• Авторизация


Сражения бывают и музыкальные 26-06-2025 10:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Возвышающийся над Парижем Монмартр приютил низы столичной богемы, дав им призрачный шанс выбраться из нищеты.
Морис Равель (1875 - 1937), частый гость здешних кафешантанов, с некоторых пор в деньгах не нуждался: он унаследовал от дядюшки приличный капитал и стал придирчив к заказам, за что попало не брался. Однажды композитор, пролистывая газету, наткнулся на объявление, в котором автор обещал заплатить 6 тысяч долларов тому, кто напишет для него фортепианный концерт. С одной оговоркой — сочинение должно быть для левой руки.
Ни о каких причудах речи не шло — правой австрийский пианист Пауль Витгенштейн (1887 - 1961)лишился на полях Первой мировой войны. Её участником был и Равель. По другую сторону фронта. Они встретились и продолжили сражение, но уже музыкальное.
25-871 (300x385, 55Kb) Морис Равель

Когда Равель показал пианисту готовую партитуру, то был неприятно удивлён критикой в свой адрес — Витгенштейн, воспитанный на классике, на дух не переносил джаз, который и задавал тон новому сочинению.
2025-06-26_09-40-38 (223x394, 114Kb) Пауль Витгенштейн Пауль Витгенштейн забраковал начальную каденцию, а также счёл партию оркестра перегруженной. Равель отказался от правок и холодно попрощался с артистом до премьеры. Она состоялась 5 января 1932 года в Вене, в помещении французского посольства.С первых тактов сочинения композитор услышал неладное: пианист присваивал себе оркестровые куски, увеличивал продолжительность каденций, сделал финал апофеозом «отсебятины», выдав серию пассажей, ломающих музыкальную драматургию. Рассерженный Равель набросился на Витгенштейна с криками, что не давал ему права гробить произведение. Австриец уверял, что в авторской версии концерт звучал плохо. Равель встал в позу боксёра. При посредничестве дипломатов противников развели. Но перепалка продолжилась в письмах: теперь первым в атаку бросался Витгенштейн, утверждая, «что исполнители не должны быть рабами». Равель ответил убийственной фразой:«Исполнитель и есть раб».
Но был вынужден подчиниться Витгенштейну, выкупившему права на исполнение сочинения на шесть лет вперёд. Австриец долго не хотел играть Концерт во Франции.
Позже Витгенштейн, поняв гениальность замысла Равеля, согласился исполнить концерт в Париже в том виде, в каком он был написан, и они уладили разногласия, «но весь этот эпизод оставил у обоих горький осадок»

Морис Жозеф Равель

Концерт
для фортепиано с оркестром №2 ре мажор
(для левой руки)

(1929 - 1930)
Солист - Пауль Витгенштейн
Дирижер - Бруно Вальтер

Paul_Wittgenstein_3_(c)_BFMI (575x700, 343Kb)
Пауль Витгенштейн
за фортепиано



источник источник
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Исполнители - тоже люди, как и композиторы.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сражения бывают и музыкальные | liudmila_leto - ЧЕМ ВЫШЕ ПОДНИМАЕШЬСЯ, ТЕМ ДАЛЬШЕ ВИДИШЬ! | Лента друзей liudmila_leto / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»