• Авторизация


Шампуры, или шашлычные шпаги 03-08-2011 19:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[161x252]

 

 

 

Первобытный человек уже умел жарить мясо на раскалённых углях. То, что мы сегодня называем шашлыком, в разных странах называлось по-разному.  Лингвисты отдают пальму первенства крымско-татарскому языку, где под словом «шашлык» понималось блюдо кочевых народов Азии, а  происходило от словашиш”– пика, а «шашлык» обозначало мясо, нанизанное  на пику. Позднее грузины вместо пики ввели в оборот  на Кавказе мирное понятие  “шампури”, то есть стержень, или шампур. Эстеты, среди которых немало любителей шашлыка, создавали эксклюзивные шампура  для долгосрочного пользования.

В таких местах принято подавать шашлык для нынешних  vip-персон   в роскошном охотничьем стиле – где гламур доведён до высокой степени vip-персонализации.   

 

 

[550x640]

 

[317x390]

 

[показать]

В 2007 году Санкт-Петербург опубликовал государственную заявку о намерении заключить контракт на закупку художественных шампуров на неимоверную сумму почти полмиллиона – 461  рубль. На фотографии семь шампуров из серии “Джентльмены удачи” (forum.prokuhnyu.ru).

А в массовом обиходе обычный покупатель пользуется   деревянные и бамбуковые шампурами, удобными тем, что после использования их выбрасывают.

[показать]

Моя личная небольшая коллекция старинных шпажек для  шашлыков насчитывает полтора десятка шампуров, заслуживающих определённого внимания. Все рукояти отлиты из бронзы. Длина каждой шпажки 41 см:  клинок 36 см,  литая рукоять – 5 см. Эти шампуры мне довелось собрать в Большом Тель-Авиве – в Израиле. Они украшены, действительно, художественным литьём, но кто, когда  и где отливал  – неизвестно.   Рисунки отливок воспроизведены в натуральную величину.

[170x540]

Двуглавый орел как символ был известен ещё при шумерах.  Позднее – в XV-XIII веках до новой эры – царство Хеттов было озабочено охраной обширных  границ с востока до запада, и изображение двуглавого орла приобрело политический смысл, как символ хеттских царей, но встречались и  наскальные изображения.

[600x429]

В Риме двуглавый орел появился при Константине Великом, и в 330 году стал  эмблемой великой Римской империи, а с распадом Римской империи закрепился как символ Византии, но использовался только на знаменах,  печатях и на монетах империи.

На Руси двуглавый орел появился на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году (smi2.ru ; truegod.ru).

 

[409x468]

Прапор императрицы Екатерины I.

 

 

[250x303]

Российский герб образца 1993 года.

 

 

[171x540]

Лира олицетворяла гармонию вселенной. Семиструнную лиру связывали с гармонией планетарных сфер, и с семью главными планетами. Четырехструнную лиру уподобляли  огню, воздуху, воде и земле (Прокл).  А в обычных сферах, а именно  в кулинарии – лира олицетворяла поэтику застолья с шашлыком на природе.

 

[277x540]

Козёл в смысле символики  олицетворял мужество,  жизненную силу и энергию. Иногда его уподобляли стройной газели или антилопе.

 

[показать]

Поскольку дикий козёл обитал на высотах, то он также олицетворял превосходство.

 

[506x475]

Священный круторогий баран  считался символом света (Николай Рерих).

[154x540]

Каждое пернатое существо наделялось символическим смыслом.  Птицы, благодаря связи с воздушной стихией считались посланцами высших миров.  Возможно, поэтому птица символизировала душу. Отождествление птицы с душой наблюдается в фольклоре многих народов мира. 

Если  «двуликий» орёл в бронзовой отливке народного мастера из моей коллекции выглядел не очень изящно, то следующее крылатое существо удалось ему лучше.

[139x540]

Имперская тематика не ограничивалась царским орлом. Образ воина (возможно, римского) не противоречил имперскому духу какой угодно страны

 

[152x540]

Художник  не обошёл стороной и стихию воды.

 

[450x312]

Рыба, символизируя  водную стихию, являлась атрибутом  морских божеств Посейдона и Нептуна, но также ещё  богинь красоты и любви Афродиты и Венеры, возникавших из пены морской. Рыбу принято ещё связывать с Богиней-Матерью – прародительницей животного мира.

[223x540]

Разнообразие окружающего мира  простиралось от охоты на кабанов до высот архитектуры. Охота и ремесло одинаково привлекали народных умельцев.

Кабан имел как солярное, так и лунное значение. Солярный символ кабана олицетворял мужское начало.

 

[показать]

Белый кабан считался  "лунным", отражая   стихию воды, ибо обитал на болотах. Кабан символизировал гостеприимство, бесстрашие  и обжорство.   Образ кабана в старину, якобы, защищал ратников. 

[124x540]

Одна из рукоятей шампура изображает старинный корабль под парусами. В этой связи интересно понять символику парусного судна. Это  надежда и безопасность.  В христианстве крестообразные мачты корабля порождали ассоциацию с церковью. Храмовые нефы аллегорически представляли  палубы, а алтарь – штурвал, где управлял церковным кораблем  среди  жизненных штормов священник – кормчий. Он вел  судно  по курсу,  к надёжной гавани – к Царству Небесному.

 

[показать]

 

[127x540]

Алебарда, образованная как бы из двух топоров – оружие древнее и грозное, применявшаяся в XV–XVII веках. На моём коллекционном шампуре алебарда имела русскую форму: на древко насажен тяжёлый наконечник в виде двух обоюдоострых секир.

 

[484x427]

На этом, как видим, разговор об алебардах не завершается. На рукояти следующего шампура над бронзовой головой быка заодно с острыми рогами возвышалась, как праздничный бант, аккуратная алебардочка. По-моему, это тоже заслуживающий внимания символ.

[125x540]

Бычья голова с символическим знаком небольшой алебарды отсылает зрителя к временам жертвоприношений и пиршеств в эпоху, когда алебарды были полицейским почётным оружием.

 

[124x540]

Сова – символ мудрости, познания. Кроме того, олицетворяет грусть, ностальгию, одиночество и ночь. 

 

[541x650]

 В мифологии охотничьи качества совы были неотъемлемыми свойством  богини  Афины. Её так и именовали  “совоокая”. Изображения богини и ее крылатой спутницы чеканились на серебряных греческих монетах, и в просторечии назывались “совами”: профиль Афины – на аверсе, а сова анфас – на реверсе.  Совиная способность  видеть в темноте сделала её также символом проницательности.

 

[132x540]

Языческая богиня с двумя птицами в руках  не вяжется ни с символикой Византии, ни с  бытом царской России. Отлитый в бронзе образ  навеян, по-видимому,  языческими  "преданиями старины глубокой". На рукояти моего  шампура воспроизведена фигурка Богини  ночи,  державшая в руках двух сов. Сюжет отливки и костюм персонажа не оставлял сомнения, что имелась в виду древневосточная богиня.

 

[396x482]

“Богиня ночи” держала на обеих ладонях по круглой петле,  смысл которых до конца не выяснен.  Этот предмет на древнем Востоке был известен ещё при шумерах, в древнем Египте и в Вавилоне. Означал он вечную жизнь как на земле, так и в потустороннем мире. Египтяне называли его  “анк”.  Возможно,  это был магическом узел,  обозначавший постоянно обновляющуюся жизненную силу, бессмертие и вечность.

Обнажённая Богиня была стройна, но её ноги у щиколоток переходили в когтистые лапы, которыми она попирала двух сидевших львиц. По бокам у неё неотлучно находились две совы. По вавилонской версии звали её Лилит (по-аккадски – «ночная»), а по-шумерски Лиль – «дух» или «воздух». Она была первой женой библейского Адама, но бежала от него, добиваясь эмансипации и освободив место Еве.     Поздней она стала старшей женой Сатаны. Изображение богини ночи Лилит изваяно в XVIII-м столетии до новой эры из глины, смешанной с соломой, как это было принято в саманном Вавилоне.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Lanacha 10-08-2011-17:01 удалить
Спасибо за интересный пост! Замечательно!
svetlyc 14-08-2011-15:16 удалить
Это же просто превосходно. Настоящие произведения искусства.
Grinblat 18-08-2011-00:51 удалить
Ответ на комментарий svetlyc # Признателен Вам за отзыв.


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Шампуры, или шашлычные шпаги | Grinblat - Дневник Grinblat | Лента друзей Grinblat / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»