• Авторизация


Буксировка подводной лодкой надводного корабля - это по-русски 19-03-2016 13:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


К 110-летию Подводного флота России

Первым морякам-подводникам

посвящается

19 марта 1906 года с Высочайшего соизволения императора Николая II морским министром России был подписан приказ о включении в классификацию корабельного состава флота подводных лодок (тогда их было всего 10). Именно эта дата стала отправной для отсчета времени со Дня образования подводного флота России и празднования Дня моряка-подводника.

Преклоняясь перед мужеством и героизмом подводников Великой Отечественной войны, вспоминая трудности первых и последующих походов атомных подводных лодок в послевоенный период, мы не забываем подвиги, совершенные подводниками в Первой мировой войне.

В те годы экипажи подводных лодок комплектовались исключительно из добровольцев – на подводников смотрели как на «смертников». Когда речь зашла о прибавке денежного содержания подводникам, морской министр адмирал А.А. Бирилев цинично заявил: «Прибавить можно… Все равно они все скоро перетонут…».

Условия обитания подводников на первых подводных лодках были крайне тяжелые: холодно – температура в отсеках была равна температуре забортной воды, спертый воздух, насыщенный маслом от работающих механизмов, сырость, изнуряющая качка.

«Мало кто из офицеров флота мечтал о службе на подводных лодках», – признавался один из первых выпускников Отряда подводного плавания старший лейтенант В.А. Меркушов.

В декабре 1907 года, А. Колчак - начальник отделения русской статистики Морского генерального штаба - делал в Санкт-Петербургском морском кружке доклад «Какой нужен России флот?».

Колчак доказывал, что подводным лодкам нет, и не может быть места в составе флота морской державы: «Идея замены современного линейного флота подводным может увлечь только дилетантов военного дела.. Специально минный или подводный флот – фиктивная сила… Что же касается самостоятельности действия в открытом море в качестве главного агента войны, то ясно, что лодка до этого еще не доросла, да и вряд ли когда-нибудь дорастет…».

С. Власьев в своем докладе «Отчет командира подводной лодки «Пескарь» о плаваниях и маневрах», в частности, заявил: «Морское могущество России неизбежно сопряжено с развитием подводного флота». Ему вторил М. Тьедер: «Подводники – это моряки будущего».

Кто оказался прав, показало время…

Боевые действия подводных лодок того времени «Тюлень», «Окунь», «Волк», «Вепрь», «Акула, первого в мире подводного минного заградителя «Краб», имена первых командиров-подводников М.Н. Беклемишева, И.И. Ризнича, М.А. Китицына, В.А. Меркушова, И.В. Мессера, С.Н. Власьева навсегда вошли в историю флота. Они были первыми.

Часть I 

Рыцарь морских глубин
Китицын Михаил Александрович

[показать]

Будущий подводник родился 29 (17) сентября 1885 года в Чернигове, в семье потомственного дворянина, коллежского асессора, помощника прокурора окружного суда. Был крещен в Свято-Николаевской церкви.

В двенадцатилетнем возрасте лишается отца. Дальнейшим воспитанием сына занималась мать – Лидия Николаевна. В Чернигове прошли детские и юношеские годы Михаила. Здесь же он учился в местной гимназии, овладел французским языком.

В 17 лет поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. В 1905 году, с окончанием обучения, был произведен в мичманы и отправлен для прохождения службы на Тихоокеанскую эскадру, на должность вахтенного начальника крейсера «Олег», участвовал в Цусимском сражении.

После русско-японской войны его направили на Балтийский флот.

На Балтике Михаил Александрович продолжал службу в должности вахтенного начальника сначала учебного судна «Крейсер» (1906), а затем минного крейсера «Финн» (1906-1908). В 1908-1909 годах служил на транспорте (патрульном судне) «Бакан», охранявшем территориальные воды на Севере.

Вернувшись на Балтику, Китицын принял решение, которое стало определяющим на всю его дальнейшую жизнь – пошел в подводники.

После окончания офицерского класса в Учебном отряде подводного плавания, лейтенанта Китицына назначили на Черноморский флот помощником командира подводной лодки «Судак», затем и ее командиром (1910-1912).

В 1913-1914 годах проходил обучение в Николаевской морской академии, потом служил флагманским офицером бригады подводных лодок (1915 г.). За достижения в морской службе М.А. Китицына наградили орденами Св. Станислава III ст. (1910 г.), Св.Анны III ст. (1914 г.).

В сентябре 1915 года старшего лейтенанта Китицына назначили командиром подводной лодки «Тюлень». Надводное водоизмещение составляло 630 тонн, подводное – 758 тонн. Подводная лодка имела на вооружении два носовых и два кормовых торпедных аппаратов, восемь бортовых торпедных аппаратов системы Джевецкого, по одному 75-мм и 57-мм артиллерийскому орудию. Два электродвигателя позволяли развивать скорость под водой до 7,8 узла. Надводную скорость в 11 узлов обеспечивали два дизеля мощностью 250 л.с. каждый…

[показать]

С каждым выходом в море боевая результативность действий подводной лодки росла. Только за осень и зиму 1915 года она потопила пять парусников.

За этот период Китицын был награжден орденом Св. Анны IV ст. «За храбрость», мечами и бантом к ордену Св. Анны III ст., орденом Св. Станислава с мечами и бантом.
Учитывая несовершенство торпедного оружия того времени и его ограниченное количество, командир все чаще стал применять артиллерию.

В середине марта 1916 года «Тюлень» торпедировал транспорт «Дубровник». В этом же походе уничтожает 11 шхун с грузом. В апрельском походе торпедирует пароход и артиллерийским огнем уничтожает бригантину. Мечтой командира было привести в базу приз с ценным грузом (призом в то время называли захваченное судно противника).

В майском походе эта мечта сбылась: около берегов Болгарии подводная лодка артиллерийским огнем уничтожила четыре шхуны, а турецкий двухмачтовый барк «Балджи» на буксире привела в Севастополь.

[показать]

С июльского похода лодка вновь возвратилась с призом.

Подводная лодка успешно осуществляла и разведывательные действия. В июле 1916 года, пройдя между береговой линией и минными полями, разведав и зарисовав северный и южный фарватеры, она вошла в бухту Варна и составила схему самой бухты, зарисовав местоположение основных сооружений и береговых батарей.

Это был очень сложный и опасный поход: кроме возможности подрыва на минах, угрозы обнаружения противником, были и сложности, вызванные эксплуатацией самой подводной лодки. Впоследствии Михаил Александрович в своих воспоминаниях «Разведка из-под воды» напишет: «На наших подводных лодках никаких средств для очищения воздуха не существовало, и мы семнадцать часов дышали тем же воздухом, с которым закупорились. Это был рекорд для наших лодок. От ненормального избытка углекислоты всех нас мучила страшная головная боль…».

По данным разведки отряд кораблей и самолетов флота 12 августа нанес артиллерийский и бомбовый удары по транспортам и береговым объектам противника в бухте Варна.

За выполнение рискованного задания весь экипаж «Тюленя» был награжден орденами и медалями. Командир получил орден Св. Георгия 4 степени.

11 октября 1916 года. Заканчивался четвертый день боевого дежурства «Тюленя» у турецких берегов на важной морской коммуникации противника Зонгулдак – Стамбул, по которой осуществлялась основная поставка угля из Зонгулдакского угольного бассейна.

Подводная лодка находилась в надводном положении недалеко от острова Кефкен, когда в 22 часа сигнальщик заметил большой пароход, шедший от Босфора вдоль турецкого берега. По сигналу боевой тревоги орудийные расчеты заняли свои места, и Китицын повел лодку вокруг острова, чтобы опередить пароход и внезапно его атаковать.

В 22 часа 45 минут с лодки прозвучал первый выстрел, и сразу же в ответ с парохода грянули два орудия (как выяснилось потом, на нем были 88-мм и 57-мм орудия, причем первое обслуживали германские артиллеристы с крейсера «Бреслау»).

Сгущавшаяся темнота, нервное напряжение не позволили противнику вести точный огонь. При этом силуэт подводной лодки, и так низкий и малозаметный, на фоне береговых скал различить было просто невозможно.

На пароходе по частоте выстрелов приняли подводную лодку за эсминец. Прицелы его орудий были выставлены на 8-10 кабельтовых, в то время как фактически бой шел на дистанции 5-6 кабельтовых. Из 30 выпущенных с парохода снарядов ни один не причинил лодке повреждений. Зато огонь комендоров «Тюленя» был точным.

В течение 50 минут с лодки было выпущено 46 снарядов, около 30 из которых попали в цель. Часть команды парохода сбежала на шлюпке. На самом пароходе вспыхнул пожар, но он выпустил дымовую завесу и упорно не желал сдаваться.

Когда на подводной лодке осталось всего семь снарядов, Китицын подвел ее к пароходу на дистанцию 3 кабельтова. Это было решение смелое и рискованное: подводные лодки этого проекта не имели водонепроницаемых переборок и любой снаряд, попавший в подводную лодку, неминуемо привел бы к ее гибели. Подводная лодка выпустила еще шесть снарядов по цели. Только после этого турецкий пароход остановился. В результате прямых попаданий пожар на нем усилился, вышло из строя рулевое управление, и турки стали выбрасываться в море.

Тогда лодка подошла к пароходу вплотную, обнаружила шлюпку с немецкими офицерами и матросами и подняла из воды восемь человек из его команды. На палубу парохода взобралась группа подводников. Они быстро устранили повреждения и потушили пожар. За 40 часов подводная лодка привела свой приз в Севастополь. Им оказался военный транспорт «Родосто» водоизмещением 6 тысяч тонн. Это был первый (и единственный!) в истории случай, когда подводная лодка не только вышла победительницей в бою с крупным надводным кораблем, но и захватила его.

Всего умелыми действиями командира и экипажа «Тюленя» было одержано 36 побед, потоплено судов противника общим водоизмещением 8973 брутто-регистровых тонны. По количеству потопленных судов М.А. Китицын занимает первое место среди командиров подводных лодок, а по тоннажу уступает только балтийцу капитану 1 ранга И.В. Мессеру – 9629 брутто-регистровых тонн.

О подвигах экипажа подводной лодки узнала вся страна, а капитан 2 ранга Михаил Китицын стал популярнейшим подводником, удостоенным за свои подвиги всех офицерских орденов России и золотого именного оружия…

Михаил Александрович любил свою Родину, но не принял революцию. Командуя транспортом «Якут», он покинул Севастополь. В составе Русской эскадры Китицын вместе с гардемаринами Морского корпуса перешел сначала в Константинополь, а оттуда в декабре 1920 года – в Бизерту (Тунис).

Часть II

Витязи морских глубин

[показать]

Беклемишев Михаил Николаевич вошел в историю флота как один из создателей и первый командир первой российской боевой подводной лодки – подводник №1. Еще при жизни его называли «Русским капитаном Немо».

Михаил Николаевич Беклемишев родился 26 сентября 1858 года в селе Боженинове Алексинского уезда Тульской губернии (ныне Алексинский район Тульской области). Он был выходцем из древнего рода: достаточно сказать, что отцы князей Дмитрия Пожарского и Михаила Кутузова были женаты на девицах из рода Беклемишевых.

После смерти мужа мать с детьми переехала в Тулу, где Михаил окончил местную гимназию, в 1879 году – Техническое училище Морского ведомства (так тогда называлось Высшее военно-морское инженерное училище), стал прапорщиком по морской части. После обучения в Минном офицерском классе в 1884 году получил должность минного офицера второго разряда, в 1886 году – минного офицера первого разряда. В 1891 году Михаил Николаевич с отличием окончил Морскую академию по двум специальностям – кораблестроителя и инженер-механика, после чего был переаттестован из поручика в мичманы. После окончания академии Беклемишев преподавал в Минном офицерском классе, служил на кораблях Балтийского флота. В 1898 году Михаил Николаевич издал отдельной книгой свой курс «Специально-минные суда».

19 декабря 1900 года по представлению Морского ведомства лейтенант Беклемишев вместе с ученым-кораблестроителем Иваном Григорьевичем Бубновым и помощником инженер-механика флота Иваном Семеновичем Горюновым вошел в комиссию по проектированию подводных лодок. Комиссия тщательно изучала опыт зарубежного строительства подводных лодок, с этой целью Беклемишев побывал в США, в Англии, Германии и Италии. 

Бубнов и Беклемишев разработали свой проект подводной лодки. Проект был утвержден и выдан Балтийскому заводу в Петербурге на постройку. 

В мае 1903 года первая русская подводная лодка, строившаяся сначала под названием «Миноносец №113», а затем «Миноносец №150», получила название «Дельфин», была спущена на воду, и начались ее испытания. На «Дельфин» была назначена команда из специалистов надводного флота (унтер-офицеров) и двух офицеров.

[показать]

Командиром «Дельфина» назначили капитана 2 ранга Михаила Николаевича Беклемишева. Это, наверное, единственный случай в истории кораблестроения, когда создатель корабля стал и его командиром – первым командиром первой боевой подводной лодки России.

В 1904 году «Дельфин» и еще несколько подводных лодок были отправлены по железной дороге во Владивосток на помощь флоту во время русско-японской войны. Первый боевой выход в море состоялся лишь 28 февраля 1905 года. «Дельфин» нес позиционную и дозорную службы, совершил боевой поход продолжительностью 8 суток. За все время пребывания на театре военных действий лодка не произвела ни одного боевого выстрела. Однако само присутствие русских подводных лодок заставило японцев отказаться от блокады Владивостока с моря.

Каждый выход в море современной подводной лодки – это риск оправданный и неизбежный, а в то время просто выход в море – уже был подвигом. Тогда перед выходом в море экипаж писал завещания, которые хранились до возвращения с моря, потом уничтожались. Перед каждым последующим выходом все повторялось вновь. Холодильных машин или обогревателей воздуха на лодке не было, а о регенерации воздуха речь вообще не шла. Пригодность его для жизни определялась спичками – если спичка не воспламенялась, а только шипела – значит, пора всплывать. И во главе этих витязей морских глубин стоял подводник №1 капитан 2 ранга М.Н. Беклемишев.

После событий 1917 года М.Н. Беклемишев остался в России. В 1918 году работал в комиссии по судостроению, в 1919 году – начальником отдела подводного плавания Главного управления кораблестроения Морских сил Республики. Трижды подвергался аресту органами НКВД, трижды освобождался. В 1931 году вышел на пенсию.

18 февраля 1936 года, на 78-м году жизни, М.Н. Беклемишев скончался в Ленинграде, в доме близ Поцелуева моста, и был похоронен на Никольском кладбище, могила, к сожалению, утрачена. Умирая, командир и создатель первой русской боевой подводной лодки «Дельфин» сказал сыну: «На могилу мою не ходи. Для тебя я навсегда ушел в море…».

 

[показать]Ризнич Иван Иванович вошел в историю флота как теоретик и практик подводной службы. Офицеры первого отряда подводников называли его Подводником №2.

Родился он 19 января 1878 года в Киеве. Его дед – Иван Стефанович был статским советником. Будущий подводник в 1898 году окончил Морской кадетский корпус и был распределен в Черноморский флотский экипаж. Служил вахтенным начальником на броненосце «Синоп», ревизором и водолазным офицером на крейсере «Память Меркурия».

В 1900 году Иван Иванович оканчил Водолазную школу, в 1902 году его назначили помощником начальника школы. За службу в годы русско-японской войны «за труды по обстоятельствам военного времени» награждён орденом Святой Анны III степени. В 1904 голу проходил стажировку на первой русской подводной лодке «Дельфин», затем командовал подводными лодками «Стерлядь», «Щука», «Лосось», «Белуга».

Это были корабли малого водоизмещения (105 тонн), имели на вооружении 1 торпедный аппарат с 1 торпедой.

В 1906 году, командуя «Стерлядью», Ризнич совершает беспримерный по тому времени переход в штормовую погоду (ветер до 7 баллов, обледенение) из Либавы в Ригу без корабля-конвоира. 

В декабре 1907 года Ивана Ивановича назначили помощником начальника только что созданного Отряда подводного плавания. В этом же году он опубликовал лекцию «Основы управления подводной лодкой», в которой были закреплены и до сих пор используются командные слова по управлению подводной лодкой: «По местам стоять. К погружению», «Продуть балласт», «По местам стоять. К всплытию» и другие. Кстати, ему принадлежит и авторство тоста, ставшего традиционным для подводников: «За то, чтобы число погружений всегда равнялось числу всплытий!»…

В журнале «Морской сборник» И.И. Ризнич дальновидно писал: «…общество считает меня фанатиком подводного плавания. Почему? Потому, что я говорю, что подводная лодка есть могущественное, хотя и неуниверсальное оружие… Я оптимист и потому считаю, что все улучшается на этом свете, все идет вперед… Сегодня фантазия, а завтра факт. Быть может, скоро появятся подводные крейсера…». Ризнич оказался прав.

С началом Первой мировой войны лейтенант Иван Иванович Ризнич был призван из запаса. В августе 1914 года он получил назначение на должность командира подводной лодки № 3. В мае 1915 года его назначили начальником дивизиона сверхмалых подводных лодок особого назначения, имеющих водоизмещение в 35 тонн, дальность плавания 150 миль и глубину погружения до 30 метров. 3 августа 1915 года И.И. Ризнич получил звание старшего лейтенанта «за отличия ревностной службы и особых трудов, вызванных обстоятельствами войны».

В 1916 году дивизион был расформирован. Ризнич вместе со своей лодкой № 3 был направлен на Дунай, базируясь на русский порт Рени. Таким образом, Ризнич стал первым подводником России, действовавшим в речных условиях.

В 1917 году по личному распоряжению вице-адмирала Колчака, в то время уже командующего Черноморским флотом, И.И. Ризнич был назначен командиром подводной лодки «Святой Георгий», строящейся в г. Специя (Италия) по заказу Морского министерства Российской империи. Это была малая подводная лодка водоизмещением 260 тонн, длиной 41 м, шириной 4,3 м. Она могла развивать скорость в надводном положении до 16 узлов, в подводном – до 9 узлов, погружаться на глубину до 30 метров. Имела на вооружении два 75 мм орудия, 2 пулемета, 2 торпедных аппарата, боекомплект – 4 торпеды. 

[показать]
Подводная лодка «Святой Георгий»

На этой небольшой лодке с мая по сентябрь 1917 года Ризнич совершил первый в мире беспрецедентный дальний переход в 5000 миль вокруг Европы, из Специи в Архангельск через два океана, пять морей, дважды попадая в серьезный шторм и один раз – под атаку немецкой подводной лодки.

1 сентября 1917 года «Святой Георгий» под марши духового оркестра и перезвон колоколов ошвартовался у пирса в Архангельске. Это была четвертая подводная лодка, вошедшая в состав флотилии Северного Ледовитого океана. 

Морской министр контр-адмирал Д.Н. Вердеревский писал в приказе по флоту: «Этот блестящий, исключительный по условиям плавания переход лодкою малого водоизмещения в осеннее время св. 5000 миль через ряд зон расположения германских подводных лодок, минных заграждений и т.п. наглядно показывает, что офицерам и матросам, сплоченным взаимным уважением и преданным своему делу, не страшны не только поставленные врагом всевозможные преграды, но и сама стихия… Родина вправе будет гордиться беспримерным в истории подводного плавания переходом подводной лодки малого водоизмещения из Италии в Архангельск». 

Так Ризнич поставил жирную точку в своем давнем споре с Колчаком о целесообразности использования подводных лодок. Иван Иванович Ризнич был произведен в капитаны 2-го ранга и награжден орденом Владимира 4-й степени с мечами и бантом.

Достоверных сведений о дальнейшей судьбе капитана 2 ранга Ивана Ивановича Ризнича нет. Можно только предполагать, что он погиб в круговерти тех военных и революционных лет.

 

[показать]

Василий Александрович Меркушов

Меркушов Василий Александрович был выдающимся подводником, первым Георгиевским кавалером из числа офицеров Балтийского флота, талантливым морским писателем – летописцем русского флота. Родился Василий Александрович 8 декабря 1884 года в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян Таврической губернии.

По окончании в 1905 году Морского кадетского корпуса был произведен в мичманы и назначен на подводную лодку «Сиг» помощником командира. В 1906-1907 годах он – слушатель офицерского класса Учебного отряда подводного плавания, после окончания которого направлен на Дальний Восток, где вступил в командование подводной лодкой «Кефаль». «Кефаль» была водоизмещением 153 тонны, длиной 22 м., шириной 3,6 м., могла развивать скорость в надводном положении до 8 узлов, в подводном – до 4 узлов, погружаться на глубину 30 метров. Имела на вооружении 3 торпедных аппарата (2 в носу, 1 в корме), 2 запасные торпеды.

19 декабря 1908 года на этой подводной лодке в Японском море, в проливе Босфор Восточный, Меркушовсовершил первый в мировой истории подледный поход. На глубине 6-7 метров ПЛ «Кефаль» за 1 час 32 минуты преодолела под ледяным покровом 4 мили. Первый как в России, так и за границей опыт плавания под сплошным ледяным покровом прошел благополучно.

По итогам этого уникального экспериментального плавания был сделан вывод о возможности плавания подводных лодок в ледовых условиях при специальной подготовке экипажа и корабля.

В декабре 1910 года, уже лейтенантом, Меркушов был переведен на Балтику, где сначала был назначен старшим помощника командира подводной лодки «Аллигатор», а затем, в ноябре 1912 года, вступил в командование подводной лодкой «Окунь». Эта была малая подводная лодка водоизмещением 140 тонн, имела на вооружении 4 торпедных аппарата системы Джавецкого.

[показать]
Подводная лодка «Окунь»

На ПЛ «Окунь» Меркушов начал Первую мировую войну. 21 мая 1915 года, находясь в Балтийском море, подводная лодка «Окунь» встретила соединение немецких кораблей, шедших в охранении миноносцев. Преодолев охранение, она атаковала один из кораблей, который, обнаружив лодку, пытался ее таранить. «Окунь» успел дать торпедный залп и погрузиться, хотя был сильно помят корпусом немецкого корабля. Командир получил тяжелую травму позвоночника. За эту атаку, вынудившую неприятельские корабли повернуть на обратный курс, Меркушев был удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени, а команда – Георгиевских крестов той же степени.

15 июня 1915 года «Окунь» атаковал немецкий крейсер «Аугсбург», за что лейтенант Меркушов был награжден Георгиевским оружием и Кавалерским крестом французского ордена Почетного Легиона, а 26 ноября 1915 года произведен в старшие лейтенанты. Он стал одним из самых известных командиров-подводников Балтийского флота.

Полученная травма позвоночника не позволила далее служить на подводной лодке. Василий Александрович был переведен в Минную дивизию и назначен старшим офицером эскадренного миноносца «Гавриил».

С «Гавриила» В.А. Меркушова перевели на берег, в Службу связи Балтийского моря. После заключения Брестского мира его назначили сначала в Севастополь, затем в Одессу. Он участвовал во многих операциях, в том числе в составе добровольческих частей.

В ноябре 1919 года за отличие по службе был произведен в капитаны 2 ранга, служил при штабе Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России. В мае 1920 года его произвели в капитаны 1 ранга. В этом же году он опубликовал статью «Записки командира подводной лодки «Окунь».

Борясь с прогрессирующей болезнью (в конце жизни он с трудом передвигался и ослеп на один глаз), написал две книги – «Подводники. (Очерки из жизни русского подводного флота 1905 – 1914 гг.)» и «Дневник подводника». О масштабах работы говорит такой факт: машинопись трех томов «Дневника подводника» насчитывала 1983 страницы, не считая карт, планов, текстовых приложений. Ныне собрание литературно-исторических произведений и документов В.А. Меркушова находится на хранении в Российском государственном архиве Военно-морского флота.

Скончался В. А. Меркушов 4 декабря 1949 года, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. На сером надгробии выбиты слова: «Командир подводной лодки «Окунь», Георгиевский кавалер капитан 1-го ранга В. А. Меркушов, 1884 – 1949».

 

[показать]

Сергей Николаевич Власьев

Власьев Сергей Николаевич был одним из первых подводников России, известным изобретателем в области вооружений. Родился он 18 мая 1880 года в Ярославле, в семье потомственных военных моряков. В возрасте 13 лет поступил в Морской кадетский корпус, с окончанием которого в 1900 году был произведен в мичманы и направлен на Черноморский флот. В 1900-1901 годах проходил службу на кораблях Черноморского флота, участвовал в гидрографической съемке Чёрного моря, в 1902-1903 годах служил на Балтике, проходил обучение в Минном офицерском классе, был учеником изобретателя радио А.С. Попова.

В сентябре 1905 года Сергея Николаевича назначили помощником командира подводной лодки «Макрель», в декабре произвели в лейтенанты и наградили орденом Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом, а в начале 1906 года его уже назначили командиром ПЛ «Макрель», в 1907 году – командиром подводной лодки «Пескарь».

В 1907 году Власьев активно участвовал в дискуссии с Колчаком и его сторонниками о дальнейшем развитии подводного флота, прочитал свой «Отчет командира подводной лодки «Пескарь» о плаваниях и маневрах». В отличие от И.И. Ризнича и М.М. Тьедера с флота его не уволили, но объявили выговор за то, что «вмешивался в прерогативы, ему не принадлежащие». Помогло и заступничество известного кораблестроителя академика А.Н. Крылова.

В 1907 году его назначили командиром строящейся подводной лодки «Акула» – самой крупной и современной по тем временам подводной лодки Российского флота.

[показать]
Подводная лодка «Акула»

Подводная лодка «Акула» была водоизмещением 370 тонн, могла погружаться на глубину 50 метров, имела на вооружении 37-мм артустановку, 4 трубчатых торпедных аппарата (2 носовых и 2 кормовых), 4 торпедных аппарата системы Джавецкого.

В 1912 году ему присвоили звание капитана 2 ранга. Являясь командиром «Акулы» и одновременно командиром дивизиона подводных лодок, Власьев внедрял новые методы подводного боя. Перед Первой мировой войной, в июне 1914 года, в ходе проводимых учений произвел торпедный залп из 5 мин, три из них попали в цель. Ему принадлежала и инициатива группового использования подводных лодок в боевых действиях, разработка новых методик ведения боя.

В первый же день Первой мировой войны «Акула» вышла в дозорное плавание. 26 августа 1914 года, обнаружив крейсер «Амазоне», атаковала приближающийся миноносец. Заметив торпеду, миноносец успел уклониться. Эта первая атака русской подводной лодки в Первой мировой войне вынудила отряд германских кораблей отказаться от выполнения своей задачи и покинуть район. В Данцигской бухте 22 октября 1914 года потопила немецкий транспорт, а 17 декабря того же года у Готланда торпедировала крейсер «Аугсбург». В 1914 году «Акула» была единственной подводной лодкой Балтийского моря, атаковавшей корабли противника с выпуском торпед.

В мае 1915 года, его назначили командиром минного заградителя «Нарова».

В начале августа 1915 года, вступившись за честь женщины (потом она стала его женой), ранил выстрелом из пистолета оскорбителя, за что был отстранен от командования кораблем и предан суду. Но отбывать наказание по суду ему не пришлось – он был откомандирован в транспортную флотилию Черноморского флота, где и прослужил до января 1919 года.

В Гражданскую войну Власьев присоединился к Добровольческой армии, в 1920 году ему присвоили звание капитана 1 ранга.

В 1923 году Власьев обосновался в Париже. После окончания Второй Мировой войны получил советский паспорт.

Скончался Сергей Николаевич 3 сентября 1955 года в Париже и погребен на кладбище русских эмигрантов Сент-Женевьев-де-Буа. 

 

Они были первыми… К сожалению, их имена сегодня мало кому известны, даже подводникам. Это в высшей степени несправедливо – ведь они были гордостью России! На Родине нет даже их могил: одни утрачены, другие находятся в чужих странах: М.А. Китицына и И.В. Мессера – в США, М.М. Тьедера – в Финляндии, В.А. Меркушова и С.Н. Власьева – во Франции… Сколько их еще?! 

 

«…Плотно лежат они, вдоволь познавши
Муки свои и дороги свои.
Все-таки – русские. Вроде бы – наши.
Только не наши скорей,
А ничьи…» 

И сегодня, в 110-летие со Дня создания подводного флота России и Дня моряка-подводника, мы вспоминаем имена и подвиги пионеров подводного плавания, вошедшие яркой страницей в героическую летопись флота. Конечно, здесь не обо всех и не о всём рассказано. Много интересного можно было бы почерпнуть и из биографий других подводников. от несколько примеров:

Николай Александрович Гудим, участник русско-японской войны, одно время служил на крейсере «Россия», затем – в авиации, в 1902 году на воздушном шаре «Кобчик» совершил экспериментальный полет над Севастополем, с 1907 года поочередно командовал подводными лодками «Скат» (1907-1910), «Окунь» (1911-1912), «Дракон» (1912-1915), «Акула» (1915). В 1910 году предложил применить телескопическую трубу для судовой вентиляции и удлинить газоотводную трубу от дизелей – прообраз современного устройства, обеспечивающего работу дизелей подводной лодки в перископном положении, в 1911 году опубликовал учебник «Тактика подводных лодок».

Александр Владимирович Плотто, командир подводной лодки «Касатка» (1904-1905) и одновременно первый командир первого соединения подводных лодок России, сыгравший ключевую роль в защите Владивостока в период русско-японской войны, впоследствии контр-адмирала, автор воспоминаний «Начало подводного плавания в России». Это его внук, полный тезка, Александр Владимирович Плотто, историк флота, проживающий в Париже, в 2004 году передал в дар России принадлежащий их семье бесценный Морской архив Русской эскадры в Бизерте.

Федор Михайлович Белкин, человек, одаренный многими способностями, командир подводных лодок «Налим» (1904 -1906), «Окунь» (1906), затем командир дивизиона подводных лодок. После службы стал участником ряда гидрографических экспедиций, был членом-корреспондентом Императорской Академии наук, изобрел инструмент для производства съемки местности в закрытых местах и тембровое устройство для граммофонов, занимался живописью.

Борис Алексеевич Мантьев, командир подводной лодки «Сиг» (1910), разработал теорию перископа, по его проекту был построен усовершенствованный перископ для подводных лодок, принятый на вооружение в русском флоте и запатентованный во всем мире, изобрел минный оптический прицел к нему, написал учебник по их использованию…

Традиции, заложенные первыми подводниками, живут. Собственно, поэтому они и являются традициями. 

 

Где-то здесь: http://memoclub.ru/2016/01/oni-byili-pervyimi/

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
И Вам спасибо за любовь к нашим героям!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Буксировка подводной лодкой надводного корабля - это по-русски | _Моби_Дик_ - Дневник _Моби_Дик_ | Лента друзей _Моби_Дик_ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»