Все невесты пересекают порог своего будущего дома на руках жениха. Ношение новобрачной на руках восходит к ее похищению и означает - «Отныне ты моя». Формула «я тебя хочу - я тебя беру» была понятна всем без исключения людям древности.
Мифы разных народов рассказывают о похищениях возлюбленных. По преданиям древних греков, бог Аид воспылал страстью к прекрасной Персефоне и унес ее в свое подземное царство. А один из двух легендарных братьев-основателей Рима Ромул приказал своим подданным украсть женщин жившего по соседству народа -сабинянок. В древнеиндийском эпосе «Рамаяна» повествуется о похищении добродетельной Ситы царем демонов Раваной.
Обычай красть невест был распространен по всему миру. Вплоть до XX века его практиковали такие далекие друг от друга народы, как индейцы-навахо, кавказские горцы и меланезийские тикопиа. В сегодняшнем мире похищения по-прежнему случаются, но в символических формах. Похищение позволяет дополнительно театрализовать сюжет любовных отношений. В этом маленьком спектакле девушка разыгрывает испуг, который должен свидетельствовать о ее целомудрии и незапятнанной чести.
Иногда для спектакля требуется труппа побольше. У туарегов, живущих на северо-западе Мавритании, умыкание разрослось до забавной «войны полов». Когда супруга присоединяется к своему мужу, племя устраивает шуточное сражение: женщины прячут суженую, а мужчины помогают жениху взять ее в плен. У магаров, представителей одной из непальских народностей, свадьба с похищением, напротив, разыгрывается самым мирным образом. С наступлением ночи юноши и девушки отправляются на улицу. Повод невинный - пение песен. Там юноша посыпает волосы своей возлюбленной красной пудрой. Этот жест и символизирует похищение. Если девушка дает себя «покрасить», значит она согласна выйти замуж. И хотя ее родители потом публично выражают недовольство, обычно именно они и отправляют своих дочерей «петь».
До сих пор сохраняется ритуальное похищение у цыган. Когда пара решает пожениться, кавалер уводит свою возлюбленную на три дня из табора. Когда молодые возвращаются домой, их союз - свершившийся факт, который признается всеми.
Кстати, у подобных симуляций кражи есть экономическая подоплека. Факт похищения избавляет семьи жениха и невесты от необходимости обеспечивать приданое и калым. Вместо этого родители просто устраивают свадебный пир.
Самая скандальная кража в истории: троянец Парис похищает Елену, жену спартанского царя.
[608x699]