[146x375]
Улица имени средневекового поэта Иуды Леви насчитывает полтора десятка зданий, из которых одиннадцать жилых, а остальные –  школьные корпуса. Жилые дома в этой округе почти на одно лицо, но дом №9  –  наособицу. Левое крыло здания украшено панно “Еврейский народ”, а проёмы стены между окнами заняты художественными клеймами: “Молитва у Стены”, “Древние башни”, “Семисвечник” и другими.   
Войдя с улицы в прихожую, я увидел на стыке угловых стен вырезанную по штукатурке композицию  “Исход из Египта в Ханаан”. Сцена (условно) изображала  процессию, шедшую по пустыне. Известно, что на маршруте Исхода одновременно находились в пути  все 12 колен израилевых, то есть до полмиллиона человек. Однако художник счёл возможным  ограничиться несколькими персонажами.
Рассмотрим панно в прихожей. В сценке фигурируют  шесть персонажей. Во главе процессии два патриарха – восьмидесятилетний пророк Моисей, опиравшийся на посох, а второй его родной брат Аарон. За  ними  шёл  мальчик в религиозном головном уборе – кипе. Судя  по возрасту, ему к завершению пути  должно перевалить за пятьдесят.  Был он из колена Иосифа, родившийся в Египте. Звали его от рождения  Осия, что означает “спасение”, но сам пророк   называл его Йешуа (Иисус – с греческого), что означало «Господь как Спасение». Библия называет его Иисус Навин. 
  
Характерная манера изображения людей и подчёркнутая лапидарность миниатюрных рисунков древних каменных башен выдавали руку Бат-Ямского мастера Рыбака (Rybak, 1978 и 1980).
 [542x146]
 [693x500]
Панно на улице Иуды Леви, 9 – одна картина на двух угловых стенах вестибюля.
Продолжаю описывать панно “Исход из Египта в Ханаан”. Вторая группа персонажей состояла из трёх человек:  женщина несла на голове нечто похожее на мех с водой. За нею следовал иудейский воин, вооружённый копьём и щитом. В завершении шла девочка,  тоже несшая, по-моему, небольшой мех с водой. Проблема питьевой воды в пустыне до сих пор актуальна. 
Когда были готовы фотографии, предназначавшиеся для поста, я задумался о том, к какому художественному классу можно отнести эти  настенные композиции. По технике изготовления это резьба по не просохшей штукатурке с последующим тонированием и подкрашиванием. Ничего другого не придумав,  я решил, что здесь мы имеем дело с наивным искусством, сдобренным солидной долей вольной стилизации.
Предлагаю также обратить особое внимание на фасад  №36 на улице Ирушалаим. Крупное панно на ту же тему высотой в четыре этажа является существенным дополнением к прежней композиции, но в сравнении с рельефом, найденном на улице Поэта Иуды Леви, 9 – “такая же фабрика, как и у Гаврика, да труба пониже и дым пожиже”. 
 [416x655]
Здание находится в квартале от перекрёстка  с бульваром Независимости. В нём  шесть этажей.  Он по-царски приподнят над обочиной  массивными каменными ступенями. Фасад  украшен  многоярусным  граффити (цветным рисунком),  на библейскую тему  Исхода евреев из египетского рабства в Землю Обетованную. 
Огромная  композиция фасада выполнена в технике резьбы по штукатурке и тонирована коричневой, красной, жёлтой и зелёной красками. Четырёхэтажный рисунок начинался сразу от завершения опорных столбов, поддерживавших над землёй эту жилую каменную громаду, и уходил вверх с этажа на этаж на четыре живописных яруса.
Первый ярус содержал символы быта библейских скитальцев пустыни:  горсть мана (самородной крупы), шофар (сигнальный рог) и сосуд с водой. 
На втором ярусе изображены два  патриарха, шагавших по пустыне. Один опирался на дорожный посох – не тот ли деревянный посох, которым библейский Моисей извлёк воду ударом по скале? На местности, где проходили путники, возвышалась легендарная гора Синай. Людей в их пути поддерживал божественный ман и колодезная вода.
Рассмотрев репродукции, я понял, что  в  основании этих  персонажей положен одним  и тот же  рисунок "Исхода" с  незначительными отличиями от оригинала.
На третьем ярусе  –  иудей-охранник, вооружённый копьём и щитом, ожидал отставших в хвосте колонны:  девочку и женщину с грудным ребёнком. Женщина несла на голове сосуд с водой.   А в моём архиве есть ещё похожая женщина, и тот – третий вариант – тоже скроен по этой же выкройке.   
 [384x512]
Заинтересовавшись в своё время сюжетами  деталей  “Исхода”, я осмотрел в том числе и южный фасад на улице Шапиро, 17 и убедился, что типаж этой женщины заимствован из  того же первоисточника. Женщина на рельефе  тоже обращена к зрителю  левым профилем, как  и на всех трёх известных изображениях. Она несла на голове  ношу, но очертания этих предметов не совпадали. На фасаде с улицы Шапиро женщина удерживала  ящик, а в левой руке  у неё была бутыль с водой.
Вернувшись к фасаду Ирушалаим,  №36, замечу, что на верхнем ярусе  сошлись сразу два сюжета.  На первом плане женщина поливала на руки иудею из кувшина перед молитвой.  Место действия – вершина горы Нево, не доходя до реки Иордан . 
 [680x447]
А на втором плане заключительного яруса  видна драматичная сцена на горе Нево, откуда евреи впервые  увидели Землю, обещанную Всевышним. На фоне холмистой местности  назначенный  преемник Моисея  –  Иисус Навин (полководец Израиля  Йешуа бен Нун) указывал руками на  близкий Ханаан за Иорданом, а пророк  благословлял его.   
 
Библия  также назвала краткий “послужной список”  первого главнокомандующего Израиля:
1.Он командовал отрядом израильтян, разгромивших полчища  Амалека  у Рефидима на пути к Синаю.
2.Находился в числе 12-ти тайных соглядатаев, избранных Моисеем и отправленных  с   разведывательной миссией в Ханаан.
3.Присоединился к мнению меньшинства, призвал народ завладеть Обетованной Землёй.
4.Назначен служителем Моисея, а  затем и его преемником, в связи с чем ему  позволено войти в Ханаан и продолжить дело Моисея. 
Библия после смерти Моисея так описывает эту ситуацию: “Господь сказал Иисусу Навину, бывшему служителю Моисееву: Моисей умер. Встань и перейди через Иордан и веди весь этот народ в землю, которую я даю им, сынам Израилевым. Будь твёрд и мужествен... Только будь твёрд и очень мужествен”.
Пока никто не оставил точных сведений, кем выполнены рельефы на этих фасадах. Остаётся полагаться на удачу и на краеведческое везение, тем более, ещё не вечер. Есть, конечно,  шанс  размотать ниточку, протянувшуюся от фасадов дома Шапиро, 17, построенных братьями Кацав [קצב] в 1980 году. Иногда  возникают и другое перспективные направление поисков, связанных с фасадами  дома Крияти, 2.  Сразу хочу объяснить, почему  на художественном панно приколочены к стене гвоздями, эти заплаты-  объявления: “Частная территория. Чужие автомобили будут увезены”. Факт наглядно показывает разницу между прежним Израилем и нынешним.
 [700x510]
На панно изображена  гористо-холмистая  местность. На некоторых выпуклостях поверхности угадывались древние каменные постройки, а на крайней левой  выпуклости – прочитывалась надпись:   שטום  –  “ненавидь!” (редко употребляемая форма  глагола “ненавидеть” – единственное число,  мужской род,  2-е  лицо,  повелительное наклонение).  
 
Сюжет проникнут идеей воспитания молодой израильской поросли, уже получившей от Всевышнего скрижали Завета и уже с Именем Бога продолжавшей ступать по пустыне.  Нарисована здесь молодая мать  с  детьми. Прямо на скале перед молящимися  помещена  композиция,  в виде двух крупных стилизованных литер  שם  [“Шем”], означающих “Имя”. Это слово в сочетании с определённым артиклем понимается как Имя Единого Бога . Причём, на месте левой литеры [“мэм”] изображены скрижали Завета, полученные  на горе Синай. Там, на Синае,   царь-кочевник Амалек, люто ненавидевший евреев, устраивал на них охоту и засады,  уничтожая тысячами. Возможно, поэтому автор панно Rybak снабдил одну из гор призывом  к ответной жесткой бдительности. Художник, участвовавший в строительстве дома, проставил на фасаде авторскую помету :  “Rybak 1980”.
 [459x700]
Считавшиеся до поры анонимными фасады  (Агнон, 11 и Поэта Иуды Леви, 9)  всегда имели  перспективные подсказки, однако не реализованные до конца.  
 [700x257]
 Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, кем именно украшены стены и выступы этих фасадов. Я  голосую за то, что к работам причастен Rybak. 
Есть в Бат-Яме фасады, украшенные сюжетными картинками, а встречаются  и не тонированные орнаменты в виде абстрактных узоров. Обычно узоры наносились  резцом по не просохшей штукатурке и представляли собой  ленту, протянутую по фасаду снизу доверху. Оба вида  орнаментальных полос встречались и в творчестве художника-оформителя Рыбака (Rybak).  Обычно абстракции лишены глубоких художественных достоинств, но отдельные элементы орнамента несут общедоступный смысл.  Например, часто встречается сочетание литер  שם [шем] “Имя Бога”, а на данном посту есть два абстрагированных элемента – “всёвидящее око” и  видоизменённое написание слова   עם [ам]  “народ”,   в контексте понимаемый как еврейский народ. Имея дело с текстом, рассчитанным на расшифровку написанного, такой приём вполне удачно работает.
На западном фасаде дома Крияти, 2  на клеймах межэтажных оконных проёмов Rybak изобразил схематический рисунок Солнца,  под ним поместил не вполне ясные геометрические фигуры, а ещё ниже – врезал в фасад уникальный рисунок с его инструментами, выполненный собственноручно. Этот фасад (как и самый пост) я ценю наравне с лучшими музейными реликвиями.
 [443x700]
Клейма мастера Рыбака, вырезанные на фасаде Крияти, 2 (Rybak 1980). 
Творцы израильских декорированных фасадов – в том числе и сам Рыбак – активизировались в эпоху большого наплыва из Союза в Землю Обетованную в семидесятых-восьмидесятых годах. Их автографы на фасадах за давностью стёрлись или не поддаются расшифровке. Однако со временем собралась у меня  коллекция фасадов, украшенных орнаментами, и я теперь пытаюсь осмыслить это богатство. В то время  в обиход входили фасадные панно, вырезанные на штукатурке. Работа сродни резьбе по дереву и даже по результату внешне похожа.  Резчик обрабатывал вместо дерева  слой  не  просохшей штукатурки, затем прорезал намеченный контур, углублял фон и окончательно отделывал законченный рельеф. Как раз этим профессионально и занимался мастер Рыбак.
 [256x399]
В его левой руке зажаты рабочие инструменты – лезвие стамески и скребок (правая рука, очевидно, свободна для работы с  другими инструментами). Интересно, что отсутствует  малярная кисть для тонировки готового рельефа. Возможно,  краски и кисти входили в круг обязанностей бригады маляров. Как бы то ни было, занятие Рыбака и его коллег было трудоёмким делом, требовавшим навыков и художественного вкуса. В наше время такого рода “граффити” почти не встречаются. Нынешняя молодёжь предпочитает яркие напылённые рисунки и надписи, выполненные спреем из разноцветных баллончиков.