[700x525]
Криница. Фото автора.
Чаще всего встречается мнение, что слобода Ефремово-Степановка была основана Степаном Ефремовым. Но из летописи известно, что предок Ефремовых московский купец 1-ой гильдии Ефрем Петров побывал на этих землях еще во второй половине 17 в. Здесь он и похоронен — на кладбище до недавних пор находилась надгробная плита «Ефрем 1614 – 1697»; Этот факт был задокументирован краеведом Кириллом Кугатовым.
Ефрем Петров, страдая долгие годы кожной болезнью, от казаков узнаёт о целебной воде. «Служивые казаки, команда курьеров из 7 человек под начальством урядника Быкадорова, в Черкасском военном гарнизоне при войсковом круге совершали служебную поездку из столицы Дона Черкасска в Мигулинский форпост в верховье реки Дон, на обратном пути они следовали в Митякинский на Донце форпост». Из-за сильного снегопада и вьюги они сбились с пути, переехав по льду реки Калитвы и проехав около 2-х верст, увидели криницу с незамерзающей водой. «День 6-го января год 1678 праздник Крещенье, вода в оной кринице наполнена до поверхности с землей и неизвестными скитальцами … сплетенный из лозы сруб опущен в криницу, вода вкусная, пресная, мягкая … по течению с криницы более аршина растительность, трава имеет живую внешность, как она бывает летом».
Близ криницы казаки обнаружили «5 семейств и 2 парубка», которые жили в землянках, сеяли жито на 2-х десятинах, имели 4 коня, 2 кобылицы, 2 вола, 4 коровы и «рыбы завсегда вдоволь». Они рассказали казакам, как исцелился торговец-лавочник Сутормин Никанор, который долгие годы болел «сыпь у него по телу была, он пил воду с криницы и обмывал все тело». Избавившись от сыпи и язв, в знак благодарности передал икону целителя Пантелеимона.
Узнав об этом, на 2-ой день после Троицы (июнь 1678) купец Ефрем отправился в путь. Поселенцам, живущим близ криницы, Ефрем Петров привез: лопаты, мотыги и вилы, кожу и подошву, холсты, иголки и нитки. На криницу привез образа Богородицы и Николая Чудотворца. Ефрем Петров пробыл у криницы 48 дней, исцелился. В сопровождении отряда казаков осмотрел богатый край.
По приезду в Черкасск Ефрем Петров внес в казначейство небольшую сумму денег за ренту озер и прилегающих к ним берегов реки Калитвы сроком на 12 лет. Получив разрешение на ловлю рыбы и патент от казначейства на право переработки рыбы, а, также получив реестр от Войскового круга, атамана Области войска Донского со списком отправляемых на жительство холопов, куда были приписаны и все жильцы криницы «на день праздника Александра Невского, в конце августа месяца, обоз из 15 повозок, запряженных волами, верблюдами и конским тяглом, двинулись в путь».
На землях будущей слободы началось строительство жилья, было построено помещение для засолки и хранения рыбы, 8 десятин земли засеяли рожью. В 1690 г. Ефрем Петров вновь продлил ренту на 12 лет до 1702 г.
В июле 1697 г. Ефрем Петров собрался на криницу, перед отъездом он отслужил молебен в Черкасском храме и попросил благочинного отца Иоанна отпустить с ним священника, дабы он там крестил новорожденных по обычаю православной веры, исповедовал и причастил проживающих там людей и много лет не говевших. Для этих целей был послан о. Серафим Греков. Предчувствуя, что жизнь идет к закату, Ефрем написал завещание на своего наследника племянника Ефрема Петрова и внука Данилу Ефремовича Петрова. После двухнедельного пребывания у криницы, 5 августа 1697 г. Ефрем слег. Были посланы нарочные «об двух конь» каждому в Черкасск к племяннику. Ефрем Петров и его сын Данила в сопровождении 25 конных вооруженных казаков прибыли к больному. Предлагали немедленно отправиться с ними домой, но Ефрем отказался и просил похоронить его здесь, его желание было выполнено.
Много лет спустя, Данила Ефремов основал на этих землях слободу и назвал ее в честь своего сына Степана Даниловича Ефремова. «В ознаменование будущей своей центральной усадьбы и вотчины по приказанию полковника Ефремова на месте стоянки у озера был вкопан столб с надписью: земля и двор Ефремова Данилы в окружности 17-20 верст, год 1720, месяц июль, день среда, праздник Петра» — записано в путевом дневнике адъютанта Процыкова
В это же время появился в слободе монах Стефан из Лисичанского монастыря 35-40 лет, не раскольник. Данила Ефремов позволил ему выполнять обязанности священника: «псалтырь читать по покойнику, новорожденных крестить, детвору молитвам учить, да чтобы народ в Великий пост говел, соблюдал посты, а также среду и пятницу; по воскресным дням отправлял службу, венчал молодых». Данила созвал с юрта взрослых жильцов и приказал незамедлительно соорудить часовню. Иконы же, ладан, паникадило, подрясник и всю церковную утварь обещал прислать с Черкасска. Плита с могилы монаха Стефана с надписью «Стефан архидиакон 1682-1779» находится в реке. В шестидесятых годах прошлого века плитами со старого кладбища укрепляли мост.
После смерти отца Степан Ефремов назначил управляющим вотчиной своего шурина Белоконева Георгия Евграфовича есаула в отставке. «Белоконев Г.Е. … из мещан, сын священника. Получил военное образование в юнкерском военном училище, имел воинский чин штаб-офицер, находился на службе кадровым в казачьих войсках. Был женат на родной сестре атамана Дона помещика Ефремова Степана Даниловича на Алле Даниловне Ефремовой. По протекции атамана Дона Ефремова Степана Белоконев был назначен командиром эскадрона Гвардейского полка, находившегося в Санкт-Петербурге при охране дворца Ея Величества Государыни Екатерины».
Интересно письмо Степана Ефремова к Белоконеву: «… рад душею, молюсь Богородице, за благополучное прибытие в мою Степановскую вотчину, ссыльных переселенцев с Воронежского края, … твои заботы в создании жилья, питания и устройства каждого коего ремеслу, лежат на твоей совести. Сохраняй и расширяй богатства мои. Так завещал нам потомкам наш прадед Ефрем, умерший 66 лет тому назад в Степановской слободе, на реке Калитве в 1697 году. … следует тебе Георг Евграфович создать кустарные ремесленные мастерские, многих видов, чтобы удовлетворяло потребность в моих имениях, а кои предметы или вещи будут в избытке, а по красоте изящны и потребны для нужд населения Дона, станиц, хуторов и юртов, то отправлять оные товары в торговые склады, мои магазины в Черкасск. В области полеводства расширяйте посевы зерна особливо жито и пшеницу …фасоль, чечевицу, горох и просо на пшено. Масленичные культуры сурепа, горчица, а лен и коноплю для кудели на бечеву и нитки для рыболовецких неводов и ткать полотно льняное и холст из конопли. Делай расчет, потребность в зерне с запасом на 2-3 года на случай засухи или войны. …сооружайте водяные мельницы и маслобойни, временно делайте ветряные мельницы для размола зерна на каменных жерновах … к весне в мае месяце готовьте строевых выезженных коней готовых к службе в кавалерии голов 600-700 для продажи в казну. Георг Евграфович! Дабы крепостные крестьяне мои подопечные и работный люд в моих имениях жил бы отменно … в части посильного труда, питания, одежды и обуви, то прояви ты к ним свою заботу. … Как было, так и остается основное направление хозяйства моих владений остается коневодство, конезаводы и чтобы через 5-7 лет коней в моих конезаводах было бы близко к 10000 голов, в этих целях я учредил должность смотрителя». (Еще Данила Ефремов получил «санкции от Высочайшего повеления на использование свободных земель Донецкого округа: степей от Синего Кургана до реки Северный Донец у Калитвенской станицы 65 верст» для развода коней. В связи с этим Данила приказал перегнать из своих юртов Черногаевского на Тузловке и Матвеево-Кургана на реке Миус на реку Калитва в свободные степи около 2000 коней).
Источник: сайты по истории Донского Края и
http://donrise.ru
Фотографии авторские.