[185x277]
[222x562]
Вскоре я стал задумываться о том, как разыскать мастера, отважившегося навесить четырёхъярусное панно на «библейский» фасад. Формула поиска была проста. Искать на стенах сюжет, где фигурировала женщина с ношей на голове или с бутылью. И возможна дополнительная деталь: изображёние, скорей всего, обращено левым профилем к зрителю. С ней мог ещё быть грудной ребёнок. В поисковом азарте много не раздумываешь. Не пугает и перспектива охвата всего Бат-Яма – хочешь пройти не только по уличным фасадам, но и по стенам парадных подъездов. И хотя у меня в архиве были уже кое-какие находки на этот счёт, фотографирование рельефов и мозаик сделалось моим израильским хобби. Всё же реализация идеи отыскать имена мастеров заняла у меня чуть ли не год.
Этим летом (2010) я фотографировал узоры на жилом доме Шапиро, 17. Здание заметное. Фасад с улицы оживлён абстракционистским орнаментом в виде широкой вертикальной полосы низкого рельефа. В таких узорах обычно не бывает осмысленных символов. Часто встречалось сочетание линий, напоминавшее литеру «шин» (ש), с которой начиналось одно из имён Всевышнего. А художник Ланде (1979) в таком узоре изобразил нечто напоминающее “серп и молот”.
Полоса орнамента на фаседе Шапиро, 17, была подписана руководителем стройки М. Кацавом (מ.קצב). В беседе с пожилым жителем дома он сказал, что Кацав не был художником, а выступал как частный подрядчик. Меня прежде всего меня интересовало, как разгадать происхождения библейского сюжета об исходе евреев в Ханаан. Осмотрев фасад, я обратил внимание на южную сторону дома, где рос густой высокий куст, мешавший фотосъёмке. В Израиле запрещено ломать и портить зелёные насаждения. Мы с помощью добровольных помощников отогнули упрямые ветви, и я увидел прятавшееся под ними художественное панно, при виде которого сердце забилось чаще. На рельефе была женщина, обращённая ко мне левым профилем. Она несла на голове прямоугольный ящик, а другой рукой держала бутыль с водой. Наверняка люди Кацава были посвящены в разработку деталей «библейского» сюжета, особенно тот из них, кто выполнил это панно. К сожалению, спустя тридцатилетие не подойдёшь и не спросишь, как было дело. А на улице в нише под орнаментом были ещё два рельефных клейма: «Ужас» и «Скорбь». Первое изображало отшатнувшуюся в ужасе женщину, а другое – коленопреклонённую скорбящую. Работы сделаны недурно, если учесть, что ремесленник процарапывал их в непросохшей штукатурке стены.


Я не прекращал своих поисков, а недано (14 июня 2012), рассматривая в очередной раз известные фасады дома №17 улицы Шапиро, вдруг заметил прежде незамеченную на входной двери мастерски вырезанную надпись: "Построено братьями Кацав в 1980 году". Я не знаком с историей семьи М.Кацав, но повторение мемориальной подписи (под орнаментом и на двери) подвело меня к возможной догадке, будьто в том году братья (не про нас быть сказано) осиротели. Обычно принято упоминать фирму "М.Кацав и сыновья", а на двери чёткая надпись: "братья Кацав" - уже без отца.