• Авторизация


Шедевры советского кинематографа. «Военно-полевой роман» 16-03-2024 14:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Dmitry_Shvarts Оригинальное сообщение

✨ Шедевры советского кинематографа. «Военно-полевой роман»

 Ещё раз о любви – негромко, небанально и  без  пафоса 

Драма «Военно-полевой роман». Одесская киностудия, 1983 год. Режиссёр и автор сценария Пётр Тодоровский. Любовь Ивановна Антипова (Люба) – Наталья Андрейченко. Майор Миронов, комбат – Александр Мартынов

Предвижу массу желающих объяснить на пальцах, что Люба – хитрая расчётливая самка, которая одурачила и оставила с носом влюблённого Александра Нетужилина; он сам – бесчувственный эгоист, «тюфяк» и тряпка, а его жена – бесхребетное существо, потому что способна простить предательство мужа и унижаться перед счастливой соперницей.

Но для меня это история любви. Той самой, которая «долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не мыслит зла, всему верит, всего надеется, всё переносит». И которая никогда не перестаёт.

Женщина и война несовместимы по сути. Как может находиться в круге смерти рождённая для жизни и продолжения жизни? 

 

Предвижу массу желающих объяснить на пальцах, что Люба – хитрая расчётливая самка, которая одурачила и оставила с носом влюблённого Александра Нетужилина; он сам – бесчувственный эгоист, «тюфяк» и...-2

И кто упрекнёт молодую красивую медсестру, что она осмелилась любить в то страшное время, когда вокруг рвались снаряды и вихрем взметалась истерзанная земля? Это был её способ выжить, её островок надежды среди хаоса и разрушения.

А она сама стала спасением для рядового Нетужилина. Ведь кто знает – может быть, именно любовь к ней уберегла мечтательного, рассеянного и совсем неопытного новобранца от напророченной шальной пули. Фронтовая королева, на которую заглядывались простые солдаты, стала его далёкой звездой, несбыточной грёзой, недостижимой и прекрасной.

И вот война окончена. Теперь Александр – студент истфака, киномеханик – счастливо женат. Сашу и Веру объединяет общность интересов, глубокая, истинная интеллигентность, порядочность, способность искренне сопереживать и сочувствовать.

Александр Нетужилин, киномеханик – Николай Бурляев

Александр Нетужилин, киномеханик – Николай Бурляев

 Вера Николаевна, жена Нетужилина, педагог – Инна Чурикова

Вера Николаевна, жена Нетужилина, педагог – Инна Чурикова

Неожиданная встреча с незабвенной фронтовой любовью меняет для Нетужилина весь мир вокруг. Только любящие глаза могли узнать в вульгарной уличной торговке с папиросой в зубах и облезлым маникюром ту невероятную и дерзкую красавицу с вьющейся русой косой, летящую верхом на лошади. Тогда маленькое ухо пряталось в пшеничных завитках, румяный рот улыбался, а смех звучал так заразительно!

Теперь спутанные безжизненные волосы кое-как убраны под старую шапку, глаза, когда-то такие нежные, превратились в растрескавшиеся льдинки с острыми углами, каждая из которых будто только и ждёт момента, чтобы изранить, а смех больше похож на лай, прерывающийся надсадным кашлем. Вся драма этой женщины проносится перед глазами Нетужилина: гибель комбата, рождение дочери, судьба матери-одиночки, которая, словно кошка, выпустив когти, судорожно пытается удержаться на наклонной плоскости.

Предвижу массу желающих объяснить на пальцах, что Люба – хитрая расчётливая самка, которая одурачила и оставила с носом влюблённого Александра Нетужилина; он сам – бесчувственный эгоист, «тюфяк» и...-5

Предвижу массу желающих объяснить на пальцах, что Люба – хитрая расчётливая самка, которая одурачила и оставила с носом влюблённого Александра Нетужилина; он сам – бесчувственный эгоист, «тюфяк» и...-6

Её тоже убили на этой войне. Её лучшую часть – прекрасную, тонкую, совершенную. Осталась неприглядная оболочка, в которой бьётся ожесточённая душа.

Наверное, человек другого склада всего лишь подивился бы произошедшей перемене, покачал головой и, пробормотав что-то вроде «что с нами делает время!» отправился домой, где ждёт любящая жена и стынет обед.

Но только не Саша.

Ведь они оба родом из той войны. Оба оставили там, в окопах, свою любовь. «На войне у меня было всё», – говорит Люба, и это действительно так. Ах, война, что ты сделала, подлая! Разметала в клочья красоту и женственность, убила надежду, убила мечту.

Предвижу массу желающих объяснить на пальцах, что Люба – хитрая расчётливая самка, которая одурачила и оставила с носом влюблённого Александра Нетужилина; он сам – бесчувственный эгоист, «тюфяк» и...-7

Предвижу массу желающих объяснить на пальцах, что Люба – хитрая расчётливая самка, которая одурачила и оставила с носом влюблённого Александра Нетужилина; он сам – бесчувственный эгоист, «тюфяк» и...-8

Рядовой Нетужилин – единственный, кто может помочь Любе «вернуться с войны». Это его дань негасимому чувству, дань несбыточному, недостижимому. Дань прекрасной израненной птице, навсегда распластавшей бессильные крылья на сожжённой земле. Эту птицу, мечту свою, он бережно отогревает в ладонях, согревает своим теплом – совершенно бескорыстно, не требуя ничего взамен, – только затем, чтобы она снова могла взлететь.

И пусть Люба никогда не увидит мужчину своей судьбы в этом неисправимом романтике. Он для неё – память о любви, которая шла рука об руку со смертью. О том времени, когда она была молодой прекрасной девушкой с роскошной косой. Когда она была королевой, а не торговкой-лоточницей. О времени, где все ещё живы и всё возможно, даже счастье.

Предвижу массу желающих объяснить на пальцах, что Люба – хитрая расчётливая самка, которая одурачила и оставила с носом влюблённого Александра Нетужилина; он сам – бесчувственный эгоист, «тюфяк» и...-9
Катя Миронова, дочь Любы – Катя Юдина

Катя Миронова, дочь Любы – Катя Юдина

Предвижу массу желающих объяснить на пальцах, что Люба – хитрая расчётливая самка, которая одурачила и оставила с носом влюблённого Александра Нетужилина; он сам – бесчувственный эгоист, «тюфяк» и...-11

Этот осколок прошлого, врезавшийся в настоящее, чуть не разбил ещё одно любящее сердце: Веры. Ах, как много нужно иметь любви, чтобы, оказавшись в подобной ситуации, не закатить мужу сцену ревности, не хлопнуть дверью, не вцепиться в волосы сопернице! Именно сила, а не слабость нужна, чтобы произнести вот так просто и доверчиво: «Саша, а что же мне делать? Куда же мне деваться? Нет, ну правда, ты прости меня, но я чувствую, что совершенно лишняя. Я ведь тоже хочу быть счастливой. И я хочу быть с тобой!»

Многие жёны, не рассчитывая на откровенное признание мужей, сделали бы вид, что ничего не происходит, и называли это «женской мудростью». Главное – «пересидеть» соперницу.

Предвижу массу желающих объяснить на пальцах, что Люба – хитрая расчётливая самка, которая одурачила и оставила с носом влюблённого Александра Нетужилина; он сам – бесчувственный эгоист, «тюфяк» и...-12

Предвижу массу желающих объяснить на пальцах, что Люба – хитрая расчётливая самка, которая одурачила и оставила с носом влюблённого Александра Нетужилина; он сам – бесчувственный эгоист, «тюфяк» и...-13

Но Вере претит лицемерие, она способна смотреть опасности в лицо и не хочет унижать ложью своего робкого и окончательно запутавшегося в сетях любви и долга Сашу. Именно эта смелость позволяет ей пригласить роковую-фронтовую подругу мужа на Новый год и разговаривать с этой обворожительной, уверенной в своей непобедимой власти женщиной на равных и даже с некоторой иронией.

Вера не просто любит мужа. Она жалеет его. Она способна понять всю силу чувства, внезапно его захватившего, и ту адскую душевную муку, которую он испытывает. Вера не только сама ни в чём не винит мужа, но не позволяет посторонним людям судить его («я запрещаю вам говорить гадости о моём Саше!») Вера – не жестокий бесстрашный воин, но дипломатичный, выдержанный, очень мудрый и очень отважный страж своего маленького и хрупкого семейного мирка.

Предвижу массу желающих объяснить на пальцах, что Люба – хитрая расчётливая самка, которая одурачила и оставила с носом влюблённого Александра Нетужилина; он сам – бесчувственный эгоист, «тюфяк» и...-14
Предвижу массу желающих объяснить на пальцах, что Люба – хитрая расчётливая самка, которая одурачила и оставила с носом влюблённого Александра Нетужилина; он сам – бесчувственный эгоист, «тюфяк» и...-15
Предвижу массу желающих объяснить на пальцах, что Люба – хитрая расчётливая самка, которая одурачила и оставила с носом влюблённого Александра Нетужилина; он сам – бесчувственный эгоист, «тюфяк» и...-16

Кто-то скажет, что Саша остался с Верой только потому, что оказался не нужен Любе. А я отвечу, что Саша никогда и не ставил целью завоевать Любу. Она была и осталась для него недостижимой мечтой, и вся его любовь превратилась в служение женщине, которую он любил когда-то давно, ещё на войне, а теперь возродил, поднял со дна её души всё давно ею забытое и похороненное.

 

Поэтому фильм – вовсе не об изменах, соперничестве, роковых женщинах и рыцарях бледных со взором горящим. Весь этот фильм – о Любви и Вере. О нежности, прорывающей броню цинизма. О женской преданности, которая бывает вознаграждена. О безграничной чистоте и доброте души, на которых стоит и будет стоять этот мир.

Новиков, заместитель председателя исполкома –Виктор Проскурин

Новиков, заместитель председателя исполкома –Виктор Проскурин

— Маша, это я, Дубровский! — Поздно, Дубровский, я жена князя Верейского!

— Маша, это я, Дубровский! — Поздно, Дубровский, я жена князя Верейского!

Предвижу массу желающих объяснить на пальцах, что Люба – хитрая расчётливая самка, которая одурачила и оставила с носом влюблённого Александра Нетужилина; он сам – бесчувственный эгоист, «тюфяк» и...-19

Помните, как у Вероники Тушновой:

Всех его сил проверка,
сердца его проверка,
чести его проверка, –
жестока, тяжка, грозна,
у каждого человека
бывает своя война.
С болезнью, с душевной болью,
с наотмашь бьющей судьбою,
с предавшей его любовью
вступает он в смертный бой.
Беды как танки ломятся,
обиды рубят сплеча,
идут в атаки бессонницы,
ночи его топча.
Золой глаза запорошены,
не видит он ничего,
а люди: «Ну, что хорошего?» –
спрашивают его.
А люди-добрые, умные
(господи им прости) –
спрашивают, как думает
лето он провести?
Ах, лето моё нескончаемое,
липки худенькие мои,
городские мои, отчаянные,
героические соловьи…
Безрадостных дней круженье,
предгрозовая тишина.
На осадное положенье
душа переведена.
Только б в сотый раз умирая,
задыхаясь в блокадном кольце,
не забыть –
Девятое мая
бывает где-то в конце.

Предвижу массу желающих объяснить на пальцах, что Люба – хитрая расчётливая самка, которая одурачила и оставила с носом влюблённого Александра Нетужилина; он сам – бесчувственный эгоист, «тюфяк» и...-20

Предвижу массу желающих объяснить на пальцах, что Люба – хитрая расчётливая самка, которая одурачила и оставила с носом влюблённого Александра Нетужилина; он сам – бесчувственный эгоист, «тюфяк» и...-21



________________________________________________________

readchannel.ru  [/more[

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Шедевры советского кинематографа. «Военно-полевой роман» | гриша51 - Дневник гриша51 моя фотография | Лента друзей гриша51 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»