Продолжаем вглядываться в его силуэт, который растворяется то ли в прошлом, то ли в бесконечном будущем…
1722 год в мировой истории — год, когда голландскими мореплавателями был открыт остров Пасхи и первый раз в истории человечества Бах создал музыку во всех 24 тональностях.
Какая хрупкость и какая чистота в этих звуках! Они приносят умиротворение, и кажется будто ангел укрывает своими крыльями. Это знаменитая прелюдия До мажор из Первого тома ХТК — так меломаны называют «Хорошо темперированный клавир» Баха. Но только те, кто говорит на русском. Англо-саксы скажут: «The Forty-eight», что значит 48 прелюдий и фуг, объединённых в один цикл.
Звучит та же самая прелюдия До мажор. Вместо современного фортепиано — клавесин времён Баха.
Вместо удивительной прозрачности и божественной чистоты — красивые, но такие «колючие» звуки. А ведь они должны вызывать ассоциации с ангелами и Благовещением, потому что сопутствующая фуга основана на теме хорала о благой вести Деве Марии.
Но как добиться этого эффекта на барочных клавирах? На клавесине и на клавикорде нет легато(музыкальный термин, обозначающий связное исполнение звуков), быстро затухает звук, и его силу практически не изменить. А хаммерклавир, предшественник фортепиано, ещё слишком несовершенен и нуждается в больших доработках. Так что Бах даже представить не мог те удивительные интонации, которые мы сейчас слышим в его прелюдиях и фугах.
Он сочинил Первый том Хорошо темперированного клавира для старшего сына Фриде — так звали в семье девятилетнего Фридемана — дабы тот развивал технику: на клавирах тогда играли тремя пальцами, а Бах задействовал все пять. Возможно, что про пальцы — это ещё одна легенда «в копилке» композитора, но факт остаётся фактом: некоторые фуги из ХТК настолько сложные, там такие переплетения голосов, что даже пяти пальцев бывает маловато.
Второй том появится позже, более чем через двадцать лет. Любимый Фриде давным-давно вырос, живёт отдельно и не нуждается в упражнениях. Но ведь есть младший сынок — Иоганн Кристиан. Может, для него Бах собрал созданное ранее, добавил новое, и появилось продолжение цикла?
Как и в Первом томе, здесь 24 прелюдии и фуги. Они так же написаны в каждой из 12 тональностей, в мажоре и в миноре. Это связано с настройкой клавиров. Чёрные клавиши звучали фальшиво, и композиторы не использовали тональности, где их было много. А Бах показал: если весь инструмент настроить равномерно по полутонам, то можно и нужно сочинять во всех тональностях.
Например, сколько новых красок открывается в немыслимом раньше, «плохом» Фа-диез мажоре !
Хорошо темперированный клавир
том 1: Прелюдия и фуга No. 13 фа-диез мажор, BWV 858
Исп. Святослав Рихтер
том 2: Прелюдия и фуга No. 13 фа-диез мажор, BWV 882
Исп. Мария Юдина
Сейчас кажется, что только так и должно быть, но во времена Баха разгорелись настоящие баталии. Его сын Карл Филипп Эмануэль заявил: отец выступал не за равномерный строй, а за натуральный, но немного «подправленный». Мол, темперация (небольшое изменение (сужение или расширение) некоторых интервалов музыкального строя) по полутонам требовала массу времени, а композитор настраивал клавиры минут за 20, и они у него звучали «чисто и благозвучно». Это аргумент весомый, но он единственный. Других не нашлось до сих пор, поэтому бессмысленно спорить о том, на чьей стороне был Бах, и что он понимал под хорошей темперацией.
Полное название «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха, написанное на титульном листе автографа первой части
(в оригинальной орфографии — «Das Wohltemperirte Clavier»):
«Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги по всем тонам и полутонам, как с большой терцией, то есть Ut Re Mi, так и с малой терцией, или Re Mi Fa.
Для пользы и употребления стремящейся к учению музыкальной молодёжи, равно как и для особого времяпрепровождения тех, кто в таковом учении уже преуспел, сочинено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом, ныне великокняжеским ангальт-кётенским капельмейстером и руководителем камерной музыки.
В 1722 году».
И.С. Бах
Хорошо Темперированный Клавир
исп. Даниэль Баренбойм (1942 г.р.)израильский дирижёр и пианист
Том 1-й BWV 846-869
Том 2-й BWV 870-893
Ясно одно: если бы композитор не написал ничего, кроме 48 прелюдий и фуг для клавира, то всё равно остался бы великим.