Появление и расцвет искусства деревянной мозаики в Европе произошли в эпоху Возрождения. Изобретение аугсбургским столяром Георгом Реннером в XVI веке приспособления для получения тонких древесных фанерок и лобзика со сменными пилками значительно облегчило выполнение мозаичных наборов и привлекло новых мастеров. Наибольших успехов достигла флорентийская школа XV века. Россия освоила эту технику с опозданием на целый век. Позднее научились новому ремеслу охтенские столяры и плотники на строительсте и украшении царских дворцов, где они стелили художественные паркеты в залах и в царских покоях. Архив сохранил собственноручные эскизы паркетных орнаментов Петра I, виденные им в европейских путешествиях.
Артели с Охты были отменными корабелами (на фото: охтенская верфь), мебельщиками и паркетчиками-краснодеревщиками. Лучшие мастера имели письменное свидетельство гильдии русских столяров-краснодеревщиков (основана в конце XVIII века). Она в включала в середине 1790х годов 124 мастера, 285 квалифицированных ремесленников и 175 подмастерьев.Одним из паркетчиков был охтенский столяр Никифор Васильев, умевший также хорошо делать корпусную мебель.
Бюро-цилиндр Никифора Васильева хранится в Екатеринском дворце Петербурга. Сделан в 1770-е годы. Материал: дуб, сосна, красное дерево; фанеровкаа кленом, розовым деревом, самшитом, орехом, ореховым капом, яблоней, палисандром и чёрным деревом; бронзовый сплав, составлен из меди, обогощённой оловом и свинцом; использованы золочение и гравировка. Столешница закрывается дугообразной шторой, набранной из деревянных реек.
Вся суперструктура бюро – в том числе его верхний шкафчик выглядит, в целом, как одно целое. Основание этой надстройки украшено видм панорамы Московского Кремля.
В 1770-х годах имя Никифора Васильева значилось среди имён охтенских мастеров, настилавших полы в Царскосельском дворце. В восемнадцатом веке наборные полы и наборную мебель выполняли часто одни и те же мастера. Никифор Васильев был одним из талантливых и плодовитых мастеров своего времени. Этот охтенский столяр-краснодеревщик выполнял не только заказы императрицы, но работал по заказам П.Б. Шереметева и других частных лиц.
Никифор сделал в тех же годах ломберный стол
Характерным приемом было предпочтение изображениям архитектуры. Почти все его произведения (за исключением двух) украшены композициями с изображением зданий, занимавших видное положение – на пример, в центре столешницы, на фасадах бюро. Во многих известных работах мастер создавал пейзажи с видами известных сооружений или парков в пригородах Петербурга, в Москве, Подмосковье или Твери. В этом случае образцами для наборных картин становились гравюры по рисункам М.И.Махаева. Примерами служат подписной столик, украшенный панорамой усадьбы Кусково 1770–1780-х годов, цилиндрическое бюро из Царского Села 1770-х годов, стол с видами Твери и другие работы.
Верхняя доска столешницы имела наборную картиуну «Аркадские пастухи», когда стол был закрыт, а на левой царге стола набор выглядел, как показано на средней планке.
Центральная часть набора (как показано на нижней планке) находилась на передней царге этого стола.
Ломберный стол из Петергофа, украшенный наборными картинами с аркадскими пастухами, с величественной архитектурой, крепостями и замками. Изображение аркадской темы на было случайным. Оно напоминало о Греции, на престол которой готовили великого князя Константина, поскольку государь “всея Руси” считался наследником Византийской империи. Выходит, простой охтенский ремесленник был не так уж прост.
Тот же ломберный стол на развороте наборной столешницы сохранился превосходно.
Угловые медальоны столешницы на развороте столешницы.
Столешница (в закрытом состоянии) и внешний вид ломберного стола, выполненного петербургским мастером Никифором Васильевым. На иллюстрации также показан медальон на развороте столешницы.
Наборная столешница с панорамой усадьбы Кусково и стол, декорированный Никифором Васильевым в 1770-1780х годах а Петербурге. Ниже изображения стола – фрагмент набора с подписью мастера.
Стол упомянут искусствоведами в книге «Русское наборное дерево восемнадцатого века»ю М., «Советская Россия». 1989: “Наиболее значительной в это время считалась мастерская Шереметьевых, где работал один из крупнейших мастеров XVIII века Никифор Васильев. К 80-м годам XVIII века относится лучшее из дошедших до нас произведений Никифора Васильева — мозаичная композиция на двухметровой крышке стола для нот” (или для гравюр).
Это единственная подписаня работа Никифора Васильева - стол с ящиками для гравюр, изготовленный в конце 1770-х - начале 1780-х гг. Набор на крышке стола изображает парк усадьбы Кусково с находящимися в нём архитектурными сооружениями. Оригиналом стола послужила гравюра П.Лорана по рисунку известного рисовальщика М.Махаева.
Стол с наборной панорамой Кускова представляет уникальное произведение русского декоративно-прикладного искусства. Сложнейшая по насыщенности, богатой палитре, тщательности подбора панорама передавала все нюансы гравюры при переводе её в дерево. Н.Васильев – был вольнонаёмный мастер. Его произведения сохранились во многих российских собраниях – в Екатерининском дворце Царского Села, в Большом Петергофском дворце, в Государственном Историческом музее. Сохранность экспоната: легкое выгорание, расшатанность конструкции, утрата металлических деталей.
Инвентарный номер: М-289 ( Государственный музей керамики и “Усадьба Кусково XVIIIв.” Обязательная ссылка на “Музеи России”. Зарегистрирован 06.07.2011 в Министерстве печати – Эл.N77-4675. ISSN 1684-9574).
Изучение творческой манеры Никифора Васильева и подписанного им стола для гравюр в Кусково, позволило предположить его авторство ещё в ряде изделий мебели. творческого наследия мастера продолжается, но результаты подобных исследований обычно имеют переменный успех. Сравнивая аналогичную мебель анонимных мастеров, исследователи приходят к интересным выводам. Например, одинаковые два петергофские стола одинаковые по размерам, конструкции и стилистики, были близки по исполнению мастера Никифора Васильева и украшены букетами, целиком соответствующими цветам на бюро с панорамой Московского Кремля из Останкинского музея. В той же манере и технике цветочные букеты и архитектурные постойки набраны также и на бюро-цилиндре из Кусково, которое с полным основанием можно считать работой Никифора Васильева.
Столешница стола-бобика и центральная наборная картина, выполненная Никифором Васильевым в последней четверти XVIII века. Петербург.
Столешница стола-бобика и его центральная наборная картина. В маркетри использованы разные породу дерева и медная инкрустация. Никифор Васильев – последняя четверть 18-го столетия, Санкт Петербург.
Бюро-цилиндр. Мастер Никифор Васильев в Петербурге, 1780-1790е годы.
В работах Никифора Васильева подкупала яркость художественной фантазии и самобытность. Его изделия были далеки от влияний западноевропейских мебельных школ.
Фрагменты художественных маркетри на крышке бюро-цилиндра.
Рассмотрим детали украшения бюро-цилиндра: наверху – набор на верхней доске бюро; посередине – набор выдвижной доски для письма; внизу – образец обрамления на цилиндре. На этом украшения не закончелись: есть ещё набранные Никифором боковые стороны стола и внутренняя часть для бумаг.
Набор на боковых стенках бюро-цилиндра, а ниже – набор на царгах. Изящные клеймы.
Набор на дверце внутреннего отделения для бумаг.
Бюро-конторка, выполненная мебельным мастером Никифором Васильевым в Петербурге. Последняя четверть XVIII века.