Это цитата сообщения
TimOlya Оригинальное сообщениеМосковский Кремль.Дворцы,палаты музеи,церкви и другие достопримечательности/10


Оружейная палата как часть архитектурного ансамбля Московского Кремля Объект культурного наследия России федерального значения

Оружейная палата Кремля создавалась в XVI веке как хранилище оружия (отсюда и название), но затем, по приказу Петра Великого, стала подразделением государственной казны, куда стали отдавать на хранение ценные предметы. Именно поэтому сегодня музей называют государственной сокровищницей.

Экспозиция
Сегодня коллекция Оружейной палаты размещается в историческом здании в юго-западной части Московского Кремля. Его возвели в 1851 году специально для нужд музея по проекту архитектора Константина Тона, который также спроектировал Большой Кремлёвский дворец. Вместе они составляют единый архитектурный ансамбль, оформленный в русско-византийском стиле.
Старое здание Оружейной палаты, построенное по проекту Ивана Еготова, 1845 год
Основная экспозиция Оружейной палаты занимает девять тематических залов, расположенных на двух этажах. В собрании музея можно увидеть золотые и серебряные изделия, русское, европейское и восточное вооружение, драгоценные ткани, государственные регалии и предметы парадного церемониала, элементы конского убранства и царские кареты.
Картина Николая Бурдина «Оружейная палата в Кремле. Групповой портрет сотрудников», 1846 год


Ещё часть интересных экспонатов можно увидеть в Парадном вестибюле. Здесь проводят различные тематические выставки: актуальное расписание уточняйте на официальном сайте музея.
Интерьер Оружейной палаты Кремля
Парадный костюм XVII века
Витрина с иконами XV—XVII веков
Ткань XV века с вышивкой сюжета явления Богоматери Сергею Радонежскому
Украшение евангелий
Кадило XVII века работы Третьяка Пестрикова и Даниила Осипова
Хоругвь XVII века
Императорские яйца Фаберже
Главные экспонаты Оружейной палаты
В музейном фонде хранится более четырёх тысяч артефактов, по которым можно изучать историю Российского государства с XII века. Расскажем, на какие из экспонатов Оружейной палаты обратить внимание в первую очередь.
Экспозиция парадного вооружения
Экспозиция Оружейной палаты Московского Кремля
Экспозиция Оружейной палаты Московского Кремля
Экспозиция Оружейной палаты Московского Кремля
Экспозиция Оружейной палаты Московского Кремля
Экспозиция Оружейной палаты Московского Кремля
Экспозиция Оружейной палаты Московского Кремля
Экспозиция Оружейной палаты Московского Кремля
Экспозиция Оружейной палаты Московского Кремля
Экспозиция Оружейной палаты Московского Кремля
Кольчуга Шуйского
Зал № 1
Доспех из металлических колец принадлежал воеводе Ивана Грозного, что и отражено в названии экспоната. Но Пётр Шуйский был не единственным его знаменитым владельцем. Спустя три десятилетия после смерти воеводы кольчугу даровали покорителю Сибири атаману Ермаку в качестве жалования от царя. После смерти Ермака плетёные доспехи были отправлены в государственную казну, откуда впоследствии и попали в Оружейную палату.
Кольчуга соткана из 16 тысяч железных колец. Её вес превышает 11 килограммов, что примерно соответствует массе современного бронежилета. Конечно, защищала металлическая рубаха не так хорошо, но удары саблей выдерживала.

Потир
Зал № 1
Массивная церковная чаша (26 сантиметров в высоту и 20 — в диаметре) выполнена из серебра и украшена золочёными медальонами с изображениями святых. Исследователи полагают, что реликвия была отлита в XIII веке мастерами Владимиро-Суздальской земли по приказу князя Юрия Всеволодовича — внука основателя Москвы Юрия Долгорукого. Так что бесценный потир — почти ровесник российской столицы.
Долгие годы реликвия находилась в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского, где могла использоваться по своему прямому назначению — для освящения вина и проведения причастий. А с 1930-го хранится в коллекции Оружейной палаты Кремля.
Большой сион
Зал № 1
Церковная реликвия в виде уменьшенной копии храма предназначена для хранения Святых Даров, необходимых для проведения причастия.
Сион создан в 1486 году по приказу царя Ивана III. Использовался в Успенском соборе Московского Кремля во время торжественных богослужений.
Реликвия выполнена из серебра и покрыта позолотой. Украшают сион фигуры апостолов, которые поражают проработанностью деталей.
Оружейный гарнитур Остен‑Сакена
Зал № 3
Изготовлен на деньги благодарных парижан известным французским мастером Николя Ноэлем Бутэ. Русский князь Фабиан Вильгельмович фон дер Остен‑Сакен в 1814 году, после победы над Наполеоном, был назначен генерал-губернатором французской столицы. И горожанам так понравился его подход к наведению порядка и обустройству мирной жизни, что они решили его отблагодарить.
Уникальный гарнитур хранился у Остен-Сакена. Но в 1835 году владелец передал его в Оружейную палату, чтобы оставить на память потомкам. В кофре из красного бархата находится сразу несколько изделий: двуствольное ружьё, два пистолета и принадлежности для их чистки. А самый впечатляющий предмет в комплекте — шпага в белых ножнах. Её рукоять выполнена из лазурита и украшена бриллиантами.

Наградное оружие генерала русской армии, генерал-губернатора Парижа Ф.В. Остен-Сакена (шпага, ружье, пара пистолетов). Франция, Версаль, 1814 г. Мастер Н.Н. Бутэ. ММК

Герб генерала Остен-Сакена (автор Н.Н. Буте, 1814, Кремль)
Ленный кубок
Зал № 5
Такие кубки, наполненные доверху золотом и серебром, вручали во времена вассальной зависимости подданные своему господину. Настольное украшение, выполненное в виде орла, отлито в Германии в середине XVI века. Изначально реликвия принадлежала королю Дании Кристиану IV. Однако в 1628 году кубок приобрели для русского самодержца Михаила Фёдоровича.
Позолоченная фигура выполнена с такой точностью, что можно чётко рассмотреть каждое пёрышко орла. А постамент украшен крошечными фигурками насекомых и лягушек. Мастера заливали металлом настоящих жуков и земноводных, чтобы достичь максимального сходства.
Мантия Александры Фёдоровны
Зал № 6
В этом наряде супруга последнего российского императора Николая II сопровождала его во время коронации в мае 1896 года. Мантию из меха горностая отличает длинный шлейф. Для создания наряда потребовалось восемьсот шкурок зверьков, которые были привезены из Сибири. Наряд украшен узорами в виде двуглавых орлов, расположенных в шахматном порядке. Мантия надевалась поверх платья из серебряной парчи — плотной узорчатой ткани, расшитой жемчугом и серебром мастерицами Ивановского монастыря.

Шапка Мономаха
Зал № 7
Одно из самых знаменитых сокровищ Оружейной палаты. Само название реликвии возрождает воспоминания о школьных уроках истории. «Тяжела ты, шапка Мономаха», — писал А. С. Пушкин в драме «Борис Годунов». Это выражение стало символом огромной ответственности, которую возлагал на себя правитель государства. Шапка служила важнейшим атрибутом во время церемонии восхождения на престол русских самодержцев. Её надевали все — от Ивана Грозного в XVI веке до Ивана Алексеевича в конце XVII столетия. Во время последующих коронаций реликвия уже занимала почётное место на аналое (высоком церковном столе‑кафедре) как один из главных символов власти.

Когда и кем был изготовлен парадный головной убор, доподлинно неизвестно. Однако учёные уверены: это один из самых древних экспонатов Оружейной палаты. Одна из теорий происхождения царского головного убора изложена в трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских». В нём рассказывается, что регалии византийского императора Константина IX перешли по наследству его внуку Владимиру Мономаху, который правил Русью в XII столетии. Таким образом, в документе подчёркивалась роль Российского государства как преемника Византии и как нового цивилизационного центра, а также подкреплялась концепция «Москва — третий Рим».
При всём грузе ответственности, который ложился на плечи владельца шапки, сам головной убор, украшенный сапфирами, изумрудами и рубинами, весит не так уж много — 994 грамма.

Корона Анны Иоанновны
Зал № 7
Поражает роскошью и искусным исполнением. Корону изготовили в придворной мастерской под руководством Самсона Ларионова в 1730 году. Он же трудился над созданием первой императорской короны для Екатерины I. Венец Анны Иоанновны представляет собой два позолоченных полушария, объединённых обручем. До наших дней в целости сохранилось её роскошное убранство: две с половиной тысячи алмазов, рубины и турмалины. Особенно впечатляет огромный 100-граммовый турмалин под крестом.

Кстати, эту корону использовали во время коронации Николая I в Варшаве, а ещё именно она изображена на Большом гербе Российской империи.

Двойной трон
Зал № 7
Один из самых запоминающихся экспонатов Оружейной палаты. Мастера Кремля изготовили этот единственный в своём роде трон для царей‑соправителей — одиннадцатилетнего Петра, который позже стал первым императором Всероссийским, и его сводного брата — пятнадцатилетнего Ивана. Ушедший из жизни царь Фёдор Алексеевич не оставил наследников. И в 1682 году по предложению патриарха Иоакима на царство венчали сразу двух правителей.

Роскошный трон обильно украшен символами власти: двуглавыми орлами и коронами. Ряд исследователей полагают, что для создания уникального экспоната некоторые детали позаимствовали у тронов первого русского царя из династии Романовых — Михаила.


Перо‑эгрет с сапфиром
Зал № 8
Роскошный подарок Екатерине II сделал в 1775 году султан Абдул‑Хамид. Украшения для головного убора всадника турецкий правитель преподнёс императрице после подписания Кючук‑Кайнарджийского мирного договора, который завершил войну между двумя странами.
Золотое украшение, похожее на брошь, буквально усыпано бриллиантами разных размеров. В центре красуется редкий сапфир жёлтого цвета. При изменении угла обзора прямоугольный камень играет оттенками и иногда приобретает насыщенный оранжевый цвет.
Предметам конского убранства при дворе уделялось большое внимание. Каждый выезд государя должен был символизировать могущество страны и производить впечатление на зарубежных послов. Так что перо‑эгрет стало важной частью коллекции Оружейной палаты.
Карета Елизаветы Петровны
Зал № 9
Роскошный экипаж императрице в середине XVIII века подарил граф Кирилл Разумовский (родной брат Алексея Разумовского — фаворита Елизаветы). Над созданием кареты работали лучшие французские мастера того времени. Полностью позолоченный экипаж щедро украшен пышной резьбой, напоминающей морские волны, считается одним из лучших образцов карет в стиле рококо.
У транспортного средства вряд ли были конкуренты и по технической части. В конструкции экипажа появились такие новинки, как рессоры и поворотный круг. Карета шла мягко и управлялась легко. Внутри могли с комфортом разместиться четыре персоны.
https://experience.tripster.ru/sights/oruzhejnaya-palata/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Оружейная_палата
**************
Серия сообщений "***Москва 2":
Часть 1 - Усадьба Кусково - бывшее имение графов Шереметевых.
Часть 2 - Усадьба Останкино-бывшее имение графов Шереметевых.
...
Часть 46 - Московский Кремль.Дворцы,палаты музеи,церкви и другие достопримечательности/8
Часть 47 - Московский Кремль.Дворцы,палаты музеи,церкви и другие достопримечательности/9
Часть 48 - Московский Кремль.Дворцы,палаты музеи,церкви и другие достопримечательности/10
Часть 49 - Алмазный фонд.Главная сокровищница страны и её легендарные экспонаты