[240x179]
Брэнд 1950х-1980х годов Новосибирского театра «Красный факел», в труппе которого почти полвека ударно проработал актёр Владимир Леонидович Эйдельман, не заслуживший, однако, признания в советское время.
[700x555]
Владимир Леонидович Эйдельман (01.07.1925-12.07.2014).
Мой сосед Владимир Эйдельман, с которым мы уже второе десятилетие успешно соседствуем на верхнем этаже приморской высотки, не привык подчиняться быстротекущему времени. Живём мы в красивом современном доме, фасады которого облицованы розоватым полированным камнем, а забираться наверх помогают зеркальные просторные лифты.
[379x514]
Сосед отличается неутомимостью рассказчика, живым воображением и острым языком. Собеседнику с ним не скучно, а юмор скрашивает жизнь. В те годы, когда он работал в театре, охотно участвовал в праздничных капустниках, в актёрских состязаниях буриме и в сочинении ядовитых эпиграмм. В наши дни мне случалось слышать сочинённые им остроумные рифмованные миниатюры. При этом он не щадил и себя, переиначивая даже собственную фамилию на скомороший лад. Одну из забавных переделок мне довелось сохранить, помогая ремонтировать стенной карниз в его квартире. В этой эпиграмме я ничего не приукрасил. В этом случае Эдельман проявил способности штукатура, заделывая дыру под карнизом. Когда мы закончили работу, я по примеру Владимира тоже отважился на встречный экспромт.
Эпиграмма Эйдельману
Зияла у карниза
приличная дыра:
от верха и до низа
в ней лютые ветра.
Ты с мельницею дрался,
как храбрый дон Кихот:
ни паники, ни транса
от выпавших хлопот.
Прореха меньше метра!
Ты проявил талант –
борец с окном и ветром
«товарищ Ебельмант».
(20 января 2007)
Напомню читателю значение фамилии Эйдельман. «Эйдель» означает «благородный», «ман» – человек. Открою смысл и моего греческого имени «Евгений» – «благородный». Оба оказались благородными. Один – судя по фамилии, другой – по имени. Не родичи, а родные соседи.
Владимир Леонидович проработал 42 года актёром новосибирского драматического театра «Красный факел» – без малого полвека.
[606x456]
На фоне современного индустриального города отреставрированное старинное здание
театра, построенное в 1914 году, выглядит изящно, но величественно. Инспекция охраны объектов архитектуры и культуры взяла это стильное здание под государственную охрану.
А тем временем актёрская жизнь активно продолжалась.
ТЕАТР
Характеры, гримасы, тени –
мир грима, рампы и кулис.
А зритель жаждет приключений:
характеры, гримасы, тени...
Кого-то вверх влекут ступени,
кого-то сбрасывают вниз.
Характеры, гримасы, тени.
Мир грима, рампы и кулис.
[448x605]
Владимир рано увлёкся литературным словом, декламацией. Восемнадцатилетним юношей в числе сверстников он участвовал в разовом вспомогательном составе Александринского театра при постановке «Суворов». Театр имени Пушкина был в эти годы в эвакуации в Новосибирске, а Владимир поступил во вспомогательный состав труппы. В один из дней молодые артисты массовки сфотографировались на память. На снимке крайний справа – Эйдельман. Этому снимку уже 70 лет.
[654x452]
Журналист Ю.Капралов в “Вечернем Ленинграде” писал 9 декабря 1946 года:
“Студенты актёрского факультета Ленинградского театрального института (мастерская профессора Б.В.Зона) показали спектакль Л.Малюгина “Старые друзья”, явившийся для студентов дипломным.
Трудные творческие задачи стояли перед дипломниками. Каждый молодой актёр решал их по-своему и изобретательно. Например, студент Эйдельман удачно сыграл насмешливого, чудаковатого “философа” Сеню. Спектакль “Старые друзья” стал для педагогического коллектива удачным началом работы над дипломными спектаклями Театрального института в 1946-47 учебном году”.
[700x473]
Выпуск профессора Б.В. Зона (за столом в центре). Эйдельман–вверху крайний справа.
Уже работая в театре, Владимир пробовал себя как радиокомментатор в радиопередачах «С микрофоном по Новосибирску» (1948).
[700x513]
Радиопередачи в городе готовила небольшая группа журналистов: женщина-редактор (на снимке в цветастом платье и белой косынке) и два звукооператора (оба справа). Между ними актёр в чёрном костюме – Эйдельман. Свои тексты он писал и редактировал сам.
[700x492]
Старая афиша объявляла о выступлениях молодых чтецов – артистов разговорного жанра Владимира Эйдельмана и Ревмиры Соколовой в музыкальном сопровождении аккордеона и рояля (Александр Зацепин). Владимира Эйдельмана я знал. А найти Ревмиру Соколову не удалось ни в городе, ни в обширной компьютерной паутине. Зато об аккомпаниаторе имелась исчерпывающая информация.
Александр Сергеевич Зацепин родился в 1926 году в Новосибирске. Отец – хирург, мать преподаватель русского языка и литературы. После школы поступил в местный институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1945 отчислен и призван в армию. На военной службе самостоятельно освоил игру на нескольких инструментах и попал в Новосибирский армейский ансамбль песни и пляски. Демобилизовавшись, в 1947 году приглашён на работу в Новосибирскую филармонию. Будучи на гастролях в Алма-Ате, Зацепин подал документы в музыкальное училище, но специалисты рекомендовали сразу поступить в консерваторию. Так Россия обрела талантливейшего композитора-песенника.
[485x360]
Композитор Александр Зацепин, сотрудничавший с Эйдельманом в филармонии.
ЭСТРАДА – “ВЗРОСЛЫЕ, КАК ДЕТИ”
[700x528]
[482x700]
Эстрадные миниатюры, монологи, интермедии, фельетоны.
[524x590]
[447x626]
НАДПИСЬ НА АФИШЕ: "На добрую долгую память хорошему старому другу Володе - вспоминай ДХВД "Красный Факел", филармонию и друзей, скрашивавших твою творческую жизнь - надеюсь, что и я в их числе! Желаю счастья. Твой Ося Хасин".
МИР РАМПЫ, КУЛИС, ЭПИЗОДОВ И РОЛЕЙ
Труппа театра "Красный факел" в январе 1952 года провожала актёра Е.С.Матвеева, уезжавшего в Малый театр. В том же январе отыграли последний спектакль с участием Матвеева - "Свадьба с приданым". На прощальной фотографии Матвеев сидел в центре первого ряда. Молодой артист Эйдельман, игравший роль Мишки Колоскова в этом спектакле, сфотографирован во втором ряду крайним слева.
[633x468]
Фото Принцметал. На сцене перед задником с речным пейзажем.
[330x511]
Роль Мишки Колоскова в спектакле «Свадьба с приданым» Дьяконова (август 1950).
[700x490]
Популярный киноактёр Евгений Матвеев в кинофильме "Чаша терпения" - фото 1989 года.
Театр «Красный факел» в конце 50-х годов поставил на своих подмостках переведённую комедию Гольдони «Венецианские близнецы», и спектакль прошёл с завидным успехом. При подготовке спектакля постановщик Константин Чернядев поручил молодому актёру Эйдельману написать стихотворный пролог и тексты песенок. Сотрудничавший с труппой композитор П. Вальдгардт дал этим песенкам жизнь в мелодиях, свойственных итальянской народной музыке и заодно сочинил ко всему спектаклю музыку, насыщенную выразительными лейтмотивами главных героев и уместно ввёл в состав оркестра характерные для Италии мандолину и гитару.
Сам Эйдельман сыграл в «Венецианских близнецах» роль Бригеллы. Эта роль, как бывало в традиции «комедии масок» возлагала на артиста массу обязанностей и выявляла интересные режиссёрские и актёрские находки.
Спектакль начинался проходом через зал нескольких персонажей, и первым появился Бригелла. Он рассаживал опоздавших зрителей, а затем с авансцены непринуждённо рассказывал о том, что произойдёт, представлял публике появляющихся в зале или в разных местах сцены персонажей, и по ходу пьесы обращался то с осветителям, то к оркестру – словом, выступал комментатором и даже распорядителем действия.
Расскажу только об одной из проделок Бригеллы-Эйдельмана. После реплики прелестной Беатриче «Любовь, если ты жаждешь моей крови, возьми её всю, чтобы мне не видеть измены жениха!» Девушка занесла над собой кинжал, но появившийся Бригелла подбежал с воплем «Остановитесь, синьорина!», выхватил клинок из её рук и крикнул в зал дрожащим от волнения голосом: «Антракт, синьоры!» Эйдельман исполнял роль весело, даже зажигательно. (Из статьи Бориса Рясенцева в газете «Советская Сибирь, 23 июня 1957 г).
[370x515]
Артист Эйдельман в роли Бригеллы.
Писатель Шукшин долго не жаловал театр особой любовью. Потом, признав преимущества драматургии, написал пьесу «Энергичные люди». Он сам определил жанр как сатирическую повесть: пьесу следовало и смотреть, и читать. И другие работы Шукшина в литературе отмечены несомненным даром художественного слова и психологического образа. Его «Энергичные люди» не исключение. Описанные им персонажи не просто компания мелких жуликов, расхитителей, «энтузиастов собственного кармана». Каждый заявляет о праве на исключительность в обществе и мнит себя частью элиты.
Написана пьеса хлёстко, беспощадно – тем сочным, лёгким, ироничным языком, каким отличается проза Шукшина. В повести для театра он оказался больше писателем, чем драматургом. В театре Шукшин не позволял себе «бить наотмашь». Поэтому его сатира чаще переходила в юмор, и пропадала острая злость, ощущавшаяся поначалу.
Театры, ставившие «Энергичных людей», сталкивались с весьма непростым материалом. Сложности постановки испытывал и театр «Красный факел» (режиссёр Д.Шаманиди, художники Е.Гороховский и Р.Акопов). Художники, создавая обстановку подмостков, сочетали реальность и гротеск – своеобразную конкретность, вывернутую наизнанку. В ярких утрированных декорациях было уместно играть сатиру. А зритела сами отмечали, насколько способные комедийные актёры собрались за кулисами.
Если комедийный талант А.Смирновой, В.Эйдельмана, В.Харитонова, А.Левита и В.Бирюкова был уже известен, то в новом качестве открылись Г.Яшунский, А.Дорожко, М.Стрелков, И.Баранов. Причём, роли выполнены актёрами виртуозно (автор сообщения В.Головина. 20 января 1975 года).
[335x528]
Шукшин. "Энергичные люди". Эйдельман в роли Чернявого.
[700x434]
Ещё один эпизод из спектакля "Энергичные люди".
Василий Шукшин поднял в пьесе «Характеры» проблемы от постижения смысла жизни, понятия совести, человеческой любви, доброты, - до нешуточной войны с мещанским невежеством, скаредностью, пьянством, которые ежедневно преодолевают в себе и в односельчанах шукшинские герои.
[646x462]
[652x429]
Шукшин - "Характеры". Тимофей - В.Эйдельман, Николай Угодник - Л.Левин.
[324x482]
Роль Гриши Фабера в спектакле «Два капитана» Каверина. Май 1950.
[505x352]
В спектакле «Третья патетическая» Эдельман сыграл художника Кумакина
[340x670]
В постановке «Улица Трёх Соловьёв, 17» Владимир играл стилягу Пеппе. Его партнёрша по сцене – заслуженная артистка Амата Смирнова.
В 1959 году сценическая судьба свела Владимира Леонидовича Эйдельмана с великим актёром России – Николаем Константиновичем Симоновым. В домашнем архиве Эйдельмана сохранилась старая фотография с автографом знаменитого артиста кино и театра Симонова.
[700x428]
На обороте фотокарточки Николай Константинович оставил памятную запись.
[700x416]
Расшифровка почерка: «Город Новосибирск. Володе на добрую, хорошую, хорошую память. С уважением и большим приветом. – Н. Симонов. 1 августа 1959 года».
[388x492]
Спектакль «Дали дальние неоглядные» Николая Вирты. Роль Утверждателя.
Время на месте не стоит. С ним меняется театр, а актёры мужают и совершенствуются. Это заметно хотя бы по двум разным фотографиям, отснятым в разное время, на которых запечатлён актёр Эдельман в роли Гильденстерна в «Гамлете». Между снимками временной разрыв – два десятилетия.
[463x628]
Снимок 1950-х годов. Театр «Красный факел».
[312x432]
Снимок 1970-х годов в том же театре.
[464x700]
[652x528]
37 лет назад, когда театральный Новосибирск и друзья-актёры отмечали пятидесятилетие Владимира Леонидовича, совпавшее с четвертью века его творческой деятельности, общественность праздновала это событие спектаклем Э.Брагинского и Э.Рязанова «Сослуживцы», где в роли Новосельцева выступал сам юбиляр.
После спектакля актёры обменялись впечатлениями и тостами. К сожалению, старый машинописный документ выцвел и не поддался существенному улучшению, но текст вполне читаем. Мне понравилось стихотворение, написанное артистом музыкальной комедии Иваном Ромашко:
[398x700]
Познакомимся с этим автором – народным артистом Российской Федерации Иваном Ромашко. После окончания Ленинградского музыкального училища он пришёл в 1959 году в Новосибирский театр музыкальной комедии.
[304x426]
В театре наиболее значимые его роли: Василий Теркин в героической комедии, Дед Захар в музыкальной комедии “Бабий бунт”, Ничипор (“Свадьба в Малиновке”), Пеликан в оперетте “Мистер Икс”, Муромский в мюзикле “Свадьба Кречинского, Сеньор Мендосо (“День чудесных обманов”), Арье Лейб в мюзикле “Биндюжник и Король”, Князь Воляпюк в оперетте “Сильва” – их много. Важна и такая деталь: он успешно сочинял и оперетты. Известны его работы – “У моря Обского”, “Рябина красная”, “Ветры весенние”, “Необыкновенный день”, а также он автор книги “Улыбки артиста”. Не удивительно, что именно он написал Эйдельману юбилейный тост. Стихи Ивана Ромашко доходчивы. Их язык ярок и боек.
Отшумели оба юбилея, и моложавый юбиляр находился, как всегда, в хорошей форме и полон сил. Жизнь Владимира Эйдельмана опять понеслась – пятилетка за пятилеткой. А до выхода на пенсию было ещё далеко, как до неба.
[656x396]
Спектакль «Сослуживцы» Э.А.Рязанова. В ролях: Анатолий – В.Эйдельман; Людмила Прокофьевна – А.Покидченко народная артистка СССР, удостоенная высшего актёрского титула «Национальное достояние России» в 2011 году.
[298x479]
Спектакль «Любовь Яровая» Тренёва. Роль Елисатова.
[383x605]
Роль Полыхаева в постановке «12 стульев».
[700x516]
На фотографии – преподаватель актёрского мастерства В.Л.Эйдельман с группой студентов (в верхнем ряду он третий справа).
[700x538]
С творческим юбилеем (20 лет в театре) пришли поздравить актёра друзья: Алексей Малышев – главный режиссёр Ставропольского театра – с женой. В тот день в театре шла пьеса Максима Горького «Враги», где Владимир играл роль исправника Якова Алексеевича.
[700x451]
В сцене из спектакля «Повитель» по роману Анатолия Иванова актёр Эйдельман исполнил роль Ивана Бутылкина (в центре). В роли собеседника (справа) – актёр Алексей Малышев. На предыдущей фотографии – именно Малышев поздравлял Владимира с 20-летием работы в театре.
[444x148]
ПОСВЯЩАЕТСЯ АКТЁРУ ЭЙДЕЛЬМАНУ
Давно ль тебя свет рампы не ласкал, –
а по ночам к тебе приходят снова
Онегина безмерная тоска
и Гамлета откованное слово.
А занавес – меж залом и тобой
ещё колышется тяжёлой складкой,
и персонажи гулкою толпой
уходят все, смахнув слезу украдкой.
Полвека ты на этот эшафот
ступал легко и видел судей в зале.
Но не палач казнил тебя – народ:
на эту казнь билеты продавали.
Загадочен мир грима и афиш.
Сюжет как ни заверчен – разовьётся.
Пока аплодисменты – ты стоишь.
Восторг спадёт – и уходить придётся.
Что на подмостках ты не досказал,
душа домыслила и перепела.
Прощальная печальная слеза
с ресниц сошла, а к сердцу прикипела.
Сквозь этот призматический кристалл
весь человек читается отменно.
Ты отличаешь лживые уста
от честных губ правдивой Мельпомены.
Я никну перед гением твоим.
Суть сущего постичь ты удостоен:
за что мы ратуем? на чём стоим?
На что годимся, многого ли стоим...
(Автор текста Евгений Девиков - сосед В.Эйдельмана).
[700x607]
Роль дяди Феди в спектакле «Персональное дело» А.П.Штейна.
[329x448]
Спектакль «Тайная война» Михайлова и Самойлова. Роль Старика .
[440x647]
“Святой и грешный” – сатирическая комедия по пьесе М.Варфоломеева.
Тяжко жить человеку без Бога. На каждом шагу подстерегают его коварство, искушения и соблазны. Очень трудно в таких условиях остаться человеком. Однако надежда существует...
[553x440]
Постановка «Святой и грешный». В ролях: Кузьма Тудышкин – И.Слепцов, бог – В.Эйдельман.
[497x624]
В спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» Эйдельман играл Городулина.
[481x625]
Городулин в исполнении актёра Эйдельмана ярок и деятелен. Он молод и постоянно озабочен: чем бы заняться. Глупость не черта его характера, но как бы необходимое условие его жизни.
[444x639]
В спектакле "Таланты и поклонники" Эйдельман блистательно сыграл роль Нарокова. Кто такой этот Нароков? В прошлом, возможно, антрепренер, неравнодушный к проделкам Мельпомены, не сумевший наладить собственное театральное дело, отчего образ Нарокова становится трогательным, и это чувствует проницательный зритель.
Заканчивая разговор о моем хорошем соседе - весёлом и остроумном человеке - Владимире Леонидовиче Эйдельмане, напомню, что на подмостках он сыграл и выстрадал не менее двухсот драматических ролей, эпизодов и эстрадных номеров. Его труд всегда был ударным. Почти полувековая творческая жизнь актёра неразрывно была связана с Новосибирским театром "Красный Факел".
[629x351]
Покинув Россию, семья Эйдельмана выехала в Израиль. Что касается меня, то мы не были знакомы. Их семья жила в разных городах Израиля, но в 2002 году мы получили благоустроенные двухкомнатные квартиры в Бат-Яме. Это славный курортный город на побережье Средиземного моря. Там мы прожили в соседях двенадцать лет на верхнем этаже жилого "небоскрёба". Последние годы мы с Владимиром, удалившись от назойливых наблюдателей, уходили в бомбоубежище ("хедер атум") и записывали на диктофон мои стихи в его исполнении. В результате накопился аудио-сборничек, который мы переписали на компакт-диск и дважды давали послушать местным любителям поэзии в небольших аудиториях.
Оба мы уже не очень молоды. Актёр старше меня на семь лет. А Главный Диспетчер отправляет наши поезда, не сверяясь с синхронным расписанием. С уходом Актёра наш верхний этаж, да и весь дом на четыреста жильцов, как бы осиротел. Иногда я включаю эту аудио-запись и слушаю. В интонациях знакомого голоса оживает Лицедей. На чёрной полированной плите актёрская маска отделяет смех от скорби. На скорбной стороне изображена слеза - такая же, как в стихотворении "Актёр", посвящённом Владимиру Эйдельману:
"Прощальная печальная слеза
с ресниц сошла, а к сердцу прикипела"...
[598x655]