Это цитата сообщения
lj_tanjand Оригинальное сообщениеЧто сказал череп
"Суета сует — все суета!"
Многие знают, что череп – символ хрупкости бытия. Об этом уж очень любят упоминать священники, в принципе, загробное существование – краеугольный камень христианства. Но не только наши попы и пасторы морально давят на больную мозоль, еще в древнем Риме о быстротечности жизни вовсю об напоминали друг другу обыватели.Тогда считалось, что, если будешь помнить о бренности, - станешь более благородным и великодушным. Наивные)) Но принцип такой был – напоминать. Этим занимались художники и в эпоху зарождения натюрморта, то есть в XV—XVI веках. Только вот чудеса – они создавали шедевры. Наверно, душу вкладывали. Центром развития жанра стал город Лейден в Нидерландах, один из центров кальвинизма, требовавшего от человека приверженности строгому моральному кодексу. Систему символов назвали Vanitas — от латинского "суета". Это отсылка к одной из самых философских книг Библии — Экклесиасту: "Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует — все суета!" Ну вот. Художники - глашатаи идеологий, они несут миру все нужные властям идеи, они стараются достучаться до сознаний простых граждан.Нужно напомнить людям что надо думать не тщете земной, а о духовном, значит, будем писать черепа. Со всей силой таланта, данного Богом.В определенной степени Vanitas на натюрмортах — отображение морали тех времен; многие натюрморты являются еще и личной историей художника, который говорит о своих искушениях и страстях только визуальным языком и особым смысловым кодом. Первые знаменитые натюрморты можно понять, лишь зная язык символов, очевидный для человека средневековья.Череп перекочевал в натюрморты из портретов, в которых был напоминанием о скоротечности человеческой жизни и опасности иллюзий могущества и славы. Зритель должен увидеть в черепе свой собственный портрет. Вы видите там собственный портрет? Я - нет, воображения не хватает. Хоть смысл понятен.Глобус — символ науки. Деньги и драгоценности означают тщеславие, высокомерие, самовлюбленность. На полотне нет владельца сокровищ, а значит, он не смог унести их с собой в могилу. Эверт Кольер, "Vanitas"Короны имеют схожее значение с оружием и доспехами, а также напоминают, что настоящая власть принадлежит лишь одному Богу. Иногда в натюрморте присутствует лист с нравоучительным изречением. Эверт Кольер, "Натюрморт с короной"А вот интересно: Нож — фаллический символ и напоминание: ты уязвим, грешник. Яблоки — понятно, да? Ева, змий и потерянный Рай; это значение имеют также груши, цитрусовые, помидоры, виноград, персики и вишни. Смоквы, вишни, сливы, опять же яблоки и персики символизируют страсть и сексуальные отношения. Лимон, особенно очищенный, означает, что порок привлекателен лишь на первый взгляд, а внутри всегда кислый и горький. Также спелые фрукты обозначают богатство и достаток, а гнилые — символ старения и дряхлости. Питер Клас, "Натюрморт с крабом"Медицинские инструменты… понятный символ и сегодня - уязвимо наше тело перед болезнями. Питер Клас, "Vanitas"Палитра и кисти — не случайны, не только ради красоты и армонии натюрморта. Это символы живописи. Питер Боел, "Большой Vanitas", фрагментЗеркала означают тщеславие и иллюзорность явлений. Песочные и механические часы - быстротечность времени. Питер Клас, "Vanitas со скрипкой и зеркальным шаром", фрагментКурительная трубка – ах, ах, это быстротечные и неуловимые земные наслаждения. Хармен Стенвик, "Натюрморт из скульптурного бюста, черепа, масляной лампы и других предметов на каменном выступе"Мыльные пузыри — символ не легкомыслия и веселья, а скоротечности физического существования человека. Эверт Кольер, "Натюрморт с книгами, манускриптами и черепом"Стекло — символ хрупкости, белый фарфор — чистоты. Бутылка — пьянство. Ступка и пестик символизируют мужское и женское начала, сексуальные контакты. Хармен Стенвик, "Ванитас", фрагментЗначение цветов тоже различно. Опиумный мак — символ лености и пассивности; розы — любви, секса, тщеславия; тюльпаны — безответственности и неразумного обращения с подарками, дарованными Богом. Йоханнес Борман, "Vanitas с вазой с цветами и черепом"Свечи и светильники — символ человеческой души. Гаснущие, они обозначают смерть — как и колпачок для гашения свечей. Симон Ренар де Сен-Андре, "Vanitas"А дальше попробуйте сами найти символы в натюрмортах и определить их значение. Ну во, можно сказать, что концептуальное искусство не вчера родилось – это раз. А два – чтобы понять всю полноту заложенного смысла, надо включать анализ – совсем, как с сегодняшним искусством. Винсен ван дер Винне. Натюрморт полон символов.Но череп писали не только на натюрмортах. Есть огромное количество работ, в которых мастера использовали этот символ. Вот, например.
Известный модернист, Густав КлимтВ работе "Надежда II" кость (возле живота героини) олицетворяет опасность, преграждая дорогу к счастью. Удивительно, что автор, чьи работы полны золотых красок и светлых оттенков затрагивает подобные темы, однако мрачности средневековых картин в них нет.Надежда IIВ работе "Смерть и жизнь" фигура в расписном одеянии играет "саму себя". http://tanjand.livejournal.com/2149953.html