Ян ван Хемессен (Jan van Hemessen, настоящее имя Jan Sanders) (1500, Хемиксен, близ Антверпена — до 1566, Харлем) — фламандский художник. В 1519 г. Хемессен начал учёбу у Хендрика ван Клеве в Антверпене. Возможно, что около 1530 года он был в Италии (о чем свидетельствует сохранившиеся копии картин дель Сарто и др.). Действительно, Вазари упоминает о нем, среди ведущих фламандских художников, которые работали в Италии. Некоторые исследователи отождествляют его с Монограммистом из Брауншвейга. Стал мастером в 1524 г. В 1548 г. он был назначен деканом гильдии Святого Луки в Антверпене, а в 1550 г. переехал в Харлем, где и умер до 1566 г.. Его дочь Катарина стала художницей.
Подписные работы Хемессена датируются 1531-1557. Наряду с Артсеном Бекеларом и ван Роймерсвале он принадлежит к группе антверпенских художников, которые в своем творчестве вдохновлялись образами повседневности. Художник-реалист он придает религиозным сценам бытовую окраску. Его творчество носило монументальный характер с явно выраженным объемом, смелыми ракурсами, беспорядочными движениями, гротескными деталями, интенсивными и контрастными цветами, порой дисгармоничными. Благодаря его манере и пластичности его языка Хемессена часто считают одним из предшественников Питера Брейгеля.
Самая ранняя известная его картина "Св. Иероним" (Лиссабон Нац. музей старинного искусства) исполнена в 1531; уже здесь проявляется интерес к ракурсам и своеобразие стиля драматичного и монументального. Эти черты в меньшей степени характерны для картины "Поклонение волхвов" (1534 Великобритания Кор. собрание) напоминающей работы его антверпенских современников. Индивидуальность мастера гораздо больше заметна в композиции "Блудный сын" (1536 Брюссель Кор. музей изящных искусств) в которой евангельская притча сведена к народной полуанекдотичной сцене: блудный сын изображается в борделе в кругу девиц и испорченных юнцов. Художник изображает персонажей на первом плане картины по пояс очень крупно. В композиции он отказывается от классического порядка, беспорядочность для него есть отражение реальности: живость повествования, подлинность деталей, материальность предметов и персонажей. Тщательность исполнения противоречит здесь монументальной концепции целого.
[700x493]
Блудный сын (1536, Musees Royaux des Beaux-Arts, Brussels, Belgium)
Те же черты присущи и картине "Призвание апостола Матфея" (1536 Мюнхен Старая пинакотека) в которой Хемессен изображает комнату сборщика налогов. Вместе с тем новые элементы не использованы в таких композициях художника как "Сусанна и старцы" (1540 продана в Париже в 1925), Св. Семейство (1541 Мюнхен Старая пинакотека), Св. Иероним (1541 Прага Нац. гал.), Сусанна и старцы (Барселона частное собрание), Кающийся св. Иероним (Санкт-Петербург Гос. Эрмитаж). Однако коренные изменения происходят в работах датированных 1544 в особенности Ессе homo (Дюссельдорф Художественный музей) и "Богоматерь с младенцем" (Стокгольм Нац. музей) где художник впервые организует пространство не только расположением персонажей но и разработкой пейзажного плана. В картине "Исаак, благословляющий Иакова" (1551 Швеция Эстерби) Хемессен по примеру итальянских маньеристов увеличивает размеры фигур, которые благодаря ракурсам и световым эффектам, словно выходят за рамки холста. Подобные ракурсы можно видеть и в работе "Исцеление Товита" (1555 Париж Лувр). Хаотичная композиция и тяжеловесность большой картины "Изгнание торгующих из храма" (1555 Нанси Музей изящных искусств) казалось бы возвещают творческий упадок художника. Сюжетом его последней картины вновь стал св. Иероним (1557 Лондон частное собрание).
[689x585]
Призвание Матфея (1536. Alte Pinakothek, Munich, Germany)
[437x599]
Суета сует (P1535-1540, Palais des Beaux-Arts de Lille)
[417x600]
Христос (1540, Kunsthalle zu Kiel)
[520x699]
Снятие с креста (Musees Royaux des Beaux-Arts, Brussels, Belgium)
[582x699]
Оплакивание Христа (Rockox House, Antwerp, Belgium)
[526x699]
Юдифь (1540, Art Institute of Chicago, Chicago, Illinois, United States)
[700x452]
Веселая компания (Сцена в публичном доме) (1540?, Staatliche Museen, Berlin, Germany)
[600x449]
Призвание Матфея (около 1540, Kunsthistorisches Museum, Vienna).
Фигура Матфея в этой версии является скрытым портретом императора Карла V.
[700x552]
Призвание Матфея (около 1540, Bucharest. Muzeul National de Arta al Romaniei)
[465x699]
Мадонна с младенцем (Museo del Prado. Madrid. España)
[471x602]
Мадонна с младенцем (Groeninge Museum, Bruges, Belgium)
[381x512]
Святое семейство (Valenciennes, musйe des beaux-arts)
[700x514]
Веселая компания (1543, Hartford. Wadsworth Atheneum)
[564x699]
Кающийся Св. Иероним (1543, Эрмитаж, С.-Петербург)
[700x493]
Хирург. Извлечение камней глупости. (1545-1550. Музей Прадо. Мадрид)
[570x699]
Св. Иероним (1548, частная коллекция)
[566x699]
Святой Иероним (Rockox House, Antwerp, Belgium)
[450x481]
Христос и грешница (Private Collection Boltin Picture Library)
[450x358]
Христос и грешница (London, Private Collection Bonhams)
[393x540]
Отказ Св. Марии Магдалины от земных благ(Musée des Beaux-Arts de Lille France)
[показать]
Тарквиний и Лукреция (Musée des Beaux-Arts de Lille, France)
[512x620]
Лукреция. Фрагмент (частная коллекция)
[512x428]
Тарквиний и Лукреция
[484x699]
Женщина, взвешивающая золото (Staatliche Museen, Berlin, Germany)
[700x516]
Веселая компания. (Ок. 1545-1550. Кунстхалле. Карлсруэ)
[450x354]
Исаак, благословляющий Иакова (1551, Mainz, Mittelrheinisches Landesmuseum)
[700x519]
Исаак, благословляющий Иакова (Museum of Fine Arts, Budapest, Hungary)
[699x383]
Притча о немилосердном слуге (1548-1552, Ann Arbor. University of Michigan Museum of Art)
[450x419]
Портрет мужчины и его жены, играющих в трик-трак (Private Collection Christie's Images)
[602x521]
Волынщик (London, Private Collection Bonhams)
[597x699]
Несение креста (1553, Christian Museum, Esztergom)
[700x565]
Исцеление Товита. (1555, Лувр, Париж)
[700x536]
Христос изгоняет торгующих из храма (1556. Musée des Beaux-Arts de Nancy, France)
[700x579]
Allegorie op de natuur als voedster van de kunst (1557, Schilderijencollectie Rijksmuseum, Amsterdam)
[512x578]
Аллегория любви и музыки. Attributed to Jan Sanders van Hemessen (частная коллекция)
[683x512]
Осмеяние Христа (1560, Musee de la Chartreuse, Douai, France)
[507x698]
Christ Mocked. Фрагмент (1560, Musee de la Chartreuse, Douai, France)
Ссылки:
commons.wikimedia.org/wiki/Category:Jan_van_Hemessen -->
www.repro-tableaux.com/a/hemessen-jan-sanders-van/christ-and-the-woman-take-2.html
www.christies.com/LotFinder/lot_details.aspx
www.museen-sh.de/ml/digi_einzBild.php
commons.wikimedia.org/wiki/Category:Jan_van_Hemessen
gallerix.ru/album/Hermitage-13/pic/glrx-103295898 -->