Цитируется по статье Евгения Девикова “Троны Месопотамии“. Сайт litsovet.ru (4287 просмотров).
Сведения об этой древнейшей шумерской мозаике содержатся в отчете об археологических раскопках в развалинах храма в поселении аль-Убейд (al 'Ubaid), находившемся в четырех милях северней города Ура. Исследователи нашли там остатки деревянной колонны храмового портала. Пальмовый ствол колонны за пять тысячелетий превратился в тлен. На нём, однако, сохранился опавший мозаичный декор, набранный древними мастерами из кусочков смальты и ракушек, закрепленных тонким битумным слоем, тоже превратившемся в пыль. Ученые перенесли узор на новую деревянную основу и реконструировали первоначальный облик инкрустированной колонны. Она стала музейным экспонатом, подтверждающим высокое мастерство мозаичистов Двуречья, их умение добыть и использовать поделочный материал - даже мелкие кусочки раковины моллюсков, обитавших в водах Персидского Залива.
Об этом узнали в результате находок сэра Леонарда Вуллея, британского археолога. В одной из раскопанных им усыпальниц Вуллей обнаружил так называемый "Царский штандарт Ура" - деревянную коробку 45 на 19 сантиметров, у которой внешние стороны (включая высокие трапециевидные торцы) были покрыты мозаичными сценами из походной и мирной жизни воинственных шумеров. Специалисты-археологи датировали находку третьим тысячелетием до новой эры, то есть более чем пятитысячелетней давностью. В 1946 году Л.Вуллей издал в Лондоне небольшую книжку под названием "Ур: первые периоды". Такой штандарт, - писал он, - мог быть прикреплён к шесту или древку и служить навершием церемониального знамени.
На обеих плоскостях штандарта в три яруса выложены ляпис-лазурью, перламутром и разноцветным песчаником (или известняком) мозаичные сцены публичной жизни. Запечатлены войска в ратном походе, перевозимые метательные механизмы для камней и боевых копий, осадные орудия, предназначенные для разрушения крепостных стен. На другой плоскости в верхнем ряду изображён победный пир царя, а на двух нижних ярусах показано шествие провиантских отрядов, следовавших к царскому двору. Служители вели скот и военнопленных, несли к столу захваченную в битвах добычу и приготовленные яства.
В сцене пиршества мастер разместил участников пира, слуг и музыкантов в ряд из тринадцати фигур. У левого края он изобразил царя на троне, а перед ним поместил слугу. К сожалению, за давностью времени мозаичный слой на этом участке частично утрачен, но компьютерная техника позволила автору цитируемой статьи, опираясь на сохранившиеся детали, реконструировать осыпавшееся изображение. Следующим из участников торжества изображён взрослый сын царя, тоже сидевший на троне с бокалом в руке, и перед ним прислужник. Фигуры царя и наследника выглядели крупней остальных участников пира. Шестеро полководцев размещены поодаль, лицами обращены к повелителям. Их кресла очертаниями повторяли форму тронов, но трон царя был выше остальных. Фигуры слуг и музыкантов выполнены мельче прочих (ярус, посвящённый пиршеству царя и сатрапов представлен, как видно, в урезанном варианте).
Восстановленный из пепла "Штандарт Ура" повторил судьбу описанного здесь колонны аль' Убейда (al 'Ubaid). Благодаря археологам и труду реставраторов, спустя пять тысячелетий, мы увидели сцену царского пира в том виде, в каком шумерский Двор позволил её запечатлеть.
Надо отдать должное сэру Леонарду Вуллею за то, что появилась возможность у исторической науки хотя бы предположительно назвать имена двух высокородных участников триумфального пиршества. При этом, следует учитывать, что ремесленник, укладываший и скреплявший битумом цветные камешки и кусочки ракушек был примитивным художником, от которого невозможно ждать портретного сходства изображаемых царей и сатрапов. Такого рода ремесленные работы не претендовали на воспроизведение внешности конкретных людей. В условиях восточной деспотии такое занятие могло стоить жизни неосмотрительному ремесленнику. Поэтому сходство не выходило за рамки констатации общих признаков той или иной социальной и этнической группы. Чаще довольствовались достоверным отображением ситуации или обобщёнными сценками, относящимися к памятному событию. Примитивная изобразительная манера шумера-художника если позволяла говорить о сходстве персонажей с их прототипами, то не более чем на уровне характера или типажа. Например, сэру Вуллею принадлежит одна из характеристик участников этого пиршества: "чисто выбриты на Шумерский манер".
Царём в ту пору мог быть Мес-анни-пад-да, известный по шумерским клинописным текстам третьего тысячелетия до новой эры, как основатель Первой Династии Ура. В таком случае второй трон занимал наследник принц А-анни-пад-да, имя которого хотя и не числилось в публикациях шумероведов, но сэр Вуллей ввел его в научный обиход после того, как обнаружил и расшифровал памятную надпись на храмовом камне: "А-анни-пад-да, царь Ура, сын царя Ура Мес-анни-пад-да, построил это для возлюбленной жены Нинхарсаг".
По сравнению с известными нам древними тронами (ковчежным и "сундучным" троном шумерских богов или "скамеечным" престолом Ур-Баба и Годеа - царский трон Мес-анни-пад-да был более совершенным по форме и искусным по исполнению.
Оборотная сторона "Штандарта" (снимок на чёрном фоне): livennternet.ru
А здесь по "подсказке" пользователя Саши Lанге (sasha_lange), занимавшегося темой шумеров и работами археолога Леонардо Вули найденный им рабочий портрет археолога:
Шумерский музыкант и певица в сопровождении струнного инструмента присутствовали на церемонии. Изображение увеличено. Сайт uadream.com.
Всего три шумерских струнных инструмента (лира или арфа) той апохи найдены археологом и переданы музеям. Одна из них в те годы запечатлена на снимке вместе с археологом Чарльзом-Леонардом Вулли, причём учёный, шутя, тут же примерил её на себя.
Учёные трудятся, делают открытия, не снижают работоспособности и не теряют чувство юмора.