• Авторизация


Иполитас Ужкурнис – всем мастерам Мастер 27-11-2011 16:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Спецкор вильнюсской Комсомольской правды – “Комнъяунимо тесы” – А. Шкюдайте (возможно, Аудроне Шкюдайте) увидела впервые скульптора Ужкурниса, будущего “короля мастеров”, на творческом конкурсе резчиков по дереву в Кретинге (1972). Он сидел в автобусе среди мастеров и от нечего делать вырезал курительную трубку. Так начиналась её газетная статья об ярмарке литовских древоделов. Осенью того памятного года из всех уголков Литвы туда съехались резчики по дереву, столяры-мебельщики, народные скульпторы, умельцы и ремесленники, работавшие с деревом. Праздник начался поздравлениями и награждением народных мастеров, создавших мемориальный ансамбль деревни Аблинги, сожжённой гитлеровцами .

[327x544]
Приступили к работе резчики, приехавшие на комплекс первыми.

Мастера на этой вахте, оформив на службе отпуск, работали безвозмездно на мемориале деревни Аблинга . Ужкурнис за три недели, проведённые здесь, начал и закончил три скульптурные композиции.

[452x634]
Ужкурнис: Памятник Стефе Балтуоните.


[485x635]
Ужкурнис: Памятник Юозасу Жебраускасу.


[508x634]
В Аблинге Ужкурнис сделал фигуру «Свата», как памятник Казису Барбшису (слева).

[462x634]
“Сват”, убитый немецкими фашистами, внешне напоминает самого Ужкурниса.


ЛИТОВСКИЙ КОНКУРС ДРЕВОДЕЛОВ

Как только бригады в присутствии болельщиков и фанатов разыграли по жребию кряжи, брёвна и колоды, сразу закипела работа. Судьи не ограничивали участников временем, но с самого начала древосеки ревностно боролись за каждую выигранную минуту. Летели щепки, сыпались опилки. Праздник достиг накала, когда стали состязаться резчики по дереву.
Впрочем, и по другим номинациям на остальных площадках участники творческих конкурсов тоже проявили завидную инициативу.
Помимо монументальных произведений парковой скульптуры, где Ужкурнис успешно выступил, соревновались умельцы разных профилей: изготовляли на скорость деревянные скалки, деревянные башмаки (клумпы), выполняли полный набор столовых приборов, плели корзины, вырезалии украшали бытовые предметы затейливой резьбой. В конце праздника участники соревнований единогласно избрали победителя – Иполита Ужкурниса и присвоили ему звание “Всем мастерам Мастер”.




[447x634]
Спустя десятилетие (1982) журналист Ядвига Годунавичене посетила в Вильнюсе его столярную мастерскую, которая произвела на неё впечатление. Мастерская обнесена необычную изгородью: одиннадцать деревянных королей держали цепь, опоясывавшую участок мастерской. Лица королей самые разные: один усмехался в усы, другой подмигивал, третий дремал – ни одной повторявшейся физиономии. Пройдя по двору, мимо аккуратно уложенных крупных брёвен (материал для ваяния скульптур), она попала в королевство деревянных чудес. В небольшой комнате с полок, и изо всех углов выглядывали десятки скульптур. В молодые и зрелые годы Иполитас работал заводским столяром. На производстве строгал столярную мелочь, делал оконные деревянные рамы. По традиции, заведённой в Литве, раз в год съезжались в назначенный пункт резчики по дереву со всей республики. Ужкурнис не раз участвовал в таких творческих экспедициях и в разные годы создавал парковые скульптуры на тропе Чюрлёниса, в деревне Рокишкис (в память о партизанах Великой Отечественной войны) и скульптуры на горе Ведьм в Юодкраете.


[446x634]
На Дороге Чюрлёниса резчик Ужкурнис оставил эту группу. Памятник М.К.Чюрлёниса.


[451x634]
При дороге в Рокишкис Ужкурнис вырубил и поставил три памятных столба.

И ещё две скульптуры с горы Ведьм:

[424x634]
Лесник (1979) на площадке с бордюрчиком из пеньков.

[418x634]
Лесная фея (1981) с метлой. Можно предположить, что не лесная фея, а парковая.

Некоторые обветшалые парковые произведения резчиков-монументалистов, покрытые патиной старины, в наше время становятся добычей недобросовестных коллекционеров. Мастер Ужкурнис, обладающий недюженным созидательным талантом, категорически против растаскивания старых парковых скульптур на частные коллекции. Народный ваятель и резчик иногда сочиняет стихи – но не для массового читателя, а для себя. Он и в поэзии непрочь высказать чувства, которые не мог выразить стамеской и резцом. Однажды поэт М. Мартинайтис на страницах толстого литовского журнала представлял читателям любительскую поэзию народного скульптора.

[417x634]
Скульптурный портрет поэта Мартинайтиса с конём Пегасом в кармане (1983)..

Спустя три десятилетия, уже пожилой Ужкурнис сфотографирован репортёром агентства RIAN в своей мастерской перед скульптурным портретом поэта Мартинайтиса.


[600x563]
Сотрудники агентства, не вдаваясь в подробности, проштамповали подпись под фотографией: Ужкурнис в своей мастерской работает над очередной скульптурой. Конечно, в подписи есть мелкая неточность: чистовой вариант скульптуры Мартинайтиса закончен автором и установлен на место в 1983 году. С тех пор работа не переделывалась. Несмотря на смысловую погрешность, мне фотография нравится. Композиционно фотограф оказался на профессиональной высоте. Кроме того, узнаваемы на полках и рядом многие работа великого народного мастера.

Поэт Мартинайтис назвал свою статью “Талант не ходит один”. Иполитас справедливо охарактеризован как талантливый и устремлённый человек. В тревожные довоенные и в грозные военные годы ему не довелось получить систематического образования, а сразу после начальной школы жизнь открыла перед молодым человеком суровые университеты. Жизнь научила его быть смелым, несгибаемым, но умелым и добрым, как сама его мудрая многодетная мать.

“Под ветром стоишь ты спокойно и прямо
в льняной домотканой и грубой рубахе.
Отбрось все сомненья, печали и страхи:
соткала рубаху волшебница мама”.

В письме ко мне (12.12.1982 г) Ужкурнис писал: “Я люблю творить монументальные фигуры. Накопил уже около ста скульптур, установленных на местных кладбищах и возле дорог. В Алитуссом районе в парке колхоза “Обелия” сделал 14 фигур. Среди них есть посвящённые столетию рождения писателя Винцаса Мицкявичюса-Креве – профессора и писателя. Мне удалось выполнить его бюст, а второй бюст поставил в его деревне Субартонис возле его родного дома.


[549x636]
Портрет писателя Мицкявичюса-Креве.

Ещё мне самому нравится портрет Паулису Ширвису,– писал Ужкурни. – Потом я повторил его памятник на погосте, но портрет немного отличался от оригинала.

[406x640]

Также я люблю создавать многофигурные композиции, как “Чёртова мельница”, “Егле – королева ужей”, “Майронис” (литовский поэт), “Иванов день”.


[454x636]
Чёртова мельница – вариант первый.


[423x634]
Чёртова мельница – вариант второй.



[472x634]
Егле, королева ужей. 1966 г.


[475x634]

[357x634]
“Иванов день” – весёлый праздник летнего противостояния, символизирующий победу света над тьмой, добра над злом.


[385x20]


АВТОБИОГРАФИЯ УЖКУРНИСА
написана по моей просьбе в декабря 1982 года (сокращёна).

Я, Иполитас Ужкурнис, родился в 1926 году, когда картошку копали. В документах значилось 5 ноября. Рождён в малоземельной крестьянской семье, по очереди был шестым ребёнком, жили в Литве, в деревне Пипляй Ширвитского района.

[382x634]
Лауринас (мальчик с одуванчиками).

Когда я понял то, что я – это я, тут же начал лепить из глины, потому что мой брат Альбертас уже лепил, а был старше меня на три года. Лепил дедушек, бабушек и птиц – что окружало нас, особенно зимой. Везде холодно, на дворе бело, а тут сидишь на печке, тепло, а глина всегда была на случай поправки печки. Лепишь, и сушил дедушек-бабушек – а такие они были красивые, что насмотреться нельзя! Когда подрос, помогал старшим пастухам пасти коров.


[409x634]
Старший пастух.

Потом увидел, что пастухи тоже красиво вырезают ножом палки, дудочки и игрушки. Ножика не имел, а вырезать очень хотелось, а дерева у нас много на каждом шагу.
Деревня наша почти с полкилометра длиной, а в ней – и часовня, и кресты. Видел распятие и другие святыни.

[311x636]
Звонарь на колокольне.

А сам Христос был похож на Юргиса Стрюнгиса, а святые – на других деревенских соседей и соседок: святой Ионас смахивал на Владаса Поцюнаса, а святая Она – на Филомену Багдонайте.


[467x636]
Пьета. Оплакивание Христа.



[460x634]
Мадонна

Так с самого детства я знакомился с народныи искусством. Отец рассказывал, что ему довелось побывать в больших городах и познакомиться со столичным искусством, а по рассказам пытался узнать, каким бывает прикладное искуссто. Идёшь по деревне или по дороге – на перекрёстках стояли кресты, богато вырезанные из дерева, или часовня с фигурами святых угодников.


[458x635]

Казалось, что без этих крестов и часовен невозможно жить. А теперь на дорогах и перекрёстках стоят дорожные знаки. Только благодаря журналисту Тадасу Тесяцкасу опять появилась возможность возвратить народное искусство на обочину шоссе и сельской дороги, а также в местные парки.


[433x634]
Вернувшись домой с войны, женился и переехал в Вильнюс.


Там в музеях я увидел подлинное искусство. Но заняться самому резьбой или каким-то другим прикладным искусством запрещал советский закон. Такая была практика: сурово карали, если займёшься неразрешённым ремесленным промыслом. Найдут в доме стружку, – с тебя самого такую стружку снимут – не обрадуешься. А чтобы получить разрешение властей на ремесленное творчество, нужно закончить специальный техникум. Поэтому я вынужден был смириться и оставить мечты о художественном творчестве.
Однако жизнь не замирает на месте. Изменился закон, а птица вырвалась из клетки. В 1965 году я впервые участвовал в выставке декоративно-прикладного искусства. На момент написания автобиографии я участвовал в 80-ти выставках – в том числе в семи московских, а на следующий год (май 1983) намечалась моя персональная выставка в столице. Кроме того состоялись выставки в Ленинграде, Мурманске, Париже, Лондоне, Норвегии, Индии, Бельгии, Германии, а по два раза – персональные в Польше, в Чехословакии, в Будапеште и так далее (замаялся перечислять). Изваял более семисот экспонатов (многофигурную композицию считаю за один экспонат) – из них немало произведений закупили государственные музеи, отчего получил материальную и моральную поддержку. Было у меня очень много почётных грамот, дипломов, серебряная медаль ВДНХ СССР в 1972 году, звание деятеля культуры и просвещения Литовской ССР – теперь Литва. Уже тогда я имел сотню монументальных работ на мемориалах, возле дорог и на кладбищах. Народные мастера творят вместе с народом, но приходит свой час – и каждый уходит, оставляя после себя собственное творческое наследие.. Желаю Вам удачи и долгой творческой жизни.— Народный мастер Литвы Иполитас Ужкурнис”.


МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ
(по произведениям Иполитаса Ужкурниса)


[422x634]
Мальчик с дудочкой.


[446x634]
Арфистка.


[446x634]
Квартет.


[285x634]
Скрипач.


[240x634]
Ка́нклес (kanklės) — литовский струнный щипковый музыкальный инструмент.


[613x700]
Трио "ударников": концерт для молотов и наковальни.


[260x621]
Гармонист.


[454x610]
Гусли мои, гусли звончатые!



[601x634]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
Lanacha 01-12-2011-11:29 удалить
Работы конечно грандиозные, но везде непреодолимая грусть и печаль, смотришь и плакать хочется, а искусство должно быть немного светлее, тем более дерево очень теплый и радостный материал. Спасибо за пост.
Интересно, а есть ли сейчас такие мастера-резчики? те, которые не ради денег, а для души?
Grinblat 10-12-2011-15:13 удалить
Ответ на комментарий domashnie-retsepty # Есть такие резчики, которые работают не за деньги, а исключительно в своё удовольствие. Даю пока пару ссылок:
http://www.liveinternet.ru/users/grinblat/post180491781/
http://www.liveinternet.ru/users/grinblat/post192255782/
Посмотрите.


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Иполитас Ужкурнис – всем мастерам Мастер | Grinblat - Дневник Grinblat | Лента друзей Grinblat / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»