




Kaiserliche Wagenburg или Музей императорских карет. Часть 2


Музей карет императорской резиденции демонстрирует колесные экипажи, заставшие появление авто с двигателем внутреннего сгорания. Первые повозки на колесах появились, когда древний неизвестный изобретатель укрепил на оси два гончарных круга. Оставалось догадаться приделать два моста к платформе, тащить самим или запрягать животных. Прогресс не останавливался, колеса совершенствовались, придумали устройства амортизации. Императорские экипажи отличались элегантностью и богатством отделки.




В Вагенбурге хранятся части более чем 600 транспортных средств Венского двора, в дополнении к полностью сохранившимся большим церемониальным машинам. Здесь представлены кареты императорской семьи, официальные автомобили для работников суда, транспортные средства для перевозки грузов, а также для путешествий и занятий спортом. В музее есть самоходные кареты — предшественники современных машин.


Подковы коронационного серого коня Церберо 1867 г.
Копыто «Цербера», коронационной лошади императора Франца Иосифа
Хвост «Цербера», коронационного коня императора Франца Иосифа
Карета с австрийским гербом и расшитой накидкой на кучерском сиденье оборудована многими техническими устройствами. Здесь и захват для крепления лошадиной упряжи, и рессоры из металлических пластин для мягкости хода. Колеса уже со спицами, ободья отделаны резиной, осевые втулки снабжены подшипниками.
State Chariot of the Counts Clam Callas 1837
State Chariot of the Counts Clam Callas 1837



Следующий экспонат музея карет отличается умеренным остеклением, чем-то напоминает бронированные автомобили недалекого будущего.
Gala-Staatswagen der Fürst-Erzbischöfe von Wien, 1810
Gala-Staatswagen der Fürst-Erzbischöfe von Wien, 1810
Здесь лучше просматривается устройство самой платформы, на которой крепятся колесные мосты и гондола для пассажиров. Место для кучера декорировано накидкой с эмблемой хозяина кареты.
Gala-Staatswagen der Fürst-Erzbischöfe von Wien, 1810








На представленной модификации диаметр задних колес заметно превосходит передние, этим достигалась повышенная комфортность для пассажиров. Причудливо изогнутая хребтовая балка, к которой ремнями крепится гондола, помогает рессорам амортизировать неровности дороги.

Гондола, или пассажирский салон, украшена императорским гербом и узорными орнаментами. Позолоченные дверная ручка и наружный запор, украшения на поручнях демонстрируют высокий статус перевозимых важных персон.




Экипажи, словно сувенирные изделия
Следующие экспонаты музея карет выполнены настолько искусно, что декоративным оформлением отвлекают от рассмотрения конструктивных особенностей.
Vergoldeter Karussellwagen Maria Theresias, 1740-42
Между тем колесный экипаж на одного седока и кучера особого удобства обоим не предоставляет. Не видно ни рессор, ни иных амортизирующих устройств, которые смягчили бы дорожные неровности.
Vergoldeter Karussellwagen Maria Theresias, 1740-42



«Великолепную карусель» обычно связывают с традицией придворных празднеств, которая восходит к эпохе Людовика XIV. Однако один из очевидных ее подтекстов еще не привлекал внимание исследователей.
Das Damenkarussell in der spanischen Hofreitschule am 2.1.1743
В 1743 г. в Вене прошла так называемая «дамская карусель». Так Мария Терезия решила отметить завоевание Праги — свой первый значительный успех в войне за австрийское наследство.



Martin van Meytens and studio: The Ladies' Carousel in the Winter Riding School, painting, after 1743




Катание на санях проходило на площади, на которую специально свозился снег.


Franz Michael Augustin Purgau, Johann Carl Auerbach. Kaiserliche Schlittenfahrt am 7. Februar 1765, 1766



Reich geschnitzter, vergoldeter Karussellschlitten, 1740-50




















Geschnitzer Karussellschlitten, 1750

