Мавзолей (макбара) вскоре превратился в место погребения ближайших потомков и соратников Тимура. Здесь покоятся его сыновья Омар-Шейх, Шахрух, Миран-Шах, его внуки Мухаммад-Султан и великий мирзо Улугбек. Здесь же упокоили и прах шейха Мир-Саида Береке, до сих пор почитаемого в Узбекистане. В комплекс мавзолея также входили медресе, мечеть, ханака (странноприимный дом для паломников, обитель дервишей).
Гур-Эмир на картине В. В. Верещагина (1870 год)
В 1424 году мирзо Улугбек распорядился пристроить просторную арочно-купольную галерею (сейчас она называется галерея Улугбека). В то же время с запада к мавзолею пристроили огромную дарвазу (громадный портал), оставшуюся незавершённой. Землетрясения 1868 и 1903 годов разрушили оба южные минареты.
История сложения ансамбля “Гур-Эмир” стала предметом исследований в течение более ста лет учёными разных поколений. В 1941 году 21 июня спецкомиссией было произведено вскрытие и отождествление захоронений, а затем скульптором-антроплогом М. М. Герасимовым созданы по черепам анатомические портреты Тимура и Улугбека.
![]()
Статья из газеты «Известия», 22.06.1941
|
Чёрный саркофаг Тамерлана
|
В усыпальнице Тамерлана помещено надгробие из нефрита, в склепе лежит простое надгробие, под которым находился прах Тамерлана (ныне хранится в отдельной крипте), а в мавзолее Биби-ханым находятся два мраморных саркофага — с прахом его любимой жены Сарай-мульк-ханым, её матери, и невестки.
На надгробии Тимура начертано предостережение о том, что потревоживший покой Тимура будет подвергнут страданиям и погибнет. Эпиграфика надгробий изучена известным советским востоковедом А. А. Семёновым. В 1940-1950 гг археологи под руководством М. Е. Массона и В. А. Шишкиной вскрыли планировку медресе, ханаки и других утраченных частей ансамбля. Реставрационные работы продолжаются с конца сороковых годов двадцатого века. Археологи обнаружили также остатки подземной южной галереи, ведущей в склеп, и другие, ещё не изученные подземные камеры.
Интерьер мавзолея - внутреннее убранство
В корпусе мавзолея заключён просторный и очень высокий квадратный зал, в котором установлены резные надгробия, вытесанные из мрамора, оникса и нефрита, украшенные орнаментальной и эпиграфической вязью. Собственно усыпальницей здесь является склеп с каменными саркофагами и простыми намогильными камнями.
Стены зала, сталактитовые своды ниш, арочные паруса и чаша купола переливаются лазурью и золотом, нанесённым на штукатурку и рельефы из папьемаше, склеенные из самаркандской шёлковой бумаги. Внутренние стены сложены из жёлто-зелёного мрамора, расписаны синей краской и отделаны позолотой так, что в подкупольном пространстве создаётся эффект мерцания и воздушности всего внутреннего объёма макбары. Это великолепие высвечивается из мрака восстановленными ныне разноцветными витражами в верхних окнах.
Гур-Эмир поражает своими пропорциями и формами, напоминающими гигантский тюльпан: в основе проекта здесь также лежали пропорции квадрата главного зала, определившие все остальные размеры здания (сторона зала и диаметр купола внутри – 10 м, наружный диаметр купола равен диагонали этого квадрата – 14,6 м). Высота купола – 12.5 м
Фрагмент фасада мавзолея Гур-Эмир
Вознесённая ввысь голубая ребристая шапка двойного купола на высоком цилиндрическом барабане венчает восьмигранную призму, динамичный геометрический орнамент кирпичной мозаики, гармония светотени и цвета, тонкий ажур решёток создают незабываемый архитектурный образ благородства, величия, вечности, усиленный художественным эффектом сумрачного роскошного украшенного интерьера.
Минарет
На строительстве и над украшением мавзолея работали лучшие мастера из Могулистана и Индии, Мавераннахра и Хорезма, Персии и Грузии. Амир Тимур из своих походов привозил лучших мастеров, специалистов своего дела: столяров и краснодеревщиков, золотых дел мастеров и золотошвеек, гончаров и каллиграфов.

Прах великого воина, амира Тимура, мир ему и милость, и благость Милостивого и Милосердного, царя царей, покоится под тёмно-зелёным нефритовым надгробием, выделяющееся своей строгой красотой.

Всемирно известный мавзолей Гур-Эмир стал последним пристанищем великого воина – Тимура. Подобно великому русскому полководцу, генералиссимусу России, графу Рымникскому, князю Италийскому Александру Васильевичу Суворову, амир Тимур Гурган не потерпел ни одного поражения. Сам амир завещал похоронить себя на родине, в Шахрисабзе. Там построил мавзолей для любимого сына Джехангира и устроил склеп для своего тела. Однако соратники и наследники приняли решение похоронить его в столице – Самарканде, Лике Земли.
