Все теории и практики о фундаментальных правах человека, вне зависимости от цивилизации, имеют одно общее для всех основание, которое рассматривают как главную ценность человеческой личности - достоинство! Толковый словарь, оценивает это качество как несомненно положительное и даже ценное - уважение к себе, сознание своих прав, своей значимости, независимость взглядов, суждений, вся эта совокупность и определяет качество достойного человека и я согласен в основном, с таким подходом, от себя добавлю, что достоинство близко к понятию - честь и говоря бухгалтерским языком,представляет собой "нематериальный актив" человека, от начала сознательной жизни и до смерти, при этом, ценность этого "актива", постоянно котируется (оценивается) как самой личностью так и обществом, хорошо когда общество и личность близки в оценках и скверно, когда возникает сильный разрыв. Сегодня, мы в регионе и Омске, имеем классический образчик, когда произошли глобальные метаморфозы в оценках, критериях, между простыми гражданами и гражданами наделенными властными полномочиями и функциями.
Еще год назад, я был убежден, что всякий кандидат в мэры Омска, который наберет "за" меньше 30% (от числа избирателей), сам добровольно откажется от должности, ибо это ниже его достоинства, но реальность убедила, что есть люди для которых достоинство просто слово и как качество человека оно не присуще всем и каждому. Сегодня возникает вопрос, а следует ли в депутаты или выборные чиновничьи должности, допускать лиц утративших, по какой то причине человеческое качество -достоинство, не тут ли сокрыта, вся наша проблематика последних 20 лет, когда во власть пришли перерожденцы, а как всякий перерожденец, человек в момент перехода из одного качественно стояния в другое, моментально обнуляет и свое достоинство, а раз так, то новое его достоинство по факту, имеет очень короткую "кредитную" историю и явно понижает качественный "рейтинг" личности. Вот к примеру, человек до 40 лет был коммунистом, а после переродился или выродился и стал либералом, его достоинство как либерала, следует отсчитывать не от времен КПСС. А раз так, то вот Вам и суждение, что демократы в СССР и новой России, несли свое достоинство по большому счету максимум от 1985 года, то есть в переломные 90-е их багаж исчислялся годами, юные по сути и взрослые по биологическому возрасту, люди творили в большинстве и действовали как малые дети, глупо и очень поверхностно, отбирали друг у дружки игрушки и т.п.,"а я брату скажу", "а я деду все расскажу", "а тебя за это, в угол поставят" , "а тебе ремня всыпят по первое число".. Детская песочница во дворе, часто занимает мое внимание и некоторые аналогии, очень схожи с историческими перипетиями недавнего прошлого.
Теперь о том, что же нам делать сегодня, с достоинством? Нам следует, возвести его в приоритет всякой личности и прежде всего той, которая претендует на властные полномочия, а именно депутаты всех мастей, выборные чиновники. Хотя правящий режим стремится всячески обезличить депутатов, придать им списочно-партийное качество, заменить личное достоинство капиталом партии, словом человек получат вместо личного партийное авансовое достоинство и зависит полностью от него, вот почему они так спокойно голосуют друг за дружку,там уже нет личности, только партия и ее интересы,а человек совершенно и даже явно, не обладающий личным достоинством, был бы способен влезть во власть и там быть.
Выявлять достоинство в человеке, с помощью современных технологий не сложно, по всем актуальным вопросам жизни (достойный) человек, всегда обязан иметь и иметь внятное, личное суждение, отсутствие такового, может дать нам основания усомниться в его достоинстве и это просто работает.
В последнее время в городе и области, накопилось множество кричащих проблем, но где голоса депутатов, почему их суждений, мы практически не слышим не читаем, а слышим дежурные фразы их пиар агентов?
портрет человека, обладаВющего чувством собственного доВстоинства по Козелецкому. Вот его основные черты:
♦ ведет себя в соответствии с собственной системой ценностей, ценит истину выше, чем немедленную пользу;
♦ умеет защищать свою индивиВдуальность, в моменты опасности проявляет самообладание и споВкойствие;
♦ мало податлив к манипуляциям извне;
♦ не променяет свою индивидуВальность на материальные ценносВти, на доступ к власти или к славе;
♦ не торопится принимать новые идеи и убеждения; только сущестВвенные аргументы могут изменить его систему ценностей и принципы поведения.
Совсем иначе ведет себя челоВвек, лишенный чувства собственноВго достоинства:
♦ его поведение зависит не столько от собственных взглядов и убеждений, сколько от сиюминутных интересов;
♦ легко поддается манипуляциВям;
♦ принцип верности истине замещается у него принципом собстВвенной пользы;
♦ под давлением обстояВтельств может совершать поступВки, противоречащие собственной совести и наносящие вред другим людям.
Змиелов Н.М.
12.07.13г.