[547x604]
Эту чужую заставку к моему посту я называю для себя «Леший из Интернета», но его автора, увы, не знаю. На мой взгляд, это прекрасная парковая или лесная скульптура – замечательный пример, изготовленный из сухой старой коряги. Отличная заставка для самодеятельной рубрики "Мир дерева", где резчики по дереву создали свою
сказочную страну.
Наши предпочтения со временем меняются. Мне всегда нравилось вырезать по дереву, а занятия корнепластикой, даже художественной, не прельщали. Любил я мастерить из дерева безделушки и сувенирчики, а с годами стал охотней делать подарочные столики и занятные резные вещиы к юбилеям друзей. В Екатеринбурге, где я прожил шестьдесять интересных лет, посещал любительское объедине резьбы по дереву и там познакомился с мастерами, умевшими из бросового комля с уродливыми наростами, ваять шедевры декоративно-прикладного искусства. Мастер, которого я собираюсь вам представить, тоже знаком с деревом не понаслышке.
Уральский резчик Владимир Иванович Луговых
[505x528]
Эта газетная вырезка взята из моего прошлого мира и называлась "Как Емеля поехал за океан". В то время я увлекался краеведением, а между делом руководил на общественных началах клубным объединением любителей художественной резьбы по дереву.
[605x690]
Однажды к нам обратилась администрация уральского завода с деликатной просьбой помочь выбрать достойный подарок для главы крупной канадской фирм, с которой завод сотрудничал в производстве престижной мебели. Вообще говоря, Урал богат горными самоцветами, драгоценными металлами и мастерами, способными создавать сувенирные изделия даже из производственных отходов. Требовался презент, который бы мог удивить чужестранца не бриллиантом или чистым золотом, а блеском русской народной сказки. Наши специалисты посоветовались и решили, что по всем статьям годится резной липовый жбан "Емелины чудеса", сделанный совсем недавно участником объединения Владимиром Ивановичем Луговых.
Меня не раз восхищали работы Владимира Ивановича, который был моложе меня лет на десять, но всегда у него было, чему поучиться. По-моему, в то время он был одним из лучших резчиков города.
[399x663]
На внешних сторонах жбана вокруг деревянного цилиндра рельефно вырезаны три сюжетных клейма. Промежутки между клеймами заполнены "травами" в духе резьбы потомственных резчиков Ворносковых (XIX-XX в.).
[413x666]
Крышка жбана внутренней закраиной прилегала к краю отверстия жбана и поэтому закрывалась плотно, не оставляя малейшего зазора. В нижней части жбана вырезана рыбина, похожая на Емелину щуку.
[416x672]
В нижней "лентообразной" части жбана была вырезана по кругу надпись "Емелины чудеса", как название жбана.
И ещё про Емелю
[429x640]
Плакетка "Емеля на печи" выполнена превосходно. А Щука (с заглавной буквы) совсем как живая: по-барски развалясь под печью, ухмылялась и была себе на уме. Емеля – в новых лапоточках, в свежих портяночках возлежал на перьевой подушке, а руки у него, как у самого Владимира Ивановича, заводские – рабочие руки.
А теперь – про Балду.
[656x486]
Базарчик крошечный с прилавком на пять продавцов: с одинокой вязанкой сушек, репчатого лука, с горкой картошки (со своей грядки), дед с кринкой молока из-под козы-дерезы, мелкий купчишка в полушалком, сомнительный тип в помятом цилиндре и некто из половых. Сцена не театральная, а обрамление её – толстая кручёная верёвка – надёжный инструмент, чтобы мутить воду и пугать чертей.
Поздней тот же сюжет В.И.Луговой изобразил иначе: полней, красочней, однако после раскраски выгодное впечатление от резного дерева, к сожалению, утрачено.
[700x476]
По ходу пушкинской сказки Балде довелось якшаться с чертями. Старый чёрт был раздосадован поведением Балды, который мутил воду толостой верёвкой. Это момент и зафиксировал Луговых на плакетке:
“Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец её в море мочить.
Вот из моря вылез старый Бес:
„Зачем ты, Балда, к нам залез?“
— Да вот веревкой хочу море морщить,
Да вас, проклятое племя, корчить...“
[324x674]
И началась борьба за выживание, от которой чертям стало тошно.
[479x437]
“А Балда над морем шумит
Да чертям верёвкой грозит”.
[452x647]
Поп замер в ожидании экзекуции:
“Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка...
А Балда приговаривал с укоризной:
— Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной“.
[496x441]
“И с тех пор –
Поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корячится”.
В русских сказках попадья предстаёт в образе жадной, властолюбивой женщины. По версии Луговых энергичная матушка, вооружась ухватом, положила конец экзекуции.
События в доме священника произвели много шума. Даже
иконы не остались безучастными.
Поздней наш резчик изобразил тот же сюжет по-другому:
[694x551]
Переработка сюжета явилась результатом постепенных возрастных и идеологичесих изменений в сознании резчика. За последние двадцать лет существенно изменилась совокупность принципов, взглядов и убеждений, определявших прежде отношение Владимира Ивановича к окружающей действительности. Поменялись мировоззренческие установки, и художник сгладил в своих работах пушкинскую фривольность изложения народной сказки.
Гусляр
[366x631]
Судя по фольклорным произведениям, в древней россии были такие выдающиеся гусляры, как вещий Боян, купец Садко, богатыри Добрыня Никитич (Товий Любечанин) и Соловей Будимирович, чья гусельная игра описана в былинах.
Народные сказки
[321x655]
В горшке чугунном гренадер заблудший
варил топор, прикрывши печь заслонкой.
И не было его похлёбки лучше,
когда добавил к топору козлёнка.
(Отрывок: Евгений Девиков, «Русская печь»).
Дед
[400x626]
Баба
[472x439]
“Солнце, Месяц и Ворон Воронович” – народная сказка
[498x647]
Пошёл старик к Солнцу в гости. Солнце спрашивает:
— Чем тебя угостить?
— Я бы блинков поел.
Жена Солнца развела тесто, поставила мужу на макушку сквороду и напекла блинов, а дед наелся до отвала.
Пришёл старик домой и говорит: «Пеки блины!» Она тесто развела, а дед сел на пол и велел ставить сковородку себе на лысину.
— Совсем свихнулся, старый хрыч! – бранилась старуха.
— Не спорь, глупая баба, – отвечал он, — испекутся!
Поставила она ему сковородку, как приказал. Ждали, ждал, но блины так и прокисли. Сковородки все одинаковые, но лысины бывают разные.
О царе Салтане, князе Гвидоне и царевне Лебеди
[431x632]
Царь Дадон.
[417x631]
"Три девицы под окном пряли поздно вечерком..."
[310x643]
“К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...
Бьётся лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Тот уж когти распустил,
Клюв кровавый навострил...
Но как раз стрела запела -
В шею коршуна [влетела] -
Коршун в море кровь пролил.
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет...
Лебедь около плывёт,
Злого коршуна клюёт.”
(Полное совпадение с картинкой).
[480x639]
“В свете вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной -
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету“.
О рыбаке и золотой рыбке
[479x643]
“Старика старуха забранила:
— Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось“.
По сказке Петра Павловича Ершова “Конёк-Горбунок“
[404x662]
"Будь, Иванушка, в покое.
На меня скорей садись,
Только знай себе держись!
Горбунок-конёк встряхнулся,
Встал на ножки, встрепенулся,
Хлопнул гривкой, захрапел
И стрелою полетел.
Только пыльными клубами
Вихорь вился под ногами".
[415x638]
"Хвать одну из птиц за хвост!
– Ой, Конёчек-горбуночек,
Прибегай скорей, дружочек!
Я ведь птицу-то поймал", –
Так Иван-дурак кричал.
Горбунок тотчас явился.
– Ай, хозяин, отличился! –
Говорит ему конёк:
– Ну, скорей ее в мешок!"
[638x643]
Царевна лягушка.
[463x566]
Золотой петушок.
[535x700]
“Через леса, через моря
колдун несёт богатыря...” –
А
мэтр, судьбу благодаря,
сюжет доделывал не зря.
Нестор летописец
[435x640]
Образ летописца Нестора исполнен Владимиром Луговых наподобие иконы. Уже в конце восьмидесятых годов прошлого XIX века резчик пробовал использовать форму плакетки, напоминавшую христианскую икону. А спустя ещё десятилетие, Владимир Иванович перешёл к жанру (спорному с точки зрения православия) – рельефной иконы.
[525x398]
Часть экспозиции нашей выставки: у стенда В.И.Лугового (1980-е годы).
[435x536]
Заморский гость.
[360x477]
Леший.
[700x597]
Водяной, поющий на бревне.
Баба Яга
[426x643]
Бабка Ёжка – чокнута немножко.
[319x643]
Дед с балалайкой.
[419x643]
Половой – слуга в трактире, на постоялом дворе или в уездной гостинице до 1917 года.
Пословицы и поговорки
[700x418]
Триптих изречений о малых или великих делах.
[438x563]
Штопай дырку пока невелика.
Голый король
[440x649]
Резчик В.Луговых неплохо владел рисунком, был знаком с пропорциями предметов и изображаемых людей. Это позволяло ему в своих работах не опускаться до примитива.
Орнаментальная резьба
[502x637]
[343x643]
[349x648]
[367x663]
[672x502]
[440x682]
[433x673]
Зеркальце
[381x648]
"Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех умнее, всех красивей и белее?" (А.С.Пушкин).
Лотки для женских украшений
[445x643]
Лоток "Волна".
[491x427]
Лоток «Кабан». Материал – капокорень.
[492x422]
Лоток "Пепельница".
[468x400]
Лоток «Незавершённый». Капокорень. Настольное декоратитвное украшение. Зритель сам дофантозирует сюжет.
Шкатулочки и ларчики
[523x380]
[517x347]
[376x431]
[434x452]
Показанными здесь произведениями мастера В.И.Луговых не исчерпан запас его работ. На фотографиях, которыми я располагаю, проглядываются фрагменты не известных мне досок. По-видимому, в его семье, у друзей и у знакомых хранится ещё не один десяток его произведений, достойных государственной охраны. Значительная часть его жизни прошла в постоянном творческом поиске, увенчавшемся, как мы знаем, немалым числом художественных работ. Имеются, вероятно, его произведения в отдельных музеях, а судя по публикациям в интернете, ими располагает также (в фотографиях или реально) екатеринбургский музейный центр народного творчеста "Гамаюн". По-моему, пришло время на государственном уровне приступить к выявлению и переписи творческого наследия выдающегося мастера декоративно-прикладного искусства Владимира Ивановича Луговых.
[417x429]
Резчик по дереву Владимир Иванович Луговых (1941-2008)
Опираясь на сообщения Информационного агентства Екатеринбургской епархии, я хотел бы дополнить творческий портрет Владимира Ивановича сведениями, почерпнутыми из журналистских выборок из "Православной газеты". Согласно их версии Луговой был православным, глубоко верующим екатеринбуржцем, занимавшимся художественной обработкой дерева. Много лет он вырезал вазы, подсвечники, декоративные фигурки (должен сразу заметить, что за два десятка лет общения с ним на совместных выставках и в работе Объединения резчиков – я никогда не видел в его показах ни ваз, ни подсвечников, ибо он был мастером резного сюжета и портрета – Е.Д.). А с возрастом пришло желание создать что-то, что не стыдно будет передать по наследству детям и внукам.
"Так, постепенно, воцерковляясь" (выражение "Православной газаты" – Е.Д.), он стал вырезать на деревянных досках рельефные иконы. Первой работой стал образ преподобного Сергия Радонежского, который освятил иерей Вячеслав Зайцев*. Резной образ святого Апостола Андрея Первозванного подарен А.Козицыну**. Сейчас в домашней коллекции 5 икон, и столько же раздарено друзьям. Мастер работает помолясь, вдумчиво, стараясь, чтобы образ святого полностью соответствовал православным канонам. Есть у Владимира Ивановича задумка создать серию работ по сюжетам Евангелия о земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Пока есть только один резной образ – "Рождество Спасителя" (2002 год – Е.Д.).
К прошлой Пасхе родились деревянные пасхальные писанки, каждая из которых неповторима. На одной из сторон яйца – рельефное изображение образа Пресвятой Богородицы, Нерукотворного Спаса или Свято-Троицкого Храм. Есть уже и задумки к следующей Пасхе (2003 г) – сделать писанки на фигурных деревянных подставках.
Среди работ Владимира Ивановича – настенные панно о житии русских богатырей Ильи Муромца, Микулы Селяниновича. Начата и усердно пополняется серия "Храмы Екатеринбурга". Это небольшие досочки-плакетки, которые могут украсить собой любой православный дом. А в самых далёких планах - деревянные картины "Романовы в Екатеринбурге", где мастер хочет отобразить посещение нашего города представителями разных поколений Царского Дома Романовых.
(Источник: "Православная газета", 2002).
——
*Священник Вячеслав Зайцев, настоятель храма во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского г. Екатеринбурга, в прошлом врач-терапевт с более чем 20-летним врачебным стажем.
**Козинцев Андрей – генеральный директор Уральской горно-металлургической компании. Это ему подарен и резной образ святого апостола Андрея Первозванного.