"Дале говори!" или о речи детей
04-10-2012 16:08
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Приведу отрывок из Бориса Шергина ("Повести и рассказы" )
"...Всякий поморец умел слово сказать, да не так красно, как Пафнутий Осипович...
– Стар стал, наговорился сказок. А смолоду на полатях запою – под окнами хоровод заходит. Артели в море пойдут – мужики из-за меня плахами лупятся. За песни да за басни мне с восемнадцати годов имя было с отчеством. На промысле никакой работы не давали. Кушанье с поварни, дрова с топора – знай пой да говори… Вечером народ соберется, я сказываю. Мужиков людно сидит, торопиться некуда, кабаков нет. Вечера не хватит – ночи прихватим… Дале один по одном засыпать начнут. Я спрошу: «Спите, крещеные?» – «Не спим, живем! Дале говори…»
Рассказы свои Пафнутий Осипович начинал прибауткой: «С ворона не спою, а с чижа споется». И закончит: «Некому петь, что не курам, некому говорить, что не нам».
Люди "умели слово сказать", а за хорошего рассказчика "плахами рубились".
А теперь приведу печальные цифры нашего времени - сейчас дотягивают до нормы речевого развития только 5 % (ПЯТЬ ПРОЦЕНТОВ) детей.
Далее просмотрите вопросы - по-моему, очень четко все расписано. Я, например, вижу чему надо научить ребенка к трем годам.
Выявление дошкольников, имеющих проблемы в развитии речи
С целью выявления возможных отклонений в развитии ребенка раннего и дошкольного возраста мы предлагаем вам ответить на вопросы анкеты, проставить ответы «да», «нет».
Анкета
Возраст: 1-2 года.
1. Показывает ли ребенок по просьбе части тела?
2. Выполняет ли простые команды «Кати мяч», «Обними куклу», «Найди ботинки»?
3. Слушает ли простые стихи, сказки, песенки?
4. Показывает ли по просьбе изображение на картинках?
5. Начинает ли ребенок задавать вопросы: «Где кошка?»
6. Появляются ли простые предложения, например: «Дай пить, хочу еще?»
7. Появляются ли в речи новые звуки?
8. Говорит ли он больше с каждым месяцем?
Возраст: 2-3 года
1. Выполняет ли ребенок двухступенчатую инструкцию, например: «Куклу положи спать, а мишке дай суп»
2. Понимает ли различия между словами: иди-стой, большой маленький, верх-низ?
3. Продолжает ли дифференцировать «домашние звуки»: телефонный звонок, звук телевизора, хлопанье дверью?
4. Просит ли ребенок то, что ему нужно?
5. Может ли он словами назвать практически все
6. Появились ли у него предложения, состоящие из2-3 слов?
7. Легко ли Вы понимаете то, что говорит ребенок?
Возраст: 3-4 года.
1. Способен ли ребенок услышать мяуканье кошки в соседней комнате?
2. Включает ли телевизор с большей громкостью, чем другие члены семьи?
3. Отвечает ли на вопросы «Кто? Что? Где? Почему?»
4. Рассказывает ли ребенок о том, что делал в выходной день?
5. Пересказывает ли то, что ему читают?
6. Произносит ли он правильно большинство звуков?
7. Нет ли у него в речи запинок
8. Понимают ли речь ребенка посторонние?
9. Пользуется ли он предложениями из 3-4 слов?
Возраст: 4-5 лет.
1. Все ли понимает ребенок из того, что он слышит дома и в детском саду?
2. Нравится ли ребенку, когда читают, задает ли он вопросы по содержанию услышанного?
3. Легко ли ребенок общается с детьми и взрослыми?
4. Все ли звуки он произносит правильно?
5. Пользуется ли он предложениями, состоящими из 5-6 слов?
6. Считаете ли вы, что его речь грамматически правильно оформлена?
Если на все вопросы можно ответить «да», речевое развитие и восприятие соответствует возрасту. Если в ответах встречается одно-два «нет», есть основание для беспокойства. Если в ответах три и больше «нет» – ребенку необходима помощь специалистов.
Проявления речевых нарушений
• Недостаточный словарный запас, нарушение вариативного использования слов, непонимание значения и смысла слов;
• Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, перестановки звуков;
• Нарушение слоговой структуры слова;
• Неправильное грамматическое оформление высказывания;
• Нарушение связного высказывания (развертывания, планирования, прогнозирования высказывания…);
• Бедный запас сведений об окружающем;
• Замедленное формирование представлений о форме и величине предметов,
• Замедленное формирование счетных операций;
• Сниженная способность к пересказу прослушанного текста;
• Истощаемость при интеллектуальной, особенно вербальной (словесной) нагрузке;
• Замедленный темп мыслительной деятельности;
• Бедность выразительных средств устной речи;
• Нарушение общения.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote