Это цитата сообщения
TimOlya Оригинальное сообщениеМосковский Кремль.Дворцы,палаты музеи,церкви и другие достопримечательности/4


Московский Кремль Архангельский собор

Архангельский Собор Московского Кремля
История
Достоверных данных о времени появления храма Архистратига Михаила не сохранилось. Существует предположение о том, что первый деревянный собор в честь этого святого в Московском Кремле возник предположительно около середины XIII в.
В том же году в Москве была расписана каменная церковь святого архистратига Михаила мастером Феофаном Греком.
В 1333 г. московский князь Иван Калита по обету построил в Кремле новый каменный храм в честь Архистратига Михаила. В конце XIV в. собор расписал Феофан Грек с учениками. Вероятно, что в соборе времен Ивана Калиты появились приделы в честь небесных покровителей его сыновей: Симеона Столпника и Андрея Критского. Иван Калита и его сыновья Симеон Гордый и Андрей были похоронены в Архангельском соборе, с самого начала ставшем усыпальницей московских князей.
О положении мощей великих и удельных князей в церкви архангела Михаила. В ту же осень, 7 октября, благоверный и христолюбивый великий князь Василий Иванович всея Руси по совету своего отца Симона, митрополита всея Руси, повелел приготовить места и перенести мощи своих прародителей, великих русских князей. Митрополит же [Симон со всем освященным собором пел заупокойную песнь]
В 1471 г. при Иване III в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения Господня.
Аполлинарий Васнецов (1856-1933). В Московском Кремле. Акварель.
Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, и в 1505 г. по его повелению ветхая церковь была разобрана и заложена новая, но вскоре Иван Васильевич умер и был погребен в только что заложенном храме.
Восточный фасад Архангельского собора на картине Джакомо Кваренги, 1797
Устроителем нового Архангельского собора считается его сын — великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен белокаменный храм в 1505–1508 годах, доживший до нашего времени. Архитектором собора был итальянец Алевиз Новый. В западной части храма зодчим была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной апсиды и мч. Уара у северной были пристроены в середине XVI в. Во второй половине XVI в. в соборе появляется престол в честь Покрова Божией Матери. Между 1581-1584 гг. симметрично придельному храму Покрова Богородицы возвели придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи.
Панорама Кремля в Москве
Основные изменения облик собора претерпел в XVIII в. В течение этого столетия были разобраны западная и северная паперти (1749-1750), полностью перестроен южный придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи. Уже в середине XVIII в. с южной стороны собора существовали контрфорсы, в конце столетия у северного портала возвели кирпичный портик с готицизирующими белокаменными деталями. В 1826 г. разобрали остатки наземной палаты погреба Казенного двора и построили существующее ныне здание для священнослужителей.
Восточный фасад Архангельского собора с наружными приделами: слева – Третьего обретения главы Иоанна Предтечи; справа – Покрова Богородицы (с 1848 г. – придел Мученика Уара). 1880-е гг.
Современное состояние
Архангельский собор высотой 21 метр, построен из кирпича с белокаменными деталями, с узкими щелевидными окнами. Собор крестово-купольный, традиционный для русского зодчества, построенный по образцу Успенского собора. У собора 5 куполов, которые немного сдвинуты к востоку. Центральный купол расположен как раз над амвоном, с которого священник обращается к прихожанам. Барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично, что создает впечатление динамики и свободы архитектурного решения. Форма куполов традиционна для Руси: малые купола – шлемовидные, напоминают о боевых «шеломах» (шлемах) русских князей, центральный купол – луковичный, золоченый, символизирует горящую свечу, поставленную пред Богом.



Некоторые черты архитектуры храма, особенно декор фасада, позаимствованы из европейских традиций. Закомары, округлые выступы в верхней части стен, украшены нехарактерными для Руси «раковинами». Вверху закомаров расположены особые украшения – аркотери, характерные для зданий Европы. Пилястры, выступы в форме полуколонн, по Европейской традиции расположены в два ряда и украшены навершиями с элементами декора в виде цветов и трав. Внутри собора три места для молящихся, большой центральный и два боковых, разделенные друг от друга рядами колон. В западной части устроены палати, в которых размещены 4 придела. В середине 16 века с восточной стороны был пристроен одноглавый храм Покрова Богородицы. Позже симметрично был построен придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи. С западной стороны храм имеет четырехэтажный притвор, куда ведут боковые входы и где на уровне третьего этажа находятся хоры.

Архангельский собор в Москве — восточный фасад
Архангельский собор в Москве — северный фасад
Архангельский собор в Москве — северный фасад
Архангельский собор в Москве — северный фасад
Архангельский собор в Москве — северный фасад
Архангельский собор в Москве — южный фасад
Архангельский собор в Москве — южный фасад
Архангельский собор в Москве — западный фасад
Архангельский собор в Москве — западный фасад
Главный портал Архангельского собора Московского Кремля
Историки предполагают, что первые десятилетия храм не имел стенных росписей. Впервые росписи появились во времена внука Ивана III, первого русского царя Ивана IV, примерно в 1564-65 гг. Некоторые из этих росписей сохранились в близи алтаря и над западным входом. Большая же часть сохранившихся росписей относится к середине XVII в. На стенах собора можно увидеть изображения событий Священной истории, чудеса Архангела Михаила, а также портреты князей и царей, которые погребены в стенах храма. Ныне существующий четырехъярусный, 13-метровый иконостас появился в конце XVII века (1679–1680 гг). Некоторые иконы иконостаса относятся к XVI и даже XIV вв.
Стенопись
«Фрески в Архангельском соборе в Москве (колонны)»
«Фрески в Архангельском соборе в Москве (колонны)»
Ярослав Всеволодович.Архангельский собор. Условные портреты князей на столпах
Святой Александр Невский. Фреска, 1666 г., Москва, Кремль, Архангельский собор, роспись юго-восточного столпа
Михаил Юрьевич.Архангельский собор. Условные портреты князей на столпах
Архангельский собор. Условные портреты князей на столпах. Великий князь Дмитрий. Северо-западный столп Архангельского собора. Фреска. 1652-1666
Св. Даниил Московский. Фреска Кремлёвского Архангельского собора Московского Кремля. XVII в.
Великий князь Василий III. Фреска на северо-западном столпе Архангельского собора
Георгий Данилович.Архангельский собор. Условные портреты князей на столпах
Святые ярославские князья Федор, Давид и Константин. Фреска, 1666 г., Москва, Кремль, Архангельский собор
Иконостас
Иконостас
Царские врата иконостаса
От самого основания собора, примечательной особенностью интерьера является усыпальница. Сразу после того, как были возведены стены, в еще строящийся собор, вернули захоронения князей и добавилось новое Ивана III, который умер, когда строительство только начиналось. Все захоронения расположены определенным порядком:
непосредственно при входе – могилы удельных князей, подчинявшихся Московскому княжескому дому
слева от входа погребены правители страны, великие князья и цари
напротив у северной стены – могилы тех, кто умер насильственной смертью. Например, жертвы политики опричнины Ивана IV. Так в одном храме-усыпальнице похоронены оппоненты, а часто – даже враги, ведь смерть всех примиряет.
Гробницы царей, до 1917 года
Фото из журнала "Родина".
Царские гробницы.
Надгробия великих князей Василия III, Ивана III и Василия II в Архангельском соборе Московского Кремля
Надгробия в Архангельском соборе Московского Кремля (в центре надгробие Дмитрия Донского)
В Кремле, внутри Архангельского собора — гробница князя Дмитрия Донского
«Бывшее захоронение Дмитрия Угличского в Архангельском соборе в Москве»
Крышка раки царевича Дмитрия. Москва. Серебряная палата. 1628-1630. Вклад царя Михаила Федоровича в Архангельский собор. Крышка раки святого Кирилла Белозерского. Москва. Серебряная палата. 1643. Вклад боярина Федора Ивановича Шереметева в Кирилло-Белозерский монастырь.
Крышка раки царевича Дмитрия
Крышка раки царевича Дмитрия
Крышка раки царевича Дмитрия
Икона «Мученик Уар и царевич Дмитрий Угличский» в окладе. Москва, 1-я пол. XVII века, запись XVIII-XIX веков. ММК. Икона обоих небесных покровителей царевича была написана специально для его раки в Архангельском соборе
Покров на раке царевича Дмитрия. Москва, Царицына мастерская палата. 2-я пол. 17 века. Ткань каймы — Италия, 17 век, ткань фона — Россия, 19 век. Камка, тафта, штоф, золотные и шелковые нити, ткачество, шитье. ММК.
Покров на раке царевича Дмитрия. Москва, Царицына мастерская палата. 2-я пол. 17 века. Ткань каймы — Италия, 17 век, ткань фона — Россия, 19 век. Камка, тафта, штоф, золотные и шелковые нити, ткачество, шитье. ММК.
Шляпа Дмитрия Угличского
Шляпа Россия, конец XVI века. Ткань — Англия (?), XVI век. Тафта — Восток, XVI век. Золото, драгоценные камни, жемчуг, вышивка, чеканка, эмаль. Музеи Московского Кремля. Шляпа царевича Димитрия сделана из ткани вишневого цвета и украшена драгоценной ажурной манжетой. Она находилась в Архангельском соборе Кремля во время болезни князя, наряду с другими вещами, приписываемыми ему (галстук-бабочка, шёлковый кошель с 14 серебряными монетами и бумажный пакетик с прядью волос).
Кошелек с монетами (деньгами: Москва, 1535-47, 1547-84; Тверь, 1535-47). Кошелек использовался для хранения старинных монет со времен церковного почитания св. Димитрия Угличского, когда в Архангельском соборе целенаправленно формировался комплекс вещей, связанных с его именем.
Ложка, Россия, XVI век. ММК Ложка из капа, с серебряным наконечником, в футляре, входила в комплекс сакральных предметов, связанных с почитанием св. царевича Димитрия. Хранилась в изголовье его раки в Архангельском соборе
Икона «Богоматерь Одигитрия» в окладе, с киотом. Москва, последняя четверть XVI века, оклад — XVI-XVII вв. Музеи Московского Кремля Согласно преданию, царица Мария Фёдоровна (последняя жена Ивана Грозного) благословила ею своего сына Димитрия. Икона происходит из Архангельского собора Московского Кремля, куда, по-видимому, была вложена самой царицей после 1606 года, когда по указу царя Василия Шуйского туда были перенесены мощи царевича.
В этой раке, расположенной в часовне мч. Уара у алтарной стены Архангельского собора Московского Кремля, находятся честные мощи Св. Евфросинии Московской
У северо-западного и юго-западного столпов можно увидеть надгробия выходцев из Золотой Орды, знатных татар, которые приняли православие. Последнее по времени захоронение произошло здесь в 1730 г., тут был похоронен молодой император Петр II, скоропостижно умерший в Москве. Больше императорских захоронений в Архангельском нет, так как с начала XVIII в. царской усыпальницей стал Петропавловский собор новой столицы – Петербурга. Все останки князей и царей находятся под спудом, в белокаменных саркофагах их опускали в землю, затем делали белокаменное же надгробие с надписью. До наших жней сохранилась усыпальница обновленная в 1913 году на 300 летие царской династии Романовых, тогда была установлена сень над гробницей царя Михаила Федоровича, первого из династии. Лампады над ней зажег Николай II, которому было уготовано оказаться последним царем.
На данный момент Архангельский собор Московского Кремля входит в комплекс музеев Московского Кремля.
https://azbyka.ru/palomnik/Архангельский_собор_Московского_Кремля
https://ru.wikipedia.org/wiki/Архангельский_собор_(Московский_Кремль)
******************
Серия сообщений "***Москва 2":
Часть 1 - Усадьба Кусково - бывшее имение графов Шереметевых.
Часть 2 - Усадьба Останкино-бывшее имение графов Шереметевых.
...
Часть 40 - Московский Кремль.Дворцы,палаты музеи,церкви и другие достопримечательности/2
Часть 41 - Московский Кремль.Дворцы,палаты музеи,церкви и другие достопримечательности/3
Часть 42 - Московский Кремль.Дворцы,палаты музеи,церкви и другие достопримечательности/4