Для индийцев немыслима жизнь вне брака. Но всякое
проявление чувств, как и сам брак, подчинены древним моральным нормам и
кастовым законам.
Картины
бурных страстей можно встретить только в индийском кино. Для большинства
индийцев любовь ограничена рамками законного брака.
Непосвященному может показаться, что суровые кастовые
законы не оставляют в Индии места для любви. Это не так. Но если на Западе
люди вначале влюблялись друг в друга и только потом женились, то в Индии все
наоборот. Индийцы всегда считали, что сначала нужно выбрать спутника жизни и
сыграть свадьбу. А чувство придет потом. Не случайно в ходу здесь слово
«параккам» - любовь, возникшая из привычки.
Индийцев это всегда устраивало. Кажется, устраивает
и до сих пор. Юноши из касты
парайанов признаются, что никогда не женились бы на
объекте своих юношеских желаний. В результате 90 процентов браков в Индии -
это браки «по договоренности». К согласию приходят родители, а молодые люди
могут только подать сигнал, что они «созрели» до изменения своего статуса.
Если в доме юной тамилки день и ночь гремит музыка -это не беспричинное шумное
веселье. Это четкое сообщение, что девушка уже готова выйти замуж. Нравы и
традиции на юге и севере страны заметно различаются. На юге браки внутри рода -
обычное явление. На севере они запрещены, поэтому пару нужно искать за пределами
родной деревни.
Важнейшую роль играет происхождение. Будущие супруги
должны обязательно принадлежать к одной касте. А если, допустим, он - брахман
(жрец), а она - вайшья (земледелец) или шудра (ремесленник)? Тогда ничего не
получится. Как бы сильно ни билось сердце при виде его или ее, увы, кастовые
границы практически непреодолимы. Межкастовые браки даже в сегодняшней Индии
- явление скорее нетипичное. Какая участь ждет нарушителей этих норм? Обычно
родители просто высказывают ослушавшемуся чаду свое неодобрение. Но могут и
выгнать из дому. И даже убить. Последнее, впрочем, в наши дни случается крайне
редко.
Супружеская жизнь протекает весьма своеобразно. Недовольный
поведением жены или ее бесплодием, муж вполне может ее обменять или продать!
Проходит это на живописных ярмарках в штате Мадхья-Прадеш, расположенном в
центре страны. Брошенных женщин здесь осматривают, как домашний скот, за них
оживленно торгуются.
Свои чувства индийские мужья подчас проявляют нестандартно
и бурно. «Слабых половин» здесь нередко поколачивают. Странная логика «бьет -
значит любит» понятна не только в России.
А для индийской женщины главное - замужество и
продолжение рода. Без этого ее жизнь просто немыслима. Бездетность здесь
считается позором. Вдова уважением не пользуется. В касте брахманов вдовам
запрещают вступать в повторный брак.
Поэтому легко понять привязанность жены к мужу. Его
физическая смерть - это ее социальная гибель, конец нормального существования
в обществе. Такая установка имеет глубокие исторические корни. Некогда
североиндийские воины-раджпуты заставляли вдов приносить себя в жертву на
погребальном костре супруга. Только в XIX веке этот страшный обычай, именуемый «сати», был запрещен
английскими колониальными властями.
Еще одно проявление неравенства полов - запрет на
произнесение женой имени мужа. Тут корни уходят еще глубже: ведь древняя
традиция практически уподобляла супруга божеству. Индийцы убеждены: любовь
должна оставаться тайной. Иначе можно привлечь к себе сглаз. Поэтому супруги
не демонстрируют свои чувства на людях. Традиция позволяет только целомудренно
держать жену за руку.
И хотя без бурных любовных сцен не обходится ни один
индийский фильм, не путайте искусство с реальностью! То, что происходит на
экране, с обычной жизнью не имеет ничего общего. Впрочем, как и во всех других
странах.
[699x448]