Что такое вальс?
Танец.
Какой?
Парный.
А ещё?
Некогда запретный. Романтичный и вдохновенный. Олицетворение любовного чувства во всех его проявлениях. Почти у каждого вальса есть своя история. Об одной такой прямо сейчас.

Маскарад, или Театральная любовь
«…Я не создал ни одной оперы.
И представьте себе, что это меня озадачивает,
ведь я очень люблю театр…
Моя страсть к театру такова,
что если б музыка в своё время не занимала бы мои думы,
я, наверное, стал бы актёром…»
Арам Хачатурян

Театр имени Вахтангова, СССР 1930-е годы | Довоенный Театр Вахтангова занимал в Москве особое место. На бесконечных вечерах бывали знаменитости, каждый спектакль горячо обсуждался, у ведущих актёров — толпы поклонников и поклонниц… И вот новая многообещающая премьера.
На сцене — бал «для избранных»: гости в броских эффектных костюмах, повсюду флирт и вседозволенность. Игра идёт по правилам светского маскарада: коварство, лицемерие и ложь. Но ведь это же «игра»! |
Кто ж может запретить окунуться в водоворот страстей с лёгким оттенком порока?
На беспечно-зловещем фоне разворачивается трагедия: главный герой, игрок Евгений Арбенин, заподозрив жену в измене, отравляет её. Нина Арбенина умирает со словами проклятья в адрес злодея, а сам Арбенин сходит с ума.
Последний предвоенный спектакль вахтанговского театра по драме Лермонтова «Маскарад» увидел сцену 21 июня 1941 года. Он пройдёт всего несколько раз, прежде чем здание театра будет разрушено вражеской бомбой в ночь с 24 на 25 июля. На этом оборвётся жизнь талантливой постановки, равно как и некоторых актёров, дежуривших на Арбате в роковую ночь.
Однако сохранятся воспоминания очевидцев, а также специально написанная музыка.
А ещё останутся двое, чьи имена навсегда соединит один-единственный вальс: 38-летний композитор Арам Хачатурян и 21-летняя актриса Алла Казанская.
Как новый вальс хорош! в каком-то упоенье
Кружилась я быстрей — и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося; не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость… —
произносит Нина в третьем акте драмы — аккурат в момент трагической сцены с Арбениным и смертельной развязки.
В роли Нины — ведущая актриса театра Алла Казанская.
В ней — хрупкой, утончённой и невероятно женственной — сочетались качества редко сочетаемые: изящество черт (сказывалось её дворянское происхождение) и солидность, тонкая наблюдательность и иронический ум, фундаментальность облика и снисходительность к человеческим слабостям, лёгкость и некоторое легкомыслие. Алла Казанская-Нина не отпускала зрителя ни на минуту, проживая судьбу героини с поразительной глубиной и преданностью. | |
А финальная сцена Нины и Арбенина и вовсе завораживала мощью, страстностью, смертельным отчаянием и неотвратимостью происходящего.

Восторженный зритель едва ли отдавал себе отчёт, что причина тому — не только талантливая актёрская игра, но и музыка, превратившая спектакль в настоящее чудо.
 | Арам Хачатурян обожал театр и чувствовал его специфику великолепно! Композитор не раз признавался: если бы музыка не занимала все его помыслы, он стал бы актёром. Стоит ли говорить, что работа над оформлением лермонтовского «Маскарада» захватила без остатка. Сочинялось легко и привольно, одна за другой рождались мелодии, искусно вплетаемые композитором в общую канву сценической драмы.
И лишь вальс, который слышал сам Лермонтов, который по задумке режиссёра должен был сопровождать все «узловые» сцены, и которым бредил сам композитор, не находился. |
" ... именно Вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к „Маскараду“. Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и „новой“, и „хорошей“, иными словами, достойной… Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом.
В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно „услышал“ тему, ставшую второй темой будущего моего Вальса. Могу ли я объяснить, как она родилась во мне? Вряд ли…»
А.И. Хачатурян
Но услышанный в вечности «Вальс» стал подлинной драгоценностью в наследии композитора. И с этой драгоценностью он без колебаний расстался после того, как побывал на репетиции «Маскарада».
Актриса, игравшая Нину, и была той мелодией, которую так долго искал Хачатурян. И вот рука потрясённого композитора выводит на первой странице партитуры: «Посвящается Алле Казанской».
Она приняла дар. А «Вальс» и по сей день звучит как гимн женской красоте и таланту от Бога.
В 1943 году Арам Хачатурян наиболее интересные номера (Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп) из музыки к драме пересочинил для концертного исполнения и сформировал их в сюиту.
А.И.Хачатурян
Сюита из музыки к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»
00-05 Вальс
04-33 Ноктюрн
09-08 Мазурка
11-52 Романс
16-10 Галоп
Вальс, открывающий сюиту, — одно из самых ярких произведений Хачатуряна. По определению известного литературоведа, знатока лермонтовского творчества, прекрасно знавшего музыку, И. Андроникова, это «обобщение романтической вальсовости, ее квинтэссенция». Гибкая мелодия вальса покоряет своим грустным, чуть меланхолическим оттенком, еле уловимой окрашенностью в восточные тона.
Ноктюрн — лирическое интермеццо. В пьесе он связан с образом Нины и сопровождает лирические сцены с ее участием.
Мазурка — яркая, радостная, эффектная — создает контраст номерам, так или иначе относящимся к характеристике Нины.
Романс, сменяющий пышный бальный танец, по настроению близок Ноктюрну и Вальсу, с которыми связан тематически. Это характеристика Нины.
Это — лирическая кульминация сюиты.
Завершает ее
Галоп — еще один бальный номер, рисующий пустую, равнодушную маскарадную толпу, безразличную к происходящей на ее фоне трагедии, не замечающую ее.
Внезапно общий веселый бег прерывается: все смолкает, в полной тишине звучит свободная каденция солирующего кларнета. Затем флейта вступает со своим соло.
И вот уже снова загремел, заскакал галоп, завершаясь в вихревом финале.


https://www.belcanto.ru/khachaturian_masquerade.html
https://orpheusradio.ru/programs/mr/2025-06-04/39447-maskarad-ili-teatralnaya-lyubov
https://www.armmuseum.ru/news-blog/aram-khachaturian-masquerade