• Авторизация


Моя шкатулка и её история 21-07-2014 00:36


[293x385]
Треть века назад, а точней в 1981 году, я был резвей и моложе. Служил в информационном центре, созданием которого занимался сначала его созданием (1963-1971), после чего вплоть до выхода на пенсию был сперва заместителем начальника новой службы, а потом руководил ею.

Об этом периоде работы я, будучи уже в отставке, написал очерк "Рождение электронного сыщика". Для интересующихся содержанием даю ссылку:
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=405832

Такой была моя служба, смахивающая на интересное хобби. После событий, описанных в очерке, отозвались такие же энтузиасты из Риги и Нижнего Новгорода. Рижский министр Кавалиерис приехал лично с приглашением переехать на работу в Ригу, а начальница Нижегородского вычислительного центра Ирина Кучеренко, предварительно списавшись с нами, приехала вместе с мужем-профессором в отпуск на Урал знакомиться. Мы все были легки на подъём.

Профессор Владимир Ильич Кучеренко оказался общительным человеком и хорошим рассказчиком. Он уговорил меня приехать в ближайший отпуск к ним на дачу в деревню Нисково (96 км от города на берегу Камы). Я увлекался художественной резьбой по дереву, и Кучеренко предложил сразу два соблазна: во-первых, на Каме можно достать ценную древесину из древнего топляка - морённый дуб, или "русское чёрное дерево", а во-вторых, "под городом Горьким" в деревне Бор настоящий Клондайк драгоценностей, словно в штате Юкон, - улицы обогащены не золотыми самородками, а уставлены штабелями и поленницами настоящего красного дерева махагони.

ШКАТУЛКА

Старуха долбит колуном
по рёбрам красноватых досок.
Рука вздымается с трудом.
К поленнице приставлен посох.

Она не говорит со мной.
Пришельца колет взглядом жёстким .
И словно выкрашены хной
неподдающиеся доски.

Широкая, без сучьев, пласть
струится переливом света.
В ошибку невозможно впасть:
валюту рубит ведьма эта!

Такое дерево зовут
заморским словом "махагони".
По морю к нам его везут
и в опечатанном вагоне.

Из этих досок чудеса
создаст в России добрый мастер:
вспорхнёт из-под резца краса ―
лови, и ты познаешь счастье.

Дай ненадолго мне топор ―
дровишек мигом наломаю,
а ты дощечку наподбор
мне подари вон ту, что с краю.

Наёмный деревенский труд
не знает денежной оплаты:
на посошок тебе нальют,
и будь здоров, иди поддатый.

Но я оговорил права,
и получу не в самогоне.
На бабкиной траве дрова ―
одно сплошное "махагони".

Я сувенир свезу домой,
коль подвернулся редкий случай.
А ты, бабулинька друг мой,
меня поклонами не мучай.

Резец, как дивный менестрель,
мне песню в замысел положит,
и станет, бабушка, поверь,
узор избы твоей дороже.

Лозой узор переплету,
на крышку брошу ягод горстью
и заарканю я мечту
на зависть недругу и гостю.

Какие ценные дрова
в деревне нагревают печки!
Не прошлогодняя трава
тут завивает дым в колечки.

У покосившихся ворот
поленница краснодеревна.
От фабрики который год
валютой топится деревня.

Сжигает доллары ― не счесть ―
твоя босая деревенька,
а в доме нечего поесть
и пенсий не было давненько.

Ты, мать, меня благодаришь:
"Не знала этаких в районе!"
Не надо. Я работал лишь
за пласть волшебной "махагони".

Минули дни. Доска твоя
резной шкатулкой обернулась,
и на таможне, вижу я,
начальство топчется, волнуясь.

Захочешь вывезти ― плати
как за две бабкины избушки.
И не своротишь с полпути,
и конрабанда ― не игрушки.

Мне ни к чему такой скандал
и спор вести ― не вижу толку.
Я доллары на лапу дал,
чтоб вывезти мою шкатулку.

[623x429]
//E:/DOCUME~1/Admin/LOCALS~1/Temp/IMG_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B8%20%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0.jpg
комментарии: 4 понравилось! вверх^ к полной версии
Примат-Претендент 07-07-2014 00:05


[574x619]

Есть в нашем доме Претендент
на шахматное первенство.
Получишь в бронзе монумент,
коль с ним докажешь равенство.

О нём печатают эссе,
за клипом выпускают клип.
Азартный парень ― шимпанзе,
опять ты в шоу-бизнес влип!

[542x609]

Ты весь игрою поглощён ―
ласкаешь, пестуешь котов.
И ты по-прежнему смышлён,
на выдумки всегда готов.

Партнёр получит шах и мат.
Уверен, ты одержишь верх.
Средь претендентов ты ― примат.
Всем шимпанзе я шлю привет.

[600x448]

——
*Примат-претендент ― как у людей: звучит солидно, словно “приватдоцент”. В России (до 1917 г.) приватдоцентом именовали частного педагога, а в иных странах ― это учёное звание внештатного преподавателя высшей школы.

комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии

Воспоминания о первых годах в Израиле 01-07-2014 11:10


(картинки большой алии ― восхождение к Иерусалиму)

Когда в Израиле мы купили семейную автомашину, появилась возможность выезжать за город. Впрочем, "за город" ― сказано сильно. Города в центре страны расположены вплотную друг к другу, и если я в Бат-Яме скажу кому-то, что еду за город, то он подумает, что я собираюсь ехать “на пленэр” или на шашлыки.
Первые два года мы жили в Бней-Браке, но и там с городами такая же ситуация .
В ближайшую поездку мы отправились в Иерусалим и, не доезжая до столицы 25 километров, свернули передохнуть на просёлок, ведущий к высокому, но жидковатому лесу.
[600x382]
До просёлка и после него по левой стороне шоссе на склоне пологого холма оцепенело стояли как бы остовы бронированных боевых машин, как память о Войне за независимость. По традиции к этим памятникам сопротивления врагу в день поминовения павших воинов и в отмечаемый всенародно День независимости съезжаются люди. Железных гигантов накрывают знамёнами, к ним возлагают венки и осыпают цветами.

[484x323]

Незадолго до поездки прошёл сезон зимних дождей, и лужайки между безжизненными железными монстрами зеленели островками травы с вкраплением крохотных, но ярких цветочков. Местность называлась Шаар-а-Гай , то есть "Ворота в ущелье". Здесь проходили ожесточённые бои за освобождение столицы Израиля.

Цветы Мужества

Под молчаливой дремлющей громадой
трава черна и намети песка.
Здесь погибали наши без бравады.
Могил их так никто и не сыскал.

А из земли под нижним ржавым люком
пробился хрупкий маленький цветок ―
геройства их и памяти порука
и нашего забвения итог.
a425fffd_Брошь (115x156, 15Kb)
Возьму я эту искорку Победы
и положу на снежно-белый шёлк.
Пускай герой погибший мне неведом,
но наш черёд расплаты подошёл.

Где пролита хоть капля крови брата,
там вырастают Мужества Цветы.
Найдёт врага законная расплата. ―
Решит Всевышний сколь она крута.

(© – Евгений Девиков, 1994).

Лес оказался грибным. Наша молодёжь отправилась поискать грибные места, хотя, строго говоря, время для грибной охоты ещё не приспело. Мы прошли по склону холма, останавливаясь у каждого памятника воинской славы.
Так, не сговариваясь, мы неожиданно для себя провели содержательную экскурсия, в которой гидами стали памятники боевых событий.
Второе четверостишие этого стихотворения сделалось надолго для меня своеобразной “путеводной звёздочкой”: “А из земли под нижним ржавым люком / пробился хрупкий маленький цветок”.

898828e5_small (187x158, 15Kb)
И цветочек с былого поля брани имел символические шесть лепестков. С тех самых пор я, подыскивала для своих художественных поделок наполненные сокровенным смыслом шестилучевые цветики.

a6522456_small (190x151, 17Kb)

Миниатюры из мелких цветочков я делаю в виде женских украшений. Там, в религиозном Бней-Браке, граничившем с престижным светским Рамат-Ганом, муж разыскал небольшой склад или лавку, торговавшую материалами и фурнитурой для умельцев, изготовлявших бижутерию. Там были миниатюрные фигурные рамочки для кулонов, серёг и брошек. Ещё мы узнали, что в Тель-Авиве на улице Аленби есть магазин, но крупнее и богаче выбором. Я съездила и подобрала всё нужное для изготовления двух или трёх комплектов украшений ― брошь на застёжке (или кулон с цепочкой), серьги и даже колье в одну нитку. Цены в Израиле ― можно себе представить, но охота пуще неволи.

[410x471]
Брошь сделана из побега с шестиконечными цветочками (здесь она увеличена в 3 раза).

Обычно я, где бы ни прогуливалась, куда бы ни спешила, всюду присматриваюсь к городскому разнотравью, к кустарникам и даже к цветущим сорнякам на пустырях, ― открывающим мне подлинное богатство выбора.

Постепенно обзавелась парадной и сменной бижутерией, а “приевшиеся” брошки и кулончики дарила подругам и добрым знакомым. И выработалась привычка изготовлять такие подарки к дню рождения близких людей. Обычно такой подарок вызывает гамму положительных эмоций (обоюдно). А так как люди не прикованы к месту, то мои подарочные изделия разъехались по
Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Объект искусства ― декоративное блюдо 29-06-2014 10:33


С. А. ЧИРКОВ ― ПОЧЁТНЫЙ ГРАЖДАНИН ТУРИНСКА

Существовала в России ремесленная традиция изготовлять для выдающейся персоны почётное подношение в виде иконы или декоративного блюда. В экспозиции Ирбитского краеведческого музея такое декоративное блюдо датировано 1901 годом. Я видел это “блюдо” и даже сфотографировал его на склоне XX века. Резчик по дереву украсил его изящным венком растительного орнамента и надписью “Отъ сограждан города Туринска Личному Почётному Гражданину благотворителю С. А. Чиркову”. В центре вырезаны две художественно исполненные литеры обоих супругов: “С” (Семён) и “Е” (Елизавета).
[700x627]

Купец Семён Чирков женился на красивой девушке из бедной семьи, но она осталась бездетной. Это, несомненно, в дальнейшем влияло на отношение супругов к людям (особенно к детям). В каменном доме Чиркова постоянно находились на содержании несколько сирот. К Святому Рождеству и на Пасху Чирковы развозили детям подарки по всему городу, а в Новый год для туринской детворы устраивали в собственном доме новогоднюю ёлку с конфетами и пряниками.

[700x525]
Дом купца С.А. Чиркова в Туринске (в советское время там народный суд).

Хозяин дома прославился и частной художественной галереей. На первом этаже была собрана крупнейшая в России и в Европе коллекция крупных китайских ваз, охватывавшая практически всю историю китайского многоцветного фарфора. Особенно известно кашпо периода Канси (1662 – 1722 годы) с росписью в гамме «черного семейства». Китай запрещал вывоз фарфоровых ваз, считая их национальным достоянием. Чирков скупал их за немалые деньги и тайно вывозил в тюках чая.
Наряду с китайским фарфором в его коллекциях была широко представлена русская живопись второй половины XIX века. Познакомившись в 1882 году с П. Третьяковым, Чирков охотно покупал полотна передвижников. У него оказались картины Сурикова, Поленова, Шишкина, Репина, Васнецова, Куинджи.

В. И. Суриков в 1891 году запросто наведывался к Чиркову как к хорошему знакомому, когда делал зарисовки на реке Туре, работая над картиной «Покорение Сибири Ермаком».

[700x334]
Художник Суриков. “Покорение Сибири Ермаком”.

По завещанию Чиркова, после его смерти вся галерея отошла городу, но в годы Гражданской войны почти все, что собрал купец, растащено. Часть коллекции Чиркова перевезена в музеи Москвы и Ленинграда. Лишь в 1928 году власти передали, что осталось, Ирбитскому музею (“Наш Урал”. Материалы туристических справочников: Туринск ― История и достопримечательности).


БЛЮДО ПОД “ХЛЕБ-СОЛЬ” В ЧЕСТЬ 300-летия ДОМА РОМАНОВЫХ

В моём архиве есть другое декоративное блюдо примерно такого же класса, выполненное иконостасным резчиком Михаилом Андреевичем Кищенковым в городе Ростов-Великий.

[667x693]
Фотографию мне прислал резчик и художник Леонид Иванович Кищенков. На фото слабо пропечатан узор вставки из финифти. Пришлось поискать в интернете похожую вставку, сделанную ранее 1913 года. Думал, что безнадёжная затея такого поиска выглядела абсурдом: истёк целый век, сменились общественные формации, ушли безвозвратно поколения, да и сам-то Интернет возник сравнительно недавно, а вот вам ― фокус :

is-вставка для блюда 1913г (128x122, 7Kb)
Вставка для блюда в честь 300-летия дома Романовых – Ростовская финифть. Изображение на блюде и на вставке ― один к одному.

НАСТЕННЫЕ БЛЮДА “РОЗЫ”

В Павлограде Днепропетровской области плодотворно работал резчик по дереву Геннадий Дмитриевич Останин.

[584x495]

Его художественные композиции насыщены
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Врагами бит, судьбой обласкан, живым искусством обогрет. 21-06-2014 16:00


[202x250]
Посвящаю Музею Портрета ―
нашему коллективному другу.




Сегодня дневниковая запись коснулась австро-венгерского военнопленного рядового солдата Первой Мировой Войны Ямоша из Дьёра, создавшего в неволе два (по меньшей мере) портрета Л. Н. Толстого.





Истоки этой истории питали местных краеведов не один календарный год. Журналист Юрий Липатников, работавший в журнале “Следопыт”, опубликовал 29.06.81 в “Вечёрке” короткую заметку об ещё не известном широкой публике портрете Льва Толстого, вырезанном на дереве.

[555x575]

В квартиру Грязнова, где находился портрет, журналиста привёл восьмидесятилетний этнограф и резчик по дереву Анатолий Ерменингельдович Первушин. Когда статью набирали, Первушин предложил мне срочно съездить к хозяину сфотографировать рельеф, чтобы оживить текст иллюстрацией. Мы быстро скатались, а мне также хотелось оставить себе фотографию. Вместе с Первушиным мы состояли членами городского объединения резчиков по дереву, а я, к тому же, с 1981 года на общественных началах руководил объединением. А Липатникова со мной объединяла “одна, но пламенная страсть” : мы сотрудничали, и я числился его внештатным автором.

[314x700]

Время не стоит на месте. Подошла пора, и Первушин скончался. Беда, как известно, не приходит одна. Энергичный и молодой ещё Липатников, будучи в служебной командировке, угодил под транспортное происшествие и погиб. А я к тому времени уже вышел на пенсию.

Я по долгу журналистской преемственности продолжал наши совместные поиски. Опубликовал в газете “Вечерний Свердловск”
заметку “Уральский мастер из Венгрии”, продолжая неоконченный разговор.

В народе говорят : “Под лежащий камень вода не потечёт”. Не в моих правилах в поисковой работе дожидаться стечения выгодных обстоятельств. Уже на второй день после публикации заметки я созвонился с бывшим коллегой, который мог оказать нужную помощь. Выяснилось, что имя Gyori Jamos правильно читается как Дьёри Ямош.
Офицер, служивший в Венгрии, высказал мне свои соображения, к которым я прислушался :

―Там действительно написано Дьёри Ямош (я читаю по-венгерски, - отслужил в Венгрии пять лет). Если впервые прочитать это словосочетание, то можно подумать, что речь идёт о мастере Ямоше из Дьёра (третьего по величине города в Венгрии и второго по количеству христианских храмов). Очень существенное наблюдение и вполне можно толковать как прозвание: Ямош из Дьёра.

КРАТКОЕ ВОСПОМИНАНИЕ О ДЬЁРЕ

Дьёр по величине значился в первой пятёрке городов Венгрии. Он расположен на середине пути между Будапештом и Веной. Его омывают сразу две реки – Рабы и величестненный Дунай. В V-м веке до новой эры там существовало кельтское поселение. В эпоху римской империи оно превратилось в укреплённый город Арабонна. В 900-м году на Дунай пришли венгры, и начался венгерский период. Расцвет Дьёра пришёлся на XVIII век, когда интенсивно строились влиятельные дворцы и христианские церкви. Вошёл в моду стиль барокко, и Дьёр с 1743 года обрёл статус королевсого вольного города.
[375x500]
Алтарь в одном из храмов города Дьёр.

Поскольку точно не раскрыто родовое имя ремесленника, придётся руководствоваться двумя равноценными "кальками" ― “Дьёри Ямош” и "Ямош из Дьёра".

Здесь я приостановлю повествование дивертисментом ― поэтическим отвлечением. Помещаю поэму “Военнопленный” в честь австро-венгерского военнопленного солдата Первой Мировой Войны. Прочтите ссылку:
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=52116

И дальше с лёгким сердцем приступаю к описанию портретов.


ПЕРВЫЙ ПОРТРЕТ Л. Н. ТОЛСТОГО РАБОТЫ РЕЗЧИКА ДЬЁРИ ЯМОША

[527x700]

Владельца свердловской квартиры звали Виктором Грязновым. Его старшая сестра, в детские годы заменившая ему мать, жила когда-то на южном Урале в городе Касли, а её муж сразу после революции служил там директором металлургического завода, славившегося художественными отливками из чугуна. Как правило, работу заводских модельщиков выполняли
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Медвежата поют про Колобка 16-05-2014 13:49


[260x576] [180x576]
Песенка про Колобка

Ах, Колобок, Колобок, Колобок!
Вкусен и сдобен, коврижке подобен.
Дай подержаться клыками за бок,
чур, с голодухи, отнюдь не по злобе.

В Англии с горки катают сыры.
В пудинг вгрызаются прямо у трона.
Там сухари от погоды сыры
в лучших домах и кварталах Лондона.

Здесь не растут под осиной блины
и под кустами не зреют оладьи.
Сдобы медвежьей утробе нужны –
пусть по единому пончику на день.

Ах, Колобок, Колобок, Колобок!
Что ж не уважил ты нашего брата?
Каждый хотел положить на зубок!
Где ты? Куда ты? Вернёшься когда ты?...

——
Из сказки “Ворона, Колобок и другие”
Ссылка на источник: http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=82400
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Скультурная резьба на корнеплодах и ягодах 12-05-2014 23:18


[327x350]
Французы считали кулинарию искусством, а умелых поваров ставили вровень с поэтами.
На Международном чемпионате, проходившем в 2007 году в Москве, тюменский шеф-повар Ивасенко создал копию картины Сальвадора Дали «Сон» из различных продуктов. ( О. Конодюк. Источник: сайт Shkolazhizni.ru).

У нас с продуктами, считай, порядок. Шеф-повара в кулинарном деле, можно сказать, – собаку съели, а с изобразительным искусством у них пока туговато. Также и с фантазией слабовато. Вспомните, что в кинематографе самая ходовая кулинарная шутка шаблонна: промакнуть героя в юбилейный торт всей мордой лица.




[637x33]

Но сегодня уже не один Ивасенко способен удивить зрителей и гостей декоративно-кулинарным изыском.

Елена Шрамко с кондитерским издением (200x176, 14Kb)
Кулинар Елена Шрамко преподносит гостям кондитерский сюрприз – “Оленёнок”.

[638x46]

Среди крупных кулинарных неожиданностей числится мексиканский фестиваль редиса "Noche de rabanos" (Ночь редисок), давно популярный в городе Оахака-де-Хуарес этой страны. В Мексике редиска, как вы уже догадались – отнюдь не мелочь: крупные сорта редиса набирают массу до трех килограммов и достигают длину до полуметра. Прелестный и полезный овощ, а также замечательный материал для ваяния кулинарной скульптуры. Изобретательные фермеры на фестивале вырезали из габаритных корнеплодов статуэтки святых, ангелочков, создавали скульптурные композиции и забавные типажи аборигенов и поделки в виде домашних и диких животных.

[640x17]

В России, Украине, на Кавказе и в Средней Азии есть умельцы, способные создать шедевр декоративно-кулинарного изобразительного искусства из крупной морковки, из свёклы (буряк), репы, тыквы. Даже ягода (арбуз и крупная садовая клубника) пригодны для резьбы кулинарно-прикладного характера.

[651x658]
Морковь.

[700x522]
Свёкла. Фотографировал прямо с экрана компьютера. Отсюда неудачная съёмка.

[700x629]
Турнепс.

[700x511]
Затрудняюсь опознать плод. А скульптор не новичок в своём деле.

[700x592]
Ананас. Картинка немного сплющена у полюсов.

[700x475]
Может быть, это недозревшая дыня (знатоки подскажут).

[700x506]
Садовая земляника.

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Новая поэтическая книжка в Бат-Яме 06-05-2014 15:50


[700x525]

Недавно вышла из печати книжка стихов Михаила Герштейна «Мастер иллюзий» (издательство Beit Nelly Media, Тель-Авив, 2014). Сборник озаглавлен стихотворением, из которого приведена цитата. Поэт долго преподавал музыку и драму, ставил концертные программы и спектакли, а последние два десятилетия учит ивриту репатриантов города Бат-Яма (юго-запад Большого Тель-Авива).

[194x275]
Михаил Герштейн (р.1947) преподаватель иврита.


МАСТЕР ИЛЛЮЗИЙ

Я мастер иллюзий, маэстро фантазий и грёз.
Поймав из эфира желаний ничтожные крохи,
И слыша людей изумлённые «ахи» и «охи»,
Их тешу обманом и играми метаморфоз.

Я мастер гипноза, наперсник забвенья и сна.
Реальность соткав из субстанций астральных материй,
Любимым вернув в сновиденьях былые потери,
Врачую их боль, утешенье даруя сполна.

Я мастер депрессий, властитель капризов и тьмы.
Брожу в лабиринтах угрюмых ночных коридоров,
Сгущается сумрак безмерной тоски и укоров,–
Не вырваться ввек мне за створы печальной тюрьмы.

Я мастер интриги, я князь подземелья и зла.
В доверье войдя, подмечаю чужие пороки,
Умаслив то лестью, то ложью пути и дороги,–
Всегда отмечаю мгновенный триумф ремесла.

Я мастер сарказма, фигляр буффонадный и шут.
Размазав свой грим по бесцветным щекам и по векам,
Кривляясь, кричу: «Узнаёте себя, человеки?
Не ваше ль нутро обнажаю с издёвкою тут!»...



КОМУ ЧТО Б-Г ДАЁТ

Б-г нарекает человека :
Зулусом, чукчей, турком, греком;
Кого – в Бомбей: кого – в Корею,
Но кто-то должен стать евреем.

У Б-га есть свои капризы :
Тасуя метрики и визы,
Меняет цвет и запах кожи,
Привычки, задницы и рожи.

Есть у Него свои любимцы :
Призы, щедроты и гостинцы,
Дворцы, престолы, мавзолеи, –
Даёт всем прочим – не евреям.

Раздав пространство, нефть и воду,
Всем племенам и всем народам,
(Тому – Кувейт, тому – Европу),
Нам дал – Исход и Катастрофу.

Ну, правда, есть свои причуды :
Евреям Он являет – Чудо.
Уничтожая род за родом,
Чуть оставляет для приплода.

На всех и всё свои стандарты :
Для негров – бусы, чукчам – нарты;
Другим в подарок дарит фигу, –
А нам, евреям, дал Он – КНИГУ.

Когда нас вынут из постели,
Войдут в наш Дом, где мы успели
Родить детей (есть даже внуки), –
И скажут : "Что, зажились, суки?!
Валите в Ваши Палестины..."
И мы, унижены, гонимы,
Запрятав ордена и фото,
(Ведь были Кем-то, где-то, Что-то).
Пешком, в машинах, в самолётах,
На поездах, на пароходах,
Вмиг став беднее, не богаче, –
Бежим к Стене, вопя и плача.

Для всех открыто Б-жье ухо :
Для слабых телом, нищих духом:
Вернуться в Храм, – уже немало,
Но как, с чего начать сначала?

Блуждая в поисках ответа,
Мы открываем КНИГУ эту,
И занимаясь, извините,
Читаем СЛОВО на иврите.

(Прощальный вечер в студии, т.е. в ульпане, "Тахкемони" - январь 1994 года).

[565x315]
Прибрежный Бат-Ям : вид с моря.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Кищенковы мастера Святых иконостасов 13-04-2014 18:18


Предисловие к теме

Рад познакомить Вас со страничкой моего дневника, посвящённой мастерам резьбы по дереву Кищенковым. Была у меня полдюжина фотографий, считавшихся давно утраченными. В семидесятых годах прошлого века я активно общался на Урале с группой увлечённых людей, интересовавшихся краеведением. Они выискивали полузабытые факты, памятники и сведения, – описывали их и публиковали в местной печати. Также и я незаметно для себя постепенно вошёл в их круг знатоков города. Еженедельно публиковал свои краеведческие статейки, и принял участие в создании местного общества краеведов.
Самым значительным для меня событием в те годы была находка иконы Вседержителя, написанной в 1886 году безруким и безногим иконописцем – крестьянином Григорием Николаевичем Журавлёвым.
[424x612]
Так выглядит икона без серебреного оклада

[513x700]
Страница из книги Е.Девикова “Что свято ― берегу я на исетском берегу”. Сборник краеведческих записок 1980-2010 г.г. Тель-Авив. 2010. С.336. 140 иллюстраций.

После дополнительных поисков документов и людей, длительной переписки и ряда необходимых частных поездок, я убедился, что начатая работа успешно закончена, и передал икону вместе с полукилограммовым богатым серебренным окладом (460 гамм) Екатеринбургскому музею изобразительного искусства. Ссылка (на этом сайте значусь под псевдонимом Grinblat):

http://www.liveinternet.ru/users/grinblat/post182610963/

Моя тематика была разнообразной. Сам я не пишу икон. Моя ремесленная жилка пульсирует при резьбе по дереву. На этой почве сформировался мой интерес к художественной обработке дерева. Больше десяти лет руководил на общественных началах Екатеринбургским любительским обьединением резьбы по дереву. Впервые этим ремеслом увлёк меня отец Иван Игнатьевич Девиков во второй половине 1940-х годов. Всё, собранное вместе, породило сумосбродное желание составить Справочник мастеров резбы по дереву. Накапливал данные для справочника, составлял персоналии на виртуозов резца, собирал фотографии и художественные изображения мастеров иконописного и иконостасного дела. Рассылал письменные запросы в музеи, писал авторам тематических газетных статей о резчиках, просил содействия у руководителей государственных архивов. Ответный “ручеёк” начал было стекать, но был скудным, а работа без постоянных помощников непосильной. И всё же мечта о Справочнике мало-помалу стала сбываться – не так круто, как хотелось, но в разумно ограниченном объёме.
В 1990-м я закончил писать иллюстрированную рукопись “Иконостасное дело на Урале”:

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=235888

К тому же, иконостасная тема тогда была ещё полузакрытой. Недавняя журналистка, перешедшая в Епархию из городской газеты, заняла кресло пресс-секретаря Патриарха. Моя рукопись тут же угадила к ней в долгий ящик. Обратившись к редактору издания, получил ответ, что тема не актуальна, но пресс-секретарь рекомендует впредь согласовывать с ней лично подобные произведения. Подумалось, что декоративное икусство превращается в политическое ремесло с душком материалиных выгод.

Тем временем пришёл по почте конверт от семьи потомственных резчиков из Ростова Великого (не путать с Ростовом-На-Дону, то бишь с “Ростовом-папой” (жаргон).
Леонид Иванович Кищенков прислал шесть любительских фотографий и посоветовал найти в публичной библиотеке В.И.Ленина (Москва) автобиографическую книгу “Семья” об иконостасных мастерах и резчиках Кищенковых. Вскоре мне довелось съездить в Москву, где я отыскал книгу и получил с неё микрофильм. Потом связь с Леонидом Ивановичем оборвалась – он скончался, не успев дополнительно сообщить мне о фотографиях – кто есть кто. А я не попросил его прислать также собственное фото.

Фотографии, поступившие от Н.И. Кищенкова:

1.”Старший Кищенков” (на фоне бревенчатой стены – не опознан).
2.”Резчик из Семьи Кищенковых” (на фоне стены помещения – не опознан).
3.”Один из резчиков иконостасов Кищенков с нагрудным знаком на груди”. Когда я эти фотоматериалы отослал недавно нынешнему потомку мастеров Владимиру Михайловичу Кищенко (Одесса), то тот опознал в этой фотографии своего деда Михаила Андреевича Кищенкова, умершего в 1930-х годах.
4.”Работа Кищенкова”, или декоративное блюдо в честь 300-летия дома Романовых.
5.Более крупный (фрагмент)
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Трон Критского царя Миноса ( Μίνως) 07-04-2014 23:54


Древние греки почитали Миноса (Μινως) как мифического царя Крита, и перенесли на него все исторические события, происшедшие на острове за два столетия до Троянской войны. Остров Крит считается основателем морского господства критян. Исторически бесспорен факт господства флота Крита на всей акватории Средиземья. Именно Миносу приписывается создание на Крите могущественной морской державы.
Дворец-лабиринт царя Миноса, построенный в 2000 году до новой эры всемирно извесен как памятник истории, архитектуры и культуры.
[533x350]
План дворца-лабиринта.
[362x228]
По-видимому, где-то тут находился край строений Замка.
[350x221]
По расположению сохранившихся лестничных маршей можно предположить местоположение разных частей постройки.
[239x348]
Дошедшие до нас останки пути, ведшего к лабиринту, говорят о том, что в своё время дорога мостилась каменными плитами.

Туристические гиды расскажут, что Лабиринт являлся резиденцией правителя острова и находился в пяти километрах от Ираклиона на холме Кефала. Это один из двух великих лабиринтов мира, конкурировавший с египетским лабиринтом – развалинами, входившими в число ста чудес света.
[700x392]
Так мог выглядеть дворец царя Миноса по предположению архитектора.

[322x480]

Раскапывать Кносский дворец начал английский археолог Артур Эванс в 1900 году. Раскапывал почти 40 лет. Раскопки объекта иногда сопровождались реконструкцией и реставрацией.
[343x237]
Восстановление части стены и колонн.
[332x238]
Восстановление спуска на нижние уровни.
[362x225]
Кладка внутренних стен.
[248x354]
Служебная лестница, уставленная древними глиняными горшками.
[242x234]
Участок стены на переходе украшен живописью.
[400x222]
На одной из стен изображены дельфины.
Эти длительные раскопки увенчались открытием Минойской цивилизации.

Кноссос Минойской эпохи был крупным городом, посреди которого стоял упомянутый роскошный дворец. Кносский дворец представляется нынешним читателям лабиринтом, “садом блужданий”. Он имел множество помещений на разных уровнях, доходивших порой до четырёх этажей и включавших в себя конгломерат, состоявших из полутора тысяч дворцовых покоев. Дворец имел систему водоснабжения и канализации. Археологи нашли комнаты с терракотовыми ваннами. Здание было прорезано сверху донизу световыми колодцами. Свет и воздух поступали через них в нижние этажи.
Для того времени такая организация дворцового строительства удивила археологов. В раскопах Минойского Крита учёные нашли глиняные таблички с надписями. То есть население острова имело письменность. На Крите тогда (начало второго тысячелетия до новой эры) жили еще не греки, и пока не известно, на каком языке написаны глиняные таблички, и до сих пор их письмена остаются не разгаданными.

[322x480]
Трон царя Миноса (конец XV века до н.э.).
Самый ранний из дошедших до нас трон западного мира. Вырезан полностью из камня, но сделан так, словно создан столяром из дерева.

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Бельгийский резчик по дереву Патрик Дамиенс (Damiaens) 28-03-2014 14:08


Есть сегодня в Европе достойный продолжатель знаменитейшего скульптора и резчика по дереву Гринлинга Гиббонса. Зовут его Патрик Дамиенс (Damiaens), родом из Бельгии. Он ещё сравнительно молод. На вид сейчас вряд ли дашь ему больше сорока, хотя я не пытался выяснять по паспорту его возраст.
[640x427]
Он увлечён художественной обработкой дерева и много работает. Прекрасно рисует, отлично чувствует перспективу, обладает точным глазомером. О таких в народе говорят: “глаз – ватерпас”.

[700x442]
Патрик Дамиенс – скульптор и специалист по орнаментам, успешно работающий в дереве, является редким в наше время производителем элегантной мебели Льежского стиля с типичным рельефным орнаментом, высоко ценимым знатоками. Такая мебель считается подарком в современном интерьере, как ностальгический отголосок XVIII века.

[428x640]
На иллюстрации через все орнаментальные панели протянулась авторская подпись “Патрик Дамиенс”, выполненная несмываемыми водяными знаками.
[700x563]
Так сегодня в Интернете мастера вынуждены защищать свою собственность от воров, плагиаторов и прочих расхитителей. Впрочем, авторское право находится под надёжной охраной честных пользователей и государств.

[576x654]
Резная панель от старинного шкафчика из Льежа, повторённая Патриком Дамиенсом.

Талантливый резчик одержим идеей сохранить для своей страны наиболее ценные образцы и уцелевшие экземпляры Льежской мебели как существенную часть культурного достояния.

Патрик Дамиенс – не новичок в разработке орнаментов, успешно работающий в дереве, является редким в наше время производителем элегантной мебели Льежского стиля, высоко ценимого знатоками. Такая мебель считается подарком в современном интерьере, как драгоценный отголосок XVIII века.

Историческая “жилка” его характера зародилась давно, когда Патрик был подростком.
Если порыться в Интернете, то можно словно из детских кубиков сложить короткую, но славную биографию талантливого мастера. Родители Патрика, как и всякого ребенка, пытались определить его на хорошее место, иногда даже и против его воли. Часто водили в музеи, и парень заинтересовался историей страны. Потом уже самостоятельно, не имея возможности купить дорогие рукописи, он брал в библиотеке нужные книг по истории искусств. Мечтал стать археологом, но поступил в профессионально-техническое училище и шесть лет охотно делал мебель. Потом в институте Дон Боско в Льеже занимался резьбой по дереву и осваивал дизайн интерьера.

Идеи не возникают на голом месте. Интерес к истории страны, почерпнутый подростком из книг, усиленный со временем приобретёнными навыками ремесла, подогретый опасениями за судьбу местной культуры – он решил спасать гибнущую – некогда процветавшую – мебельную культуру Льежа.

Льежские мотивы при архитектурных стилях барокко, рококо и классики оставались по-прежнему во вкусе Льежа. Такое чувство возникает при знакомстве с некоторыми работами Патрика. В мою задачу не входит искусствоведческий анализ затронутых произведений. Для меня достаточно внешнего сходства. Не вдаваясь в глубины теории, я расцениваю некрупную работу резчика и прихожу к выводу, что при пропорциональном уменьшении рисунка и соответствующем снижении высоты рельефа узор прекрасно бы уложился в верхнюю часть орнаментальной композиции Льежского шкафа.
Этот пост является ни чем иным, как расширенным комментарием на работу мастера Дамиенса. Впрочем, вместо ожидаемого полнометражного фильма посмотрим лишь несколько кадров из его
Читать далее...
комментарии: 3 понравилось! вверх^ к полной версии
Cравнение работ двух русских мебельщиков 18 века 20-03-2014 18:47


Исследователь З.П. Попова показала объявление, помещённое в "Санкт-Петербургских ведомостях" за январь 1801 года: "Близь каменного театра по Екатерининскому каналу в доме купца Панаева под № 227 продаются дворовые люди: резчик 32 лет, способный к исправлению официантской и камердинерской должностей...о цене спросить у живущего в том доме статского канцеляриста Харлампия Бурова".
Российская действительность и мытарства крепостных людей шестой части Земого шара. В те времена такая находка не была исключением.
Столяр и квалифицированный краснодеревщик Матвей Яковлев, сын Веретенников – был также подневольным крестьянином, и З.П.Попова попыталась выяснить, как жил и в какой обстановке работал на хозяина. Зоя Прокопьевна Попова – не новичок в исследовании жизни и творчества мастеров резьбы по дереву и маркетри – “деревянной мозаики”. Она соавтор книги С.К. Жегаловой, С.Г. Жижиной, З.П. Поповой и Ю.С. Черняховской “Пряник, прялка и птица Сирин” (2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с.).
Вероятно, Веретенников, “учился у столичных мастеров. Окончив учение, мог работать в петербургском доме или в какой-либо усадьбе Салтыкова. Кроме того, мог уйти на оброк. В связи с таким предположением интересны документы петербургской дворцовой конторы, возможно, касающиеся М. Я. Веретенникова, как оброчного крестьянина. Они случайно найдены в архиве научным сотрудником дворца-музея в Павловске А.М. Кучумовым во время поисков материалов для работ по восстановлению этого дворца. В них говорится, что в 90-х годах (период совпадает – Е.Д.) он был крепостным столяром помещика Салтыкова и изготовил для дворца в Павловске два бюро, инкрустированные ценными сортами дерева. Одно из них до сих пор украшает залы дворца-музея. В документах нет ни имени, ни фамилии мастера, ни инициалов его владельца, но высокое мастерство исполнения этих вещей, элементы орнаментов, включение в сложную композицию выжженных картинок и некоторые приемы в технике инкрустации – то, что называют почерком мастера.” (цитировано по статье З.Поповой “Крепостной мастер Матвей Яковлев сын Веретенников”).

Сегодня, спустя три века, хотелось бы наглядно выяснить, насколько квалифицированно и убедительно выполнял русский мебельщик свою работу. С этой целью давайте, посмотрим две-три лучших произведений русской мебели восемнадцатого века. Начнём, пожалуй, с Никифора Васильева – вольного столяра, выходца из старой Охты, а следом за компанию покажем и поделку крепостного крестьанина Веретенникова. У обоих в послужном списке имеется заслуживающее внимания бюро-цилиндр, созданное Васильевым в 1770-х, а Веретенниковым – в 1790-х годах.
[481x700]
Бюро охтенского мастера Никифора Васильева.

Исследователи не раз отмечали, что в конце XVIII века петербургские ремесленники в 90-х годах успешно перенимали манеру ведущих английских и немецких мастеров, работавших в черном дереве, и среди них особенно выделялись отдельные Охтенскех плотники.

К ним принадлежал и Никифор Васильев с единственной подписной работой — столом для гравюр во дворце усадьбы Кусково. Эта изумительная художественная фанеровка позволила на основании чрезвычайной близости авторской манеры связать с его именем ряд предметов мебели, созданных для московских и петербургских дворцов. А в их числе – и бюро из царскосельской коллекции.

Изыскания последних десятилетий позволили уверенно связать имя Никифора Васильева с охтенскими ремесленниками, создавшими наборные паркеты императорских резиденций 70-х годов.

Наследие Никифора.Васильева изучено достаточно полно. Авторы и составители статей, указанных в сносках, утверждают, что число приписываемых ему произведений насчитывает до десяти наименований мебели, в том числе шедевр – бюро из Екатерининского дворца, украшенное набором маркетри с изображением вида Москвы из Замоскворечья, Охотничьего павильона и павильона Эрмитаж в Царскосельском парке, приобретенное Екатериной II в 1770-е годы (находится в Екатерининском дворце-музее города Пушкина).

Поскольку в мою задачу входит сравнить творческий потенциал этих двух мебельщиков, то исследователи в статьях сами ответили на мой не заданный вопрос у Васильева таких работ меньше десяти , а у Веретенникова – только шесть.

Профессиональный уровень Васильева был столь высок, что его мебель преподносилась императрице в качестве подарка. Его пороизведения сохранились в российских собраниях – в Екатерининском дворце Царского Села, в Большом Петергофском дворце, в Государственном Историческом музее.

Бюро сделано в 1770-е годы. Использован дуб, сосна, красное дерево; фанеровка кленом, розовым деревом, самшитом, орехом,
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Финтифлюшки скульптора Гринлинга Гиббонса 11-02-2014 12:46


[200x220]
В словаре вычитал, что финтифлюшки – это безделушки, не имеющие ценности. Всю жизнь Гринлинг Гиббонс занимался финтифлюшками по заказам королей и герцогов. Потом выяснилось, что созданные им интерьеры и украшения поистине бесценны.



[311x75]

Молодого усидчивого мастера звали Гринлинг Гиббонс (1648-1721). Родился в Роттердаме. Жил до девятнадцати лет в Голландии, а затем семья переехала в Лондон. Родители из коммерсантов, отец заключал торговые сделки, а юношу интересовала скульптура и резьба по дереву. Многие думают, что солидные люди не станут тратить дорогое время на какие-то финтифлюшки – безделушки, не имеющие ценности.
Когда я в давнем детстве, любительски увлёкшись резьбой по дереву, пришёл в местную библиотеку, услышав смешную фамилию английского мастера от консультанта кружка ДТС (детской технической станции), и взял с полки Советский энциклопедический словарь, то нашёл на странице 302, что Гиббон – это фамилия английского историка конца XVIII века, а гиббоны вертлявые обезьянки с размахом рук в два погонных метра. О мастере Гиббонсе словарь умалчивал.
Ранний период жизни Гринлинга Гиббонса подробно не описан. Среди досужих догадок, граничивших со сплетней, его отец – будто бы Сэмюэль Джиббонс (по правописанию – тот же Gibbons) из англичан, служивших при Иниго Джонсе – архитекторе и дизайнере – стоявших у истоков британской архитектурной традиции.
Полагают, что Гринлинг учился обработке камня и делал успехи в резьбе по дереву. Ясней проступал период его занятий в голландской студии Артуса Квелинуса Младшего (Quellinus). Учитель на портрете запечатлён возле колонны у входа в здание его студию (скульптура: статуи, надгробные памятники).

[317x441]
Артус Квелинус – педагог молодого Гринлинга Гиббонса. Амстердам.

Практикуясь в студии, он выполнял статуи, скульптурные группы и надгробия – вместе с учителем Артусом Квеллинусом, а потом и в одиночку – как в простом камне, так и в мраморе. Когда семья перебралась в Лондон (1667 г.), ему пригодились наставления учителя.

Забегая вперёд и поторапливая события, скажу, что в Лондоне его ожидали весьма непростые заботы. Исследователи отмечали, что ученик студии имел возможность ознакомиться с голландским и фламандским натюрмортом и с работами цветочных живописцев типа Жана-Баптиста Моноера (Monnoyer) и Яна Ван Хёйсума (Huysum), что могло невольно и положительно отразиться и на его манере резьбы по дереву. Он обладал обширным диапазоном декоративных мотивов, включая фрукты, цветы, музыкальные инструменты и тому подобные предметы и аксессуары. Как писал Хорас Уолпоул (Horace Wolpole) – 4-й граф Орфорда – до Гиббонса не нашлось человека, который бы дал дереву столь свободную и воздушную лёгкость цветочных гирлянд, как Гринлинг Гиббонс .
Работа Гринлингу нравилась. За неимением лучшего, он так бы и тянул лямку каменотёса, выделывая на заказ надгробия, или декоратора-поделочника, научившись от Квелинуса этим ремёслам, если бы не события, перевернувшие его судьбу на 180 градусов. Люди помнили, что после разрушительных пожаров в Лондоне 1666 года было много строительной работы – восстановительной, дизайнерской и оформительской.
В Лондоне ощущалась и нехватка жилья. Семья Гринлинга арендовала комнаты в особняке сэра Джона Эвелина. Однажды хозяин увидел, как мастерски работал с деревом его проворный квартирант. Этот эпизод он описал в дневнике в 1671 году: “Я увидел при свете свечи молодого человека, вырезавшего из дерева 'Распятие на кресте Тинторетто'. Произведение уже было в стадии завершения.”

[700x531]
Джон Эвелин.“Обнаружение”. Гринлинг вырезает “Распятие” Тинторетто (в проёме – Сэр Эвелин). Случай имел в судьбе резчика далеко идущие последствия.


Распятие Тинторетто

На этой дневниковой записи я остановился, как вкопанный. Заминка произошла из-за того, что в перечне известных мне работ Гиббонса я не нашёл такого файла. Потребовалось время для уточнений.
В 1565 году живописец Яполо Тинторетто создал холст-панораму “Распятие” размером 5 м 36 см на 12 м 24 см. Мог ли гениальный резец Гринлинга повторить эту тему, если уменьшить заготовку в 10 раз?
Ну, не в десять, а хотя бы в шесть раз меньше – размер с шириной
Читать далее...
комментарии: 3 понравилось! вверх^ к полной версии
Большой снег в Иерусалиме 03-01-2014 22:12


Признателен и сердечно благодарен не известным мне авторам, сделавшим любительские снимки редкого в Израиле снега, да ещё в немалом его количестве.

[480x360]

А снег с утра и валит, валит, валит...
Автомобиль до крыши занесло.
Коль вычистим, нас балабайт* похвалит,
а нет, ― по первое воздаст число.

[460x307]

Пушистый снег, ниспосланный нам небом.
Он чистый, как молитва на устах.
Без примеси ни бури и ни гнева ―
благопристойный, мудрый, как ТАНАХ.*

[640x426]

Наш город представляется нам сказкой.
А на деревьях сахарный ажур.
Сегодня он под новогодней маской.
И я гляжу, но слов не нахожу.


[523x700]

Вы в Новый год не рвите пуповины.
Из-под лавины выйдет господин:
не дед Мороз, не Дьявол из хамсина ―
а с пятикнижьем* нашенский раввин!

[535x624]

Наш снеговик ― не Маркс да и не Энгельс.
Пока не знаем, кто ещё такой.
Вы, сударь, заслужили штраф и пендель-с* :
в ерусалиме наши ― под кипой!

[671x612]

Ведёт собранье – в шляпе председатель.
Повестка дня ещё невелика.
Их всех из снега вылепил Создатель.
Послушаем отчёт снеговика.

[700x525]

Мы накануне вышли чистить площадь,
сгребали снег. Потом пришёл мастак.
Он из сугроба изготовил Лошадь ―
как символ года : белый аргамак.*

——
Примечания (для слов, отмеченных звёздочкой):
1. Балабайт ― хозяин.
2. ТАНАХ – Священное писание евреев: ”Тора”, “Пророки”, “Ктувим”.
3. Пятикнижие ― Тора, ветхий Завет.
4. Пендель― пинок, удар ногой по ягодицам.
5. Аргамак ― старинное название восточных пород верховых лошадей, а белый конь – знак превосходства.


комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Обвинская* (вятская) лошадь 31-12-2013 13:39


Пост посвящён Марине Георгиевне Плаксиной главному библиографу отдела краеведения Публичной библиотеки имени В.Г. Белинского (Екатеринбург). И поздравляю всех с наступлением “Года лошади – 2014.”


Вятская лошадь – обычная русская порода, только с прекрасными рабочими качествами. Возникновение такой лошади относят к 1802-1803 годам. Происхождение таких лошадок туманно и основывается больше на легендах и мифах, чем на достоверных фактах.

[700x553]

С Запада в Вятскую, Казанскую и Пермскую губернии привозили эстонских клепперов или, как их еще называли, остзейских лошадей «невысокого роста, у которых в особенности были крепкие ноги и не спотыкающиеся».
Клеппер – это помесь обычной лошади с так называемым шетландским пони – самым мелким из пород пони, обитавшего на Шетландских остовах на севере нынешней Шотландии. Если же принять во внимание соотношение его размеров и силы, то это одна из самых сильных пород. Клеппер не бывает выше 140 сантиметров, а нравом неприхотлив, но обладает могучим здоровьем.
Считают, что клепперы были завезены в Вятский край по указанию Петра I (около 1720 года), и потому эту породу можно назвать ровестницей Екатеринбурга. Император Петр подарил купленных клепперов Строганову, и тот приказал построить на Урале конезавод.

[700x511]

Есть и другие сведения. Якобы вятскую породу лошадей содержал ещё царь Алексей Михайлович. Однако этот факт не исключает Петра I из продолжателей русского коннозаводства. По версии, связанной с Алексеем Михайловичем, клепперов завозили с целью улучшения ездовых вятичей – с острова Эзель (ныне Сааремаа).

[700x496]

Существуют также гипотезы ещё более ранней эксплуатации ездовых лошадей «вятской породы» новгородцами. Согласно этой версии, Великий Новгород заселял с помощью этих выносливых лошадей, пользуясь гужевым транспортом, русский север – Вятскую, а затем и Пермскую губернии в XIV веке.

[700x446]
Стадо "обвинских вятичей".

Обвинская (вятская) лошадь сделалась самой популярной их русских рабочих лошадей.
Поставка этих лошадей в Вятский край из Ливонии (Лифляндия, Эстляндия и Курляндия) стала настолько популярной и значительной, что через 100 лет – в 1414 году – Ливонский орден** в целях сохранения клепперов в стране запретил новгородским купцам скупку и продажу на вывозэтих лошадей.

[348x385]
Лошадь из капокорня. Работа Игоря Михайловича Краснопёрова (Екатеринбург, 1980-е годы XX века)

——
*Обвинск — село и центр Обвинского сельского поселения Карагайского района Пермского края на реке Язьва, в 23 км от райцентра — села Карагай. Обвинское село возникло при мужском Обвинском Верх-Язьвенском Богородицком Успенском монастыре, основанном в 1686 г. (упразднен в 1764 г.). В 1781 г. село Верх-Язьва было преобразовано в уездный город Обвинск Пермского наместничества, но уже в 1796 г. Обвинск выведен за штат и потерял статус города.
**Ливонский орден — Братство рыцарей Христа Ливонии: католическая государственная и военная организация немецких рыцырей-крестоносцев куршей, ливов, земгаллов (ныне Латвия) в 1237-1561 г.г.
***Капокорень — наплыв на стволе дерева (кап), используемый умельцами для столярных и токарных поделок.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Сказочая страна и народная старина 26-12-2013 14:51


[547x604]
Эту чужую заставку к моему посту я называю для себя «Леший из Интернета», но его автора, увы, не знаю. На мой взгляд, это прекрасная парковая или лесная скульптура – замечательный пример, изготовленный из сухой старой коряги. Отличная заставка для самодеятельной рубрики "Мир дерева", где резчики по дереву создали свою сказочную страну.

Наши предпочтения со временем меняются. Мне всегда нравилось вырезать по дереву, а занятия корнепластикой, даже художественной, не прельщали. Любил я мастерить из дерева безделушки и сувенирчики, а с годами стал охотней делать подарочные столики и занятные резные вещиы к юбилеям друзей. В Екатеринбурге, где я прожил шестьдесять интересных лет, посещал любительское объедине резьбы по дереву и там познакомился с мастерами, умевшими из бросового комля с уродливыми наростами, ваять шедевры декоративно-прикладного искусства. Мастер, которого я собираюсь вам представить, тоже знаком с деревом не понаслышке.


Уральский резчик Владимир Иванович Луговых

[505x528]

Эта газетная вырезка взята из моего прошлого мира и называлась "Как Емеля поехал за океан". В то время я увлекался краеведением, а между делом руководил на общественных началах клубным объединением любителей художественной резьбы по дереву.

[605x690]

Однажды к нам обратилась администрация уральского завода с деликатной просьбой помочь выбрать достойный подарок для главы крупной канадской фирм, с которой завод сотрудничал в производстве престижной мебели. Вообще говоря, Урал богат горными самоцветами, драгоценными металлами и мастерами, способными создавать сувенирные изделия даже из производственных отходов. Требовался презент, который бы мог удивить чужестранца не бриллиантом или чистым золотом, а блеском русской народной сказки. Наши специалисты посоветовались и решили, что по всем статьям годится резной липовый жбан "Емелины чудеса", сделанный совсем недавно участником объединения Владимиром Ивановичем Луговых.
Меня не раз восхищали работы Владимира Ивановича, который был моложе меня лет на десять, но всегда у него было, чему поучиться. По-моему, в то время он был одним из лучших резчиков города.

[399x663]

На внешних сторонах жбана вокруг деревянного цилиндра рельефно вырезаны три сюжетных клейма. Промежутки между клеймами заполнены "травами" в духе резьбы потомственных резчиков Ворносковых (XIX-XX в.).

[413x666]
Крышка жбана внутренней закраиной прилегала к краю отверстия жбана и поэтому закрывалась плотно, не оставляя малейшего зазора. В нижней части жбана вырезана рыбина, похожая на Емелину щуку.

[416x672]
В нижней "лентообразной" части жбана была вырезана по кругу надпись "Емелины чудеса", как название жбана.

И ещё про Емелю

[429x640]

Плакетка "Емеля на печи" выполнена превосходно. А Щука (с заглавной буквы) совсем как живая: по-барски развалясь под печью, ухмылялась и была себе на уме. Емеля – в новых лапоточках, в свежих портяночках возлежал на перьевой подушке, а руки у него, как у самого Владимира Ивановича, заводские – рабочие руки.

А теперь – про Балду.

Читать далее...
комментарии: 3 понравилось! вверх^ к полной версии
Израильский молитвенник 23-12-2013 21:57


[336x252]

ВЕТКА ОЛИВЫ

Росла оливковая роща
в песках на выездном кольце.
Из рощи террористам проще
брать человека на прицел.

Враги вели свою охоту
попеременке, без затей.
И был аукционным лотом
отстрел израильских детей.

Куда, оливковые ветви,
вознёс вас гений Пикассо!
И голубь с веточкой приветлив
к головорезам медресе.

Скорбь о погибших не угасла.
Восстанем от смертельных ран,
добавим и очистим масло
и озарим наш Третий Храм.


СУВЕНИР ИЗ ИЕРУСАЛИМА

[443x626]


СКРИЖАЛИ (библейское)

К ночи скверы пусты и тихи.
Темнота не легла ещё,
а во мгле засветились стихи –
ярко в небе мерцающем.

Стих, написанный белым огнём *
по аспидному чёрному.
А слова были строгими в нём,
интервалы просторными;

Стих, написанный чёрным огнём
по немыслимо белому.
От него воссияло, как днём,
били молнии стрелами.

Сам стихов не учу наизусть.
Эти – в память мне вложены.
Декламировать их не берусь:
повторить невозможно.

В строчках выжженный мир уцелел:
въелось близкое в дальнее.
Буквы чётко врубал Бецалель **
в эти плиты скрижальные.

–—
*Священное писание утверждает, что текст Скрижалей с десятью библейскими заповедями написан был белым огнём по чёрному огню (и – наоборот).
**Бецалель – каменотёс и племянник Моисея. Скрижали с заповедным текстом высечены на каменных плитах.

[500x33]

Красивая, богато оформленная книга издана в Иерусалиме и разошлась как памятный подарок выпускникам одной из ешив в начале 1970-х годов. В еврейской истории под ешивой понимается институт, являющийся высшим религиозным учебным заведением в системе народного образования.
Такую роскошную обложку можно назвать и окладом – металлическим покрытием, украшающим ценную книгу (а в христианстве также – икону). Под этим «окладом» переплетён том с молитвами, религиозными комментариями и притчами.

Подробней рассмотрим украшения обложечного оклада. Он состоит из трёх частей: лицевой, тыльной и соединительного «корешка» с двумя сквозными шарнирами по бокам. Металл оклада довольно мягкий, как, например, медь, но внешне похож на серебро, подёрнутое патиной. Он хорошо поддаётся чекану, золочению, а при создании впечатления чернённого серебра, выглядит убедительно. Лицевая часть металлической обложки рельефно орнаментирована и украшена разноцветными эмалями и вставками полированной бирюзы. На иврите этот камень зовётся «туркиз», а по-арабски – «фирузадж». Полагают, что он приносит в мирной жизни удачу, а в войнах – победу. Такой сувенир – это подлинный талисмана.

[332x482]

Титульный лист книги отпечатан в манере старой местечковой друкарни времён XIX века. Ивритский текст оттиснут на прочной, но очень тонкой белой бумаге, что позволило современной типографии компактно и красиво отпечатать и скомплектовать аккуратный томик не толще двух сантиметров при размере страниц – 7,8 на 11 см ).

[655x489]

На тыльной пластине оклада сверху и снизу от изображения семисвечной меноры отчеканена надпись: «Мазкерет Йерушалаим» (מדכרת ירושלים), что означает «Сувенир из Иерусалима».

[350x481]

СЕМИСВЕЧНИК

В своей трёхпудовой красе
был слиток слегка тускловат.
И всё же велел Моисей
из слитка подсвечник сковать.

В скитаньях родни уцелел,
талантлив, умён и упрям, –
племянник его Бецалель,
кровинка сестры Мариам.

Не стар, но уже и не юн.
Надёжен, и хватка крепка.
Когда-то в нагорном краю
умел подковать ишака.

Приятель его Агалав
ходил, как и он – в мастерах.
Сноровист, испытан в делах.
Насовесть ковал, не за страх.

Сказал мастерам Моисей:
– Работать начнём поутру.
Создайте из глыбины сей
в семь ярких свечей менору.

Но чтоб в золотой
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Гусляр Цадок (Садко), Товий (Добрыня) с племянником князем Владимиром и Малкой – его еврейской мамой 06-12-2013 02:23


[700x527]


При лунном свете чёрная волна
накатывала тусклым серебром,
но поступь моря не была слышна,
а это не окончится добром.

В такую ночь из призрачных теснин,
где в слабых бликах отсветы ползут,
наверх всплывал Пучины Господин
морской паук – неодолимый Спрут.

Немало потопил он кораблей,
спустил матросов с палубы на дно.
Морской циклоп – губитель и злодей:
и жалости не ведал заодно.

Над морем, тая, расступалась хмарь.
Прибрежных скал явился силуэт,
но многорукий одноглазый Царь
не обращал вниманья на рассвет.

Ещё вчера охрана донесла,
что на подходе тучный караван.
Конвой и пьян, и слаб, к тому ж, весьма,
а Царь Морской наживой обуян.

[450x600]

Вёл корабли блажной гусляр Садко –
три дюжины больших и резвых шхун.
Ушли купцы от дому далеко:
как возвращаться – знает ли вещун?..

[437x297]

На палубах – и пир, и балаган.
Кто потрезвей, забрасывает сеть.
Подняли бриллиантов полный жбан, –
и приходили просто поглазеть.

Что началось! Ныряльщиков толпа
с разбегу счастье бросилась пытать:
обиды, зависть, драки и гульба, –
со стороны – такая срамота!

Случайности не ходят чередой.
На каждый факт найдётся тьма причин.
В подлунном мире, как и под водой,
«шерше ля фам!» – в какой же из пучин?

Садко-гусляр царевне Волхове
понравился влекущим зовом струн
на игрище у речки на холме –
он весельчак и свадебный певун.

На тех тусовках недорослей тьма
заигрывала с девками вовсю.
Одни держались дерзостно весьма,
протаптывая в новый быт стезю.

Паук любимой дочери не стал
отказывать в приятных пустяках :
безумца возведу на пьедестал,
а завтра брошу подыхать в камнях.

Он и подкинул гордой Волхове
в рыбацкий невод драгоценный клад,
а свежий ветер подсказал молве,
что стал купец немыслимо богат.

Садко сказал друзьям : «Устрою пир!»
Несли уже – и выпить-закусить.
Но тут явился жёлчный рэкетир –
сам Соловей – разбойник на Руси.

Кто спился – то покуда не утоп,
а коль утоп, то пойте «Отче наш!».
Купец – не поп, но хитростей знаток :
ему в залог ты рваного не дашь.

А Соловей прозрачно намекнул:
– Садко играл на свадьбах по пути
и воровское общество надул. –
Умыкнув куш, браткам не заплатил.

Разбойник сунул пальцы в рот кольцом
и воздуха набрал с излишком в грудь.
Гусляр не дрогнул перед стервецом,
и тоже, в общем, был довольно крут.

Кулак попал ему как раз под дых.
Такой урок всегда бывает впрок:
полезен для седых и молодых,
и рэкетир запомнит тот урок.

Он положил разбойника под ель.
Не помня зла, поднёс “на посошок”.
Но рэкетир и сеятель смертей
уже точил дамасский свой клинок.

[516x143]

На свист разбойный вышли из глубин
все «маски шоу» – воровской спецназ.
Под чёрным флагом вышли, как один,
и притащили свой боезапас.

Морским пиратам не в новинку клад.
Кричат взахлёб : «Брильянты! Серебро!»
С таким электоратом – спеть ли в лад?
Как будто им вцепился бес в ребро.

Утопленников сбросили за борт.
А Соловья не стали упрекать.
Разбойник – не конфетка и не торт, –
к братве злодей припаян на века.

Вот – зазвучали переборы струн.
На палубе уж мест свободных нет:
распевный говор древнерусских рун –
людей пленял, как сладостный шербет.

[529x213]

Купец Садко – удачливый гусляр –
бряцал по струнам, зачиная песнь.
В пути торговцев он увеселял:
одним – почёт; другим – убавил спесь.

Гусляр обычно жил без хвастовства,
но в песне-то не грех и прихвастнуть:
лисица не бывает без хвоста –
коль хвост красив, то надо им блеснуть.

Уже померк закатный край небес.
Аккорд последний таял над волной.
А песня о чудовище Лохнесс
рождала страхи пред вечерней мглой.

Лохнесский монстр – безбожник и палач.
Мильоны лет он княжил в Мезозой
Русалки под водой подняли плач, –
шторм закипал горючею слезой...

[341x576]
Читать далее...
комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Портреты поэта Бориса Марьева 26-08-2013 23:02



Сначала сухая справка: Марьев, Борис Михайлович (1934 – 1977). Окончил Свердловский юридический институт. Работая, учился заочно в Литинституте. С 1957 по 1959 служил в уголовном розыске. В 1960 зачислен рабочим геофизической экспедиции на строительстве трассы Абакан-Тайшет. Вернувшись в Свердловск, поступил на телевидение редактором. Затем окончил аспирантуру по кафедре эстетики, преподавал в университете. В 1976-1977 годах руководил литобъединением Уральского госуниверситета. Издал ряд поэтических книг: «Ливень» (1962), «Светофор» (1964), «Костер» (1966), «Высота» (1970), «Утро» (М.: Молодая гвардия, 1972), «Дело о соловьях» (1974) и других. В Екатеринбурге существует литературная мастерская имени Бориса Марьева (ул. Пушкина, 12).
[385x20]
Впервые я увидел Марьева в коридорах юридического института и услышал, что он агитировал двух не знакомых мне студентов выпускать в институте большую стенгазету «Литературные опыты». Я подошёл и принял участие в разговоре. Я сказал, что в школе участвовал в двух стенгазетах – в младших классах делал юмористического «Ежа», а в девятом классе вместе с нашими «интеллектуалами» и стихотворцами выпустил сатирического «Ерша, за что нас на неделю исключили из школы. Меня приняли в компанию.

Учиться Борис Марьев приехал из Кировской области. Он тоже писал стихи в школе и рано прославился как молодой вятский поэт. В музее школы №7 города Слободского хранится его автошарж и фотография, сделанная в 1953 году .
[300x459]
Выпускник средней школы №7 города Слободского Борис Марьев.

[295x400]
В старших классах Борис посещал драматический кружок, писал стихи и читал их перед школьниками.

Школьная и последующая жизнь не обходилась без стенгазеты и общественных нагрузок. Марьев хорошо рисовал, владел бойким языком и, конечно, выступал на страницах стенной печати. Потом, после института, не только Борис стал докой стенгазетного дела.

[336x514]
Пока ещё безусый и безбородый молодой опер Марьев рассматривает свои рисунки на свежем листе стенгазеты Управления милиции. Слева-направо: Борис Марьев, Евгений Девиков и Наталья Кривошап. Екатеринбург, 1958 год.

[389x456]
БОРОДА

Я несу по городу
Яростную бороду,
Рыжую,
Ершистую...
Критикую?
Выстою!
Борода ты, борода,
Колет очи ерунда,
Мол,в двадцатом атомном –
Да атаманом Платовым?
Век на бороды суров,
За день сто редакторов:
Кто подбрить,
А кто подправить,
Согласись – и будь здоров!
А я хожу, весной дышу,
Бородой девчат смешу.
Разговоры умолкают,
Хорошеет борода...
Привыкают?
Привыкают!
Говорят, вот это да!
Мол, вот она, искомая,
Исконная, посконная...
А я под этой бородой,
Словно Кастро молодой,
Да и стих мой
Не про бороду,
коль думать головой...
(Борис Марьев. Сборник «Костёр». 1966, стр 9).


[366x470]

Портрет поэта сделан другом Марьева - екатеринбургским художником Григорием Андреевичем Нечеухиным. В тесном приятельском кругу с лёгкой руки Бориса - вдумчивого художника нарекли Отцом Григорием.

Художник ГА Нечеухин (155x150, 3Kb)
Художник Г. А. Нечеухин, друг Бориса Марьева.

В городе, где мы в юности выходили в люди, получали образование, служили в уголовном розыске, а потом – каждый шёл путём, который сам выбрал. Друзей у Бориса было немало, и с каждым он ладил. Однако нас судьба навсегда разлучила в 1977 году.

После смерти Бориса я в 1978 году в память о нём закончил вырезать из доски настенный медальон в виде резного венка, чтобы в ажурном обрамлении набрать профильный портрет поэта шпоном ценных пород дерева в технике маркетри (1979). Для эскиза взял рисунок – профиль Бориса – нарисованный его женой Антониной Марьевой . Супруги постоянно рисовали у себя дома, а нередко и на пленэре.

Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
История одной екатеринбургской козетки 22-08-2013 00:19


Сегодня можно встретить классическую козетку скорей в музее, чем в жилом доме. Но в стародавние времена и в дореволюционной России козетка была привычной мебелью.
Давайте уточним, в чём козетка отличается от похожей мебели – от кушетки и банкетки. Под козеткой – (франц. causette: от «causer» – разговаривать, болтать) – понимается небольшой диванчик для собеседников, имеющий полноценную спинку, тогда как, например, у банкетки спинка напрочь отсутствует. Название «кушетка» происходит от французского «couchette» (coucher – лежать). Именно этим кушетка отличается от козетки, ибо кушетка – диванчик для лежания. В этом очерке, или посте, я говорю о козетке.
[700x460]

Екатеринбургский потомок семьи Баженовых – Лунёв рассказал однажды такое семейное предание. Будто бы его прапрадед занимался старательством. Каждую осень высаживал по яблоне на своей усадьбе в Коковинском переулке (переименован в Мольера), и ко времени описываемых событий вырастил хороший фруктовый сад. Семья не бедствовала, а в трудные годы предприимчивый садовник всегда знал, под каким деревом подкопать корни, чтобы извлечь схороненные там самородки.
Власти дознались и нагрянули с обыском. В одну ночь фруктовый сад превратился в перекопанное поле, а затем участок перепахали ещё раз, чтобы убедить Чрезвычайную Комиссию (ЧК) в отсутствии богатств. Донос не подтвердился, – а то бы Баженовым не избежать расстрела. К счастью, к тому времени всё золотишко было давно потрачено. В доме от прежнего режима оставалась только козетка в классическом стиле из тёмного ореха . Старики рассказывали, что в старое время дом был обставлен столичной мебелью.
– Куда всё подевалось? – Спросил я у Лунёва.
– Пропили, – сказал он.
– А ореховый диванчик?
– Нету. Сломан и догнивает в сарае на потолке.
– Красивый?
– Резьба – не хухры-мухры! Гони бутылку и забирай с потрохами.

Условились встретиться после получки, но когда я пришёл с бутылкой «Столичной», хозяина накануне арестовали за уличное хулиганство. Его родственница указала, где лежали обломки. Я залез на чердак бревенчатого сарая. Когда-то его «потолок», или чердак, был сеновалом, но теперь во дворе не держали ни скота, ни корма, – а деревянные службы с годами сами собой пришли в негодность.
Эти «пережитки прежней роскоши» издавали непереносимый запах падали и кошачьих экскрементов. Вперемешку с ворохами старого тряпья и разложившимися останками мёртвых голубей там и сям валялись деревянные детали некогда престижной мебели. Отдельно были брошены боковинки небольшого диванчика. Поодаль лежала продырявленная уродливыми гвоздями изящная спинка, украшенная лентой резного орнамента, а рядом – перепачканное голубями и кошками рваное сидение. Всё вокруг напоминало помойку и потрясающе дурно пахло. Было ясно, что домой нести находку нельзя. Но и оставлять на верную погибель не следовало. Требовалась немедленная санитарная обработка, но особенно нуждалось в дезодорации сидение на две персоны.

Был декабрь 1987 года. Мороз не давал распространяться смраду. Надо было промыть с мылом «мебельный трофей» где-нибудь при комнатной температуре. Рядом была котельная. Туда я принёс эту брошень. Возиться пришлось три дна. Первый день «санобработки» ушёл на механическую чистку и избавление деревянных деталей от всего, что к ним было прикреплено (воткнутые уродливые гвозди, проволока, тесьма, пучки конского волоса, остатки обивочных материалов и тьма вбитых в дерево обойных гвоздиков). Я выбросил всё, что на боковинах и сидении сильно пахло. Внутри оказались важные находки. Под верхней ситцевой обшивкой я нашёл сломанный металлический значок Осоавиахима, учреждённого в 1927 году. Значит, последний раз козетку обтягивали тканью не поздней 1927 года. Ниже – под остатком гобеленного покрытия обнаружил медную пуговицу от мундира. Проконсультировался – девятнадцатый век! Я чувствовал себя счастливым открывателем: под ржавыми шляпками кованых гвоздиков сохранились фрагменты ещё одной (третьей по счёту) давней обтяжки: зеленоватая прочная материя с цветными нитями шёлковой вышивки. Важный ориентир – время: конец XVIII – начало XIX века. Козетка с вышивкой в годы своей «молодости», по-моему, выглядела бы нарядно. Зеленоватый фон обивки гармонировал с темно-коричневым деревом, а шёлковая вышивка оживляла изящную мебель. Я читал, что талантливый зодчий, создавая новый дом для вельможи, проектировал заодно и мебельные гарнитуры для каждого зала и комнат. Мягкая мебель нередко украшалась вышивкой. К слову сказать, великий русский архитектор А.Н. Воронихин, разрабатывая мебель для своих проектов, наряду с гладкой обивкой широко применял вышивку крестом, причём, сам составлял
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии