Это цитата сообщения
TimOlya Оригинальное сообщениеМосковский Кремль.Дворцы,палаты музеи,церкви и другие достопримечательности/5


Вид Успенской звонницы и колокольни Ивана Великого

История строительства комплекса
Собственно Иваном Великим сегодня называется архитектурный ансамбль, который состоит из трёх построек разных лет. Самым высоким зданием, а также композиционным и идейным центром является колокольня Иван Великий. Она была сооружена за три года архитектором итальянского происхождения Боном Фрязиным и открыта в 1508 году. Здание заменило более раннюю постройку — церковь Иоанна Лествичника из белого камня, которую разобрали к 1505 году. В честь этого несохранившегося храма было названо новое сооружение.

3 мая 1613 года. Торжественная процессия в Успенский собор для проведения молебна с участием духовенства, царя Михаила Фёдоровича, дворян, бояр и горожан. Источник: «Об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича, самодержца всероссийского»
Изначально колокольня состояла из трёх ярусов — восьмигранных в плане объёмов, стоящих друг на друге. В нижнем располагался храм в честь святого Иоанна Лествичника. Высота здания составляла 60 метров. В те времена колокольня была покрашена под кирпич с белокаменными деталями.

XVIII век. Фрагмент иконы «Максим Блаженный
В 1600 году при правлении Бориса Годунова у неё появился ещё один ярус — высокий барабан с позолоченным куполом. Об этом периоде в истории России, когда на престоле воцарилась новая династия, говорит золочёная памятная надпись на синем фоне. Она опоясывает с внешней стороны подкупольное пространство. В итоге высота постройки вместе с крестом на главе составила 81 метр. В течение двух столетий колокольня в Московском Кремле являлась самым высоким зданием в стране. А первый звон в столице раздавался ежедневно именно с Ивановского столпа.

Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век Аполлинарий Васнецов
Параллельно с тем как менялась сама колокольня, рядом с ней возводились другие сооружения, дополнившие ансамбль. К 1552 году было закончено строительство церкви, которую вскоре преобразовали в четырёхъярусную Успенскую звонницу. А в 1624 году появилась Филаретова пристройка с шатром. Название связано с именем заказчика — патриарха Филарета. Построенная архитектором Баженом Огурцовым, она создавалась для размещения большого колокола.

1762 год. Ивановская площадь. Обнародование манифеста о коронации Екатерины II/ Источник: А. К. Мельников с гравюры А. Я. Колпашникова

Ф.Я. Алексеев. Панорама Ивановской площади. Графика конца XVIII — начала XIX века

Алексеев На Ивановской площади
Парад в Московском Кремле. Соборная площадь. Начало XIX века. Картина Ф. Алексеева.
В 1812 году во время оккупации Москвы французами ансамбль из трёх зданий значительно пострадал. Успенская звонница и Филаретова пристройка были взорваны и полностью разрушены. А вот колокольня благодаря невероятно прочному фундаменту устояла и получила несущественные повреждения. Уже через три года оба уничтоженных здания восстановили. Архитекторы Д. Жилярди, И. В. Еготов и Л. Руска постарались воссоздать изначальный облик сооружений, но всё же привнесли в него некоторые классицистические детали, характерные для того времени. Колокольня была отремонтирована в том же 1815 году.
Последнее известное изображение колокольни Ивана Великого до разрушения в 1812 году. Литография Густава Хоппе, 1805 г.

1813 год. Территория Кремля после разрушений 1812 года. Художник: А. Н. Бакарев

Колокольня Ивана Великого — разрушение в 1812 году. Литография Джона Джеймса, 1813 год

Проект реставрации колокольни с караульным помещением на Ивановской площади Московского Кремля в России. Рисунок 1813 года.

Панорама Москвы 20-ых годов XIX века
В 1852 году рядом со звонницей со стороны Соборной площади возвели высокое крыльцо по проекту К. А. Тона. В дальнейшем ансамбль не менялся. С приходом советской власти колокольный звон в Кремле прекратился. Здания не использовались как музейные или выставочные помещения. И лишь в 2008 году первые за долгое время посетители смогли подняться по лестницам колокольни и оглядеть древние соборы Кремля с высоты птичьего полёта.
Вид колокольни и звонницы. Картина 1839 года.
Восточная часть Московского Кремля, вид с колокольни собора Святой Софии через реку. Все здания вдоль Ивановской площади (справа от башни Ивана Великого) впоследствии были снесены.
Колокольня Ивана Великого в 1882 году (из альбома Найдёнова Н. А.)
Москва. Иван Великий и Царь-пушка
Москва. Иван Великий и Архангельский собор
Ночь перед Светлым Христовым Воскресением в Московском Кремле во время пребывания Их Величеств в Москве в 1903 году
5 августа 1914 года. Шествие Их Императорских Величеств из Успенского собора в Чудов монастырь
Теперь в колокольне действует постоянная музейная экспозиция, в звоннице проходят временные выставки, а в пристройке размещены научные отделы музея. Высота подъёма на Ивановскую колокольню составляет 25 метров (137 ступенек).

1955-1965 годы. МИ-4 в Кремле
Архитектура
Хотя ансамбль сложен из разновременных построек, вместе они смотрятся органично. Архитектурной доминантой с самым сдержанным декором является столп колокольни. Звонница и пристройка уступают ему в высоте, но имеют более нарядное оформление.
Колокольня Иван Великий
Самое древнее сооружение всего ансамбля значительно не менялось с начала XVII века. Несмотря на свою внушительную высоту, колокольня не выглядит массивной. Такой эффект создаётся за счёт композиционного построения объёмов. Устремлённый ввысь силуэт здания сложен из нескольких ярусов, причём каждый последующий уменьшается в диаметре.
Схема ансамбля
Первые три яруса выдержаны в строгой и лаконичной манере. Их украшают угловые лопатки — вертикальные плоские выступы, — белокаменные стены прорезаны щелевидными окошками. Ярусы звона выделены «ломбардскими» поясками — декоративными арочками. Использование этого мотива, вероятно, связано с итальянским происхождением архитектора Бона Фрязина.
Колокольня Ивана Великого
Колокольня Ивана Великого
Колокольня Ивана Великого
Колокольня Ивана Великого
Колокольня Ивана Великого
Колокольня Ивана Великого
Колокольня Ивана Великого - интерьер
Вообще здание по своей форме напоминает итальянскую кампанилу — средневековую отдельно стоящую колокольню. Но такие постройки имели четырёхгранные ярусы, а вот у столпа Ивана Великого — восьмигранные, что более характерно для русской архитектурной традиции.
Кампанила собора Святого Марка в Венеции
При Борисе Годунове колокольня была надстроена нарядным барабаном с фальшивыми окнами. Он украшен поясом килевидных кокошников — рядом полукруглых декоративных элементов с заострёнными завершениями. Тогда же под куполом появилась надпись, прославлявшая нового царя Бориса Фёдоровича и его сына Фёдора Борисовича. Её замазали, когда Годуновы лишились власти, и восстановили в начале XVIII века при Петре I. Считается, что появление последнего яруса не было связано с какими-то объективными или функциональными причинами, а стало показательным жестом для утверждения на престоле нового государя.
Колокольня Ивана Великого

Колокольня Ивана Великого

Надпись под куполом
Успенская звонница
Примыкает к колокольне с севера и является вторым по высоте сооружением всего ансамбля. Изначально здание строили под большие колокола. Поэтому ярус звона, который находится внутри прямоугольного в плане объёма, состоит из трёх широких пролётов. В центральном и сейчас висит один из самых тяжёлых действующих колоколов в России — Успенский.



Несмотря на своё второстепенное по сравнению с колокольней значение, звонница имеет самый богатый декор. Он отражает стремление архитекторов воссоздать первоначальный облик разрушенного французами здания середины XVI века, а также модные тенденции начала XIX века. Над окнами третьего яруса выделяются роскошные украшения в виде раковин. Барабан и золочёный купол напоминают по форме завершение колокольни. Но под главой выложен нарядный декоративный пояс из колонок и стрельчатых арочек. С западной части к звоннице примыкает открытое крыльцо, выдержанное в стиле, характерном для храмового зодчества XVI-XVII веков.


Филаретова пристройка
Последнее по высоте здание примыкает к звоннице и несколько отличается от двух других сооружений ансамбля: завершает квадратную в плане пристройку восьмигранный шатёр. По углам от него расположены четыре небольшие башенки. В остальном оформление здания согласуется с декором звонницы, которая была перестроена теми же архитекторами.
Первый вариант здания был возведён под руководством зодчего Бажена Огурцова в 1624 году. Под карнизом Филаретовой пристройки находилась золочёная надпись, говорившая, что здание построено по указу Михаила Фёдоровича, первого царя из династии Романовых, и с благословения патриарха Филарета. Разрушенное французами здание восстановили в начале XIX века уже без надписи. Пристройка предназначалась для большого колокола, но сегодня в ней расположены отделы музея.

Колокола
На данный момент на ярусах звона построек ансамбля находится 22 колокола, самые древние из которых были отлиты ещё в XVI веке. Колокольный звон можно услышать во время богослужений, проводимых в соборах Московского Кремля.
Поскольку звонница строилась для тяжёлых колоколов, то и сейчас на ней находятся самые крупные и величественные из них. Центральный проём занимает колокол Успенский, который по своей величине уступает лишь историческому кремлёвскому Царь-колоколу и действующему Царь-колоколу в Троице-Сергиевой лавре. Весит этот исполин чуть более 65 тонн. В начале XIX века его перелили из более старого повреждённого колокола на заводе купца М. Г. Богданова. Его украшают портреты Александра I и членов императорской семьи, а также пятистрочная надпись с местом и датой изготовления.
На Ивановском столпе колокола располагаются по следующему принципу: на первом ярусе — самые крупные с низкими «голосами», на втором — средние, а на третьем — небольшие, с высоким звучанием.

Колокол с колокольни Ивана Великого
Самый древний колокол здесь — Немчин. Он был отлит в 1550 году, о чём свидетельствует памятная надпись на немецком. История колокола до конца неизвестна, но считается, что его привезли в качестве военного трофея во время Ливонской войны.

Колокол с колокольни Ивана Великого
Нижний ярус украшают не менее интересные колокола — «Лебедь» и «Медведь» весом чуть более 7 тонн каждый. Они оба были перелиты в 1775 году мастером Семёном Мозжухиным из древних колоколов XVI века. Необычен тот факт, что литейщик сохранил первоначальные надписи с датой и местом изготовления.

Колокол с колокольни Ивана Великого
Царь-колокол
Знаменитый колокол никогда не звонил и не висел на звоннице, а сегодня находится на постаменте у Ивановской колокольни. Идея отлить такого небывалого по размерам бронзового гиганта зародилась при Борисе Годунове. Но во время пожара в Москве деревянная конструкция, на которой висел колокол весом более 16 тонн, сгорела, а он упал и раскололся.
«1836 год. Поднятие Царь-колокола». Художник: В. С. Садовников
В XVII веке при Алексее Михайловиче осколки перелили, и вес нового колокола составил уже около 131 тонны. Его повесили на Филаретову пристройку, но он также разбился при пожаре 1701 года.

1862-1875 годы. Фото: Ferdinand Bureau
1963 год. Фото: Игорь Данилов
Следующий этап в истории колокола приходится на правление Анны Иоанновны, которая приказала перелить обломки в гигантскую конструкцию весом более 200 тонн. Такое решение было сложно осуществить с инженерной точки зрения. Тогда прямо на Ивановской площади поставили печи и за работу принялся мастер Иван Моторин. Первая попытка закончилась неудачей: горячий металл вылился из печей. Второй отливкой занимался сын мастера Михаил, и в 1735 году огромный колокол был готов. Его украсили портреты Анны Иоанновны и царя Алексея Михайловича, созданные скульптором Фёдором Медведевым.
Однако самый тяжёлый в мире колокол так ни разу и не зазвонил. Через два года после завершения отливки в Москве произошёл крупный пожар. Колокол треснул, и от него отвалился кусок весом около 11 тонн. 100 лет он пролежал в яме на Ивановской площади, где его и отливали. И лишь в 1836 году колокол водрузили на постамент рядом с колокольней.

Современный вид.
https://experience.tripster.ru/sights/kolokolnya-ivan-velikij/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Колокольня_Ивана_Великого
****************
Серия сообщений "***Москва 2":
Часть 1 - Усадьба Кусково - бывшее имение графов Шереметевых.
Часть 2 - Усадьба Останкино-бывшее имение графов Шереметевых.
...
Часть 41 - Московский Кремль.Дворцы,палаты музеи,церкви и другие достопримечательности/3
Часть 42 - Московский Кремль.Дворцы,палаты музеи,церкви и другие достопримечательности/4
Часть 43 - Московский Кремль.Дворцы,палаты музеи,церкви и другие достопримечательности/5