Музыкальная сторона информационной войны
01-01-2011 06:24
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Каждый год в новогоднюю ночь, наблюдая праздничную телевизионную программу, возвращаюсь к одним и тем же мыслям по поводу звучащей музыки.
Вступительная часть концерта с нашими отечественными певунчиками-телепузиками мне не очень интересна. Даже отвратительна.
Но вот уже много-много лет после официальной части, всегда попозже, не по одному каналу идёт "Дискотека 80-х". Откуда такое постоянство?
Вообще возникает впечатление что "дискотека 80-х" это не случайное явление. Я не имею в виду только поверхностные рассуждения типа "музыка хорошая, поэтому нравится многим, поэтому и показывают".
Во-первых, возникает вопрос - а почему она так популярна эта "дискотека 80-х"? Ведь нет термина "дискотека 90-х" или "дискотека 2000-х" или что-то в этом роде.
Во-вторых, почему это явление возникло именно в 80-е? И вдруг резко приказало долго жить в 90-е? Просто мода или не только?
В-третьих, любому нормальному человеку уже давно понятно, что по зомбоящику ничего случайного не показывают, тем более с таким постоянством. Чем же эта музыка так мила руководству телеканалов и власти которая их контролирует?
Думая над всем этим я не мог не признать, что все эти музончики из 80-х конечно же обладают явной отличительной чертой от всего, что было после, и явной надо сказать привлекательностью. Каждая из тех групп и певцов как-бы является частью одного музыкального "силового поля" что-ли.
И это "силовое поле" не было бездейственным. Я помню как эта музыка захватывала молодёжь тех лет.
При этом все мамы-папы тогда говорили про увлечение англоязычной музыкой у своих чад, что музыка которую слушают их дети, для них очень нудная, однообразная, что раз слов непонятно, то и слушать нечего. Подсмеивались.
Но чадам были совершенно не важны слова, их влекло что-то другое.
Я помню как тогда в СССР всех пугали этой "западной и чуждой" культурой, грозили пальцем и качали головой учителя, но всё это было слабо, дискотеки гремели.
А оказалось что этот музон, несмотря на примитивность, не умирает до сих пор.
Да и страшного в нём ничего не оказалось вроде, так, песнюльки "про любофф". Чего было так шугаться? А если шугались, то почему никто не контролировал те дискотеки, это же было явление распространённое повсеместно. Если бы хотели убрать это веселье, то и убрали бы. Но значит не очень то и хотели?
Так чем же "дискотека 80-х" особенна? Попробую сформулировать.
1). Она явно позитивна, даже грустные мотивы в ней светлы. Нет совершенно никакой дегенератской чернухи в интонациях. Просто веселье.
Не зря символ дискотек тех лет - шар под потолком, облепленный кусочками зеркала.
2). Она романтична. Нет явных демонстративных извращений. Как правило. Хотя может и есть скрытые. Но скорее как намёк.
3). Песнюльки, хоть и штампованные, но их много-много, как и исполнителей. Целая индустрия работала в одном направлении.
4). Ноль эстетства и зауми. Всё примитивно и поэтому понятно даже тупому. Эта музыка не призвана задерживаться и пробуждать какие-то культурные ассоциации. И она поэтому - музыка широких интернациональных масс трудящихся.
Всё это музыкальное "силовое поле" в своей стандартности, однообразии и пустоте не лишено содержания, хотя и примитивного. Тут есть свой "мэсседж". В чём он?
В ощущении некоторой виртуальной реальности, реальности "сказки" я бы сказал. Сказки с блёстками и цветомузыкой.
И учащаяся и трудящаяся молодёжь СССР радостно и не думая ныряла в эту реальность.
У Кара-Мурзы в его книге "Манипуляция сознанием" есть рассуждения насчёт того, чего же не хватало тогда счастливым советским людям, что они так самозабвенно порушили и бесплатную медицину и образование и стабильность мощного государства им оказалась не мила (хотя сейчас это вдруг всем снова понравилось). Чего не хватало?
Кара-Мурза пишет что не хватало попросту новых впечатлений, не была удовлетворена потребность в "смене психического состояния". А попросту - был "хлеб", но была нехватка "зрелищ" в широком смысле слова.
Иностранная музыка 80-х как раз удовлетворяла эту потребность по-моему. Молодёжь уходила через неё от скучной реальности в "сказку". Ну а поскольку это была сказка западная, то немудрено что и сам Запад через призму этой музыки воспринимался как что-то родственное этой "сказке". Ну и понятно почему впоследствии
эта молодёжь не пожалела не такой уж плохой как потом оказалось советской реальности.
Просто им хотелось в "сказку".
Я не примитивизирую, поясню сразу. Я отдаю себе отчёт, что описываю всего-лишь один из механизмов воздействия на массы в то время в СССР. Всё конечно сложнее. Но как частность это показательно.
Мне лично кажется что эта музыка и на Западе не возникла просто спонтанно, хотя не имею фактов, подтверждающих какое-то её намеренное протежирование что-ли. Да и у нас в СССР для меня эта самая "дискотека 80-х" - наиболее зримое доказательство того что уже тогда СССР его руководством готовился к развалу.
Ведь понятно - куда направлена молодёжь, туда направлена и вся страна. А направляли её, похоже, умело.
Гребенщиков как то в интервью назвал себя тем кто "раскачивал СССР". Но по сравнению с целой индустрией поп-музыки тех лет он выглядит просто как рыба-прилипала на огромной акуле.
А не потому ли наша сегодняшняя власть так любит "дискотеку 80-х" и каждый год крутит её нам под новый год, что ПОНИМАЕТ какую роль эта музыка сыграла в сегодняшнем существовании этой власти?
На мой взгляд новогодние передачи по структуре очень символичны: пугачёво-киркоровско-газмановский шабаш это как бы наше светлое настоящее, то к чему мы стремились. Берите - ешьте. Это и есть РЕАЛЬНАЯ "сказка" в которую мы попали. Нам её во всей красе рисуют сразу после полуночи - чтобы мы вспомнили КАК мы счастливы сейчас.
А уж потом, после часа ночи, включая "диско-80х" нам напоминают нашу доблестную историю. Это как активация аналога исторической памяти - вот, дескать, смотрите и вспоминайте КАК вы мечтали о той сказке в которой живёте. Вспомните и прослезитесь, быдло.
Многие ли понимают всё это, когда под Новый Год самозабвенно пляшут под "дискотню" тех лет, или просто её слушают по привычке? Не пора ли отдать себе отчёт что привлекательность этой музыки сделала с нами не очень хорошее дело?
Ведь даже если кому-то это всё доставляет приятные чувства, надо понимать что признание себя алкоголиком - половина дела в лечении от алкоголизма.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote