• Авторизация


3 февраля 2014 года 06:42 | Юрий Болдырев Экономическая политика или спекулятивная махинация? Юрий Болдырев о том, что стоит за девальвацией ру 04-02-2014 12:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


3 февраля 2014 года 06:42 | Юрий Болдырев

СП

 

 

[700x400]

Экономическая политика или спекулятивная махинация?

Юрий Болдырев о том, что стоит за девальвацией рубля

В чем была сила первого (март 2013 г.) Московского экономического форума? Почему властям было столь жизненно важно его замолчать?

Во-первых, там все, происходящее в стране, называлось своими именами. И объективные явления, и субъективные ошибки, и прямые преступления.

Во-вторых, был представлен подлинно системный подход, кардинально отличающийся как от форумов вроде «гайдаровского», так и от действий российских властей.

В-третьих, это делали люди, действительно авторитетные, причем, в самых разнообразных сферах жизни – науке, образовании, производстве, бизнесе.

И как же такое было не замолчать?

Тем более, что в это же время власть интенсивно раскручивала некое свое ручное движение за «освобождение страны от оккупации». Да еще и во главе с видными деятелями правящей же (значит, оккупационной?) партии. Но если всерьез, то на МЭФе и собралось, причем, в весьма представительном составе, истинное движение против оккупации. Совсем недалеко от Кремля – в МГУ на Воробьевых горах. Но глава государства предпочел примерно в тот же период посетить свое ручное (кургиняновское) «родительское собрание» в Колонном зале Дома союзов. До Воробьевых гор же – до своей потенциальной опоры (если ты и впрямь за свою страну, а не за высасывающих из нее соки внутренних паразитов - пособников внешних «оккупантов») добраться не снизошел. Хотя дорогу знает - добрался до МГУ лишь спустя полтора года, но по совсем другому, несопоставимо более никчемному поводу - на День юриста…

Читатель удивится: к чему это я - в статье, посвященной девальвации рубля?

К тому, что всякого рода финансовые и даже политические аналитики с готовностью возлагают ответственность на Центробанк, что, в пределах их кругозора и/или безусловной лояльности высшей госвласти, может быть, и верно. Но, по большому счету, не в Центробанке здесь дело – он, можно сказать, вообще ни при чем. То есть, это я, конечно, сознательно гиперболизировал – ЦБ более чем причем, но отнюдь не сам по себе, а лишь как инструмент.

Итак, Председатель Центробанка Эльвира Набиулина отрицает искусственные причины девальвации рубля. Она публично утверждает, что причиной падения является исключительно отток капиталов с развивающихся рынков. Невольно хочется заметить, что строго говоря, наш рынок к числу «развивающихся» относить нет оснований. Наш рынок, скорее, деградирующий. То есть, применительно к нему налицо собственные, внутренние причины оттока средств, среди которых, кстати, не забудем и про прошлогоднее «достижение» – членство в ВТО…

Но не будем придираться к принятым в вульгарно-либеральной среде терминам. Главное: что в этих условиях должен был бы делать ЦБ как инструмент в руках государства - в интересах государства и в соответствии со своей основной конституционной функцией?

Читаем черным по белому в Конституции: «защита и обеспечение устойчивости рубля» (ст.75 п.2). То есть, не допускать его резких колебаний, способствующих финансовым спекуляциям. Обеспечил ли?

Нам торжественно доложили, что за последние недели ЦБ потратил на свои валютные интервенции целых 4 млрд. долл. Мол, сделал все, что мог. Но так ли это? Для справки: «целых 4 млрд.долл.» - это всего около одного процента от золотовалютных резервов ЦБ. Уместен вопрос: столь колоссальные золотовалютные резервы Центробанку вообще зачем? Если для поддержания устойчивости рубля, то есть, чтобы курс рубля к основным резервным валютам не преподносил гражданам неприятных сюрпризов, то факт налицо: с задачей явно не справляется. ЦБ уронил нашу национальную валюту, допустил «бегство от рубля». Причем с задачей не справился отнюдь не на пределе всех сил - израсходовал имеющиеся ресурсы лишь на один процент…

В чьих же интересах такое поведение ЦБ (прямое неисполнение своей конституционной функции) и в чьих он на самом деле руках?

Дружный хор псевдо патриотов, конечно, запоет – в руках «мировой закулисы», американской ФРС и наших подлых (разумеется, отдельных от кремлевской власти) либералов. Один по российскому государственному радио договорился до того, что это все вообще «провокация против Путина»…

Ну-ну… Понятно: если так говорить не будешь, то кто ж тебе вообще даст так «смело» и громко выступать по массовым каналам, тем более, по государственному радио – на всю страну…

А на самом деле?

Стоит напомнить: совсем недавно глава государства нас так обнадежил. Помните, мол, «Путин-2.0» чуть ли не Глазьева собирается поставить на ЦБ? Но затем, естественно, столь же разочаровал - поставил Набиулину. Даже подкремлевские псевдо патриоты тогда дружно ахнули от такого назначения. Но сами же сразу придумали объяснение: мол, она такая «послушная», что делать будет в точности то, что ей скажет Путин.

Ничего не путаю – так тогда кремлевские пропагандисты оправдывали это назначение? И теперь вновь сказочки о «провокации против Путина»?

Но я хотел бы напомнить и об иных, не менее важных и действенных рычагах в руках Президента.

Итак, рубль упал, если не катастрофически, то весьма ощутимо. Как для граждан, потерявших часть покупательной способности своих зарплат, пенсий и накоплений, так и для производственников и предпринимателей, особенно для тех, кто вынужден закупать оборудование, комплектующие, даже корма за рубежом. При этом, как мы отметили выше, Центробанк, мягко говоря, не приложил адекватных усилий к недопущению масштабных спекулятивных колебаний. Одновременно напомню, что финансовые интервенции ЦБ (в данном случае – явно недоиспользованные) – далеко не единственный инструмент предотвращения спекулятивных колебаний курса национальной валюты в кризисный период. Например, почему западные страны могут всерьез рассматривать вопрос о введении налога на трансграничные финансовые операции? Того самого, что ограничивает прибыльность чисто спекулятивных операций. А у нас об этом даже речи нет. Мы в своей приверженности вульгарно либеральным догмам - святее Папы римского. Специально обращаю внимание: введение подобных инструментов – компетенция отнюдь не ЦБ, а коллективного законодателя – Думы, СФ и Президента. А под кем у нас, на самом деле, первые два субъекта из этой тройки – велика ли тайна?

Почему же никто во власти, уж простите, и «не чешется», лишь успокаивают нас через СМИ, что, мол, после такого масштабного падения обязательно последует «коррекция» - движение назад?

Не в том ли ответ, что рубль упал и для финансовых спекулянтов? Настолько существенно, что те из них, кто владел инсайдерской информацией о планах властей обрушить рубль, могли здорово обогатиться. Как известно, играть можно не только на растущем, но и на падающем рынке. На это есть свои инструменты, использование которых наиболее эффективно при наличии надежного прогноза. Соответственно, вопрос: какие же у нас основания полагать, что обрушение рубля (именно сейчас, именно таким образом, без специальных мер по сохранению покупательной способности накоплений в рублях) не есть лишь следствие решения на самом верху, под прикрытием очередного «падения развивающихся рынков», сыграть на понижении нашей национальной валюты? И тем заработать немалое состояние или преумножить уже имеющееся.

Кто-то сочтет мой вопрос неуместным, потребует доказательств и весомых оснований даже для самой подобной постановки вопроса, начнет ссылаться на презумпцию невиновности. Но давайте сравним. Предположим тот же вопрос ставится в Сингапуре, Китае, Японии, США? Там ответом будет не возмущенное «Да как Вы смеете!», а совершенно спокойное: «Во-первых, у нас за такое сажают и очень-очень надолго, во-вторых, если есть малейшие сомнения, то мы это тщательно расследуем, в том числе, силами независимых (парламентских) комиссий»…

Разницу замечаете?

Мне скажут, что в России в последнее время ведь тоже приняты законы против «инсайда»? Но меня интересуют не формальные ужесточения, зачастую, принимаемые лишь для создания видимости, но реальность, практика.

Стоит ли напоминать, что на все прежние обоснованные обвинения высших должностных лиц российской власти в том, что они (и члены их семей) использовали свое положение и информацию для игры (в том числе, на рынке ГКО, на валютном рынке и т.п.), надлежащего уголовного расследования и санкций так и не последовало? Так почему за масштабную спекулятивную игру на основе инсайдерской информации и пособничество такой игре никто так и не привлечен к ответственности? Потому ли, что, действительно, никто не играл и никто ни в чем не виновен?

Ни ныне находящийся при высокой госдолжности Шувалов, ни недавно уехавший за рубеж Алексашенко, ни многие другие, к кому обвинения обществом не были предъявлены столь публично. Равно как не привлечены к ответственности ни Чубайс, ни Кириенко, ни Дубинин, ни Задорнов в том числе, фигурировавшие в специальном докладе комиссии Совета Федерации «Заключение Временной комиссии Совета Федерации по расследованию причин, обстоятельств и последствий дефолта 1998 г». См.,например, и Постановление СФ от 17.03.1999 № 113-СФ - ссылки непосредственно на сайт СФ, где эти материалы должны быть, поисковики, к сожалению, не дают, но что, согласитесь, тоже весьма показательно. Этот (1999 г.), пусть уже и не выборный, но все еще весьма дееспособный СФ потому, видимо, и поспешили тогда так срочно заменить на уже совершенно ручной - состоящий из кохов, вавиловых, нарусовых и им подобных…

А ведь в конце 90-х, когда я еще работал в Счетной палате, на одном из заседаний Коллегии Счетной палаты было указано на факт того, что заявки на размещение ГКО принимались даже и … после официального момента «отсечения». На что представлявшая структуры правительства Б.Златкис, нимало не смущаясь, заверила: «У нас там такая программа, что нарушения и злоупотребления все равно невозможны». То есть, их прямо схватили за руку, что жулики и мошенники, а они в ответ, что это (прямое и явное нарушение конкурентных условий размещения) – ни в чьих-то личных интересах. И что далее?

Тогдашняя Счетная палаты своими методами выявила более чем достаточно для уголовного расследования. Будь далее у высшей госвласти и руководимой ею правоохранительной системы ответственность за страну и мотивы к наведению порядка, не было проблемы выявить и наказать тех, в чьих интересах совершались нарушения. Но, как мы знаем, уголовного расследования и преследования преступников по этим фактам всерьез не было. А ключевые организаторы явно мошеннической системы, включая защищавшую ее «непорочность» Б.Златкис, остались не только не наказаны, но даже и вознаграждены - дальнейшими повышениями в карьере… Причем, не только при Ельцине, но и при нынешнем Президенте.

Всего два примера:

- выше упомянутая бывшая (во времена раскручивания ГКО) начальник Департамента ценных бумаг и фондового рынка Минфина РФ Б.Златкис уже при нынешнем Президенте побывала сначала членом созданной президентским же решением рабочей группы по либерализации рынка акций ОАО «Газпром» (не в связи с деятельностью которой ли так потрясающе обогатился нынешний первый вице-премьер Шувалов?), а затем с 2004 года зампред правления Сбербанка;

- М.Задорнов – один из ключевых фигурантов выше упомянутого доклада комиссии Совета Федерации, плюс роль которого в протаскивании в 1995-м, буквально, как спецоперация, закона о ЦБ, описана в моей книге «О бочках меда и ложках дегтя», с июля 2005-го – президент-председатель Правления госбанка «ВТБ-24».

Подчеркиваю: я сейчас вовсе не об этих деятелях, цена которым известна, я о другом – о том, откуда сейчас такая девальвация.

Мой ответ прост: если организаторы прежних махинаций не только не осуждаются в уголовном порядке, но и совершенно недвусмысленно поощряются, то откуда же возьмется что-то иное?

И кто за это должен отвечать?

Специально обращаю внимание:

- и правоохранительная система (так называемые «силовики») у нас полностью и юридически, и фактически в руках Президента; при желании, расследовать предыдущие масштабные махинации и привлечь к ответственности виновных не составило бы особого труда;

- и кадровая политика, в том числе, в отношении ключевых постов в сфере экономики, а также в полугос- и госкорпорациях, абсолютно в тех же руках; и если эта кадровая политика недвусмысленно поощряет всякого рода мошенников и махинаторов, то при чем здесь особый статус Центробанка?

Статус, конечно, неадекватный задачам экономического развития России и требует пересмотра. Скоро уже два десятка лет исполнится описанному мною (тоже уже десятилетие назад) в упомянутой выше книге «О бочках меда и ложках дегтя» противостоянию лоббистов нынешней «вольницы» ЦБ и первого выборного Совета Федерации. Но, тем не менее, нельзя не признавать и другого: даже несмотря на этот «кривой» статус ЦБ, у главы государства более чем достаточно возможностей для пресечения «вольницы» ЦБ, наносящей ущерб стране. И, тем более, для пресечения финансовых махинаций, обрушивающих национальную валюту, обесценивающих сбережения граждан и подрывающих их доверие к национальной валюте.

А как же, спросит меня читатель, объективные тенденции в мировой экономике? А как же невозможность и нецелесообразность длительное время искусственно поддерживать курс рубля вопреки реальному состоянию дел? А что с необходимостью наполнить бюджет для реализации социальных программ? Наконец, как же полезность заниженного курса для отечественных производителей и т.п.?

С моей точки зрения, именно сейчас, когда ЦБ явно не выполнил свою конституционную обязанность и тем создал просто идеальные условия для финансовых спекуляций, все это не имеет отношения к делу. Но, повторю, лишь в данный конкретный момент.

В целом же, в средне- и долгосрочной перспективе, это все, разумеется, важно, но весьма неоднозначно. И потому подробнее об этом – в следующей статье. В том числе, со ссылками на упомянутый мною в начале статьи Московский экономический форум 2013-го года, где это все подробно обсуждалось. Невредно напомнить об этом, в том числе, в преддверие МЭФ-2014, предстоящего нам в марте нынешнего года.

Фото: ИТАР-ТАСС

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
16-02-2014-09:27 удалить
Сейчас мы с удивлением обнаружим, что из России за период с 2005 по 2011 годы исчез 1 триллион долларов, полученный в качестве чистой прибыли от реализации нефти и нефтепродуктов. Внешнеторговое сальдо Переходим на сайт Центрального Банка России чтобы посмотреть внешнеторговое сальдо. Интересующий нас документ находится вот здесь. Суммируем внешнеторговое сальдо за период 2005-2011 годов, обращая внимание на то, что учет ведется в миллионах долларов США. Получаем сумму 1030052 млн. USD, то есть чуть более 1 триллиона долларов (см. таблицу внизу). Осознаём смысл этой цифры, которая гласит, что за период 2005-2011 годов из России экспортировано (в основном это природные ресурсы) на 1 триллион USD больше, нежели ввезено (закуплено и импортировано чего-либо). То есть у России должен где-то «заваляться» лишний триллион долларов. И где же он "валяется"? Сразу скажем, искать бесполезно. Его нет нигде, ни в каких фондах, ни в каких резервах. Эти деньги давно ушли из России, как говорится, "с концами". Осознаём масштаб этой цифры. В пересчёте по текущему курсу это примерно 32 триллиона рублей. На эти деньги можно построить несколько тысяч крупных заводов. Немного теории Для непосвященных значение внешнеторгового сальдо сходу не очевидно, поэтому надо пояснить. Иностранная валюта пересекается с рублями только на уровне ЦБ РФ. Оборот иностранной валюты внутри страны вообще запрещен. Чтобы валюта, вырученная экспортером, попала в страну, она должна быть продана за рубли - то есть ЦБ получает от экспортера валюту, а экспортер получает от банка рубли. Дальше эти рубли идут непрозрачно, и нас их путь сейчас не интересует. Мы обращаем внимание на то, что валюту купил ЦБ РФ, валюта никуда не исчезает! Она либо остаётся "висеть" в ЦБ (и тогда мы её будем видеть в графе "валютные резервы ЦБ"), либо она куда-то тратится (как правило, на оплату импорта). Если в стране всё более-менее нормально, то внешнеторговое сальдо должно топтаться около нуля, потому что сколько страна получает валюты, на столько она может купить чего-нибудь в других странах, и это "что-нибудь" отражается в графе "импорт". Таким образом, по принципу бассейна, в одну трубу (экспорт) валюта "втекает", а из другой трупы (импорт) она, так сказать, вытекает. Если она "не вытекает", значит она должна накапливаться в этом самом бассейне, повышая всё выше и выше уровень "воды" - это будет выражаться в росте валютных резервов ЦБ. Ну а если мы видим такую картину, что через экспорт в страну "втекло" на 1 триллион долларов больше чем "вытекло" на закупку импорта, то мы вправе ожидать, что этот 1 триллион $ где-то "висит" - либо в валютных резервах, либо в каких-то фондах. Он не может исчезнуть просто так! Если же этих денег нет нигде, значит валюта под каким-то предлогом от ЦБ "отклеилась" - ушла к зарубежным банкам, и России она больше не принадлежит. Что мы как раз и наблюдаем - триллион USD от России "отклеился" и куда-то "уплыл" за 2005-2011 годы, взятые для круглого счета. Международные долги Переходим на тот же самый сайт Центрального банка России и смотрим размер внешнего долга страны. Видим, что на 1 января 2012 года внешний долг России составил 545 млрд. $, причем прирост с 2005 года составил 331696 млн. $. Посмотрим размер российских вложений в зарубежные страны - так называемые «международные резервы». Они за этот период выросли примерно настолько же. Делаем вывод, что 1 триллион $, который должен «заваляться» в России согласно внешнеторговому сальдо, в международных резервах напрочь отсутствует. Международных резервов у России по сути вовсе нет - то, что имеется даже не покрывает внешний долг страны. Нефтяные сверхдоходы Вы когда-нибудь задумывались, каковы объёмы российских нефтяных сверхдоходов? То, что они довольно большие – это ежу понятно, а вот конкретно, в цифрах, это сколько? Давайте посчитаем. Для начала найдём цифры годовой нефтедобычи России. Вот они, начиная с 1994 года, собраны из разных источников, так сказать, по крупицам, может, кому пригодятся: Год Объем добычи (млн. тонн) Объем добычи (млн. баррелей) Средняя цена барреля нефти (долл. США) Итого (млн. долл США) 1994 304,00 2 219,20 13,19 29 271,25 1995 310,80 2 268,84 14,62 33 170,44 1996 302,90 2 211,17 18,46 40 818,20 1997 307,40 2 244,02 17,23 38 664,46 1998 304,30 2 221,39 10,87 24 146,51 1999 304,80 2 225,04 15,56 34 621,62 2000 323,30 2 360,09 23,94 56 500,55 2001 348,10 2 541,13 20,78 52 804,68 2002 379,60 2 771,08 21,02 58 248,10 2003 421,40 3 076,22 23,81 73 244,80 2004 458,80 3 349,24 31,02 103 893,42 2005 470,00 3 431,00 45,21 155 115,51 2006 481,00 3 511,30 56,32 197 756,42 2007 491,00 3 584,30 64,28 230 398,80 2008 488,00 3 562,40 90,68 323 038,43 2009 494,00 3 606,20 55,61 200 540,78 2010 504,00 3 679,20 74,11 272 665,51 2011 511,00 3 730,30 101,74 379 520,72 Итого 2 304 420,22 Теперь произведём нехитрые расчёты. Зная, что себестоимость добычи нефти вместе с затратами на её транспортировку не превышают $10 за баррель, будем считать эту цифру условной суммой технических затрат. Всё что выше – это фактическая прибыль. Разумеется, без учета налогов и сборов - но ведь мы как раз и пытаемся выяснить, сколько денег должна была бы получить Россия, поэтому налоги и сборы в себестоимость не включаем. Теперь возьмём цены, по которым шла реализация нефти, чтобы отсюда рассчитать полученную прибыль. Не перепутайте баррели с тоннами - выше экспорт в млн.тонн, а ниже цены за баррель. Чтобы получить цену тонны надо цену за баррель умножить на коэффициент примерно 7,3. Например, если баррель стоит $55,61 значит тонна нефти стоит $406,44. Итого, нефтяные сверхдоходы (считая по нефтедобыче): 1514 млрд $ с 2005 по 2011 годы. Как нетрудно подсчитать из вышеприведенных цифр (надеюсь, читателю это не трудно), объём нефтяных сверхдоходов (то есть за вычетом затрат 10$ баррель) в период с 2005 по 2011 годы составляет 1514200000000 долларов США (не запутайтесь в количестве нулей, это 1,5 триллиона $). Понятно, что основной объём добываемой нефти продаётся за рубеж, а остальной объём - реализуется на внутреннем рынке. То есть вся эта нефть каждый год продаётся, и приносит огромные сверхдоходы. В частности, с 2005 по 2011 год объём этих сверхдоходов превышает 1514 млрд. $, если угодно в рублях – это более 48 триллионов рублей. Итого, нефтяные сверхдоходы (считая по фактическому экспорту): 1094 млрд $, с 2005 по 2011г. Можно выделить ту часть нефти, которая была реализована на внешнем рынке - на сайте ЦБ РФ эти имеются цифры (тут по сырой нефти, тут по нефтепродуктам). Как нетрудно подсчитать, используя уровень знаний, который дают в средней школе, суммарный объём нефтяных сверхдоходов по экспорту за период с 2005 по 2011 годы составляет 1094 млрд.$ - это уже с вычетом всех затрат на добычу и транспортировку нефти. То есть Россия получила свыше триллиона долларов практически «из воздуха», исключительно за счёт удивительно высоких нефтяных цен, которые во много раз превышают себестоимость. Удивляемся?! Совершенно очевидно, что как минимум 1 триллион долларов, полученный Россией за период с 2005 по 2011 годы, просто как бы исчез. Как корова языком слизала. Мы видим этот триллион в внешнеторговом сальдо, и оно подтверждает, что эти деньги были, и должны где-то быть - Россия на них ничего не приобрела, не импортировала – значит они не истрачены. Но этих денег нет нигде. Ни в резервах, ни в стабфондах, ни в банках. К тому же, Россия, получающая астрономические нефтяные сверхдоходы, ещё и по уши в долгах. Где же деньги? Куда они делись? Увы, «не вращайте глобус, вы не найдёте…» - забавно, что эта старая песня гораздо хуже подходит к тем временам, когда она была написана, нежели к временам нынешним. Прямо пророческая.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 3 февраля 2014 года 06:42 | Юрий Болдырев Экономическая политика или спекулятивная махинация? Юрий Болдырев о том, что стоит за девальвацией ру | Zmielov - Дневник Zmielov | Лента друзей Zmielov / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»