Это цитата сообщения
Donnarossa Оригинальное сообщениеДрагоценный гербарий Карла Фаберже
Карл Фаберже умел превращать привычное в нетленку. А как хранил секреты! Над его разработками бьются современные ювелиры и… не находят ответа. В XIX веке Карл Густавович делал золото любого цвета, первым начал широко использовать самоцветы Урала, Сибири, Кавказа, изменял природный цвет минералов, добиваясь нужного оттенка, смело сочетал благородные и неблагородные материалы. Его эмалям завидовали мастера Европы.
В ювелирном деле нет направления, в котором Фаберже не оставил образцов. Карл Густавович высоко ценил замысел, выдумку и абсолютно не преклонялся перед недешевыми материалами. Мог запросто разбить молоточком (который всегда носил при себе) дорогое готовое изделие, если оно не несло той прелести, которую он ожидал.
Самыми известными произведениями Карла Фаберже являются, конечно же, знаменитые пасхальные яйца. Однако знатоки ювелирного искусства считают подлинным шедевром его цветы.
Фаберже. Васильки и колокольчики
«Родословная» изысканных цветов Фаберже имеет восточные корни. Ведущий мастер фирмы Франц Бирбаум оставил письменное свидетельство: «Впервые мы обратили внимание на эту отрасль китайского искусства, когда нам принесли в починку букет хризантем... Благодаря искусному подбору тонов и прозрачности некоторых камней работа эта производила прекрасное впечатление». С реставрации китайского букетика начался драгоценный гербарий. Фаберже загорелся, стал придумывать собственные цветочные композиции.
Ко всякому делу он подходил основательно: при московской мастерской построили теплицу — выращивали растения, служившие «моделями» для каменных букетов. Сохранился рабочий альбом Фаберже с подробными фотографиями живых цветов, в том числе ландышей, послуживших прообразом корзинки императрицы.
В 1896 году Александра Фёдоровна получила в подарок от купечества Нижнего Новгорода букетик ландышей работы Фаберже — копию старинного китайского дворцового украшения. Императрицу привели в восторг жемчужно-бриллиантовые ландыши с нефритовыми листьями, в золотой корзинке. С тех пор этот букетик обычно стоял у неё на столе.
Мастер Август Хольстром, 1896, корзина ландышей
Дизайнерами дома Фаберже не раз повторялись шиповник, ландыши, рябина, малина, одуванчики. Вазочки почти всегда делали из горного хрусталя, прозрачность которого создавала иллюзию сосуда, наполненного водой. Стебли, чаще золотые, со специальной гравировкой. Листья — нефритовые, изящно вырезанные или эмалевые. Цветы обычно не клеймили — слишком хрупкие. Не было клейма и на платине Фаберже.
Знаменитый «Одуванчик» сегодня хранится в Оружейной палате Кремля
Стебелёк из золота, листья из нефрита. Но самое поразительное, на концах серебряных тычинок натуральный одуванчиковый пух. До сих пор ювелиры не могут понять, как удалось Фаберже закрепить нежнейший пушок, который мнётся от любого прикосновения. Но и этого мастеру показалось мало, сверху разбросаны мелкие бриллианты огранки «роза», которые при правильном освещении сверкают подобно утренней росе. Учёные долго сомневались в естественности пушинок. В музей пригласили эксперта из Ботанического сада МГУ, который подтвердил: да, это настоящий пух и назвал дату сбора, что абсолютно идентифицировало раритет с годом производства.
Фаберже. Ягоды
«Анютины глазки» — единственный цветок в мире Фаберже, оборудованный механизмом с портретными миниатюрами. Цветок был сделан в 1904 году и подарен Николаем II императрице Александре Фёдоровне на десятилетие их брака. При нажатии на кнопку лепестки цветка открываются и становятся видны миниатюрные портреты дочерей и сына императорской четы.
Клеймо Карла Фаберже