3. Билетные вопросы.
Билет в Европе даёт пассажиру право сесть на любой поезд, идущий по данному конкретному маршруту или региону (если это многоразовый билет), но не гарантирует того, в каких условиях придётся путешествовать: ехать по такому билету вы можете даже стоя в коридоре или тамбуре, если окажутся занятыми все места. За резервирование места нужно будет доплачивать отдельно, за спальный вагон тоже. В странах Восточной Европы (Белоруссия, Молдавия, Польша, Украина, Чехия) по-прежнему действует система индивидуальных тарифов для каждого типа поезда, что означает возможность, как и в России, проехать только данным конкретным поездом между данными конкретными станциями. Исключения составляют международные проездные билеты, о которых мы поговорим чуть ниже – их принимают во всех европейских странах.
Однако, не смотря на доплаты, большинство маршрутов всё же не требуют дополнительных средств: вы покупаете билет и садитесь в проходящий поезд на свободное место (нужно лишь убедиться, что на месте этом не прикреплена квитанция о резервировании – тогда кресло нужно будет уступить зарезервировавшему его пассажиру; впрочем, если ваша станция прибытия совпадает или приходится раньше, чем станция его отбытия, то с этим не будет никаких проблем; станции также указываются на квитанции о резервировании).
Доплата за билет, если таковая необходима, может быть произведена в кассе вокзала или в специальном билетном автомате. Помните, что доплата у кондуктора в поезде, как и покупка у него билета, будет стоить дороже, а в ряде случаев с вас вовсе могут взять штраф как с безбилетного пассажира – например, при поездке на пригородных и региональных поездах. Сев в поезд без билета, вы должны, согласно правилам, сами разыскать кондуктора и приобрести у него билет, тогда вас никто не посчитает «зайцем». Если кондуктор застал вас спокойно едущего без билета – увы, штраф неизбежен. Для сравнения: доплата обычно составляет 5-10 евро, редко 15-20, штраф же исчисляется несколькими десятками евро.
В целом в Европе действует стандартный билет, аналогичный российскому, стоимость которого рассчитывается в соответствии с тарифными зонами. Сохранять билет необходимо до конца путешествия, то есть до тех пор, пока вы не покинете вокзал на нужной вам станции. Самые дорогие билеты в Западной и Северной Европе (в первую очередь Франция, Бельгия, Германия, Норвегия, Швеция, Дания). Дешевле в Южной (Испания, Португалия, исключение составляет Италия – здесь железнодорожные билеты также достаточно дороги). Наиболее дешёвые в Восточной (Сербия, Черногория, Албания, Македония, Болгария, Румыния, Греция, Польша, Чехия, Молдавия и т.д.).
Однако существует мощная система скидок и специальных тарифов, благодаря которым можно подобрать оптимальное в вашем случае предложение. Так, скидки действуют для молодёжи (до 26 лет) и пенсионеров (после 60 лет), и составляют обычно от 30 до 50% стоимости полного билета. Скидки существуют и при покупке билета «туда и обратно», в некоторых странах по такой системе можно пересечь едва ли не всю территорию государства, главное – вернуться в тот город, из которого вы начали путешествие. Этим пользуются опытные туристы, планируя своеобразные «круговые» маршруты.
Ряд стран предлагает специальные экскурсионные тарифы на поездки в соседние государства, но с условием бронирования места в конкретном поезде. В зависимости от маршрута, количества посещаемых стран и даже конкретных городов на вашем пути, стоимость билета может быть ниже на 20-30%, а то и вовсе билет «туда и обратно» обойдётся вам по цене поездки в один конец. Особенно это актуально для уже упоминавшихся «круговых» маршрутов. Обычно же стоимость путешествия «туда и обратно» по экскурсионным тарифам составляет от 150 до 250 евро на человека при поездке по стране и от 50 до 200 евро при поездке в конкретный город (например, в одну из соседних столиц).
Повсеместно распространены групповые скидки, причём порой они могут действовать при путешествии вместе хотя бы двух человек (тогда второй участник поездки приобретает билет за полцены). Также существуют определённые условия для использования скидки, например покупка билета «туда и обратно». Похожие предложения есть для семей с детьми.
Детские билеты чаще всего стоят половину стандартного тарифа, но возраст ребёнка определяется в каждой стране индивидуально. В большинстве случаев могут бесплатно путешествовать с родителями дети до 4-5 лет (не более одного ребёнка, на остальных нужно покупать детский билет), но в некоторых странах этот порог увеличен до 10-12 лет. Билет по детскому тарифу, соответственно, покупается в зависимости от государства на пассажиров в возрасте до 12-16 лет.
Перед поездкой билет обязательно нужно прокомпостировать на перроне в специальном компостере, иначе он считается недействительным.
http://blog.tripplan.ru/zheleznodorozhnye-sovety-chast-3/
[568x369]