• Авторизация


Очень глючная картина 06-03-2018 22:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения lj_shakko_kitsune Оригинальное сообщение

Очень глючная картина

Иногда смотришь на картину и думаешь -- о боже, что ж хотел сказать художник?! И да, это справедливо не только для современного искусства, а для старинного тоже вполне, и очень часто. Посмотрите например вот на это безумие, реально, с первого взгляда и не разберешься о чем оно и вообще, что это тут за тусовка.



Адриан ван де Венне. "Ловцы душ". 1615 год. Рейксмюсеум

Вообще название -- цитата из Нового Завета, про то, что апостолы будут приводить людей в христианство. Но, как нетрудно догадаться, на этой картине явно не первый век нашей эры.

Вот страница картины на сайте музея.

Детали:

Размер картины меньше, чем метр на два, несмотря на огромное количество деталей.

Харя какая у епископа карикатурная.


Слава богу, есть и полное название:

"Ловцы душ: аллегория соперничества между разными конфессиями христианства во время Двенадцатилетнего перемирия между Нидерландами и Испанией"

Двенадцатилетнее перемирие (нидерл. Twaalfjarig Bestand) — период прекращения огня между габсбургской Испанией и Республикой соединённых провинций во время восьмидесятилетней борьбы последней за независимость от испанской короны. Перемирие длилось с 1609 по 1621 годы. В 1621 году обсуждалась возможность заключения нового мирного соглашения с Испанией, но условия, предложенные испанцами, Нидерланды сочли для себя неприемлемыми, и боевые действия были возобновлены.

По костюмам можно догадаться, где католики, а где протестанты.


Персонажи на первом плане явно написаны с реальных людей, и вообще это такой своеобразный групповой портрет.


Понарядней -- аристократишки.


Описание отсюда:
"Река означает раскол между северными и южными Нидерландами, случившийся после их иконоборческого восстания. В первоначальной картине протестантские рыбаки успешно спасали души верующих, а вот католические сети были пусты. Рядом с католическими лодками они были добавлены художником позже.

На левом берегу изображены два принца Оранских (за веткой апельсинового дерева): Мориц и Фредерик Генрих. Их сопровождает Фредерик V, курфюрст Палатинский, король Яков I Английский и молодой Людовик XIII со своей матерью Марией Медичи.
На правом берегу реки находятся католические кардиналы с папой в сопровождении Альбрехта Австрийского и Изабеллы Клары Евгении, а также генерала Амброзио Спинола.

Различные атрибуты рыбаков (сети, лодки и т. д) подписаны латинским текстом, чтобы прояснить смысл.
Большая муха нарисована как своего рода поклон Яну Брейгелю Старшему, который создал много подобных забавных аллегорий с визуальными шуточками в них".

Муху нашел lizardian: в левой нижней части картины, на воде между берегом и лодкой. Вправо вверх от мальчика с ракушками.


Вблизи карлики и дети.
Кстати, посмотрите, к вопросу что мы обсуждали в теме про улыбку в портрете -- тут явно видно различие между портретными фигурами конкретных дяденек и жанровыми фигурыми вымышленных для разнообразия картины мальчиками. Вымышленные жанровые мальчики улыбаются и гримасничают.


на горизонте -- католические кардиналы в красном


Покрупнее еще обрежу, там такая бабка клевая


Вот это наверно Альбрехт и Изабелла.


В общем, отличная картина, надолго можно залипнуть.

UPD: отсюда

На картине, сответственно, две толпы стоят на двух берегах - протестантском и католическом. В протестантской толпе можно увидеть штатгальтеров республики Соединенных провинций, Морица Оранского и его брата Фредерика Генриха.

statthalter

На католическом берегу можно увидеть Эрцгерцога Альбрехта и Изабеллу Клару Евгению, правителей Испанских Нидерландов.

Isabella_Clara_Eugenia_Spain_Albrecht

На протестантской стороне - народу побольше. У самого берега растет зеленое свежее дерево. Чтобы образ был понятнее, к нему прибита записка "Псалом 1".

И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.


На католической же стороне дерево жухнет и облетает.

trees

И протестанты и католики ловят из реки души. Чтобы не перепутать, один из протестантов держит в руках книгу со ссылками на евангельские стихи о "ловцах человеков".

lovcy

Но у протестантов получается лучше: лодки их полны, и они заняты только ловлей человеков. У католиков в лодках и музыкальные инструменты, и золотые кадила. Да и ловят они не только людей, а и драгоценную утварь, и, если приглядеться, и церковные здания и какие-то сундуки.

churches

И нат всем этим простирается радуга, символ завета с Богом, что потопа больше не будет - прозрачный намек на мирный договор, защищающий обе стороны от потопа войны.

Таким образом, перед нами - политическая агитка, говорящая о мирном сосуществовании двух систем как продолжении классовой борьбы.

https://shakko-kitsune.livejournal.com/1224152.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Осмеюсь внести и свои пять копеек. Насчет деревьев: на стороне католиков дерево пожухлое, на стороне протестантов (а протестантизм навязывали силою) дерево живое, здоровое, благоденствует. Здесь, кроме намека на "Псалом 1", явно включены элементы эмблемы с Sinnepoppen, по Roemer Visscher .Вот они: Keur baart angst DAERMEN kiesen mach voor beste uyt twee ofte meer dinghen, daer valt terstondt bekommeringh in 't oordeel, soo dat men altemet bedroghen is door valsche voorbeeldinghe* en ghebreck van kennisse, kiesende het quaedste voor't beste: soo sietmen dat die te keurboom* gaen mach*, dicwils tot vuylboom* komt. В переводе девиза смысл сводится к тому, что "принятие порождает опасность", католики опасаются принятия новой веры. В переводе контекста - выбирая из двух вещей (в даном случае веры), двух деревьев - лучшее, человек может быть подвержен ложному воображению. Складывается впечатление, что художник явно пытался угодить власти, был за протестантизм. Либо это было условием выживания в данной ситуации...А кто он был действительно, протестант или католик? [300x410]
Ответ на комментарий ВЕнеРИН_БАШМАЧОК # Вера, де Венне, судя по всему, был протестантом. Из Википедии: Ван де Венне родился в 1589 году в Делфте в семье почтенных родителей, которые бежали из южных провинций из-за войны и религиозного гнёта. В 1607 году ван де Венне упоминается в Антверпене, а в 1614—1625 годах он жил в Мидделбурге, где вдохновением для него служили пейзажи Яна Брейгеля Старшего и сатирические поучительные виньетки Питера Брейгеля Старшего. Его сатирическая картина «Ловля душ» (нидерл. De zielenvisserij), написанная в 1614-м, является ироническим замечанием к конфликту католической и протестантской церквей во время Нидерландской революции, когда река Шельда, изображённая на картине и находившаяся в непосредственной близости от дома ван де Венне в Мидделбурге, отделяла южную католическую Фландрию от северных протестантских Брабанта и Зеландии. Влияние Яна Брейгеля Старшего особенно заметно проявляется в этой аллегории религиозного фанатизма, реалистические детали трактованы в ней с тонким юмором.
Спасибо, Лена.Да, по этому полотну гулять и гулять, смотреть и смотреть можно долго.И везде искать смысл.За что я и люблю эту эпоху и этих голландцев в ней.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Очень глючная картина | Муромлена - Дневник Муромлена | Лента друзей Муромлена / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»