• Авторизация


Музей-заповедник Абрамцево/1.Усадебный дом 25-03-2025 11:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение

Музей-заповедник Абрамцево/1.Усадебный дом


Недалеко от Москвы находится знаменитая усадьба Абрамцево. Одноэтажный деревянный усадебный дом, построенный при Головиных в конце XVIII века, – один из немногих сохранившихся до наших дней памятников русского деревянного классицизма. Это самое старое здание усадьбы.
undefined
 
Западный фасад дома с двумя крыльцами выходит на площадь перед входом в усадьбу Абрамцево. Правое, парадное крыльцо ведет в сени, переднюю и столовую, левое предназначалось для прислуги. Вдоль западного фасада – повседневная анфилада, где были жилые покои членов семьи.
Усадебный дом
 
Восточный фасад с открытой террасой выходит в парк и находится на краю равной площадки, за которой начинается крутой спуск к реке Воре.
img-1594021125-4697-685-14ae66a1-1a7b-4353-8297-020710f812b9
 
Вдоль восточного фасада располагалась парадная анфилада комнат, первоначально состоявшая из залы, гостиной и парадной спальни.
 
Свою известность усадьба приобрела в середине XIX века, когда в 1843 году владельцем усадьбы стал писатель Сергей Аксаков. Аксаковых часто посещали Гоголь, Тургенев, Тютчев, Погодин, Щепкин и другие друзья писателя.
В 1870 году усадьбу приобрёл меценат Савва Мамонтов. К тому времени усадьба пришла в запустение и нуждалась в капитальном ремонте. Постройки восстановили, разбили заново сады и оранжереи.
 
Савва Иванович был известен в кругу русской творческой интеллигенции как большой ценитель искусств и меценат. При Мамонтове Абрамцево стало гостеприимным домом для молодых художников, писателей и музыкантов. Здесь собирались знаменитые русские художники члены Абрамцевского Кружка Репин, братья Васнецовы, Серов, брат и сестра Поленовы, Врубель, Левитан, Коровин, Неврин, Остроухов, Нестеров, Суриков, Левитан, скульптор Антакольский и многие другие.
Таким образом в этой усадьбе в XIX веке прошли два поколения русской культуры. Уже в конце XIX века, усадьба Абрамцево упоминалась в путеводителе как Памятные места России. Уже тогда понимали что такое Абрамцево в русской культуре.
 
После 1917 года усадьба была национализирована, а в 1918 году объявляется объектом архитектурно-художественного наследия и получила статус музея. Сейчас музей-усадьба Абрамцево имеет статус памятника федерального значения.

Комнаты в усадебном доме в Абрамцево

Рабочий кабинет Сергея Тимофеевича Аксакова в усадебном доме в Абрамцево
В обстановке этого кабинета, Аксаков написал все свои знаменитые произведения. В рабочем кабинете сохранилась подлинная мебель Аксаковых, ее сберегли еще Мамонтовы.
Когда он купил усадьбу ему было 52 года, он был уже достаточно немолодым, по тем временам, человеком. К тому времени у него начало ухудшаться зрение, поэтому кабинет окрашен в спокойном оттенке зеленого цвета, чтобы не раздражать его больные глаза.

IMG_6844

Аксаков с детства любил природу, он был рыболов и заядлым охотником. У него было очень много наблюдений о жизни птиц, зверей, рыб. Аксаков хотел этими наблюдениями поделиться.
Он пытался писать в Москве, но это было очень сложно, даже невозможно. Здесь, в Абрамцево» сошлись желание и возможность писать. К этому моменту он уже практически не может писать сам, потому что плохо видит. Чтобы защититься от яркого солнечного света он часто использовал козырек, в то время еще не существовало темных очков. Из-за плохого зрения Аксаков вынужден диктовать, сидя в своем любимом вальтеровском кресле, своим дочерям, обычно Вере, которая располагалась рядом на женском стуле. У этого стула есть маленькие колесики – это прообраз всем известного офисного кресла.

IMG_6837

В усадьбе Аксаков написал первые книги, так называемый «Охотничий цикл», книги о природе.
 
IMG_6832
 
В 56 лет, для рыболовов, им была написана первая книга этого цикла. Она называется «Записки об ужении». Написанная на красивом русском языке и с большой любовью к родной природе эта книга принесла Аксакову известность. Книга увлекла даже дам. При жизни автора книгу трижды переиздавали, каждое издание было дополненное.
Читатели и читательницы сюда присылали удочки. Они были везде и на каждой было вырезано имя дарителя. Одна из читательниц прислала удочку, леска на которой была выполнена из ее собственных волос, настолько ее тронуло это произведение. Писатель назовет эту удочку Ивити и она станет его талисманом.
 
IMG_6833
 
Неожиданный успех первой книги Аксакова ободрил и здесь, в этой усадьбе, он работал еще над двумя книгами о природе, «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах». В них даны подробные, причем правдивые описания повадок птиц, зверей, рыб. Несмотря на то, что это не научные, а художественные произведения, книги дали богатый материал ученым, которые изучали природу.
Коллекция бабочек, которая принадлежала Сергею Аксакову
 
IMG_6839
 
Над рабочим столом висит портрет жены писателя Ольги Семеновны Заплатиной, дочери суворовского генерала Семена Заплатина и пленной турчанки Игель-Сума. Ольга Семеновна была строгой, любящая дисциплину, однако сердце ее оставалось мягким, любящим и справедливым.
IMG_6832 (1)
 
Аксаковы вырастили 10 детей - 6 дочерей и 4 сына. Сергей Аксаков был заботливым и любящим отцом и все свои письма детям подписывал "друг и отец". Религиозно-патриотическим воспитанием детей занимались сами родители, даже не приглашали гувернеров. И Сергей, и Ольга Аксаковы с большим уважением и трепетом относились к детям, воспитывая их свободными, трудолюбивыми и целеустремленными. Они жили интересами детей. Дети отвечали им тем же. Будучи уже взрослыми людьми, главами семейств, они продолжали ласково называть его «отесенька» (отец – отеченька – отесенька). Это прозвище они придумали для него сами.
IMG_6842
 
Сыновья Аксаковых были очень известные люди.
Старший сын Константин закончил совместное отделение Московского университета, написал серьезную научную работу и защитил докторскую диссертацию, которую посвятил своим родителям. Публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист, он был интересный общественный деятель, один из идеологов славянофильства.
Он написал знаменитую детскую песенку «Мой Лизочек так уж мал» на которую Петр Ильич Чайковский написал музыку.
Иван Аксаков возглавлял Московский Славянский благотворительный комитет. Во время войны русско-турецкой войны этот комитет собрал немалые добровольные пожертвования. На эти деньги покупалось оружие, боеприпасы, обмундирование. Организовывали санитарные отряды и отряды добровольцев для помощи братьям славянам. Многими вопросами занимался Иван Аксаков, его даже называли славянский Гарибальди. Когда Болгария стала свободной страной, молодежь Болгарии предлагала Ивану Аксакову царский трон своей страны. Он отказался, но до сих пор одна из главных улиц Софии носит имя Ивана Аксакова.
Григорий Сергеевич Аксаков был Самарским и Оренбургским губернатором. Стал известен на этих постах тем, что не брал взяток. Аксаковы были настолько порядочные в отношении казенных денег, что существовало такое выражение – честен как Аксаков.
Справа висит дворянский герб семьи Аксаковых
IMG_6835
 
Портрет младшей дочери Аксаковых Мари, написанный старшей сестрой Верой. У нее не было профессионального художественного образования, а взяла только несколько уроков. Настолько талантлива была эта девушка.
IMG_6840
 
Семью Аксаковых знали далеко за пределами Москвы и даже называли явлением в русской культуре.
Маленькая девочка на фотографии любимая и единственная, при жизни писателя, внучка Олечка. Она была здесь с родителями - Григорием Сергеевичем Аксаковым, сына писателя, и Софьей Александровной Шишковой, дочери адмирала, министра народного просвещения и литератора. Дедушка писатель, внучке Оле, посвятил одну из своих детских книг «Детские годы Багрова-внука» и сказку «Аленький цветочек». В семье даже говорили Оленькин цветочек, потому что знали, что сказка написана для любимой внучки писателя. Ольга Григорьевна, уже взрослая, сберегла многие семейные архивы. Эти архивы очень помогли музею «Абрамцево». Здесь сохранились рисунок для Оли – Оленька кормит гусей. Когда она подросла то сама рисовала дядю Ваню, дядю Костю.
Рисунки сыновей Аксакова Константина и Ивана оставленные одним из гостей
IMG_6841
 
Дом Аксаковых в имении Абрамцево стал настоящим центром московской общественной и литературной жизни. При жизни Аксакова эта комната была самой оживленной. Если приезжали гости, то споры, беседы и даже игра в карты проходили здесь. Знаменитые аксаковские «субботы» собирали известных писателей, журналистов, ученых и театральных деятелей. Сюда приезжали писатели Тютчев, Тургенев, Гоголь, Щепкин, Загоскин, профессор Погодин; общественные деятели Хомяков, Самарин, братья Киреевские и другие. Беседовали о литературе, о театре, обсуждались важные общественно-политические вопросы.
IMG_6834
Еще одним из интересных гостей у Аксаковых был актер Щепкин Михаил Семенович. Его На фарфоровая статуэтка в роли Фамусова стоит на рабочем столе Аксакова. Михаил Семенович Щепкин был комедийный актер, но хорошо исполнял даже драматические роли. Однако в театрах серьезной драматургии было мало, в основном ставились комедийные пьесы и водевили с песнями и танцами. Щепкину это было уже не интересно, и он даже хотел оставить сцену навсегда. Освободиться от чисто комического репертуара Щепкину удалось в 1830-е годы, когда на сцене Малого театра ставились «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Ревизор» Н. В. Гоголя. В них актёр создал многогранные, выпуклые образы Фамусова и Городничего. После этой роли Щепкин еще 30 лет выступал на сцене. В итоге Щепкин пробыл на сцене 50 лет. К своему юбилею Щепкин заказал фарфоровые скульптурки и особо близким друзьям дарил их на память о своем юбилее. Таких фигурок в семье Аксаковых было две, это было особое расположение Щепкина к ним.
IMG_6830
 
В кабинете два изображения Тургенева, который был моложе Аксакова на 27 лет. Они переписывались, оба рыболовы и охотники, любили природу, были увлечены литературой, и заядлые театралы. Тургенев для сборника «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» прислал рассказ «Соловьи». Тургенев тоже писал о природе, но его рассказы были другие. В книгах Аксакова не человек главный герой, а природа.
IMG_6843
 
Интересным экспонатом является настольная лампа, они почти исчезли из обихода после появления керосиновых. Эта лампа была изготовлена во Франции в форме чайника с четырьмя носиками.
IMG_6831
 
Около двери висит расшитая бисерная сонетка, каждая бисеринка была пришита вручную. Ее использовали для вызова слуг, к сожалению, колокольчик от нее утрачен. Это подлинная вещь, она дошла до нашего времени в том виде, в котором она была при Аксаковых.
IMG_6838
 
Голубая гостиная (Аксаковская) в усадебном доме в Абрамцево
В этой комнате воссоздан интерьер гостиной середины XIX века и рассказывается о детских и юношеских годах Сергея Тимофеевича Аксакова. Прежде здесь была классная комната для дочерей писателей.
IMG_6864
 
Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из очень бедного дворянского рода, известного с XI века, его мать Мария Николаевна Сухова, была женщина просвещенной, она интересовалась литературой, театром, искусством и это прививала своему сыну.В детстве Аксаков много болел и только ее постоянные заботы поставили его на ноги. До 9 лет она сама занимается его воспитанием, а позже его отправляют в Казанскую гимназию, где его обучает воспитатель и учитель Григорий Карташевский, который впоследствии станет учителем знаменитого математика Лобачевского. В это время Карташевский еще совсем молодой человек и становится скорее другом, чем наставником, а позже даже женится на его сестре Надежде. Аксаков свою сестру Надежду очень любил и ей он посвятил свое последнее незаконченное произведение «Наташа», которое она продолжит и закончит.
В центре стены висит портрет матери Сергея Тимофеевича, рядом портрет любимой младшей сестры Надежды и портрет Григория Карташевского.
IMG_6847
 
Сразу по окончании обучения Сергей Тимофеевич переезжает в Петербург, а затем в Москву, там входит в литературные кружки того времени. Он входил в кружок любителей русской словесности вместе с Иваном Крыловым, был знаком с поэтом Державиным, с первым русским автором исторического романа Загоскиным, с историком Карамзиным – автора Истории государства Российского и Александром Семеновичем Шишковым, адмиралом, министром просвещения, которого он поддерживал в том что нужно чаще использовать русский язык и освободить его от излишнего иностранного влияния. В то время большинство дворян чаще говорили по-французски чем по-русски.
Портреты Московских и Петербургских друзей Аксакова.
IMG_6855
 
Главным произведением в жизни Аксакова стали его так называемая семейная трилогия. Семейные хроники, Воспоминание и Детские годы Багрова внука. В этих книгах Аксаков написал историю жизни трех поколений своей семьи. В этой трилогии фамилии и имена изменены, но родные себя узнавали. Не все себе понравились, кто-то решил, что он вышел смешон и от родственников было не мало возражений. Но книги были написаны, издавались даже за рубежом. Начал он с деда и бабушки, жизнь родителей, его детство, гимназия, университет. Книги написаны на красивом русском языке и являются важным историческим источником.
IMG_6849
 
Рядом с книгами ножницы интересной формы, они называются мушетка, их использовали чтобы срезать нагар со свечей. В это время в доме было исключительно свечное освещение.
IMG_6851
 
Стол, диван и кресла выполнены из светлой атласной березы. Диван обит сухими водорослями, по традиции того времени. Диван с деревянной спинкой и кресло, овальный стол и подставки под канделябры (колонны), часы и столик, для рукоделия который называется бобик, оригинальные, принадлежали семье Аксаковых — все это прекрасные образцы ампира.
IMG_6850
 
Савва Иванович постарался сохранить те вещи, которые остались в доме так как был большим почитателем Сергея Тимофеевича и даже прочитал все его книги.
IMG_6862
 
Чтобы лучше его узнать, о том, как жила здесь семья Аксаковых он приглашает к себе в гости Ивана Сергеевича Тургенева, который бывал здесь при Сергее Тимофеевиче. Так что ему посчастливилось увидеть две эпохи в жизни этого дома.
IMG_6859
 
Автопортреты Веры, старшей дочери Аксакова, которая очень много помогала отцу в работе над книгами. В романе Тургенева «Дворянское гнездо», в Лизе Калитиной многие современники узнавали дочь писателя Аксакова Веру.
 
IMG_6857
Портрет Марии Сергеевны Аксаковой, дочери Сергея Тимофеевича
 
IMG_6858
На стене висит картина - Вид на Замоскворечье – Большой каменный мост, на мосту стадо коз с пастухом. Трудно представить, что это вообще Москва, стены и башни Кремля светлые. После пожара 1812 года стены и башни Кремля белили и красили до 1919 года.
Печь – творение Врубеля
IMG_6861
 
В своем оформлении используется напоминание о лете
IMG_6853
 
Портрет Алексея Васильевича Тыранова. Под ним портрет Марии Александровны Пальчиковой, соседки Аксаковых по Абрамцеву.
 
IMG_6863
 
Бывшая детская в усадебном доме в Абрамцево
Эта комната у Мамонтовых была детской, и художник М. А. Врубель в начале 1890-х годов для детей Мамонтова сделал такую печь-лежанку.
 
IMG_6940
В это время он интересуется Востоком. Любимые тона у Врубеля коричневый и голубой, так что здесь художник остался верен себе.
IMG_6930
 
В нижней части находятся стилизованные ящерицы. Они должны были оберегать дом от огня, потому что считалось что ящерицы в огне не горят. Выше расположены цветы лотоса а в изголовье леженки маска Ливийской львицы. Здесь она появляется впервые, а позже станет эмблемой абрамцевских мастерских.
IMG_6932
 
Дети очень любили эту печь и даже соревновались за право на ней полежать.
IMG_6931
 
В то время считалось что красивые вещи должны окружать нас в повседневной жизни, и задача художника уже не сводится только в написании картин. Они становятся оформителями и дизайнерами. Тогда же появляются абрамцевские мастерские. Здесь произведения абрамцевской столярно- резческой мастерской.
Буфет «Теремок» изготовлен в 1897 году по эскизу В. М. Васнецова. Резчик — брат Виктора Михайловича Аркадий, живший в Вятке. Васнецов сказочный художник и здесь тоже спрятал несколько сказок. В верхней части Пушкинская белочка – это «Сказка о царе Салтане», на дверцах Аленький цветочек, а стоит буфет на совах-атлантах, в те времена в Абрамцево было много сов, поэтому были символами усадьбы. Сама форма буфета напоминает Щелкунчика – верхний шкаф – голова, нижний шкаф- туловище.
IMG_6926
 
Ажурные полукресла, стулья с резными рамами и спинками, столик в стиле петровского барокко, переосмысленного Е. Д. Поленовой, сестрой Василия Дмитриевича Поленова. Елена Дмитриевна дала подобной конструкции столиков говорящее название — столики «с окошками».
IMG_6939
 
Новые хозяева Савва Иванович и Елизавета Григорьевна всегда были рады видеть своих друзей Репина, Васнецова, Поленова, Антакольского. Позже они пригласят своих друзей, кружок разрастется и станет уникальным явлением русской культуры.
Художники были людьми не только талантливыми, но и веселыми, азартными. Занимались они здесь не только написанием картин. Они устраивали своеобразные соревнования, например Репин пишет Васнецова, а Васнецов Репина, причем делают они это одновременно. Они соревнуются не в искусстве написания портрета, а в скорости. Репин говорил, что ему не нужен фотоаппарат, он может написать портрет быстрее. И для того времени это было действительно так.
 
IMG_6936
На стенах висят портреты абрамцевского кружка.
IMG_6928
 
Портрет жены Поленова, которая тоже была художницей. Муж написал, как супруга пишет.
IMG_6935
 
Нестеров написал портреты-шаржи на некоторых художников. Васнецов был высоким и носил бороду, но длина бороды несколько преувеличена. Аполлинарий Васнецов, растерявший краски. Василий Суриков в одежде стрельца.
Слева «Кавалькада» работы Репина, где он изобразил почти всех участников абрамцевского кружка. Здесь нет только Неврина, который обычно в таких выездах не участвовал, потому что был уже человеком пожилым. Необычно видеть их вот так, на конях, а не с мольбертом и кистями.
IMG_6937
 
Здесь же представлены эскизы церкви, которую собирались построить в Абрамцево.
IMG_6938
 
Каждый из художников представил свой вариант

IMG_6927

Пейзажная комната в усадебном доме в Абрамцево
Любимым сюжетом абрамцевских художников был пейзаж. Абрамцево окружали красивые места и богатая природа. К этой теме художники подходили по-разному. Художники изобразили разные уголочки усадьбы. Одни и те же места, одна и та же абрамцевская природа, но как по-разному выглядят эти картины.
IMG_6948
 
На этой стене произведения Василия Дмитриевича Поленова, его называли мастером лирического пейзажа и действительно, кажется, что мы остаемся один на один с его природой. Природа выступает главным героем его картин.
 
IMG_6944
Он был ярким представителем реализма и очень точно прописывал все детали своих работ.
IMG_6945
 
Отличительной особенностью его творчества было еще и то, что сначала он изображал природу со всеми ее подробностями, а только потом помещал туда людей. на некоторых картинах человек играет такую незначительную роль, что его даже трудно заметить.
IMG_6941
 
Аполлинарий Васнецов немного по-другому подходит к этой теме. У него более сказочный былинный стиль. Не даром его называли мастером исторического пейзажа. Действительно, он интересовался тем, как выглядели наши места раньше перед тем, как их написать. У него есть уже идея, настроение которым он хочет поделиться со зрителем, а не просто констатирует сам факт природы. Если посмотреть на эту аллею, то она покажется неприветливой и тревожной.
IMG_6947
 
Эту же линию продолжает следующий художник Константин Коровин. Он не хотел писать природу такой, какая она есть, а скорее хотел изобразить свое к ней отношение. Здесь собраны работы, которые были им выполнены до исполнения ему 18 лет. Позже его назовут отцом русского импрессионизма. Полностью его талант раскроется уже в иммиграции, во Франции, в его знаменитом парижском цикле работ.
Эту долину Нестеров изобразил на картине «Видение отроку Варфоломею». Лето, ромашки, красота, осень работа Остроухова.
IMG_6943
 
Самыми узнаваемыми здесь работы художника Виктора Васнецова. Для своей картины Аленушки он выбрал пруд села Ахтырка, который находится в 4 километрах от Абрамцево. Это собирательный образ русской природы, потому что эти камни художник позаимствовал из своих этюдов. Девочку он встретил здесь, по пути из Ахтырки в Абрамцево, она была сиротой и работала на полях других крестьян, которые пренебрежительно называли ее пололка (она им полола). По легенде она удачно вышла замуж, и другие девочки ходили за Васнецовым чтобы он их тоже изобразил. Это стало доброй приметой. Считалось что у Васнецова легкая рука.
 
IMG_6946
Это поле на картине узнаваемое, так как является эскизом к картине «Богатыри». Работа написана на местном поле в Абрамцево. Коней приводили с конюшни Саввы Ивановича, да и персонажей Виктор Васнецов встретил здесь. В роли Алеши Поповича ему позировал сын Мамонтова Андрей, Илья Муромец – владимирский кузнец, пришедший на заработки, а вот Добрыню Никитича художник искал долго. Ему даже позировал Поленов, потому что считался самым красивым из художников, но он получился больше похож на самого Васнецова, чем на Поленова.
IMG_6942
 
В пейзажной комнате этюды и картины художников подлинные.
Комната Николая Васильевича Гоголя в усадебном доме в Абрамцево
Комната, где жил Гоголь, когда приезжал к Аксакову в усадьбу.
IMG_6892-PANO
Аксаковы были люди очень гостеприимные, это были настоящие московские хлебосолы. В своем доме они принимали всех и западников, и славянофилов. У него были Герцен, Белинский, Грановский. В то же время братья Киреевские, Самарин. Люди совсем разных общественных и политических убеждений. Другими гостями Аксакова были Тургенев, Щепкин, Хомяков. Гоголь у Аксаковых был особый, самый желанный, любимый гость.
Николай Васильевича в свете не любили. Считалось что у него капризный вздорный характер, но Сергей Тимофеевич принимал его таким каким он был. Поэтому в Абрамцево Гоголь чувствовал себя комфортно. Здесь он не был тем закрытым писателем-мистиком, как было принято о нем говорить. По воспоминаниям современников здесь он пел российские песни с дочерью Аксакова Надеждой, плясал пляску, много смеялся. Можно сказать, что в Абрамцево Гоголь был счастлив.
Сюда Гоголь приезжал всего 5 раз. Аксаковы выделили Гоголю эту комнату, она была самая светлая и теплая в доме.
IMG_6866
 
Писатель в этой комнате жил, работал и даже когда он не желал спускаться ел.
Их отношения длились 20 лет, до самой смерти Николая Васильевича. Именно у Аксакова Гоголь отметит свое 40-летие. Он говорил, что Аксаковы могут залюбить вас до смерти, настолько хорошими хозяевами они были.
Отношения этих писателей сложно было назвать дружбой, уж больно они были разные люди, скорее Гоголь и Аксаков друг друга дополняли.
Для многих Гоголь был знаменитость, автор комедий. Аксаковых это очень обижало, так как Николай Васильевич для них был дорог и интересен в первую очередь как человек.
На каждом своем портрете Гоголь разный, настолько неординарным человеком он был.
IMG_6888
 
Портрет Гоголя в возрасте 25 лет, примерно так он выглядел, когда он познакомился с Аксаковым в Москве, в модном в то время литературном салоне Александры Иосифовны Смирновой Проссет.
IMG_6887
 
В этот же салон ходил Александр Сергеевич Пушкин, который говорил, что Сергей Тимофеевич лучше всех понимает его произведения, так как в это время Аксаков был театральным и литературным критиком. Аксаков страстно любил театр, он мог стать хорошим актером, но это занятие для дворянина было недостойным. Аксаков видел многие проблемы в игре актеров, постановке спектаклей, поэтому он стал писать театрально – критические статьи. Это новый литературный жанр – театральная критика. К Аксакову даже обращались из театров чтобы узнать, как правильно распределить роли, чтобы пьеса выиграла. Александра Иосифовна хотела издать произведение Гоголя без купюр, поэтому Гоголь обратился к Сергею Тимофеевичу, который в это время служил в цензорском комитете и Аксакову это удалось. Таким образом Аксаков приобрел себе хорошего друга. У них была деятельная, длительная переписка, даже в те моменты, когда по состоянию своего здоровья Николай Васильевич жил в Италии.
IMG_6889
 
Гоголь много писал за границей, в том числе первый том Мертвых душ. Первый экземпляр издания он прислал Аксаковым и подписал «Моим друзьям, всему семейству Аксаковых»
IMG_6884
 
В 1848 году Гоголь вернулся в Россию с законченной рукописью второго тома Мертвых душ.
В августе 1849 года по пути в Троице-Сергиеву лавру он останавливался у Аксаковых. Говорят, в тот раз Николай Васильевич читал им первую главу второго тома «Мертвых душ». Через некоторое время приехал вновь и продолжил работу над вторым томом.
Эту рукопись Гоголь уничтожил в Москве в доме графа Александра Петровича Толстого и очень скоро Гоголь неожиданно умер.
IMG_6873
 
Эта грустная история изображена на картине художника Агина. Гоголь умер рано и неожиданно, всего 42 года. Его смерть потрясла всю Россию, особенно молодежь. Аксаков несколько дней от этого известия прийти не мог. Впоследствии он обратился ко всем, кто был знаком с Гоголем оставить правдивое описание о писателе для будущих биографов.
О своей дружбе Аксаков написал о Гоголе книгу как о человеке «История моего знакомства с Гоголем», которую не закончил. Она рассказывает не только о их взаимоотношении, но и о литературных салонах и дворянах. Его сын Иван дополнил работу перепиской отца и Гоголя.
После смерти Гоголя был открыт его портфель, были найдены черновики первых четырех глав. Хоть это и черновики, но был интересен ход мысли писателя. Они были переписаны и даже были изданы и там были иллюстрации к этим главам.
IMG_6890
 
Дорожное бюро, оно принадлежало Аксакову и скорее всего работал за ним Гоголь. Вариант дорожной шкатулки, с которыми путешествовали творческие люди. В нем есть отделение для бумаг, поверхность для письма, есть место для чернильницы и гусиных перьев.
 
IMG_6876
В помещении Гоголь любил писать стоя за конторкой.
IMG_6875
 
В те времена считалось не очень хорошо для здоровья чтение и письмо сидя.
IMG_6869
Диван называют Гоголевским. Говорят, писатель на нем действительно отдыхал.
IMG_6872
Асимметричная кушетка — дормез. Гоголь спал полусидя, он боялся, что, если ляжет в кровать и крепко заснёт, его в этом обморочном состоянии примут за мёртвого и похоронят заживо.
IMG_6874
Ширма изготовленная в абрамцевских столярно-резчезких мастерских.
IMG_6877
 
В комнате также стоит печь изготовленная по эскизам Васнецова.
IMG_6878
 
В этой комнате есть экспозиция посвященная Ивану Сергеевичу Аксакову, который возглавлял Московский Славянский благотворительный комитет.
IMG_6882
Во время войны русско-турецкой войны этот комитет собрал немалые добровольные пожертвования. На эти деньги покупалось оружие, боеприпасы, обмундирование. Организовывали санитарные отряды и отряды добровольцев для помощи братьям славянам. Многими вопросами занимался Иван Аксаков, его даже называли славянский Гарибальди. Когда Болгария стала свободной страной, молодежь Болгарии предлагала Ивану Аксакову царский трон своей страны. Он отказался, но до сих пор одна из главных улиц Софии носит имя Ивана Аксакова.
IMG_6881
 
Тут же сохранились его книги, газеты и журналы, которые он редактировал.
IMG_6879
 
https://sinekvan.livejournal.com/923434.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Абрамцево_(музей-заповедник)

***********************


 

Серия сообщений "***Москва пригород":
Часть 1 - Усадьба Отрада-Семеновское.Московская область, Ступинский район
Часть 2 - Усадьбы западного Подмосковья
...
Часть 16 - Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде
Часть 17 - Новый Иерусалим — частица Святой земли в Подмосковье
Часть 18 - Музей-заповедник Абрамцево/1.Усадебный дом
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Музей-заповедник Абрамцево/1.Усадебный дом | Vasilisa59 - Записки Василиски (Светланы Дмитриевой) | Лента друзей Vasilisa59 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»