• Авторизация


Головин Александр Яковлевич (1863-1930, Россия) Прекрасная портретная живопись. 10-06-2025 15:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение

Головин Александр Яковлевич, 1863-1930. Русский художник

Автопортрет с полосатой тканью. 1927

Autoportrait._Alexandre_Golovine

Автопортрет. 

Александр Головин родился и вырос в Москве, в семье, где любили театр, музыку, литературу. С детства обнаружил абсолютный музыкальный слух, серьёзно занимался игрой на рояле и пением. Увлечение изобразительным искусством проявилось позже, лишь в старших классах гимназии. В дальнейшем музыкальность, музыкальная образованность самым серьёзным образом скажутся в художественных работах Головина, живописные произведения которого современники выразительно охарактеризовали, пользуясь известным выражением итальянского сценографа Пьетро ди Готтардо Гонзаго как «музыку для глаз».

Автопортрет на фоне красного платка. 1919. Холст, масло
Автопортрет на фоне красного платка. 1919. Холст, масло
 
Среднее образование получал в Поливановской гимназии. В 1882—1889 годах обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, сначала три года на архитектурном отделении, потом на живописном, в классах И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского и В. Д. Поленова. В то время в московском училище господствовал дух «передвижничества», что не удовлетворяло молодого художника и он уехал во Францию, в Париж [4]. В Париже Александр Головин посещал Академию Коларосси и школу-студию Витти (1897). После путешествия по Италии и Испании молодой художник по его собственным словам, понял, что «делал не то и что надо работать по-новому»[5]. В Париже Головина особенно поразила живопись Винсента Ван Гога.
Автопортрет.
В 1890-е годы Головин участвовал в деятельности абрамцевского кружка, где работал с майоликой и деревом. До 1901 года жил в Москве, затем в Петербурге и Царском Селе.
Автопортрет. 1927
Активный член объединения «Мир искусства», Александр Головин совместно с Константином Коровиным (они были дружны), принимал участие в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Художники также в 1900—1903 годах разрабатывали эскизы оформления фасадов цветной майоликой строящейся гостиницы «Метрополь» в Москве.

Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1912. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

По приглашению Управляющего Московской конторой Императорских театров В. А. Теляковского Головин c 1900 года стал писать эскизы декораций к спектаклям Императорских театров, сначала в Москве, затем в Петербурге. В 1900 году состоялся первый успех Головина в качестве художника-декоратора в Большом театре в Москве в постановках оперы А. Н. Корещенко «Ледяной дом» и в 1901 году оперы «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова.

Портрет М.К. Головиной, жены художника. 1898

В 1902 году Головин был приглашён в Санкт-Петербург на должность главного художника императорских театров, где создал свои наиболее красочные сценические работы для постановок:
 
Оперы «Кармен» Ж. Бизе, Мариинский театр, 1908;
У врат царства (К. Гамсуна, Александринский театр, 1908;
Оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, Мариинский театр, 1911;
Драмы «Гроза» А. Н. Островского, Александринский театр, 1916;
«Маскарад», пьесы М. Ю. Лермонтова, Александринский театр, премьера состоялась 25 февраля 1917;
Оперы «Каменный гость» А. С. Даргомыжского, Мариинский театр, 1917.
А. Я. Головин работал для «Русских сезонов» С. П. Дягилева в Париже (опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1908, балет «Жар-птица», И. Ф. Стравинского, 1910). После Октябрьской революции «блеснул стариной» в «Женитьбе Фигаро» Бомарше (МХАТ, 1927), а «Отелло» Шекспира во МХАТе вышел в 1930 году уже после смерти художника.

Портрет балерины Елены Смирновой. 1910. Государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Портрет балерины Елены Смирновой. 1910. Государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

В 1912 году Головин стал действительным членом Императорской Академии художеств. После революции в 1928 году ему было присвоено звание народного артиста Республики. Последние годы художник жил в Царском Селе (в описываемый период — Детском Селе), где и скончался 17 апреля 1930 года. Похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря (Средняя часть, дор. 1, уч. 17)[6].
Ф. И. Шаляпин в роли Олоферна в опере Серова «Юдифь». 1908. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Ф. И. Шаляпин в роли Олоферна в опере Серова «Юдифь». 1908. Государственная Третьяковская галерея, Москва
 
Семья
В сентябре 1897 года Головин женился на Марии Константиновне Котовой. Вскоре у них родились две дочери — Елена и Мария, а позднее сын Александр. Однако брак оказался недолгим.

Шаляпин в роли Фарлафа. 1907. Государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Шаляпин в роли Фарлафа. 1907. Государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

 Портрет Н. Е. Добычиной.

 Групповой портрет служащих петербургских Императорских театров (А.Б. Сальников, Л.В. Калинов, В.Д. Щеголев). 1906

Портрет Э. Ф. Голлербаха

Вышивальщица

Портрет мистера Чеккато

Портрет Ефимии Павловны Носовой (фрагмент)

ПОРТРЕТ ФРИДРИХА ЭДУАРДОВИЧА КРИММЕРА

Портрет Михаила Ивановича Терещенко

Портрет Марии Владимировны Воейковой (1865—1933), жены адъютанта военного министра В. А. Сухомлинова

Осенний пейзаж

Дача

Берёзки. Между 1908 и 1911. Бумага, гуашь. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Берёзки. Между 1908 и 1911. Бумага, гуашь. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Натюрморт. Цветы. Год создания 1910-е.

Портрет Лидии Яковлевны Рыбаковой с дочерью Олей. 1923

Портрет Л.Я.Рыбаковой. 1920

Девочка и фарфор (Фрося). 1916. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Девочка и фарфор (Фрося). 1916. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет певицы Валентины (Ефросиньи) Ивановны Кузы. 1900. Государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Портрет певицы Валентины (Ефросиньи) Ивановны Кузы. 1900. Государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Портрет режиссера В. Э. Мейерхольда. 1917. Бумага, темпера, пастель. Государственный Музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Портрет режиссера В. Э. Мейерхольда. 1917. Бумага, темпера, пастель. Государственный Музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Розы и фарфор. 1910-е. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Розы и фарфор. 1910-е. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Финская девушка». 1908

«Умбрийская долина»

Пейзаж. Павловск. 1910

Нескучный сад, 1910-е годы

Осень. 1920-е годы

Пейзаж с голубым павильоном. Вид в парке. 1910

Пруд В Чаще. 1909

Серебристые Вётлы. 1909

*******************


 

Серия сообщений "***Русские художники 9":
Часть 1 - Вильгельм Фельтен (Wilhelm Velten ),1847-1929.Русско-немецкий живописец.
Часть 2 - Коллекция произведений русского искусства/Christie's auction/
...
Часть 43 - Кардовский Дмитрий Николаевич, 1866-1943. Русский художник
Часть 44 - Флавицкий Константин Дмитриевич ,1830-1866. Русский живописец
Часть 45 - Головин Александр Яковлевич, 1863-1930. Русский художник
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Головин Александр Яковлевич (1863-1930, Россия) Прекрасная портретная живопись. | ehdu - Дневник ehdu | Лента друзей ehdu / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»