Борис Евсеев в "Московской правде".
Несколько цитат:
"Предвидение и предслышание - важнейшие качества , необходимые тем, кто занимается художественным творчеством.... Современная проза должна говорить опрежая, а не запаздывая"; "Для России вопрос культуры - вопрос жизни и смерти"; "Рабскими культями культуру не слепишь"; "Сейчас в России главная задача любого совестливого писателя - создание обновленного варианта современного русского языка".
№1 (667) 16 января 2013 г. «Книга в Москве»
Дар нераболепия
Борис Евсеев – прозаик, эссеист. Лауреат Бунинской и Горьковской литературных премий, премии «Венец», журналов «Октябрь», «Литературной учебы», «Нового журнала» (США), финалист премий им. Юрия Казакова, «Русский Букер», «Ясная Поляна», «Большая книга» и др. Автор получивших всероссийскую известность романов «Евстигней» и «Романчик», сборников повестей и рассказов «Красный рок», «Лавка нищих», «Власть собачья». Проза и эссе Евсеева переведены и опубликованы на английском, болгарском, голландском, итальянском, испанском, португальском, китайском, немецком, японском и др. языках.
- После нескольких впечатляющих выступлений на телеканале «Культура», в частности в программах «Главная роль» и «Линия жизни», а также целого ряда интервью СМИ вы как-то отошли в тень или даже совсем пропали. В чем тут дело? Жизнь заедает или вам просто нечего сказать?
- Весь последний год я, не отрываясь, писал новый роман и так вовлекся в романную ситуацию, что она стала для меня важней повседневной жизни. Но вот в середине декабря поставил наконец точку. После романа слух стал острей, рука точней, сам взгляд на жизнь слегка поменялся.
- Так можно все на роман списать. Мол, пишу и ни до чего мне нет дела… Не является ли ваше молчание по вопросам, связанным с выборами, с выступлениями на Болотной площади и другими сегодняшними вызовами, обычным бегством от реальности?
- Думаю, не является. Роман – такая же реальность, как и последние события в Москве и в России. К тому же некоторые события отразились в одном из моих эссе - «Русский Дон Кихот: три века славы, и смерть на Болотной». Моя жизнь – предисловие к моим романам и рассказам, а мои рассказы, романы, эссе – предисловие к новой жизни. Для меня события лета и осени 2012 года в тот момент, когда они происходили, уже были глубоким прошлым. Нынешние рев.движения находились еще в зачаточном состоянии, когда шесть лет назад в романе «Площадь Революции» я подробно описал многое из того, что произошло. И то, что еще не произошло, но произойдёт. Предвидение и предслышание – важнейшие качества, необходимые тем, кто занимается художественным творчеством. Причем не только фантастам, но и самым что ни на есть реалистам. В детстве и в юности я играл на скрипке (а нас хорошо, нас великолепно учили, русская скрипичная школа давно признана сильнейшей в мире). Нам говорили: «Прежде, чем взять ноту, нужно ее предслышать». Сходная ситуация и со словом. Гул и гром отдалённых событий должен быть услышан и отображен на письме. Современная проза должна говорить, опережая, а не запаздывая! Даже когда она изображает события прошлого. Серьезная литература - зеркало будущего. Политика – зеркало прошлого. Прошлых наработок, концепций, дряблых аппаратных игр и устаревшей выборной системы. В отличие от других моих книг, «Площадь Революции» прошла тихо, незаметно. И это понятно: многие не хотят знать о будущем. Швырнули кость с мясцом – и порядок! Зачем тревожить себя предчувствиями?
- А как бы вы вообще определили вашу прозу? В ней много фантастического, а еще того, что нельзя потрогать руками, cнять в кино...
- Никакой фантастики в моей прозе нет. То, что я пишу, литература фантастической действительности. Когда-то существовал термин «фантастический реализм». Это когда изображается то, чего обычно не замечают, изображается скрытая реальность. Детали и образы такой скрытой реальности занимают меня и сейчас. Некоторым её таинственным сторонам посвящен и мой новый роман.
- О чем он?
- С этим романом – интересная история! В прошлом году замечательный поэт и тележурналист Анатолий Марущак снял на украинском государственном телеканале «Скифия» двадцатиминутный телефильм «Люди и судьбы. Борис Евсеев». Фильм связан с херсонской юностью. В одном из эпизодов меж платанов и лип мелькнуло музыкальное училище, а рядом – Гидрометтехникум. Увидел – и сразу вспомнил: в начале 70-х в этом самом Гидромете я бывал чаще, чем в родном училище. Лекции про изменения климата и песчаные смерчи увлекали меня страшно! Но главное - я вспомнил слова старого преподавателя-петербуржца про то, что нашу землю с неслыханной скоростью обдувает какой-то таинственный ветер. Вспомнил и своего соученика по музыкальной школе-десятилетке Григория Ищенко, который стал потом ученым, а тогда много и увлеченно говорил о загадках физики. Имена ученых и философов, названных старым петербуржцем, звучали музыкой: Ориген, Агриппа Неттесгеймский, Таунс, Пикар, Вавилов… И вот сорок лет спустя я снова стал вникать и вслушиваться в неразрешенную проблему. Переворошил бездну литературы. Ездил в занимающийся сходными вопросами ИЗМИРАН. Чувствовал и знал: именно я должен написать об этом! И написал. Получился роман. Он о том, как несколько дуновений ветра могут в корне изменить человеческую жизнь…
- От романа - к культуре в целом. Что в культуре сейчас происходит? У нас новый министр, новые веяния. Но сунешь нос в фэйсбук – там фотографии руин, сходишь в театр – там руины человеческого сознания…
- Для России вопрос культуры – вопрос жизни и смерти. И это не слова. Это нарастающая пытка и боль. Именно культура может вывести новую Россию на новый путь. Не экономика, не промышленность, не банки и даже не высокоуважаемые мировые религии - именно культура. Господь Бог создал не бессмысленно мычащих овец, а Свое подобие на земле. А это значит: человек обязан творить! Школа культуры и есть истинная школа творчества. Человек, для своего же усовершенствования просто обязан повседневно создавать неповторимую культурную среду! Слова Павла Флоренского: «Культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием… со смертью», - считаю важнейшими в ХХ веке. Только ведь у нас в России сейчас большей частью не культура, – культурка! Причем культурка для своих. Узкие круги славильщиков и знаменоносцев этой культурки продолжают нелепую возню, раздают друг другу комсомольские и либеральные награды, звякают отнюдь не боевыми медалями, экспортируют за рубеж все худшее, рьяно отвечая на запрос оттуда: «А где тут у вас нужник?..» Тут многое нужно менять. И первое слово, конечно, не за министром (как бы хорош он ни был), а за культурным сообществом России.
- А тогда какое качество является самым важным для человека культуры, если такой когда-то у нас объявится?
- Дар нераболепия. Рабскими культями культуру не слепишь! Разве снова-таки культурку. Дар (талант) есть инструмент познания! Одним умом или одной верой глубинного познания не достичь. У Пушкина: «Не дай мне Бог сойти с ума…». А у Тютчева: «Умом Россию не понять… можно только верить». Но вера и ум - лишь две стороны неразрушимого тройственного союза! Дар нераболепия - тождественный дару познания, раздувает жар веры и укрепляет силу ума. Человек и сотворен, чтобы, познав жизнь, решить главный вопрос - вопрос неумирания поколений, вопрос реального, а не гипотетического воссоединения с высшими силами Вселенной!
- А должны ли искусство и культура «сверять» свою деятельность с политикой? Должен ли писатель быть членом политических партий, участвовать в их борьбе? Что вы можете сказать про власть и оппозицию?
- Какая власть – такая и оппозиция. Они у нас, сердешные, хорошо дополняют друг друга. Есть люди власти, которых оттуда вышибли, и они стремятся обратно. Есть оппозиционеры, защищающие у нас на площадях интересы третьих стран. Есть пиарщики собственных произведений через политику. Но на уровне высокого искусства вся политическая трескотня умирает, как мошкара в горах! Поэтому участие серьёзных писателей (в отличие от трущих бузу беллетристов) в политической борьбе представляется мне неуместным. Писатель в политике – лошадь в магазине. Вообще политика, выборы, их подтасовка – это антитворчество. А если писатель покончил с творчеством, что от него осталось? Яркие примеры можно привести из XIX века: Фаддей Булгарин, Нестор Кукольник. То же касается и Максима Горького. Касается и такого яркого таланта, как Владимир Маяковский. Борис Пастернак писал: «Маяковского стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине. Это стало его второй смертью». То же, возможно, ждет и Александра Солженицына, которого сейчас принудительно вводят в школьные программы. Причем и как публициста, и как писателя, пытаясь «диктатурой факта» прикрыть отсутствие покоряющей художественности в рассказах и романах, а страстью к обличительству отпихнуться от хотя бы некоторой объективности в публицистике… Однако совсем другое дело - отражение политики (а она своими дьявольскими когтями все равно нас оцарапывает) в жизни героев литературного произведения. Это возможно, иногда даже необходимо.
- Кроме романов и мыслей о когтях политики, есть еще мысли? Какие вообще задачи, если они, конечно, существуют, стоят перед писателем?
- Сейчас в России главная задача любого совестливого писателя – создание обновленного варианта современного русского языка. В этот обновленный язык должны быть возвращены потерянные в XIX и XX веке гениальные русские слова. Мы должны резко уйти от порчи нашего сознания иноземщиной, а для новых понятий – ввести новые русские слова. За языком нужен авторский пригляд! И новый закон о языке нужен! Кстати, русские писатели всегда оснащали наш язык новыми словами-понятиями. Благодаря Тредиаковскому появились слова - «искусство», «дальновидность» и настырно приписываемая Горбачеву «гласность». Ломоносов дал нам «кислород», «градусник» и «земную ось»! Загоскин создал неповторимый глагол «охотиться», так восхищавший Пушкина. Фантаст Александр Казанцев – дал «инопланетян». А сейчас... Брендинг и ребрендинг - это ведь бредовый сон о неспособности русского языка отражать современные идеи и понятия! Я, конечно, не призываю заменить банкомат на рублемёт. Но мы просто обязаны заменить коррупционеров (сладкая для них музыка) на коррумпантов: здесь против слова и связанного с ним понятия – не попрешь!
- Ну вот, и вы про коррупционеров…
- Говорю же вам - коррумпанты! Окончание слова меняет картину. Поступь коррумпантов слышна издалека. Они идут – земля дрожит. У нас главными коррумпантами традиционно считают чиновников. Но еще хуже – скрытые коррумпанты, то есть те, кто заказывает музыку денег. С горечью должен сказать: такие коррумпанты есть и в наших СМИ, и в нашей культуре. Часто именно они являются заказчиками или подстрекателями многих поборов государственного масштаба. Потом хозяйственников, конечно, в тюрьму, а создателей кино,- культ- и культур-проектов – на пьедесталы. Мне кажется, сегодня коррумпанты в культуре даже опаснее, чем требующие мзды «полиционеры» или служащие федеральных агентств.
- Давайте обратимся к литературе. Что-то важное в ней происходит?
- История русской литературы и, шире, культуры - это не только история обретений, но и история утрат! Мы потеряли и уже никогда не восстановим в полном значении и славе Леонида Добычина. Мы чуть не утеряли Михаила Булгакова. Мы до сих пор не можем разыскать и освоить то великое наследие, которое оставили Павел Флоренский и только три года назад более-менее полно изданный Андрей Платонов. В российском сознании все еще не занял подобающего места Лесков. А Данилевский? А недавно умерший, кровно связанный с Россией и Москвой композитор Караманов, про которого Альфред Шнитке сказал: «Алемдар Караманов - композитор не просто одаренный, а гениальный!» Историю культурных утрат в России можно длить и длить. Но пора с такими утратами кончать! Пора заканчивать и с лит. фигурами, которых навязывают нам политики и их подпевалы. Раньше у нас все Николая Островского воспевали, а сейчас говорят о благотворном влиянии Победоносцева или, скажем, Каткова на русскую мысль. А я вот больше люблю эпиграмму Николая Платоновича Огарева на Каткова:
Михайло Никифорыч старый,
Варвары Акимовны сын,
Теперь вы полезли в бояре,
Теперь вы большой дворянин.
Недавно вы были неважный,
Пропащий профессор-пошлец,
Теперь же вы просто продажный
И в гору идущий подлец.
Черт возьми! Мы же должны когда-нибудь остановить идущих в гору подлецов! Должны вернуть утраченное и не позволять таких потерь в будущем!
- Но вас-то вроде не потеряли. В только что вышедшем учебнике «История русской литературы ХХ века» под редакцией профессора В.В. Агеносова вам посвящена небольшая, но зато отдельная статья... Там вас, кстати, называют «христианским неомодернистом».
- А могли бы без всяких натяжек назвать литературным изгоем. И в советское время, и в постсоветское меня без конца выкидывали: из сборников и энциклопедий, удаляли уже набранные газетные полосы и рассыпали гранки журналов с моим участием, отменяли выступления и удаляли из телепрограмм. Причем чаще это делали не власти, а лит. чиновники и братья-писатели. Не угоден я «соцреалистической» школе прозы, маскирующейся под российскую натуральную! Несовместим с литературными кланами, с переделкинскими беседками и прочими удобными для чтения макулатуры местами. Именно цензура кланов, о которой я впервые написал в связи со смертью Татьяны Бек, мои вещи долго не пропускала. А репрессивное замалчивание, которое в России практикуется с царских времен, дело довершало. Ну, а статью в учебнике написала доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН, Алла Юрьевна Большакова. Она свое дело знает крепко… Но ведь не в одних определениях дело! Дело в непродажности ума и нелживости сердца!
- Снова Вы о печальном. Что-нибудь хорошее Россию ждет?
- Да! Россию ждет обнаружение высшей правды. Вернее, одной из ее частей, которую долгие столетия скрывали за семью печатями. Эта правда заключена в слове-понятии: нестяжательство! Именно поиск правды нестяжательства в общественной жизни, при сохранении высокопрофессионального искусства и является - в отличие от нефти и газа - неиссякаемым энергоресурсом России. Но высшая правда - это часто и высшая мера наказания! Не обязательно сажать человека на нары, достаточно в отместку за поиски высшей правды замучить бесконечными судами или объявить сумасшедшим… Но все равно каждый думающий россиянин будет к такой правде стремиться!
- Все это высокие планы. А в чисто житейском плане: есть у вас какой-нибудь совет?
- Есть. Я всегда считал: каждый день после 35 лет, прожитый без семьи и детей – прожит зря.
- Спасибо, учту на будущее.
Беседу вела Ирина Тонких
P.S. Только что Борису Евсееву была присуждена Премия Правительства Российской Федерации в области культуры за роман «Евстигней».
http://old.mospravda.ru/kniga/