Бабюрен Дирк (Теодор) ван Baburen Dirck (Theodor) van (Ок. 1595, Утрехт — 1624, там же) - нидерландский живописец, наряду с Хонтхорстом и Тербрюггеном крупнейший представитель Утрехтской школы караваджизма.
Дирк ван Бабюрен родился в Дуурсреде, но его семья переехала в Утрехт, когда он был ребенком. Первое упоминание относится к 1611 году. Был учеником Паулюса Мореелсе, художника Утрехтской гильдии Св. Луки. Бабюрен в 1611 также вступил в городскую гильдию живописцев.
С 1612 по 1620 работал в Риме. Там вместе с Давидом де Хаеном он учится у Караваджо, под воздействием которого окончательно сложился его собственный творческий почерк. У Караваджо он заимствовал композиционную выразительность, контрастное освещение и, в особенности, простонародный тип персонажей - черты, ставшие характерными для его живописного стиля. В Италии известность ему принесли прежде всего картины на религиозные сюжеты.Около 1617 года, расписывая (вместе с Давидом де Хеном) капеллу монастыря Сан-Пьетро ин Монторио в Риме, он создает несколько произведений, в частнос ти, <Несение креста> и <Положение во гроб>. Композицию <Положение во гроб>, во многом основанную на одноименной картине Караваджо, будут впоследствии часто копировать; она останется одной из самых знаменитых картин XVII века на религиозную тематику.
[253x377]
Положение во гроб (Копия художника. Оригинал, 1617: Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио)
[542x698]
Христос, исцеляющий Малха (1616-17, Fondazione di Studi di Storia dell'Arte Roberto Longhi, Florence)
[700x462]
Омовение ног (Около 1616. Берлин, Staatliche Museen)
[521x698]
Святой Себастьян, святая Ирина и её служанка (1615-1621, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид)
[700x519]
Св. Себастьян
[351x480]
Св. Франциск (1618, Kunsthistorisches Museum, Gemäldegalerie )
[650x650]
Кающийся Святой Петр (частная коллекция)
[522x433]
Римская благотворительность. Отцелюбие римлянки (1618 - 1624, York Art Gallery)
[650x650]
Гранида и Дафило (частная коллекция)
В 1620 Бабюрен вернулся в Утрехт, где прошел последний период его короткой жизни. Преобладали в его творчестве в эти годы жанровые сюжеты, в частности столь любимые всеми караваджистами изображения музыкантов. Картины Бабюрена с выдвинутыми на передний план крупными полуфигурами, с контрастной светотенью отличаются звучностью цвета и широкой, темпераментной манерой исполнения. Многим из них присущ оттенок грубоватого натурализма.
Низкий" жанр картин мастера был в определенной мере вызовом вкусам протестантской морали, царившей в стране, и за это нелюбим и осуждаем.
[548x698]
Юноша с варганом (1621, Утрехт, Центральный музей)
[650x612]
Сводня (1622, Museum of Fine Arts, Boston)
[330x408]
Лютнист (1622, Utrecht, Centraal Museum
[700x489]
Пьяный Силен (частная коллекция)
[700x541]
Христос среди докторов (1622, Steven and Dorothea Green Collection)
В 1622 он принял участие в выполнении заказа штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского — создании серии портретов римских императоров.
Император Веспасиан (1623)
[700x523]
Концерт (1623, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж)
[700x463]
Концерт
[625x699]
Вулкан, сковывающий цепями Прометея. (1623, Rijksmuseum, Amsterdam)
[700x555]
Христос в терновом венце (1623, Catharijneconvent, Utrecht)
[512x359]
Ахилл готовящийся к мести за Патрокла (1624. Кассель, Gemaldegalerie Alte Meister)
[346x427]
Положение во гроб (гравюра с картины Д. Бабюрена, Бостонский музей Museum of Fine Arts, Boston
Ван Бабюрен ушёл из жизни в расцвете лет и своего таланта. Художник прекрасно владел колоритом и техникой светотени, позволявшими ему создавать полотна самого широкого эмоционального звучания: от трагических до беззаботно-праздничных. Его работа "Сводня" (1622) заслужила искреннее восхищение великого Вермеера, который дважды изобразил картину в интерьерах своих полотен.
[608x694]
Картина Вермеера "Дама за вирджиналем", на стене - картина Д.Бабюрена
[505x600]
Картина Вермеера "Концерт" с картиной Д.Бабюрена на стене
Произведения: «Положение во гроб» (1617, Рим, церковь Сан Пьетро ин Монторио); «Мальчик Иисус в храме» (Осло, Национальная галерея); «Блудный сын» (Майнц, Картинная галерея); «Юноша с варганом» (1621, Утрехт, Центральный музей); «Сводня», «Концерт» (оба — 1622, Бостон, Музей изобразительного искусства); «Концерт» (ок. 1623, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Вулкан, сковывающий цепями Прометея» (1623, Амстердам, Рейксмузеум).
Ссылки:
www.artcyclopedia.com/artists/baburen_dirck_van.html
www.bibliotekar.ru/slovar-impr/46.htm
www.sothebys.com/app/live/lot/LotDetail.jsp
www.varvar.ru/arhiv/gallery/baroque/van_baburen/index.html
www.artrenewal.org/pages/artist.php
irinaepifan.narod.ru/procuress.html
www.christies.com/LotFinder/searchresults.aspx
www.indiana.edu/~iuam/exhibitions/green/baburen.html
www.allposters.com/-sp/The-Nursing-of-Saint-Sebastian-1622-Posters_i1732809_.htm