• Авторизация


Нанси. В поисках модерна. Часть вторая. 11-12-2012 03:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Нанси. В поисках модерна. Часть вторая.


Итак, выйдя из музея Школы Нанси, мы двинулись на право по все той же Rue du Sergent Blandan  до ее пересечения с улицей Феликса Форе (Rue Felix Faure). Как сообщила табличка, установленная у ее начала, Феликс Форе (1841-1899), это один из президентов Французской Республики и ко всему дальнейшему, в общем то, отношения никакого не имеет.А вот на улочке его имени расположился целый квартал домов, созданных участниками объединения École de Nancy.


[511x768]


Напротив же этой улочки, на другой стороне Rue du Sergent Blandan, гордо возвышается еще одно примечательное здание той поры. Здание это сугубо общественное, оно и строилось таким и по ныне таковым является. Это городские общественные бани с бассейнами. Именно бассейнами, ибо тут имеются и бассейн, являющийся неотъемлемой частью т.н. турецких бань и обычный плавательный бассейн.


[511x768]


Ну, в турецкие бани мы не пошли, а смело двинулись по Rue Felix Faure. Как я уже сказал, вся эта улица застроена домами в стиле модерн. Самым примечательным из них считается дом №17. Примечательным скорей не по внешнему виду, красоте и оригинальности, а более потому, как его спроектировал и построил для себя один из виднейших деятелей Школы нанси – архитектор Цезарь Пэн (Cesar Pain,1872-1946).


[900x598]



[511x768]


Вообще вся эта улица в целом уже сама по себе является своеобразным памятником не только искусству той поры, но и тем идеям и стремлениям, коими руководствовались деятели École de Nancy. Ими была предпринята попытка создания или формирования некоей новой городской среды, среды, которая объединяла своих обитателей не только по месту жительства, но и по их мировоззренческим устремлениям и неким глобальным целям. Посему и не удивительным кажется то, что дома тут строились в первую очередь архитекторами, мастерами-художниками по декору (стеклу, это в основном витражи, художественной ковки, дереву, росписи и т.д.). К ним присоединялись их друзья и единомышленники. Таким образом формировалась не только физическая, материальная, но и духовная, среда обитания.  Всего École de Nancy успела создать два таких новых городских района, разумеется ими не исчерпывается наследие этой школы – работали они не только тут. Причем более «показательным» является примером является не Rue Felix Faure, а район, именуемый Parc de Saurupt,  но о нем речь пойдет несколько позже. Ну а пока, просто погуляем по улице Феликса Форе.


[511x768]



[455x768]



[511x768]



[511x768]



[511x768]



[900x592]



[900x598]



[900x590]



[511x768]



[900x588]


Видимо, стоит отметить, что по большей части, все эти дома являются частными. Принадлежат они и наследникам первых владельцев, и людям, уже к ним отношения не имеющим. В ряде домов и вилл сдаются квартиры, одним словом – обычный жилой фонд. При этом, ряд зданий официально признаны памятниками истории и культуры. И вот тут то у их законный-перезаконных, частных-пречастных владельцев могут возникать крупные проблемы – они не имеют права, не смотря на то что это «священная частная собственность»,  изменять не только что внешний, но и внутренний облик такого объекта. Любой ремонт должен пройти стадию согласования и пр. Таков закон. Причем санкции  к нарушителям им предусматриваются весьма суровые. При этом во Франции он еще не так суров, как скажем в Италии или иных местах.
Нагулявшись по сей чудесной улочке, мы вернулись на Rue du Sergent Blandan и двинулись по ней обратно по направлению к музею Школы Нанси, миновали его и продолжили двигаться далее в том же направлении. Путь лежал к тому, с чего в архитектуре Нанси началась эпоха модерна, к самому первому, построенному в этом стиле, зданию города – Вилле Мажорелль (Villa Majorelle). Дорога к этой вилле сравнительно не долгая, минут 15-20, но все же времени на глазенье по сторонам и некоторых размышлений хватило. Некоторые дома по Rue du Sergent Blandan , хотя т являются результатом более поздней, т.с. массовой застройки, из тех, что у нас именовались «доходными» и по ныне несут на себе следы увлечения стилем модерн.


[511x768]


А как я уже говорил в первой части  возведение зданий мастерами Школы Нанси велось практически за городской чертой, т.с. «у городских ворот», обозначавших границу старого, исторического Нанси. Причины понятны – тут и участки под строительство дешевле, и не действуют многие ограничения, часть которых сохранилась еще со времен позднего средневековья. В силу этого и районы эти были, скажем прямо, не самые престижные и фешенебельные, но тем не менее достаточно активно заселяемые и имеющие хорошие перспективы. В общем то, местами это чувствуется и сейчас.


[900x598]


[900x598]


[900x590]


Но тем не менее, именно тут и стоит прекрасный, да еще и самый первый, образчик виллы стиля арт-нуво - Villa Majorelle. Названа эта вилла по имени своего хозяина Луиса Мажорелля (Louis Majorelle). Сам Louis Majorelle был видным деятелем École de Nancy и специализировался в основном на художественной ковке и отчасти работам по дереву. Проект виллы был сделан парижским архитектором и другом Луиса Мажорелля Анри Соважем (Henri Sauvage), весьма близким по своим художественным взглядом к мастерам École de Nancy. В этом проекте приняли участия самые видные представители этого направления. Сам Louis Majorelle выполнил все художественные работы по металлу и дереву, автором декоративных элементов из керамики был Александр Биго (Alexandre Bigot), Жак Грубер (Jacques Gruber) являлся автором всех витражных и прочих работ по стеклу. Строительство виллы закончилось в 1898 году и с тех пор поддерживалась во всей своей красоте. Причем это касается как ее внешнего вида, так и внутреннего убранства и декора. Вилла принадлежит наследникам Луиса Мажорелля и является жилым домом. Но не смотря на это, или, скорей благодаря этому, доступ в нее возможен – семья  всячески поддерживает память о своем знаменитом предке и, сколь это возможно, старается продолжать и его дело и дало всей Школы Нанси. Ну само собой, посещение виллы Мажорелль производится не «диким» образом, а организованными группами, зарезервировать место в такой группе можно в Музее Школы Нанси. Да, а улица, на которой стоит вилла сейчас, носит имя Луиса Мажорелля (Rue Louis Majorelle), а сама она имеет по этой улице №1.


[900x669]


[511x768]


[900x598]



[511x768]



[900x598]



Нам, правда, несколько не повезло – вилла вовремя нашего визита находилась в состоянии завершающейся реставрации и, соответственно, до ее , реставрации этой,  завершения доступ внутрь закрыт. Жаль, конечно, но зато будет дополнительный повод вновь вернуться в Нанси.

Продолжение будет
Часть первая

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Ostreuss 12-12-2012-12:28 удалить
Идея "второго" ризалита просто блестящая. Главный удар с большим окном потом часто повторялся. Я жил в 60-х в Калининграде (Кенигсберг) и там в районе "Парка культуры" располагались элитные кварталы германской застройки начала XX в. Немцы жили несколько свободнее и богаче - особняки отделены от улицы палисадником, деревьями - метров 10, в глубине, - и каждый окружен собственным небольшим участком. Поскольку сами улицы тоже утопают в деревьях, то каждый дом сам по себе, соседние ему не мешают и не спорят с ним. Фантастический был район. Модерна поменьше, но эклектики (башенок, ковки, витражей, резного дереве) побольше. Огромные "затекающие" черепичные крыши. Зачастую дома были перегружены в архитектурном смысле. Прошло 50 лет, и теперь это обглоданные коробки. Куда делись филины во всю дверь, кованые железные балдахины или парапет с машикулями и зубцами во дворе? И этого никогда не восстановить, при всём желании. Нет тысяч мелких фабрик, нет даже полусотни форм фасонного кирпича. И не будет... . . [525x700] . . И на этой фотке дверь, переплёты, т.п. конечно, не родные.
master_AlPu 13-12-2012-02:15 удалить
Ostreuss, забавно, но я примерно тогда же каждое лето, а как то даже целы год провел в тех же краях. Был там такой городок - Зеленоградск назывался. И жил в старом немецком доме - вилле, из тех, что попроще. Если память не изменяет - Кай и Герда он назывался... Но и таких - затейливых, тоже немало там было. Что то с ними сейчас? Хотя, впрочем, даже узнавать не хочу...
15-06-2015-22:25 удалить
Очень красиво Спасибо за рассказ про Нанси


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Нанси. В поисках модерна. Часть вторая. | master_AlPu - Дневник master_AlPu | Лента друзей master_AlPu / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»