• Авторизация


Планы, зеркало губернатора Полежаева? 22-11-2011 11:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ



ГУБЕРНАТОРА ОБЛАСТИ Л.К. ПОЛЕЖАЕВА



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМУ СОБРАНИЮ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ



Федеральный бюджет все еще пока не принят окончательно. Но он прошел большую часть пути, определены все принципиальные его лимиты и нормативы, которые необходимы для формирования бюджетов субъектов Федерации, и мы готовы внести и вносим сегодня в Законодательное Собрание наше бюджетное послание со всеми необходимыми проектами и расчетами для работы по предварительному рассмотрению их в комитетах и комиссиях.

Считаем необходимым в этой связи обрисовать ситуацию, дать оценку, как мы ее видим, итогам работы в 1998 году и пояснить свое видение перспектив и основных направлений нашей деятельности.



В ПРОГНОЗЕ 1998 Г. НЕ ОШИБЛИСЬ



1998 год был трудным годом. Даже в ряду динамичных и сложных последних лет он занимает особое место будучи перенасыщенным множеством факторов, почти не имеющих аналогов в нашей новейшей истории. Ежедневно и ежечасно подбрасывал он нам одну за другой, одна другой каверзнее и замысловатее задачки и не уставал осложнять условия их решения.

Многое из того, что было, вряд ли возможно верно оценить сейчас с точки зрения значимости и в прошлом, и в будущем. Немало еще придется потрудиться для этого историкам, экономистам, обществоведам, всем вообще, кто хочет и может мыслить. Но сиюминутное, сегодняшнее негативное их воздействие совершенно неоспоримо и ощущается всеми нами непрерывно и достаточно жестко.

С учетом результатов базового для анализа и расчета новых планов 1997 года имелись все основания рассчитывать в 1998 году на некоторые положительные сдвиги в развитии социально-экономической ситуации в стране и в области, на определенную степень стабилизации и даже пусть на маленький, но прирост по ряду важных направлений.

Область практически достигла уровня предыдущего года в ряде отраслей, улучшилась ситуация с доходами бюджетов, удалось полностью рассчитаться с задолженностью по выплате зарплаты работникам бюджетной сферы. Регулярно стали выплачиваться пенсии. И в первом еще квартале 1998 года сохранялись положительные тенденции: снижение объемов промышленного производства было незначительное, сумма доходов бюджета превышала уровень соответствующего периода прошлого года. Задолженность по заработной плате по причине отсутствия бюджетного финансирования на 1 апреля 1998 г. составляла лишь 11% от общего ее объема - втрое меньше, чем на соответствующий период 1997 года, продолжали полностью и своевременно выплачиваться пенсии. Увеличивались реальные денежные доходы населения, отмечался невысокий уровень инфляции и темпов роста потребительских цен.

Но удержать ситуацию и реализовать надежды не удалось.

В принципе, Администрация области, надеясь на лучшее, работая на этот лучший результат, всегда исходила в построении планов своих практических действий из оценки худших вариантов, и потому вероятность неблагоприятного развития ситуации в 1998 году в значительной мере просчитывалась и учитывалась. Это вытекает и из плана действий Администрации области, и из утвержденного на указанный период Прогноза социально-экономического развития области, и из текста бюджетного послания губернатора областному Законодательному Собранию, и из ряда докладов Администрации на сессиях областного Законодательного Собрания и Омского Горсовета.

Предполагалась возможность сохранения и даже некоторого ухудшения в расчетах и денежном обращении, более высокого, чем предусматривалось государством, уровня инфляции, продолжения стагнации в основных отраслях, вплоть до некоторого снижения объемов производства, в т.ч. в АО "Сибнефть" - главном налогоплательщике области. Учитывались растущие сложности с углем, мазутом, вероятность меньшего урожая и ряд других факторов.

Однако появились обстоятельства объективного (такие, например, как возникновение и быстрое распространение мирового финансового кризиса, падение цен на нефть и другие) и субъективного (в виде ошибок, непродуманных, непоследовательных действий Правительства и ЦБ России) характера, которые с позиций области никаким образом предусмотреть и учесть невозможно. Тем более нельзя было и думать о том, что само-то Правительство будет чуть больше чем за полгода сменено трижды. А это уже само по себе для любой, даже самой благополучной страны не проходит даром, не говоря уже о России с ее мощной замкнутостью на Центр и зависимость от него.

И уже со второго квартала обстановка резко обострилась, темпы роста производства почти по всем направлениям вновь упали на величину, сопоставимую с первыми шоковыми годами реформ. Быстро уменьшалась финансовая эффективность деятельности предприятий, росла кредиторская и дебиторская задолженность, на треть сократились поступления средств в бюджеты всех уровней. Разразился полномасштабный финансовый и банковский кризис, парализовавший практически всю жизнедеятельность хозяйствующих субъектов и бюджетных организаций. Ко всему добавился просто редкий неурожай, и дело дошло до того, что в стране всерьез заговорили и приготовились делить иностранную гуманитарную помощь.

В целом по итогам 1998 года произошло значительное ухудшение почти всех показателей против прогнозируемых и против уже достигнутых ранее. Скажем, если объем промышленного производства в 1997 году составил 94,5 процента к уровню предыдущего года (в 1996 году - 91%), то в 1998 году - только 83 процента.

Валовой сбор главной культуры - зерна, в весе после доработки, составил 1650 тыс. тонн, почти на треть меньше расчетного. Урожайность зерновых и зернобобовых культур с уборочной площади составила только 9,5 центнера с гектара.

В наиболее уязвимом положении оказалось животноводство.

Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств в сравнении с началом 1997 года уменьшилось на 11,5 процента, в том числе коров - на 9,0 процентов, а это крайне отрицательно сказалось на ситуации 1998 года, скажется в 1999 году и ряде последующих лет.

Сократились и размеры инвестиций, ухудшая качество и динамику процесса воспроизводства, также закладывая таким образом новые проблемы в будущем.

Естественно, резко ухудшились условия жизни населения, возможности реализации социальных программ.



ПРЕОДОЛЕТЬ КРИЗИС МОЖНО ПРИ СОГЛАСИИ В ОБЩЕСТВЕ



В этих условиях Администрации пришлось принимать дополнительные меры фактически чрезвычайного, антикризисного характера, зачастую выходя при этом за пределы своих прав и возможностей. Причем в условиях усилившегося давления оппозиции, профсоюзов, а также неоднозначности отношения к некоторым мерам и различных групп населения.

Например, наши постановления по регулированию цен на основные продукты и товары народного потребления и по ограничению вывоза продовольствия с территории области, соответствуя категорическим требованиям омичей-потребителей, столь же дружно осуждаются омичами-производителями. Хотя зачастую это одни и те же люди в разных ипостасях - на работе и дома.

И прокурором областным данные документы были опротестованы.

Все недовольны.

И нужно совместить несовместимое в принципе. И найти всех устраивающий выход. А поскольку это невозможно даже в теоретическом плане, у людей всегда есть и будут основания быть недовольными. И они, безусловно, имеют право выражать и практически весь год активно выражали это свое недовольство.

В том числе и публичным путем - через демонстрации, митинги и иные подобные формы. Мы рассматривали и рассматриваем такие вещи нормальными, вели и будем продолжать вести диалог с оппозицией, гражданами, разъяснять наше видение проблем и искать точки соприкосновения и общие решения. Но в 1998 году движение поиска справедливости вновь приобрело размах, близкий к 1990 - 1991 годам, в результате чего исчезли и СССР, и существовавший общественный политический строй, и безопасность, и душевное спокойствие всех и каждого. Подталкивание к аналогичной ситуации сегодня чревато событиями, легко предсказуемыми.

Слабость нашего государства очевидна. Но оно остается государством. И вряд ли может позволить себе вновь такую роскошь, через которую уже не раз прошло, без реальной опасности не остаться единым государством.

Мы, повторюсь еще раз, не против оппозиции как таковой, не против митингов и демонстраций в рамках закона. Но мы убеждены, что они ни в какой мере не способны быть инструментом созидания и разрешения хоть каких-нибудь проблем, особенно в столь объективно жестких условиях.

Есть только одна возможность сохранить свою страну, себя и будущее своих детей - кропотливая, добросовестная личная - подчеркну - работа, ответственность за свои собственные дела и поступки, расчет и опора на себя самого, отказ от потребительских настроений и уравниловки, ликвидация воровства и злоупотреблений. И одно дело - забастовка врачей, учителей, вообще бюджетников, которые полностью зависят от необязательности государства, не могут сами что-либо поправить и легко становятся объектом политического манипулирования. И совершенно другое - те, кто сам волен определить свою судьбу и уровень благосостояния, но почему - то не может или не хочет об этом задумываться.

Давайте вспомним, с каким энтузиазмом делилась собственность предприятий всем народом, а отнюдь не только зловредным Чубайсом. Но, получая акции, люди не слышали предупреждений, в т.ч. и моих, кстати сказать, что быть хозяином и совладельцем - это значит не только делать что хочешь и делить дивиденды. Это значит, прежде всего, быть ответственным за свои решения, действия и вложения своих средств, за то, чтобы появилась хотя бы возможность иметь устойчивый доход. А сегодня все эти собственники требуют от власти навести порядок на их же собственных предприятиях, обеспечить работой, зарплатой и, очень желательно, дивидендами, или, все чаще, передать предприятия в госсобственность, или разные фонды и банки, обобравшие своих сограждан на астрономические суммы, сегодня, после краха банков, не стесняются идти требовать их возврата опять же от власти. Вместе, а то и во главе тех, кто пытался просто сохранить свои денежные крохи. Большего абсурда трудно себе представить, но именно такие установки чаще всего являются основой менталитета и действий значительной части населения и активно подогреваются лицами, заинтересованными в сохранении заблуждений своих соотечественников.

А много ли вы знаете коллективов, где приживался самостоятельный, требовательный к себе и другим руководитель? Выбирают, как правило, более удобных, более покладистых. А когда предприятие начинает рушиться и тащить всем вместе больше нечего, приступают к поношению власти и демонстрации пролетарского самосознания. Вместе с профсоюзами, которые, собственно, и должны были обеспечивать нормальную форму взаимоотношений работников и администрации предприятий, продолжать оставаться школой защиты интересов своих членов прежде всего внутри коллективов. Однако профсоюзные боссы предпочли вариант не кропотливой, требующей больших знаний, терпения работы, а лозунговую красоту и звучность политических акций - за пределами своих предприятий.

А директорский корпус?

Давайте признаем наконец - и это справедливо отмечено в докладе вице-премьера Маслюкова на одном из заседаний Совета Федерации, я цитирую, что "далеко не все директора наших предприятий и в процессе приватизации, и до нее, и после нее решали и решили все проблемы своих предприятий. Очень многие из них успешно решали свои собственные задачи". А теперь они же идут в колоннах демонстрантов во главе своих обкраденных коллективов искать справедливости у власти.

Справедливости для кого?

Во многом и сама власть провоцировала подобные настроения и подходы. В борьбе за голоса избирателей позволяла делать то, чего делать никак не следовало бы. Фактически культивировала всеми доступными ей способами состояние разобщенности, всеобщего собеса и безответственности.

Она и сама-то не могла до последнего времени осознать себя надлежащим образом, превращалась постоянно в какое-то странное, плохо организованное, аморфное образование, полностью отвечающее за все, но не способное ни к каким эффективным действиям.

Особенно наглядно, на наш взгляд, это проявилось на примере местного самоуправления, российская модель которого, что бы ни утверждали ее теоретики и апологеты, не только не помогает людям жить во все осложняющихся современных условиях, но зачастую и усугубляет проблемы. И совсем не случайно как раз в 1998 году впервые люди стали в пикеты не только у стен Администрации области и областного Законодательного Собрания, но стали задавать неприятные вопросы и муниципальным властям.

На мой взгляд, именно это все вместе - а вовсе даже не собственно экономические проблемы, кои есть чаще всего просто следствие - является главной особенностью переживаемого времени и будет в конечном счете определять многое, если не все, в будущем, в т.ч. и в 1999 году.

Очень хорошо эту мысль публично выразил молодой политик, вице-спикер Государственной Думы Владимир Рыжков в своем интервью:

"У нас удивительная страна. Мы до сих пор ведем дискуссии по ключевым вопросам. Есть ли у нас устоявшиеся границы, устоявшаяся Конституция? Их не пинает только ленивый. Можем ли мы сказать, что у нас решен вопрос о форме правления? Многие всерьез обсуждают - раз не получилось с президентством, введем обратно монархию. А решен ли у нас вопрос с правами человека? Гражданские свободы, свободу прессы отдельные политики воспринимают как блажь. Частная собственность до сих пор предмет серьезнейших дискуссий. Вдумайтесь: мы страна, которая не имеет общих представлений ни о чем. Даже о символике.

- Чему же тут огорчаться? Зато политики в России без работы не останутся.

- Увы, это сейчас и вправду самая востребованная профессия".

Лучше не скажешь!

Мы всегда осознавали опасность этого и, прежде всего, существующей организации власти, добивались восстановления ее вертикальной структуры и внесения изменений во многие понятия, формы и механизмы. В том числе, в частности, касающиеся и местного самоуправления, и отношений его с субъектом Федерации, и их обоих с самой Федерацией.

Теперь это становится уже одной из ключевых проблем и задач Правительства, да, судя по всему, уже и Президента. И есть надежда, что будут вноситься в это дело надлежащие коррективы. Во всяком случае, об этом прямо и с каждым днем все последовательнее и точнее выражаются премьер Примаков лично (достаточно вспомнить его речь в Кемерове) и другие члены его кабинета.

Очень симптоматичным в этом смысле являются распространенные недавно методические рекомендации Министерства региональной политики России с соответствующими поручениями Правительства, весьма существенно меняющие господствующие в настоящее время представления по данному вопросу, включая возможности (даже в рамках действующего законодательства) заметных изменений в территориальной организации государственной власти. То есть то, к чему мы пытались подобраться еще в 1996 - 1997 годах. Полагаю, что с учетом этих обстоятельств мы вновь вернемся к нашим тогдашним разработкам, а что-то предложим уже буквально сейчас.

Важно только при этом не качнуться, как это принято в России, в другую крайность и не "выплеснуть вместе с водой и ребенка".



АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПОМОГАЮТ УДЕРЖАТЬ СИТУАЦИЮ



Сегодня очевидно, что новый, 1999 год, будет тяжелейшим. Много труднее тех, что нам уже приходилось переживать. Хотя бы потому, что у него гораздо хуже стартовые условия, потому что проблемы нарастают, а ресурсы и резервы уже исчерпаны. Никаких подкожных запасов не остается. Лимитов на ошибки нет.

Но нет и развернутой, ясной и понятной всем программы Правительства.

Публиковавшиеся и публикуемые с завидной частотой материалы, вообще говоря, никакими действительными программами не являются и, скорее, дезориентируют местные органы власти и население, чем помогают определиться в ситуации и выбрать адекватную систему поведения. Часто они открыто носят характер зондажа общественного мнения и степени его готовности к чему-то, что находится за скобками.

И сегодня даже само слово "программа" практически не употребляется по вполне понятным причинам. А вспомните, сколько было крика в наш адрес по поводу необходимости обязательно иметь в области свою, какую-то особую программу антикризисных действий, и сколько народу нажило себе на этом немало политического капитальца.

Вместе с тем Правительством и ЦБ России последовательно принимаются меры первоочередного антикризисного порядка, появляются все более и более осмысленные документы и решения, со многими из которых трудно не согласиться, которые могут стать основой развернутой и действительно работающей Программы, и удержать ситуацию в тех параметрах, которые в настоящее время декларируются как целевые установки 1999 года и последующих лет.

Не могу не подчеркнуть, что со многими из них мы не только согласны, но и практически уже давно пытаемся, в пределах имеющихся у нас прав и возможностей конечно, реализовать на своей территории.

Немало из того, что делалось и делается в области, фактически на год опережает последующие шаги и действия Центра.

Здесь и вопросы кардинальных мер по ужесточению бюджетной и расчетной дисциплины, контроля за обоснованностью бюджетных расходов, пересмотра структуры, численности и размеров оплаты труда работников органов региональной власти, а также бюджетной сферы, введение лимитов потребления ресурсов, топлива, энергии. И вопросы регулирования и контроля за оборотом спирта и винно - водочных изделий. И вопросы централизации, исполнения и финансирования некоторых видов государственных функций, в частности, ряда льгот. И вопросы пересмотра механизмов льгот по налогам и платежам. И вопросы поддержки промышленности, сельскохозяйственной политики. И другие моменты, которые известны, на слуху и которые нет нужды, наверное, сейчас здесь повторять. Приведу только два примера, о чем сегодня часто и везде упоминается.

Скажем, Центр активно начал разрабатывать проблемы обеспечения страны топливом и энергией. Область же достаточно давно осознала перспективы возникновения тяжелейшей ситуации в этой важнейшей, определяющей отрасли. Тем более что мы объективно после развала Союза оказались в исключительно жестких условиях. И мы упорно вели напряженную и сложную работу по обеспечению устойчивости комплекса, по поиску альтернативных источников энергии, по налаживанию - часто вопреки тогда еще общероссийским установкам - взаимных связей с нашим важнейшим соседом и источником ресурсов Казахстаном. И никто, положа руку на сердце и будучи честным, не может этого не видеть. Как бы сегодня ни старались определенные, скажем так, "круги" исказить суть сложившейся ситуации и сколько бы вокруг нее ни было нагромождено всякого.

Правительство признало наконец, что текущая инфляция "съедает" постоянно уровень зарплаты работников бюджетной сферы и требует периодической индексации, как, скажем, это делается в отношении пенсий. Мы в области уже фактически делали это различными надбавками и доплатами. И приняли в конце 1998 года решение о новой 25-процентной надбавке для них (кроме управленцев) и внесли соответствующие расчеты в проект бюджета 1999 года, и вовсе не потому, что, как пишут некоторые слишком сведущие спецы от журналистики, Полежаев знал о таких проектах решений Правительства.

Не было тогда никаких подобных решений! Но есть определенные законы экономики, и нам представляется: что-то в них мы все-таки понимаем!

Хотя, безусловно, имеют место и ошибки, и недоработки, и не нужные иногда компромиссы выбора между тем, что надо делать на самом деле, и тем, чего от нас ждут. Хорошим примером последнего является, в частности, эпопея с внедрением контрольно-кассовых машин, где и Правительство, и область, пошли на уступки даже большие, чем это было бы оправданным и справедливым. Наверное, жалеть об этом не следует. Но выводы делать необходимо, и вряд ли стоит вводить подобные вещи в устойчивую практику в дальнейшем.



ПРЕЖДЕ ВСЕГО - ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ



Из сказанного вытекает, что основные направления действий Администрации в целом, несмотря ни на что, соответствуют ситуации, законам экономики, общественного развития и поведения властей в данных условиях. И, следовательно, принятый нами в 1997 году план действий Администрации на период до 2000 года сохраняет свою силу и может быть основой для плана работы в 1999 году с учетом частных конкретных изменений и того, что уже сделано.

Основой их были три ключевые задачи - развитие и укрепление собственной эффективной производственной базы как источника доходов и рабочих мест, совершенствование бюджетной и финансовой политики как инструмента управления и повышение (или хотя бы сохранение) уровня социальной защиты омичей, создание максимально благоприятных условий для жизни людей в Омской область, защита их прав и интересов.

Это, последнее, для нас было всегда, есть и будет главной заботой, смыслом всего остального. Ибо не нужна промышленность сама по себе, не нужно тепло самому себе, не нужен свет ради света. Все оправдано только жизнью людей, их нуждами и заботами. Их настоящим и будущим.

И в прошлом году мы, несмотря ни на что, не только не ослабили усилий в этой работе, но во многом и добавили.

На реализацию социальных гарантий, льгот, пособий, компенсаций, субсидий в 1998 году было предусмотрено за счет областного и муниципального бюджетов свыше 1 млрд. рублей, что составляет около 15% расходов консолидированного бюджета области.

За счет средств областного бюджета направлено на финансирование образования, культуры, здравоохранения, социальной политики более 900 млн. рублей, что составляет 37% от всех расходов (в 1997 году - 28%).

Свыше 50 процентов населения (200 категорий граждан) области пользуются теми или иными льготами и компенсациями. Омская область одна из немногих, где предоставляются льготы в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

В среднем по области на 10 трудоспособных граждан приходится 9 человек, имеющих право на льготы. Профинансировано более 415 млн. рублей, или около 16 процентов фактического исполнения бюджета.

В 1998 году более 84 тыс. обратившихся семей получили субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг на сумму, превышающую 48 млн. рублей. Правом получения субсидий воспользовались пенсионеры, многодетные, безработные, одинокие.

Объем средств, направленных на адресную помощь, за счет всех источников составил около 8,5 млн. рублей (116 % к уровню 1997 года), причем около 83,5 процента данного объема средств приходится на г. Омск (который громче всех говорит о своей обделенности и забытости областной властью) и 16,5 процента - на районы области. Основной формой социальной поддержки является натурально-вещевая помощь, удельный вес которой составляет 48 процентов от общего объема израсходованных средств. За счет средств областного бюджета приобретено 18 машин инвалидам войны (456,4 тыс. рублей).

Разработана и начала реализовываться программа "Содействие занятости населения Омской области на 1998 - 2000 годы", направленная на сдерживание уровня безработицы, устранение несоответствия спроса и предложения рабочей силы, предотвращение критической ситуации на локальных рынках труда. Численность зарегистрированных безработных составляет сейчас 20 тыс. человек, на 16% меньше уровня соответствующего периода прошлого года.

Удалось нам и удержать задержку в выплате зарплаты работникам, финансируемым из областного бюджета, в пределах 2 месяцев и выполнить таким образом данное им нами обещание.

С этих позиций мы подходим и к плану действий в 1999 году, который, вы знаете, нами уже принят. С учетом его обсуждения на расширенном заседании коллегии, на общественном экспертном совете при губернаторе, на трехсторонней комиссии, тех писем, обращений, предложений (а их тысячи), что поступили от граждан и организаций, он в настоящее время дорабатывается и не позднее следующей недели будет окончательно подписан. Поскольку он уже получил и получает достаточно широкое освещение и многие депутаты - за что мы им искренне благодарны - приняли участие в разработке проектов, я не буду останавливаться здесь подробно на характеристиках основных направлений и деталей. Подчеркну только - он по своей форме и сути существенно отличается от всех предыдущих. Прежде всего, своей конкретностью, степенью детализации, персонализацией ответственных за то или иное дело или мероприятие. Резко усилены некоторые моменты созвучно времени.

В частности, это относится к блоку вопросов обеспечения правоохранительной деятельности, повышения ее эффективности, борьбе с организованной преступностью, коррупцией и злоупотреблениями. Вы знаете, какую позицию занимает сейчас Правительство, и нам представляется, что заявленные им меры и задачи, особенно в применении к экономической сфере, более чем оправданы. Потери, которые несут государство в целом и все граждане, огромны.

Теневые обороты капиталов выходят за всякие допустимые пределы, неплатежи налогов приобрели такие размеры, что стали фактически инструментом расчетов, квазивалютой в стране, десятки миллионов людей пострадали от крупномасштабного финансового мошенничества.

С этим определенно пора заканчивать, и здесь мы всеми доступными средствами поддержим действия федерального Правительства, его органов на местах и активизируем работу подчиненных непосредственно нам ведомств, прежде всего УВД области, которому соответствующие команды даны.

Под план действий, под задачу реализации его целевых установок конструировался и бюджет области как рабочий инструмент.



БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС ДОЛЖЕН ИДТИ ПО ЗАКОНУ



Сегодня мы вместе с моим докладом представляем вам проект этого бюджета со всеми материалами, предусмотренными в составе бюджетного послания губернатора Законодательному Собранию. Даже сверх того, имея в виду совершенно новые части по бюджету развития, государственному заказу области и некоторые другие. Кроме того, хотя мы и не успели принять законом, но в вашем распоряжении находятся представленные ранее материалы по расчету нормативов расходов бюджета по самой затратной статье - на жилищно-коммунальное хозяйство и услуги, топливо и электроэнергию. И они также могут и, видимо, должны быть вами приняты в оценках вариантов бюджета.

Все необходимые пояснения по этим материалам и возникающие сейчас наши специалисты смогут дать вам в ходе дальнейшей работы с посланием в Собрании, его комитетах и комиссиях, и много - в ходе чтений на Законодательном Собрании.

Надо признать, что Администрации не удалось сформировать и представить в Законодательное Собрание бюджетное послание в предусмотренные областным Законом "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Омской области" сроки. И, конечно, затяжка в любом случае дает немалый минус, который будет сказываться на конечных результатах.

Этого, кстати, кроме 1998 года, не удалось сделать ни разу за весь период действия закона. И сегодня очевидно, что в него надо вносить коррективы, привязывать областной бюджетный процесс к федеральному, поскольку в отсутствие государственных нормативов говорить об областном и муниципальных бюджетах просто несерьезно.

Мы, соответственно оценивая такую ситуацию, не считаем ее нормальной и категорически не хотели бы практиковать постоянно.

К сожалению, мы с вами живем в каком-то виртуальном мире, и для нас "обычное" уже давно стало "необычным", и приспособиться к реальностям нынешней нашей абсолютно непредсказуемой жизни не удается просто физически, а вовсе не из нежелания это делать.

В области появился, правда, передовой опыт в этом направлении, на оценке которого я не могу не остановиться. Омский Горсовет на днях досрочно рапортовал о принятии бюджета города Омска, где качественно все спланировал. В части расходов, разумеется.

Очень экономно, как это и заявлялось везде и всюду, увеличив их всего-то в 2 раза к уровню 1998 года.

Согласитесь, совсем не малая эта цифра и предмет для разговора имеется серьезный.

Необходимые доходы поручено будет обеспечивать нам с вами, и телевизионные экраны доносят ежедневно до омичей соответствующие установки отцов города. И выкручивание рук областным органам власти приобретает все более впечатляющий размах.

Массированные попытки мэрии подать отмену местных налогов как части доходов, как результат своих героических усилий по поддержке местного товаропроизводителя уже стали выглядеть несколько неприлично и никого в заблуждение вводить не должны. Ибо это определено федеральным законом о налоговой системе. Все, что мог, город от производителей уже взял. И проблема сегодня как раз в том, чем ему возместить эти - порожденные за долгое время - фактически нетрудовые доходы. И закрыть наращенные под них расходы и обязательства.

Взять налог с продаж, единый налог на вмененный доход гораздо сложнее, и, наверное, поэтому работа по их внедрению наталкивалась долгое время на жесткое противодействие со стороны местных властей и перешла теперь в части своей практической организации на 1999 год. Общие потери уже очевидны и не могут быть ничем компенсированы. И думать нам придется крепко, как удержать ситуацию. Особенно в первые три месяца года. Поскольку в этот период нам придется жить по прежней схеме по доходным источникам, да еще в уменьшенных их размерах, с потерей местных налогов, которые до сих пор занимали в составе бюджетов значительную долю.

Исключительно жесткую неконструктивную позицию заняли городские власти, упорствуя в своем праве на выбор направлений и размеров расходов. Особенно концентрированно выражается это в отношении исполнения госфункций, которые они предпочитают не исполнять, перераспределяя ресурсы на иные, не предусмотренные по выделенным нормативам цели. По 1998 году остались невыполненными, таким образом, государственные функции на 127 млрд. рублей (почти четверть от общего их объема по городу Омску). И на 1999 год, требуя сохранения нормативной доходной базы не меньше уровня 1998 года, город категорически не желает принимать большинство исполнявшихся ранее функций - прежде всего в части льгот ветеранам, поддержки органов социального обеспечения и других.

Одновременно не выполняются и другие важные задачи. Достаточно вспомнить ситуацию с выплатой зарплаты работникам городской бюджетной сферы, средства на которую в городском бюджете предусматривались и, как теперь выясняется, имелись.

С целью исключения возможности развития подобных тенденций мы всерьез задумались об изменении механизма исполнения многих госфункций и большей их централизации на областном бюджете, равно как - если будет на то добрая воля городских властей - и выплаты зарплаты основным категориям бюджетников. Во всяком случае, требования на этот счет людей мы оставлять без внимания не хотим.

Найти компромиссы на стадии проработки проекта с городом Администрации не удалось в отличие от всех остальных муниципальных образований, с которыми была проведена в рамках имеющихся сейчас представлений вся необходимая работа по согласованию доходной и расходной части бюджетов районов для формирования консолидированного и областного бюджетов на 1999 год и заключены соглашения об оздоровлении финансов в соответствии с нашим постановлением от 5 октября 1998 года.

Поэтому нам не кажется, что упомянутый опыт действительно стоит поддерживать и популяризировать. Бюджетный процесс должен идти так, как должен, - по закону. Разработка и согласование - снизу вверх, принятие - сверху вниз. И пусть в силу многих причин не удается пока жить с точки зрения элементарных экономических законов и здравого смысла (т.е. по средствам), начинать планировать эту жизнь надо все-таки с определения, что под нее имеется. А не наоборот. И быть осторожными с претензиями на исключительность.



ВРЕМЯ МОБИЛИЗАЦИИ ВСЕХ СИЛ



Исходя из того что мы на сегодняшний день знаем, в 1999 году можно предполагать два крайних варианта развития ситуации. При этом выбор нынче будет не между плохим и хорошим, а между плохим и очень плохим.

В этих рамках пессимистический вариант предполагает, что Правительству и субъектам Федерации, то есть нам с вами, не удастся цивилизованными методами справиться с финансовым и банковским, а теперь еще и энергетическим кризисом, другими случившимися обстоятельствами аналогичного характера. Последствия могут быть самые сокрушительные и вылиться в гиперинфляцию со всеми вытекающими из нее последствиями экономического и политического плана. Резко усилятся и вполне могут выйти за грань допустимого центробежные процессы суверенизации всего и вся. Будут свернуты социальные и вообще все подобного рода программы. Будет стоять задача простого выживания. Она уже стоит совершенно недвусмысленно и жестко. Все признаки этого налицо - бешеный рост цен, дезорганизация товарных рынков, особенно в части продовольствия, замерзающие города и поселки, растущие долги по зарплате и т. д.

Оптимистический вариант, а мы склоняемся к нему, исходит из обратных представлений и возможностей, которые на самом деле имеются, и совсем не малые. Скажем, мы говорим о снижении объемов производства во многих отраслях промышленности. И это так. Но одновременно на предприятиях ежегодно стал на 20-30% обновляться ассортимент продукции, лучше приспосабливаясь к рынку и потребителю.

Даже на нашей привычно бедственной оборонке по областной программе "СибВПКнефтегаз-2000" освоено за последний год 72 новых вида изделий. Реализовано продукции на сумму более 233 млн. рублей. На 1999 год она обсчитывается в размере 300 млн. рублей.

То, что мы сделали с вами в рамках Программы газификации, а это в несколько раз больше, чем за весь остальной период после Октябрьской революции, заложило хорошие основы для устойчивого и гораздо более дешевого обеспечения области теплом и электроэнергией. Только экономия по затратам на топливо в 1999 году составит около 100 млн. рублей. Соответственно уменьшаются и затраты на производство продукции всех видов, повышается ее конкурентоспособность на рынке, отражаясь благоприятно на ценах, а значит - и на кошельках граждан, что сейчас вообще никак нельзя просчитать.

Почти на уровне прошлого года сохраняется объем производства в пищевой и перерабатывающей промышленности. В этой отрасли также постоянно расширяется ассортимент продукции, давно завоевавшей приоритет омских покупателей. Активно ведутся реконструкция, техническое перевооружение и инновация. Осуществляются интеграция и кооперация перерабатывающих предприятий с сельскими товаропроизводителями и торговыми предприятиями, вовлекаются ресурсы населения.

В сфере инвестиций действительно существуют серьезные проблемы. Но, оказывается, интерес к ним вовсе не потерян. Только у нас в экономическом комитете по областному закону о государственной поддержке инвестиций зарегистрировано 63, прошло экспертизу 32 проекта на общую сумму вложений 1420 млн. рублей со средним расчетным сроком окупаемости 2,3 года. Причем 23 из них поступили в ноябре 1998 - январе 1999 года, в самый пик кризиса.

С 1994 года сохраняет устойчивость внешняя торговля области. В 1998 году превышение стоимости экспортных операций над стоимостью импортных составила 1,8 раза с суммой положительного сальдо 190 млн. долларов США. Тенденцию роста имеет и доля экспортных поставок области в общем показателе экспортной деятельности России.

В структуре экспорта товаров из Омской области традиционно преобладает продукция топливной, химической и нефтехимической отраслей промышленности. В последнее же время, в том числе и 1998 году, в товарной структуре экспортных поставок происходят заметные положительные структурные сдвиги в сторону роста экспорта продукции машиностроения и металлообработки, продовольствия.

Получил новое развитие экспорт услуг из области.

Удерживает положительные темпы роста розничный товарооборот.

Не следует забывать и особенности национальной статистики, методики которой меняются ежегодно, не затрудняясь особенно проблемой сопоставимости данных по годам.

И в большинстве своем в анализе ситуации и прогнозировании и мы, и население пользуемся, по нашим представлениям, не совсем сопоставимыми, даже совсем не сопоставимыми данными. Изучая в статистических отчетах, в т.ч. публикуемых в газетах, динамику темпов развития той или иной отрасли, следует иметь в виду, что указанные там проценты отражают темпы роста или падения вовсе не объемов производства, как написано, а индексов физического объема (ИФО), которые, в свою очередь, рассчитываются не на основе всех объемов, а в соответствии с перечнем изделий лишь по основной номенклатуре, также все время изменяемой. На этой механике мы фактически не видим достаточно большую долю объемов реально выпускаемой продукции. В легкой промышленности, например, эта невидимая доля составляет до 20%. И, может быть, в этом одна из причин того, что, по данным той же статистики, темпы роста производства (вернее, как мы теперь уже знаем, ИФО) падают, а зарплата по всем направлениям, накопления граждан и розничный товарооборот - растут. И того, что в стране и области соответственно столь высоки оценки теневых оборотов ресурсов и денежных средств. И того, что в большинстве регионов темпы роста 85-90%, а по России вдруг - почти все 100%.

Кроме того, все большее число предприятий (даже в легкой промышленности до 80%, не говоря уже о нефтеперерабатывающих) переходят на режим процессинга. А это вообще уже принципиально иная ситуация, иная организация, иная система анализа и планирования, иная форма построения отношений хозяйствующих субъектов и территорий их дислокаций, которая никаким образом официальными методами расчетов и планирования не учитывается. Тогда как именно это и есть единственный реальный вектор развития производства, и надо просто по-иному к нему относиться и строить планы, в том числе и бюджетные. Что мы и пытаемся делать.

Столь же точно соответствуют реальной жизни и отчетные показатели по численности, например, скота во всех категориях хозяйств, объемам произведенного того же зерна и т.д. Это абсолютно подтверждают проводимые нами на данный предмет проверки. Например, последняя по времени проверка в Любинском районе выяснила, что официальный учет расходится с фактическим наличием поголовья в личных подсобных хозяйствах населения (в сторону понижения) на 7 процентов.

Поэтому в нашу задачу, может быть, даже одну из самых важных этого года, входит навести в этом деле хотя бы какой-то порядок! Нельзя же, в самом деле, серьезно строить что бы там ни было на заведомо липовой основе. И мы надеемся, на это положительно повлияет изменение методологии учета, которое должно создать точные механизмы выявления действительно узких мест и способов влияния на них.

И мы считаем и согласны с прозвучавшими недавно заявлениями отдельных членов Кабинета, что в 1999 году имеются возможности не только не ухудшить ситуацию во всех сферах, а добиться реального - подчеркиваю - улучшения, как бы дико это ни звучало сейчас.

Если не раздеремся, конечно. Если хватит у всех снизу доверху терпимости, понимания, желания сделать свою страну, свою область, свой город или деревеньку оплотом благополучия, и не за счет других, а за счет своих собственных усилий. Помогая тем еще, кому объективно хуже.

Мы уверены, что вся проведенная до сих пор работа не может не дать и даст - причем именно уже начиная с 1999 года, по крайней мере, со второй его половины - свой положительный результат, станет основой для развития в будущем 2000 году, и через 5, и через 10 лет. Хотя совершенно однозначно потрясет нас еще не раз и не два, в т.ч. и в 1999 году.

Предлагаемый к учету в расчетах проекта областного бюджета Прогноз социально-экономического развития области и все планы наших действий на 1999 год исходят из такого представления, из оценки деятельности хозяйствующих субъектов в 1997, 1998 годах, материалов о намерениях предприятий, о реализуемых инвестиционных проектах, иных подлежащих учету факторов. Базой являются официальные методики счета и прогнозирования, а также сценарные условия Минэкономики и Минфина России.

Предполагается при этом, что весь 1999 год сохранятся, а учитывая особенность предстоящего года как года очередной масштабной выборной кампании, еще и усилятся неопределенность, напряженность и сложность положения по многим направлениям.

Вся необходимая для размышлений и расчетов база депутатам сегодня представляется. Она более чем достаточна для того, чтобы депутаты вместе с нашими службами смогли эффективно поработать по предмету бюджета и принять разумные в данных условиях решения, обязательно имея в виду, что прямого счета нет и не может быть. Степень неопределенности исключительная! Как никогда!

Вот даже сейчас, когда уже, казалось бы, все - есть Федеральный бюджет и можно наконец принимать свой - начались новые разборки, которые неизвестно чем еще кончатся. Во всяком случае, остается очень высокая вероятность пересмотра некоторых параметров, имеющих большое значение для регионов. Скажем, мы в Совете Федерации с трудом отстояли принятое нынче в Федеральном бюджете распределение доходов: территориям - 55%, Центру - 45%. Было раньше 40 и 60% соответственно, и к этому уровню вполне могут вернуться. Тем более что на этом настаивает МВФ. Так что здесь нам вместе с Владимиром Алексеевичем еще предстоит побороться, чтобы ничего подобного не допустить.

Не можем мы с достаточной уверенностью утверждать и о надежности принятых в проекте Федерального бюджета цифр.

Например, по методике и нормативам Минэкономики России (т.е. Правительства) в расчеты Прогноза социально-экономического развития на 1999 год закладываются два пороговых значения уровня инфляции от 140 до 170 процентов годовых. А в первоочередных мерах того же Правительства по преодолению кризиса и в расчетах бюджета, принимаемого нынче Думой, декларируется цифра 30 процентов. А это, как вы сами понимаете, две большие разницы. И как вы думаете, кому поручат ее закрывать героическими усилиями?

Нетрудно догадаться. Нам.

В значительной мере на степень точности расчетов бюджета влияет ряд новых моментов, вновь вводимых налоговых, расчетных и иных механизмов, коими нынешний год и бюджетный процесс переполнены. Те же, например, законы о налоге с продаж и едином налоге на вмененный доход.

По ним, конечно, существует немало споров и часто обоснованных опасений. Хозяйствующие субъекты и предприниматели обеспокоены тем, чтобы не потерять доходы и суметь как можно большую их часть сохранить в тени. Население видит в этом одну из причин роста цен. Власть озабочена проблемой совмещения поиска необходимых для содержания бюджетов и самого государства как такового, средств с задачей сохранения бизнеса как единственного источника - и средств, и вообще всех материальных благ и удобств.

Совместить все эти интересы и представления очень сложно. Но если иметь разум и понимание общей взаимозависимости, то консенсус, как принято теперь говорить, находить возможно. И вся та длительная, кропотливая, изматывающая, я бы сказал, работа, что была проведена за последние полгода и Администрацией, и депутатами, и предпринимателями, и различными общественными группами, уже выражена в согласованных документах. И они уже действуют. Но на реальное их освоение, обкатку, отточку потребуются время и немало сил. А это потери, и потери не только финансовые.

Ситуация же требует высочайшей степени мобилизации всех сил, точности и оперативности действий, жестких и часто непопулярных решений.

Ответственность каждого из нас слишком высока. Условия и сроки принятия решений, требования к их качеству слишком жестки.

Но мы знаем о вашем высоком чувстве ответственности за дело, которому вы избраны служить, о тщательности в работе, о высоком уровне подготовки и уверены, что совместная наша работа окажется действительно полезной области и омичам, окажет реальное положительное воздействие на весь ход и итоги 1999 года.

А они должны быть для омичей только добрыми.
 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Планы, зеркало губернатора Полежаева? | Zmielov - Дневник Zmielov | Лента друзей Zmielov / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»