Его Величество со свитой попадал в свою ложу через специальный коридор.
В 1768 году, после реставрации, в каждой ложе театра появляется большое зеркало с канделябром. Отражение свечей в зеркалах создавало иллюзию дополнительного освещения. Кстати: дворяне высшего ранга имели право на три свечи, среднего – на две, и низшего (terra-terra) – только на одну.
В 1816 году театр полностью выгорел. От него остались голые стены. Всего через шесть месяцев он снова открыл занавес. Но с тех пор центральная люстра в зале отсутствует.
Здесь работали такие композиторы как Россини, Доницетти, Беллини, Верди и Штраус.
Последняя реставрация театра была закончена в 2009 году.
Использован материал из книги «СВЕТ И ТЕНИ НЕАПОЛЯ» ди Джакомо
Неаполитанские пословицы и поговорки
[показать]
Каждый таракан – красавец для мамы.
Считай, не считай – дьяволу достанется больше.
Все несчастья носят одежду моей жены.
Секреты кастрюли известны черпаку.
О покойнике и невесте говорят восемь дней.
Кто много думает, тот долго не живет.
Кто прячется, тот не блеснет.
Кто не слушает отца с матерью, тот на родине не умрет.
Священнику можно соврать, а доктору – нет.
Сказала смерть: – Тебе в Катанию? И я с тобой.
Богатого борова называют ГОСПОДИН БОРОВ.
Тому, кто говорит за моей спиной, отвечает мой зад.
Боже! Избавь нас от разбогатевших бедняков и начинающих скрипачей.
Капуста, каша и проповедники после Пасхи не нужны.
Больше мух поймаешь на каплю меда, чем на бочку уксуса.
После смерти Пьетро прошло столько дней, а душок пошел только сейчас.
Если корова не машет хвостом, ее мухи одолеют.
Священник на проповеди: – Вы делайте так, как я говорю, а не так, как я поступаю!
Кошка студента ест по килограмму, а весит 750 грамм.
Кастель Нуово или Маскьо Анжоино
[показать]
Захватив Неаполь в 1266 году Карл Анжуйский захотел построить для себя достойный замок на берегу моря.
Сохранились даже имена его архитекторов. Это французы Пьер де Шалле и Пьер Д’ Анжикорт. Работы начаты в 1279 году и закончены уже в 1282. Время строительства столь грандиозного сооружения поражает даже современников с их механизацией. КАСТЕЛЬ НУОВО или МАСКЬО АНЖОИНО – так его называют горожане.
Он не разочарует ни одного любителя средневековья. У замка есть башни, подъемный мост,а по его границам проходит ров, который сейчас, правда, стал автостоянкой. Но его хозяин Карл Анжуйский, по причине занятости, так и не смог поселиться в замке.
Основательно здесь обживается его внук Роберто Анжуйский, который приглашает для росписи залов и капеллы художника Джотто. Но его фрески не сохранились. Возможно, причиной тому были землетрясения, которые в Неаполе нередки. Гостями замка были Петрарка и Бокаччьо.
[показать]
А вскоре в замке происходит одно знаковое событие средневековья: 13 декабря 1294 года Челестино Пятый отрекается от сана Папы. Этот поистине святой человек не захотел участвовать в мирских интригах, в которые его хотел вовлечь хозяин замка Карл Второй Анжуйский. Его место занимает новый Папа под именем Бонифаций Восьмой, который вовсе не похож на кроткого аскетa Челестино. Он не желает оставаться в Неаполе и перебирается в Рим.
Дурную славу замок получил «благодаря» двум королевам с одинаковым именем Джованна. Первая вошла в историю как мужеубийца. Брат убитого Андреа Венгерского Луиджи решил наказать виновных. Он приходит с войском в Неаполь, но королева успела сбежать в свою вотчину в Прованс.
А вот горожане с лихвой заплатили за грехи правительницы. Мадьяры грабили, убивали и поджигали дома. Кастель Нуово ждет полный разгром. Луиджи уничтожит богатейшую библиотеку книг и рукописей Анжуйских.
Вторая Джованна, сестра Луиджи Венгерского, ставшая королевой в 1414 году, по легенде превратила замок в своего рода «лупанарий». Ей приписывали все грехи Мессалины. Своих многочисленных любовников она убивала, чтобы они не могли ничего рассказать. По той же легенде трупы несчастных сбрасывали в колодец, где обитало чудовище (по некоторым источникам – крокодил).
[показать]
В1442 году королевство переходит в руки арагонцев.
Альфонсо Арагонский считается мудрым правителем и меценатом. По его желанию каталонские мастера украшают ворота Кастель Нуово триумфальной аркой. Сейчас трудно представить замок без этой мощной и одновременно изящной арки. Она приковывает к себе внимание и замок не выглядит таким серым и угрюмым.
[показать]
А центральный зал Кастель Нуово получил название «зал баронов», благодаря сыну Альфонсо Арагона Ферранте. Узнав о том, что бароны королевства готовят заговор против него, Ферранте приглашает их в замок для «премирения». Собравшихся в главном зале гостей Ферранте запирает и дает приказ убить. История замка богата событиями. Их хватит на целую книгу. Сейчас в Кастель Нуово находится государственный музей. В «зале баронов» заседал городской совет Неаполя до 2006 года. Здесь также проходят культурные мероприятия.
[показать]
Как неаполитанцев к кофе приучали
[показать]
Неаполитанцев нельзя назвать «чаёвниками». Хотя чай в магазинах продается самый разнообразный.
Баронесса Мария, у которой я работала, рассказывала, что во время войны у них на квартире жил английский полковник. Он пытался приучить их семью к чаю. Бедный полковник!!
Баронесса до сих пор чай не признает. А вот кофе – только подавай! Хотя врачи запрещают старушке его пить.
Баронесса очень страдала от этого, и пользовалась любым предлогом, чтобы нарушить запрет.
Едва в дом приходил посторонний человек, даже почтальон, она кивала мне, что означало: «Угости гостя кофе».
А гость один пить его не будет, разумеется. По законам гостеприимства, хозяева должны составить ему компанию. В результате так называемых «угощений», я заработала себе аритмию сердца.
А ведь и кофе местные жители долго не хотели признавать…
Неаполь – город портовый и частенько сюда наведывались арабы. Да и здешние люди к ним на Восток заглядывали.
Знали неаполитанцы, что мусульмане увлекаются черным густым напитком под названием KABVE.
О нем подробно пишет своим неаполитанским друзьям в 1614 году Пьетро делла Валле.
Пьетро, романтичный искатель приключений, долгие годы провел на Востоке. Он восхищался обычаем мусульман пить этот ароматный бодрящий напиток в кофейнях, за неспешным разговором в кругу знакомых.
Делла Валле обещает друзьям привезти зерна кофе и приготовить его по всем правилам.
Но, судя по всему, ему не удалось убедить своих неаполитанских друзей. Потому что настоящий «кофейный бум» начался в середине 16 века в Венеции, Флоренции, Риме. Там уже открылись первые кафе. А Неаполь оставался к нему равнодушен.
Историки объясняют такое странное отношение здешних жителей спорами медиков того времени о пользе и вреде кофе. Одни врачи уверяли, что он помогает бороться с сонливостью, другие – что кофе вызывает бессонницу. Одни доказывали, что он замедляет процесс пищеварения, другие – что помогает пищеварению. А еще врачи предположили, что кофе является причиной импотенции. Возможно, этого предположения было достаточно, чтобы неаполитанцы забыли о нем еще на 150 лет.
Пока в 1794 году известный неаполитанский гастроном Винченцо Коррадо не издает небольшую брошюру о полезности шоколада и кофе, где цитирует хвалебные слова о кофе дона Николы Валетты. А дон Никола Валетта, профессор неаполитанского университета, был личностью легендарной. Он слыл знатоком в области магии и колдовства. А неаполитанцы невзлюбили кофе и за его траурный черный цвет: «Выпьешь эти горькие чернила и привлечешь к себе несчастья!». Но если дон Никола сказал, что ничего страшного в кофе нет, значит – нет!
Мало того, профессор посоветовал чокаться чашечками кофе в знак дружбы.
Так оно и будет. Кофе в Неаполе станет символом гостеприимства и дружбы.
И в 18 веке он уже считается здесь самым популярным напитком.
Появятся уличные торговцы кофе. С первыми лучами солнца в еще сонных переулках будут раздаваться их голоса:
– O caffettiere cammina Nico!
Nico (Никола) – имя святого наступающего дня. Имена святых менялись в соответствии с днями.
Открываются первые кафе. Самыми популярными были и остаются кафе возле королевского дворца и на улице Толедо.
Кофе со сливками и шоколадом, так называемая «барбайята», озолотила и увековечила имя его создателя Доменико Барбайя. Начавший карьеру с простого официанта кафе, Барбайя станет известнейшим импресарио оперного театра Неаполя Сан Карло.
Неаполитанский врач Джован Баттиста Амати утверждал, что парами кофе он успешно лечил глазные болезни.
Издаются различные рекомендации по составлению меню обеда и ужина, где обязательным заключительным элементом становится кофе. Он должен подаваться после того, как гости вышли из-за стола.
Знаменитая неаполетанская кофеварка-гейзер с фильтром стала популярной во всем мире. Талейран говорил, что кофе должен иметь четыре качества:
– Черный, как дьявол, горячий, как ад, чистый, как ангел и сладкий, как любовь.
Марекьяро. Неаполь
[показать]
«Quanto spunta la luna a Marechiaro anche i pesci vi fanno l amore» (едва взойдет луна над Марекьяро, даже рыбы здесь занимаются любовью) Так поется в одной из знаменитых неаполитанских песен, которую сочинил писатель и поэт Сальваторе ди Джакомо. По легенде вдоховение к нему пришло при виде окошка(LA FENESTRELLA) со свежей гвоздикой в доме на берегу местечка Марекьяро. А всего Марекьяро посвящено около 200 песен и несчетное кол-во стихов.
Найти местечко не так просто.
[показать]
Я прожила в Неаполе 12 лет. Много раз проходила по району Посиллипо и не обращала внимания на скромный указатель на небольшой площади МАРЕКЬЯРО А ПОСИЛЛИПО.
Оказывается — нужно свернуть здесь с основной трассы и спуститься к морю, где и можно увидеть небольшой пятачок пространства, который называется МАРЕКЬЯРО.
Он полностью застроен ресторанчиками.
[показать]
Особенно знаменит он был в 60 годы уже прошлого 20 века, когда на Марекьяро приезжали голливудские звезды.
Конечно интересен весь берег района Посиллипо, но он находится в частном владении и окружен заборами.
Удается увидеть только то, что выглядывает из густой листвы, застроек и заборов.
Неаполитанская книга снов
Насколько серьезно неаполитанцы относятся к лотерее, говорит тот факт, что во многих домах жителей города есть книга SMORFIA NAPOLETANA.
Это своего рода книга снов, где пронумерованы основные предметы и действия повседневной жизни.
Вот что пишет по этому поводу Ч. Диккенс:
«Безграмотные люди искренне верят в то, что происходящие с ними события — это знамения свыше для того, чтобы угадать номера лотереи.
Если бы например рухнула крыша оперного театра, весь Неаполь сыграл бы на слова «крыша» и «театр».
А такое уже случалось, когда начался пожар в королевском дворце.
В тот день пришлось отложить розыгрыш, потому что все сделали ставку на слова «огонь», «король» и «пожар».
Я слышал одну историю, когда взбесившаяся лошадь смертельно покалечила прохожего.
Ее хозяин опустился на колени перед несчастным и воскликнул: «Ради Бога! Если в вас осталась хоть одна искра жизни, скажите - сколько вам лет! Я поставлю на эту цифру в лотерее».
-Fai numeri? — такой вопрос здесь часто задают человеку с неадекватным поведением.
Что означает: - Даешь номера для игры в лотерею?
И снова цитата из книги Матильды Серао:
«Все неаполитанцы, которые не умеют читать и писать: дети, старики, женщины, знают СМОРФИЮ на память.
- Видели во сне покойника? Ставьте на 47.
- Покойник разговаривал? 48.
- Плакал? 65.
Упала с гвоздя кастрюля? Заболел ребенок? Сбежала лошадь? Нужно тут же сыграть в лотерею!
Умерла дочурка от тифа? Мама поставит на слово «тиф», и, если номер выиграет, мама скажет: «дочь принесла мне удачу».
Непоколебима вера неаполитанцев в то, что «МОНАХ ЗНАЕТ НОМЕРА».
Если он их не разглашает, то значит Бог ему не разрешает помогать грешникам.
Если монах их назвал, а номера не выиграли, то игрок недостаточно верит в Бога.
Если назвал и правильно, то слава монаха, как провидца, отравит всю его оставшуюся жизнь.
К бедолаге потянутся толпы игроков, пытаясь соблазнить его всеми способами».
Мушки галантного века
4 ноября 1737 года княгиня Изабелла ди Капоселе, рассказывая о своих впечатлениях при открытии театра Сан Карло в Неаполе подруге Виоланте, не обошла вниманием свой туалет и макияж:
«…Ты знаешь, дорогая, что мушки сейчас в большой моде, но мне они не идут. Поэтому я обошлась одной СТРАСТНОЙ, двумя ГАЛАНТНЫМИ и одной УБИЙЦЕЙ».
[показать]
17-18 веке мушки были не только украшением, но и косметическим «пластырем» для дефектов кожи лица.
А дефектов в те времена хватало.
Та же Изабелла ди Капоселе пишет о королеве Неаполя Марии Амалии, что она красавица(?), но ее лицо портят оспины.
Другое назначение мушек — язык флирта, которым так славны 17-18 века. Галантные времена, как говорят.
Мушки из тафты или бархата приклеивали не просто так, а со смыслом. Были даже фигурные мушки. Их форма тоже могла быть «смысловой». Полумесяц, например, означал ночное свидание.
Но англичанин Уильям Хогарт, который был не только талантливым художником, но и моралистом, высмеивает в своих картинах царящий в те времена разврат.
Его картина «Таверна» тому подтверждение. Лица женщин на ней облеплены мушками, чтобы скрыть следы венерической болезни.
[показать]
Что за ШАНТОЗА?
[показать]
«- Это кто такая? — спросил я у знакомого фотографа, который был в курсе всех музыкальных новостей нашей столицы.
- Эта? Новая звезда. Зовут Мюзет Фанфан.
- Мюзет Фанфан?! Да это продавщица спичек с площади Плебишито! Патанелла.
- Абсолютно верно.
- Она хоть умеет читать и писать?
- Нет.
- У нее есть голос?
- Нет. Но у нее есть слух, неуемный аппетит, красивые глаза и ей 18 лет.
- Она поет?
- Поет и при полном аншлаге.
- Патанелла?!
- Она самая. Заказала мне 12 фотографий лучшего качества кабинетного формата.
Чудеса! Патанелла превратилась в Мюзет Фанфан!
А как же ее панический страх перед расческой, водой и мылом?
Какие сюрпризы готовит нам жизнь… Еще вчера была Патанелла, напоминающая дикого индейца, а сегодня стала Мюзет Фанфан с пышными перьями в модной прическе, мушками на щеках и стразами в ушах.
- Сегодня сцены Неаполя полны таких Патанелл — философски заметил фотограф, заклеивая конверт с портретами Мюзет Фанфан.
А у меня в ушах звучал ее серебристый голосок: — Синьюри! Синьюри! Сделайте милость! Купите спички».
Так пишет о певице ШАНТОЗА известный неаполитанский писатель Сальваторе ди Джакомо.
ШАНТОЗА — (неаполитанизированное французское слово CHATEUSE — певица) — певица кафе-шантана, варьете. Они стали модными во всей Европе в конце 18, в начале 19 века.
Впоследствии слово ШАНТОЗА будет означать и женщину-вамп, сексуально притягательную и роковую.
В 1971 году вышел фильм Альфредо Джаннетти «Шантоза» с Анной Маньяни.
А многие помнят нашумевший в свое время испанский фильм «Королева Шантеклера», который рассказывает о судьбе певицы кафе-шантана. По неаполитански ШАНТОЗА.
Добрый волшебник Вергилий
[показать]
Более 20 веков назад в Неаполе жил человек, которого все почитали и любили. Звали его Публий Марон Вергилий.
Латинский поэт, которого упоминал наш Пушкин. Автор «Энеиды».
Считается, что в Неаполь поэт попал во время гонений на него со стороны императора Августа.
Мягкий климат и прекрасные пейзажи очаровали Вергилия и он остается здесь на долгие годы.
Человек мудрый, всесторонне образованный и деликатный, он снискал среди горожан славу доброго волшебника за обширные знания в области ботаники и медицины.
По его распоряжению на склонах холма Посиллипо разбили огород лекарственных растений, а в Байе открыли термальные бани, доступные для всех слоев населения.
Но главным его волшебством считается «КРИПТА НАПОЛЕТАНА» — галерея, соединяющая город с Кампи Флегреем.
[показать]
[показать]
Якобы — она появилась «по мановению волшебной палочки» мага Вергилия.
На самом деле галерею построили после его смерти.
И каждый турист, приехавший в Неаполь услышит тайну ЗАМКА ДЕЛЬ ОВО, и о яйце, которую Вергилий спрятал в его стенах.
Пока цело яйцо, с Неаполем ничего не случится.
Но не все знают, что не одно столетие шли споры о том, кого выбрать главным покровителем города.
Претендентов было двое: Святой Януарий и добрый волшебник Вергилий.
Победил Януарий, хотя борьба шла нешуточная.
Вергилий родился в 70 году до Р.Х. в Мантуе, а умер в 19 году до Р.Х. в Бриндизи.
Поэт завещал похоронить его в любимом Неаполе, что и было сделано.
Но где именно - осталось загадкой, потому что под его сохранившейся гробницей в районе Мерджелина ничего не нашли.
[показать]
[показать]
Но это не мешает людям приходить сюда, чтобы отдать дань уважения великому поэту и доброму волшебнику Публию Марону Вергилию.
[показать]
Замок Капуанский
[показать]
Замок построили НОРМАННЫ. Люди с Севера. По нашему-викинги. Они дошли до юга Италии, до Испании и даже до Марокко. Неаполитанские норманны были из рода Отвилей.
Поскольку на Родине многочисленному потомству Отвилей стало тесно, то они отправились осваивать Средиземноморье. В чем весьма преуспели.
Понтифик Николо Второй вошел в сговор с графом Сицилийским Руждеро (Роджером)Вторым, чтобы тот избавил Юг Италии от арабов и византийцев. И в 1130 году Руджеро становится сначала Сицилийским, а позже и Неаполитанским королем. Он и стал основателем королевства Двух Сицилий, которое существовало до объединения Италии.
[показать]
Его сын Гульермо решит строить для себя королевскую резиденцию возле Капуанских ворот города. Отсюда и пошло название - Кастель Капуано — Капуанский замок. Его строительство закончат в 1154.
В начале следующего века Анжуйцы, придя к власти, захотят иметь более современный замок. С видом на море. И в Неаполе появится КАСТЕЛЬ НУОВО.
В Капуанском разместятся члены королевской семьи.
А в 15 веке уже испанцы определили судьбу замка на долгие 500 лет. Вице король Испании Дон Педро ди Толедо переводит в него все судебные организации. Вплоть до тюрьмы. (Над его главным входом до сих пор можно увидеть герб Карла Пятого-короля Испании).
ВИКАРИЯ — такое название теперь получит замок Капуано.
В 1598 году молодой поэт Джован Баттиста Марино встретил Антонеллу Теста — дочь богатого торговца из Сицилии. Отец вовсе не собирался отдавать свою дочь за человека столь неприбыльной профессии. Но девушка ждала ребенка. На шестом месяце беременности Антонелла умерла и отец сделал все, чтобы наказать «виновника». Джован Баттиста Марино, талантливый, образованный светлый человек, оказался в подземной камере Викарии среди отбросов общества. Он описывает условия, в которых оказался, в стихах.
«Полы немного грубоваты, но зато стены устланы коврами из паутины. Не знаю — ночь сейчас или день. Но, засыпая, стараюсь представить, что надо мной звездное небо».
Особую славу замок получил после падения Республики Партенопея и возвращения к власти Бурбонов. В конце 1799 — начале 1800 года из подвалов Викарии ежедневно увозят на эшафот десятки приговоренных. Среди них и знаменитая Луиза Сафеличе.Ее историю рассказал в одноименном романе Александр Дюма.
[показать]
[показать]
А в 80х годах нашего века, после многочисленных споров, судебные организации переводят в современный небоскреб «Палаццо ди Джустиция». Сейчас Капуанский замок почти опустел. Его помещениям необходим ремонт.
[показать]
Короли-пешки или пешки-короли?
Мария Анжуйская, ди Дураццо (1328-1367).
Роберто Анжуйский, король Неаполитанский не имел других наследников кроме двух внучек. Дочерей рано умершего сына Карло.
Он решает, что на престоле его заменит старшая внучка Джованна. Если умрет старшая, то королевство перейдет младшей — Марии.
Чтобы обезопасить Неаполь от претензий Венгерских родственников, Роберто выдает Джованну за второго сына Венгерского короля Андреа, а Мария должна была выйти замуж за старшего — Лайоша.
Но Лайош выбирает себе жену по сердцу. Бьянку Богемскую.
Вокруг Марии, которая стала к этому времени круглой сиротой, тут же начинают кружить женихи, как шмели.
Особой настойчивостью отличались ее кузены герцоги ди Таранто и ди Дураццо.
Борьба шла нешуточная. Но Агнес ди Перигот, невестка ди Дураццо, оказалась проворнее остальных.
Она перетянула на свою сторону камеристку Марии Маргариту да Кеччано.
Маргарита нашептывает 12летней девочке о страстно влюбленном в нее Карло ди Дураццо. Он совсем потерял голову! Даже хочет просить Папу разрешение на брак!
Много ли нужно наивной девочке, чтобы дать себя убедить?
Она соглашается на побег из Нового замка.
Говорят, что, едва Мария попала во владения ди Дураццо, ее ждала наспех проведенная церемония обмена кольцами и первая брачная ночь.
После чего ее сестру Джованну поставили в известность о случившемся.
Весь королевский двор пришел в волнение. Ди Таранто не могут поверить, что их обошли. А королева испугалась, потому что приданное Марии она давно пустила по ветру.
Но, стиснув зубы, Анжуйские собрались в КАПЕЛЛЕ ПАЛАТИНА на брачную церемонию.
А вскоре герцогиня Агнес ди Перигот умирает при весьма странных обстоятельствах. Идет слух, что ее отравили члены семьи ди Таранто, которые так и не могли смириться с тем, что их обошли.
Потеряв надежду прийти к власти через Марию, герцоги ди Таранто решают убрать Андреа - мужа Джованны.
Смерть чужака выгодна и ди Дураццо. Они присоединяются к заговору.
Убийство произошло в охотничьем доме возле Аверсы.
Брат убитого Лайош требует правосудия.
Но Джованна, наперекор уговорам Папы и здравому смыслу, тут же выходит замуж за одного из организаторов убийства Людовика ди Таранто.
Возможно, ее шантажировали.
Теперь ди Дураццо видят, что их обошли. Они пишут письмо королю Венгрии, призывая его в Неаполь для возмездия и обещают помощь.
И тот не заставил себя ждать.
Собрав войско, Лайош отправляется в поход на Неаполь.
Джованна в страхе бежит в свою вотчину в Прованс.
Ее новый муж, предприняв робкую попытку дать отпор венграм, бежит ей вдогонку.
Оставшиеся в городе ди Таранто и ди Дураццо решают встретить пришельцев с почестями.
Венгерский король приглашает их в охотничий дом, где случилась трагедия.
Для примирения.
- А из какого окна выбросили моего брата? — спрашивает венгр Карло Ди Дураццо в дружеской беседе.
Тот понимает, что это ловушка:
- Я же не видел убийства - был его ответ.
Тогда Лайош показал Карло его же письмо графу д Артуа, где говорится о скорой смерти Андреа.
После чего король Венгрии дал приказ арестовать гостей.
Карло ди Дураццо ждала та же смерть, что и Андреа. Его тело было выброшено из того же окна.
Герцоги ди Таранто отправятся в венгерские тюрьмы.
Их дворцы мадьяры разграбят.
Мария Анжуйская, теперь вдова, чудом спаслась. Она присоединилась к сестре Джованне.
Жена Роберто ди Таранто бежала из города, переодевшись монахом.
Лайош казнит всех, на кого пала хоть малейшая тень подозрения участия в убийстве брата.
Мадьяры отправляют на родину все, что только возможно отправить.
Неизвестно — сколько бы длилась месть венгров, но в городе началась эпидемия чумы.
Говорили, что чуму вымолил у Бога Папа Клемент Шестой, чтобы спасти неаполитанцев.
Венгры уходят. В августе 1348 года Джованна на 13 галерах возвращается в столицу.
Ее сестра Мария поселяется в Кастель дель Ово, где ведет жизнь затворницы.
В 1350 году сенешаль Прованса Уго дель Бальцо с сыном Роберто просят Марию о встрече.
Молодая женшина польщена, что кто-то о ней еще помнит и велит открыть ворота.
Гости пришли не одни, а с оруженосцами. Они мгновенно расправляются с охраной замка. Добравшись до покоев Марии, Роберто дель Балцо насилует ее и, связав, забирает на корабль, который уже ждет французов на пристани.
Как только новость дошла до королевского двора, муж Джованны бросился в погоню.
Он настиг беглецов в Гаэте. Уго дель Бальцо Людовик убил на месте, а его сына Роберто отправил в Неаполь.
Мария осталась в Гаэте.
Она умерла в 1367 году и похоронена в монастыре Санта Кьяра.
Дочь ее Маргарита выйдет замуж за своего кузена Карло ди Дураццо, который свергнет с престола свою тетушку Джованну и станет королем Неаполя Карло Третьим.
Но и его правление будет недолгим и трагичным.
Материал из книги ИСТОРИЯ НЕАПОЛЯ Витторио Глейжезес
История музея Каподимонте
[показать]
В 1734 году Карл Бурбон становится королем Неаполитанским.
Так решила его мать Елизавета Фарнезе, королева Испании, жена Филиппа 5.
От матери Карл получил в наследство знаменитую коллекцию Фарнезе.
[показать]
Но в столице Королевства ей места не нашлось.
Часть коллекции в ящиках свалена под парадной лестницей дворца на площади Плебишито.
Деятели культуры того времени начинают возмущаться таким варварским обращением c сокровищами.
Тогда-то и было принято решение построить загородную резиденцию на вершине холма Каподимонте.
Почему именно там?
Карл Бурбон был сторонником здорового образа жизни.
К тому же жена его Мария-Амалия имела характер тяжелый.
Вот и проводил король большую часть времени на охоте и рыбалке.
А леса Каподимонте были богаты дичью.
Построив там дворец, можно было