[336x252]
ВЕТКА ОЛИВЫ
Росла оливковая роща
в песках на выездном кольце.
Из рощи террористам проще
брать человека на прицел.
Враги вели свою охоту
попеременке, без затей.
И был аукционным лотом
отстрел израильских детей.
Куда, оливковые ветви,
вознёс вас гений Пикассо!
И голубь с веточкой приветлив
к головорезам медресе.
Скорбь о погибших не угасла.
Восстанем от смертельных ран,
добавим и очистим масло
и озарим наш Третий Храм.
СУВЕНИР ИЗ ИЕРУСАЛИМА
[443x626]
СКРИЖАЛИ (библейское)
К ночи скверы пусты и тихи.
Темнота не легла ещё,
а во мгле засветились стихи –
ярко в небе мерцающем.
Стих, написанный белым огнём *
по аспидному чёрному.
А слова были строгими в нём,
интервалы просторными;
Стих, написанный чёрным огнём
по немыслимо белому.
От него воссияло, как днём,
били молнии стрелами.
Сам стихов не учу наизусть.
Эти – в память мне вложены.
Декламировать их не берусь:
повторить невозможно.
В строчках выжженный мир уцелел:
въелось близкое в дальнее.
Буквы чётко врубал Бецалель **
в эти плиты скрижальные.
–—
*Священное писание утверждает, что текст Скрижалей с десятью библейскими заповедями написан был белым огнём по чёрному огню (и – наоборот).
**Бецалель – каменотёс и племянник Моисея. Скрижали с заповедным текстом высечены на каменных плитах.
[500x33]
Красивая, богато оформленная книга издана в Иерусалиме и разошлась как памятный подарок выпускникам одной из ешив в начале 1970-х годов. В еврейской истории под ешивой понимается институт, являющийся высшим религиозным учебным заведением в системе народного образования.
Такую роскошную обложку можно назвать и окладом – металлическим покрытием, украшающим ценную книгу (а в христианстве также – икону). Под этим «окладом» переплетён том с молитвами, религиозными комментариями и притчами.
Подробней рассмотрим украшения обложечного оклада. Он состоит из трёх частей: лицевой, тыльной и соединительного «корешка» с двумя сквозными шарнирами по бокам. Металл оклада довольно мягкий, как, например, медь, но внешне похож на серебро, подёрнутое патиной. Он хорошо поддаётся чекану, золочению, а при создании впечатления чернённого серебра, выглядит убедительно. Лицевая часть металлической обложки рельефно орнаментирована и украшена разноцветными эмалями и вставками полированной бирюзы. На иврите этот камень зовётся «туркиз», а по-арабски – «фирузадж». Полагают, что он приносит в мирной жизни удачу, а в войнах – победу. Такой сувенир – это подлинный талисмана.
[332x482]
Титульный лист книги отпечатан в манере старой местечковой друкарни времён XIX века. Ивритский текст оттиснут на прочной, но очень тонкой белой бумаге, что позволило современной типографии компактно и красиво отпечатать и скомплектовать аккуратный томик не толще двух сантиметров при размере страниц – 7,8 на 11 см ).
[655x489]
На тыльной пластине оклада сверху и снизу от изображения семисвечной меноры отчеканена надпись: «Мазкерет Йерушалаим» (מדכרת ירושלים), что означает «Сувенир из Иерусалима».
[350x481]
СЕМИСВЕЧНИК
В своей трёхпудовой красе
был слиток слегка тускловат.
И всё же велел Моисей
из слитка подсвечник сковать.
В скитаньях родни уцелел,
талантлив, умён и упрям, –
племянник его Бецалель,
кровинка сестры Мариам.
Не стар, но уже и не юн.
Надёжен, и хватка крепка.
Когда-то в нагорном краю
умел подковать ишака.
Приятель его Агалав
ходил, как и он – в мастерах.
Сноровист, испытан в делах.
Насовесть ковал, не за страх.
Сказал мастерам Моисей:
– Работать начнём поутру.
Создайте из глыбины сей
в семь ярких свечей менору.
Но чтоб в золотой меноре
развития мнился исток.
Три стадии в каждой поре
суть чашечка, завязь, цветок.
В затылке поскрёб Бецалель,
задумчиво бровь приподняв.
– Понятна конечная цель, –
сказал за него Агалав.
Уголья за ветром разжёг
и слиток нагрел на жару.
А чашечку, завязь, цветок
вплетал Бецалель в менору.
Менял благородный металл
обличье под звон молотков.
Над жаром углей вырастал
побег золотистых цветков.
И чашечка, завязь, цветок
втекли в семиструйный ручей.
Светлел и лучился Восток
от света еврейских свечей.
Тот свет золотой меноры
хранил иудеев от бед.
И был негасим с той поры
Свет Торы, как Мудрости свет.
[700x454]
Металлическая обложка Молитвенника выглядит привлекательно, словно дорогой подарок.
На лицевой стороне (сверху) надпись: «Господь отверз уста мои...» (ה' שפתי תפתח), а внизу с такой же аккуратностью отчеканено продолжение фразы: «...и мои уста вещают»ׂ(ופי יגיד תהלתך).
Обе стороны оклада орнаментально обрамлены пояском символов, составленных как бы из древних прапоров двенадцати колен Израиля. Так, прапор колена «Иуда» имел изображение льва.
Л Е В
На знамени у племени Йегуды
был золочёной нитью вышит лев.
В годину войн, лишения и смуты
враг цепенел, смирясь и оробев.
А с прапора Давида зверь гривастый
бросал на мир живой и грозный зрак,
когда Давид с голов царей грабастал
короны после яростных атак.
И во дворце монарха Соломона
в высоком зале у кедровых стен
двенадцать львов, как стражники у трона
хранили мощь двенадцати колен.
Наш подлый враг с повадкою змеиной
грозит нам смертью лютой сгоряча.
Он позабыл про наш характер львиный, –
иначе бы совсем не докучал.
На орнаментированном корешке видны четыре чеканные клейма: сверху и снизу – изображение звезды Давида на фоне цветов и трав ; ниже помещено овальное клеймо с надписью «Сидур» (סדור), то есть заведённый порядок, а в данном случае – порядок чтения молитв, рассчитанный на весь календарный год. Ниже этого клейма изображён традиционный семисвечник с надписью «Иерусалим» (ישראל).
Эта книга сегодня находится в личной библиотеке Евгения Девикова, жителя Бат-Яма (Израиль), бывшего екатеринбургского краеведа. На досуге он посещает литературное объединение «Порыв», и стихотворения, размещённые здесь, написаны им в разные годы.
[500x33]