Увертюра «Шехеразада» стала первым крупным сочинением молодого автора для симфонического оркестра и отразила его заинтересованность восточной тематикой. Первоначально замысел Равеля был более масштабен: вдохновленный циклом сказок «Тысяча и одна ночь», молодой композитор планировал создать оперу-феерию. Созданная и впервые представленная на концерте в 1898 году, увертюра «Шехеразада» была встречена музыкальной общественностью очень критично. Молодого автора обвинили в «неуклюжем плагиате русской школы», очевидно намекая на «Шехеразаду» Н.А. Римского-Корсакова – этот шедевр русской музыки был создан десятью годами ранее, в 1888. Неудачный дебют «Шехеразады» на долгие годы спрятал эту музыку, не лишенную обаяния и проблесков мастерства будущего великого Равеля. При жизни композитора произведение не издавалось. Свет оно увидело только в 1975 году. Но Восток и образ красавицы, рассказывающей сказки в надежде отсрочить свою казнь, не отпускали Равеля. В 1903 году он создаёт цикл песен для голоса с оркестром «Шехеразада» на стихи Тристана Клингзора, вдохновлённые циклом сказок «Тысяча и одна ночь». Первоначально замысел был более масштабным: композитор планировал создать оперу-феерию, но отказался от этой идеи, сосредоточившись на вокальном цикле. Впервые цикл «Шехеразада» был представлен публике в мае 1904 года. В цикл вошли три поэмы: «Азия». Asie «Очарованная флейта».La flute enchantee «Равнодушный». L`indifferent Равель ... подчёркивал тесную связь музыки с поэтическим текстом. ... изысканная инструментовка и красочные созвучия создают атмосферу интимного, почти гипнотического путешествия в мир восточных образов. для сопрано (тенора) и оркестра (1903), M 41 1.`Азия` 2. `Волшебная флейта` 3. `Равнодушный` весь цикл целиком Первая и самая большая из трех поэм — «Азия» — мечта о далеком и загадочном континенте, воплощенная в колоритных подробностях мысленного путешествия от Дамаска через Иран и Индию вплоть до Китая. Экзотическое начало выступает в музыке различно: то в узорчатой мелодии, напоминающей о «Шехеразаде» Римского-Корсакова, которую Равель «любил нежно с самым пламенным энтузиазмом; он начал вновь волшебное путешествие Синдбада-Морехода», то китайской гаммой, то восточной диатоникой — величественная тема Азии, которая вначале появляется в спокойном звучании, а в заключении звучит точно апофеоз. Это настоящая поэма, экзотическая и колоритная, проникнутая «вечным зовом странствий». Две другие части триптиха лаконичнее по сравнению с первой и, пожалуй, законченнее по выражению и стилю. Не случайно вторая часть — «Очарованная флейта» — стала одной из популярных страниц музыки Равеля. «Очарованная флейта» — небольшая сценка, проникнутая знойной истомой и упоением dolce far niente, сочетающимися с таким же томным любовным призывом. Так же как и в первой части, здесь велика роль инструментального сопровождения. ... завораживающий напев флейты, выдержанный в условно восточной гамме, украшенной колоратурой. В этой изящной пьесе чуть печальный лирический колорит. Пьеса Равеля написана с истинным вдохновением, его речитатив выразителен, отлично сочетается с поэтической мелодией флейты. Композитор высказался в полную меру своего таланта, создал произведение, сохранившееся в концертном репертуаре. Третья поэма — «Равнодушный», —... типичная для молодого Равеля страница светлой импрессионистической лирики. Ясность и спокойствие мелодической линии и сопровождения, изящество и тонкость письма, красочность оркестровки — все это делает поэму отличным завершением вокального триптиха. «Шехеразада» была исполнена впервые 17 мая 1904 года в концерте Национального общества. Это произведение высокого достоинства, в нем достигнута точность и концентрированность выражения, делающие его одной из ярких страниц французского музыкального *ориентализма. *Ориентализм — использование сюжетов и мотивов, а также некоторых стилистических приёмов и средств выразительности литературы, архитектуры, изобразительного искусства, музыки различных стран Востока. |