• Авторизация


Дама с белыми камелиями. Марго Фонтейн 08-09-2018 09:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Дама с белыми камелиями. Марго Фонтейн

Bo4kaMeda


[показать]
Сесил Битон (1904 -1980)
Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн, 1963

Эта хрупкая женщина не один десяток лет воплощала собой гордость и славу Великобритании – она была самой знаменитой англичанкой после королевы, самым знаменитым английским артистом до времен «Битлз». Ее называли живым совершенством, прекраснейшей жемчужиной в короне Британской империи. Она восхищала нежным обликом и поэтичным танцем.

Но за внешней хрупкостью скрывались стальной характер и фантастическое мужество. В ее жизни были яркая и долгая балетная карьера, мировая слава, восторги поклонников, любовь британского королевского дома и, конечно, мужчины. И были два главных мужчины: ее муж и неукротимый Рудольф Нуреев, ее партнер по сцене, преданный друг и, как сообщала закулисная молва, ее тайный любовник. Но даже Нуреев не смог спасти Фонтейн от полной нищеты, до которой её довела собственная жертвенность.



[показать]
Margot Fonteyn by Angus McBean 1951 © Harvard Theatre Collection, Harvard University



Мама, балет — это скучно!

Будущая мировая знаменитость родилась 18 мая 1919 года в английском городке Райгит. Ее звали Маргарет Хукем, или проще – Пегги. Отец работал на железной дороге, а мать – дочь ирландки и бразильца – вела хозяйство.

Будущая звезда балета Маргарет Хукем, несмотря на лёгкую полноту, с детства была пластичной и грациозной. Мать заметила способности дочери и приложила все усилия, чтобы раскрыть её талант. Занятия танцами девочка не прекращала, даже когда вся семья переехала в Шанхай из-за назначения отца.

[показать]

В Китае будущая балерина продолжила обучение в студии русского эмигранта Георгия Гончарова. К сожалению, вскоре между родителями начались серьёзные разногласия, спустя шесть лет Хильда Хукем вернулась вместе с дочерью в Лондон. Это решение во многом было продиктовано её желанием дать Маргарет хорошее танцевальное образование.

[показать]
Семья Хукем в Гонкоге



[показать]
Маргарет Хукем (Марго Фонтейн) на причале, Тяньцзинь



[показать]
Маргарет Хукем (Марго Фонтейн) с подругой, Тяньцзинь


Приехав в Великобританию, мать и дочь отправились к Серафиме Астафьевой в надежде, что бывшая звезда императорского балета станет педагогом для начинающей балерины. Но уже немолодая Астафьева отказалась. Она была слаба, больна и разочарована в своих бывших ученицах, которые совсем не навещали её. Однако Хильда ничего не хотела слушать, женщина заявила, что прилетела к Астафьевой из Шанхая, а значит, та обязательно должна посмотреть Маргарет. Не выдержав такого давления, педагог изменила своё решение.


[показать]
Марго Фонтейн 1957
Фотограф Юсуф Карш
© Karsh / Camera Press


Но Хукем на этом не остановилась и отдала дочь в лондонскую балетную школу под руководством Нинетт де Валуа. Сначала Маргарет было ужасно скучно на занятиях. Она с детства любила более динамичные и весёлые танцы. Но постепенно её мнение изменилось. В 15 лет девушка дебютировала на сцене «Вик-Уэллс» (Королевский балет — прим. ред.), когда труппу покинула прима-балерина Алисия Маркова, её место тут же отдали 17-летней Маргарет.


[показать]
Margot Fonteyn
by Bassano Ltd 1935
© National Portrait Gallery, London


В самом начале своего творческого пути девушка и её мать решили, что для карьеры будет лучше взять эффектный псевдоним. Так имя Маргарет сократили до Марго, а фамилия Хукем и вовсе превратилась в Фонтейн. Хотя первоначально рассматривался вариант Фонтес.


[показать]
Robert Helpmann and Margot Fonteyn, Les Sylphides


[показать]
Robert Helpmann and Margot Fonteyn, Facade



[показать]
Margot Fonteyn; Sir Robert Murray Helpmann
by Norman Parkinson 1951
© Norman Parkinson Archive


Примерно четверть века постоянным партнёром балерины был Роберт Хелпманн. С первого дня их встречи между молодыми людьми сложились непростые отношения. Роберт считал свою коллегу по цеху слишком напыщенной. На протяжении десяти лет они общались только в репетиционном зале. Однако на самом деле Марго была просто сдержанной в эмоциях и погружённой в себя. Она «оживала», только когда выходила на сцену. К тому же главный партнёр в её жизни появился значительно позже, им стал несравненный Рудольф Нуреев.


[показать]
Rudolf Nureyev; Dame Margot Fonteyn





Мужчины Марго



Кроме профессиональной жизни, в стенах «Вик-Уэллс» развивались и личные отношения балерины. Именно здесь она познакомилась с дирижёром и композитором Константом Ламбертом. Что Ламберт нашёл в молоденькой танцовщице — понятно. Но почему она ответила взаимностью непривлекательному мужчине, у которого были серьёзные проблемы с алкоголем и жена — неясно. Около десяти лет Марго, которой рукоплескал весь мир, терпела постоянные запои и загулы любовника. Более того, когда ей не было ещё 18 лет, она сделала свой первый аборт, потом второй и навсегда лишилась возможности стать матерью. Естественно, общественность приписывала отцовство именно Ламберту.


[показать]
Margot Fonteyn
by Bassano Ltd 1936
© National Portrait Gallery, London


Возможно, этот странный союз длился бы ещё очень долго, но терпение балерины лопнуло, когда в день намеченной свадьбы жених не пришёл в ЗАГС. Тогда Марго собрала волю в кулак и навсегда вычеркнула из своей жизни непутёвого любовника. Увы, его место занял такой же ловелас с ещё более сомнительной репутацией — Роберто Эмилио Ариас, больше известный как Тито Ариас.


[показать]
Марго Фонтейн (1919-1991) и ее муж, панамский юрист и журналист Роберто Ариас (1918-1989), на балу в Монте-Карло


В 1937 году, когда восемнадцатилетняя Фонтейн гастролировала с Сэдлерс-Уэллс Балле в Кембридже, она увидела на вечеринке привлекательного молодого человека латиноамериканской наружности, самозабвенно отплясывавшего румбу. Юношу звали Роберто де Ариас. Выходец из Панамы, где его отец некоторое время был президентом. Роберто, или Тито мечтал о карьере политика. Некоторое время Марго и Тито встречаются, им легко и удобно вместе. Марго, по всей видимости, сразу же влюбилась в изящного, темпераментного Тито, а вот для него это был всего лишь флирт. Очень скоро он уезжает в Панаму, оставив марго в горечи и недоумении. Тито исчезает из ее жизни, словно его никогда и не было.


[показать]
Margot Fonteyn
by Paul Tanqueray 1943
© estate of Paul Tanqueray


Но однажды... В тот вечер Марго танцевала Аврору в Спящей красавице в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Неожиданно служитель приносит ей в гримерную визитную карточку, на которой написано: Роберто де Ариас, представитель Панамы при ООН. А в антракте с букетом роз Фонтейн поджидает сам Тито. Со дня их последней встречи прошло шестнадцать лет. Тито очень изменился, располнел и уже не напоминал того стройного юношу, некогда пленившего ее своей румбой. Ариас сделал блестящую карьеру, и у него много влиятельных друзей.


[показать]
Margot Fonteyn
by Roy Round 1964
© Photo by Roy Round (courtesy of Tobias Round)


На следующее после спектакля утро Марго разбудил телефонный звонок. Это звонит Тито. Он приглашает ее где-нибудь позавтракать вместе. И вдруг за чашкой кофе, предлагает ей стать его женой. Однако тут же уточняет, что он женат и что у него трое детей. Потом первым же самолетом Тито улетает в Панаму улаживать семейные дела, а несколько часов спустя марго приносят букет из ста роз, меховое манто и бриллиантовый браслет. Одновременно она узнает, что отныне в ее распоряжении лимузин с шофером.


[показать]
Margot Fonteyn with Dr Roberto Arias at London Airport


Свадьба Марго и Тито состоялась в феврале 1955 года. Отношение родных и близких марго к союзу с Тито было неоднозначным. Хореограф и наставник Фонтейн сэр Фредерик Аштон, хотя и благословил Фонтейн, но Ариасу, с его напускным шармом и напомаженными волосами, не доверял. Мать предупредила Марго, чтобы та не забывала о латиноамериканском темпераменте Тито и о том, что в его жизни она будет не единственной женщиной. А Марго очень хотелось быть истинной дамой, да и возраст уже был критический — тридцать пять, потом она считала, что жизнь с Тито никогда не будет скучной.


[показать]
Margot Fonteyn
by Cecil Beaton 28 October 1950
© National Portrait Gallery, London


И оказалась права. Ей доставляло огромное удовольствие выполнять возложенные на нее светские обязанности супруги посла, когда тито занимал это пост. Она встречалась с Кастро, Черчиллем, королем Иордании Хусейном, отправлялась в круизы с давним приятелем Тито Аристотелем Онассисом и его приятельницей Марией Каллас.


[показать]
Танцовщица Марго Фонтейн и французский модельер Ив Сен-Лоран на премьере оперы Тоска в Париже, февраль 1965 года


В жизни и на сцене Марго была изысканной до кончиков ногтей в прямом и переносном смысле. ЕЕ тщательно ухоженные руки с безукоризненным маникюром стали эталоном для всех танцовщиц английского балета. Безупречные костюмы — сначала от Диора, а потом от Ива Сен-Лорана, — прикрывающие колени юбки,высоко зачесанные и собранные в пучок иссиня-черные волосы и, конечно, прямая спина — облик истинной леди, не допускающей никаких двусмысленностей. Когда Аштон ставил для нее и Рудольфа Нуреева балет Маргарита и Арман по Даме с камелиями Дюма-сыны, то художник Сесил Битон украсил костюм Марго красными камелиями. Фонтейн пнришла в негодование, отказавшись не только их надевать, но и назвать причину, по которой отказывается это делаеть. Фонтейн потребовала белые цветы, и появились белые камелии.


[показать]


Без Тито Марго не делала ни единого шага. Много позже в одном из интервью она скажет: Пока я не стала женой Тито, то абсолютно не представляла, кто я такая вне сцены. А потом вышла за него и узнала: я -- госпожа Тито де Ариас.


[показать]
Margot Fonteyn with Dr Roberto Arias at London Airport


Тем временем Тито терзают политические амбиции. Через два года после свадьбы он предпринял попытку организовать в Панаме переворот. Самое пикантное заключалось в том, что в эту историю впуталась и Марго. В разгар событий она приехала к Тито в Панаму и находилась на яхте, снабженной двойным дном и нашпигованной оружием, которое тито и его соратники контрабандно перевозили. Операция закончилась крахом: правительственные войска окружили заговорщиков. Под прицелом самолетов Фонтейн и Ариас направились каждый на своей яхте в противоположные стороны. Марго отвлекла на себя внимание полиции и тем самым дала мужу возможность скрыться.


[показать]
Margot Fonteyn
by Vivienne 1956
© reserved; collection National Portrait Gallery, London


Ее арестовали, продержали ночь в тюрьме, а потом выслали из Панамы. Какая из великих балерин может похвастаться столь нескучно проведенной ночью? А вот в личных отношениях с Тито хвастаться особенно было нечем. Как и предсказывала мать, Тито оказался настоящим латиносом, которого не очень смущали брачные узы. Марго страдала, переживала, мучилась, признавалась близким друзьям, что у нее нет больше сил терпеть измены мужа... и прощала.


[показать]


В мае 1964 года на Тито было совершено покушение, пуля задела позвоночник и полностью обездвижила его. Официальная версия произошедшего — Ариаса хотели убить по политическим соображениям. Но люди из близкого окружения балерины уверены, что это была всего лишь месть обманутого мужа. Врачи с самого начала дали неутешительный прогноз, но Марго взвалила на свои плечи и эту ношу.

Больше, чем дуэт




[показать]
Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев в балете Потерянный рай 1967


Когда Тито парализовало, бразды правления в семье тут же достались Марго. Это было невероятно тяжело, но в то же самое время Фонтейн наконец-то почувствовала себя нужной. Она заботилась не только о своём непутёвом супруге, но и о всей его семье. Сын Ариаса — Роберто — как никто подкидывал мачехе огромное количество проблем и бесконечные неоплаченные счета. Одна из причин, по которой балерина очень долго не могла уйти со сцены, — деньги. Их с каждый разом требовалось всё больше и больше. Лечение мужа влетало в копеечку.


[показать]
Margot Fonteyn circa 1961
by Baron Studios
© National Portrait Gallery, London


Но никто даже не спешил говорить ей за это спасибо. Более того, став беспомощным инвалидом, Ариас не отказался от других женщин. Когда жена уезжала на гастроли, их дом посещала его бывшая любовница — Анабелла Вальярино. После своих тайных визитов она не очень старалась замести следы, часто оставляла личные вещи, косметику. Родные покрывали Тито. Скорее всего, Фонтейн знала о существовании Анабеллы, но продолжала делать вид, что всё в порядке.


[показать]
Жизель 1950


Начать новую страницу жизни балерине помог Рудольф Нуреев. Их невероятный творческий тандем сложился после того, как танцовщик попросил политическое убежище во Франции и отказался возвращаться в Советский Союз. Ему было 23, ей 42! Однажды Фонтейн и Нуреев зашли в кафе, где Руди встретил знакомую девушку, та повернулась к Марго и без тени смущения спросила: «Это твоя мать?».


[показать]
Aankomst Margot Fonteyn en Rudolf Nurejev op Schiphol Margot Fonteyn en Rudolf N, Bestanddeelnr 1968


Несмотря на то, что балерина была в блестящей форме, она отдавала себе отчёт, что вставать в пару с таким молодым партнёром — рискованно, и всё же согласилась. После их первой совместной работы в «Жизели» восторженная публика вызывала пару на поклон около 30 раз, овации не смолкали долгих 40 минут!


[показать]
1963


Марго и Руди соединяла не только работа, но и тёплые дружеские отношения. Они идеально подходили друг другу — оба были легки на подъём, спешили жить и наслаждаться каждым днём. Увы, общая страсть к приключениям вылилась в крупный скандал. Прогуливаясь по Сан-Франциско во время гастролей, Фонтейн и Нуреев увидели незнакомца, который пригласил их присоединиться к вечеринке. Танцовщики с радостью согласились, позже, в разгар праздника, в дом нагрянула полиция и обнаружила там наркотики. Журналисты были «счастливы» заполучить такую сенсацию. Сами артисты старались делать вид, что ничего особенного не произошло и они не имеют к произошедшему никакого отношения. Когда их освобождали из полицейского участка, Фонтейн лучезарно улыбалась, а Нуреев просто молчал и смотрел на представителей прессы спокойным взглядом.


[показать]
Choreographer Roland Petit, with Margot Fonteyn and Rudolf Nureyev.


Именно Рудольф научил свою партнёршу зарабатывать. До встречи с ним она, конечно, была востребованной артисткой, но получала куда более скромные гонорары. Когда танцовщики встали в пару, люди целыми днями стояли в многочасовых очередях ради того, чтобы увидеть на сцене неподражаемый дуэт Фонтейн-Нуреев.


[показать]
Margot Fonteyn, Rudolf Nureyev in Romeo and Giulietta 1965


Но подобный успех не помог балерине избежать бедности, когда она всё же решила уйти со сцены и поселилась в Панаме с мужем. У Марго был артрит суставов ног, последние годы ей приходилось выходить на сцену, превозмогая сильнейшую боль. Тело просило Фонтейн наконец-то остановиться, поставить точку в своей блистательной карьере, но как это сделать, на что жить, когда ей даже не платили пенсию?


[показать]
Margot Fonteyn and Rudolf Nureyev.


Вместе они выходили на сцену болеее семисот раз в балетах «Жизель», «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро» и, конечно, в «Маргарите и Армане».


[показать]


Этот спектакль создал Аштон в 1963 году специально для Аштон и Нуреева , и никто кроме них не имел права танцевать его. Премьера собрала блестящую публику, на спектакле присутствовали королева-мать, принцесса Маргарита и принцесса Марина. После спектакля Фонтейн и Нуреев по сыплющимся на них дождем из цветов двадцать один раз выходили на поклоны, разыгрывая маленький спектакль. Рудольф, подхватывая со сцены охапку цветов, преподносил ее Марго, которая выбирала один цветок, целовала его и возвращала Рудольфу. Нуреев отвешивал низкий поклон и целовал ей руку. И все это под оглушительные аплодисменты зрительного зала.


[показать]
«Маргарита и Арман»


Весь Лондон только и говорил о неистовом Рудольфе и помолодевшей на двадцать лет Марго. Случившееся напоминало чудо. В том возрасте, когда балерины думают о пенсии, стараясь не слишком утруждать себя танцами, Фонтейн, напротив, усложнила свою технику. «Боже! Я никогда не делала и половины тех вещей, которые делаю теперь», - признавалась балерина. И это заслуга Рудольфа, который, словно кнутом, подстегивал свою партнершу.


[показать]


Было или не было между ними что то? Да, Рудольф жил в доме Марго, они везде появлялись вместе. Ну и что? Ведь рядом находился муж, которому Марго была предана, к тому же Марго была слишком благоразумна, чтобы рисковать своим положением. Что до Рудольфа, то в этот период он переживал бурный роман с Эриком Бруном, то расставаясь, то вновь соединяясь с ним. Марго была в курсе интимных дел Нуреева, видела, как Рудольф мучается из-за Эрика. И все же многих, кто знал их обоих, не покидало ощущение, что между партнерами существует какая то особая тайная связь и понимание.


[показать]
Рудольф Нуреев и Марго Фонтей, на съемках документального фильма Вечер с Королевским балетом, 1963


Нуреев впоследствии вспоминал: «Марго была идеальной партнершей. Когда мы были на сцене, наши тела, наши руки сединялись в танце так гармонично, что, думаю, ничего подобного уже и не будет. Она была талантлива, непосредственна, молода... Она была моим лучшим другом, моим конфидентом, человеком, который мне желал только добра».


[показать]
Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев после выступления в Marguerite & Armand


«Между нами возникло странное влечение друг к другу, которое мы так и не сумели объяснить рационально, и которое в каком то смысле напоминало глубочайшую привязанность и любовь, если учитывать, что любовь так многообразна в своих проявлениях, — признавалась Фонтейн. В день премьеры «Маргариты и Армана» Рудольф принес мне маленькое деревце белых камелий, оно было призвано символизировать простоту наших отношений в окружающем нас ужасном мире».


[показать]
Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев в Даме с камелиями



Другая жизнь



В Панаме балерина с супругом жила на ферме в восьмидесяти километрах от города Панамы и разводила коров. Конечно, это была совсем другая жизнь и другая Фонтейн. Денег на содержание хозяйства катастрофически не хватало. Марго то и дело обращалась за помощью к друзьям, но мало кто готов был оказать ей материальную поддержку просто потому, что все знали — деньги в конечном итоге попадут в руки Тито.


[показать]
Margot Fonteyn (balletdanseres) en partner Keath Rosson op Schiphol, Bestanddeelnr


Конечно, Нуреев втайне оплачивал многие счета свой бывшей партнёрши, но этого было мало. Раньше балерину окружали поклонники и роскошь, а на склоне лет — одни коровы и навоз. Но Марго не роптала на судьбу, она рассказывала, что счастлива, когда по утрам её приходит будить телёнок, вокруг тишина и природа. Однако те, кто лично знал танцовщицу, сомневались в искренности её слов.


[показать]


22 ноября 1989 года скончался муж Фонтейн — Роберто Ариас. Узнав об этом, его любовница Анабелла покончила жизнь самоубийством, выпив очиститель для бассейна. Их хоронили в один день, большинство из тех, кто пришёл проститься с Тито, затем отправился проводить в последний путь и его возлюбленную, ведь все знали об этой связи.


[показать]
Dame Ninette de Valois and Dame Margot Fonteyn
© 1990 Royal Opera House -- Donald Southern


После смерти супруга Марго перенесла несколько операций, у неё был рак яичников, ей требовалось постоянное лечение и уход, но семейство Ариас не спешило помогать мачехе, которая когда-то содержала их всех. Зато падчерица Фонтейн не постеснялась заявиться в палату к почти умирающей балерине и заставить её переписать завещание в пользу своего брата.


[показать]


Нуреев и некоторые друзья втайне от нее оплачивали ее медицинские счета, но на жизнь денег не хватало, и она продавала драгоценности. Чтобы собрать деньги для великой Марго, ее почитатели устроили бенефис Фонтейн – 30 мая 1990 года. Более двух тысяч человек, испытавших глубокую привязанность к балерине, заполнили зал Королевского оперного театра. Среди них были принцесса Маргарет, принцесса Диана, девяностодвухлетняя Нинетт де Валуа и, конечно, Рудольф Нуреев. Марго, которая уже еле двигалась, в последний раз появилась на сцене Королевского оперного театра. Было собрано 250 тысяч фунтов стерлингов, на проценты с которых Марго жила свои последние дни.


[показать]


Она скончалась 21 февраля 1991 года. Согласно ее завещанию, ее отпевал тот же священник в той же церкви, где отпевали Тито. Прах великой Марго Фонтейн, Дамы Британской империи, покоится в ногах ее мужа. Ее могила – самая скромная на кладбище…


[показать]
Памятник Марго Фонтейн на родине






Tchaikowsky - Swan Lake - Rudolf Nureyev - Margot Fonteyn







http://www.aif.ru/culture/person/nelyubimaya_istoriya_zhizni_baleriny_margo_fonteyn

https://4dancing.ru/blogs/150416/2496/

https://musicseasons.org/dama-s-belymi-kameliyami/


Вульф Виталий Яковлевич. «Звезды», покорившие миллионы сердец
aif.ru
musicseasons.org

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дама с белыми камелиями. Марго Фонтейн | TASHA_LEO - Дневник TASHA_LEO | Лента друзей TASHA_LEO / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»