Писатель Борис Тимофеевич Евсеев – человек открытый и неординарный. Как у любого творческого человека, у него на все есть своя точка зрения. Борис Евсеев с самого детства имел страсть к сочинению рассказов и стихов. Но серьезной литературной деятельностью он занялся несколько позже, в период студенчества. Ни одно из его произведений не было напечатано в советское время, и сейчас писатель наверстывает упущенное и поражает читателей страстью к гротескам и парадоксальностью используемых образов. Мы поговорили с Борисом Тимофеевичем о роли писателя и художественных произведений в современном обществе.
Борис Тимофеевич, считаете ли вы, что XXIвек – это век застоя и упадка русской литературы?
Я бы не стал столь остро высказывать предположения по этому поводу. Многое в мире и нашей литературе изменилось – это факт. Конечно, искусство, в том числе и литература, приобрело новые формы и модификации. Изменился сам контекст произведений, которые становятся популярны у публики, и это настораживает. И все же я бы не хотел верить, что это картина именно застоя.
Вы согласны, что Россия по-прежнему остается самой читающей нацией в мире?
Не знаю, здесь сложно давать какой-то конкретный ответ. Наверно, она занимает достойные позиции – если мы говорим об общем количестве читающих людей. У нас появляются новые писатели, произведения которых достойны похвалы и уважения, и это радует.
Существует ли вообще сейчас такая профессия, как писатель?
Что касается профессии писателя, то ее сегодня действительно нет. Закон о статусе творческого работника не принимают, и, думаю, в ближайшие годы не примут. Зачем какие-то профессиональные писатели? У нас ведь любой крупный и мелкий чиновник пишет быстрее и больше любого писателя, а «литературные негры» и пресс-секретари давно заменили писателей в сознании власть имущих. На гонорары писателю, создающему качественному литературу, тоже жить невозможно. Поэтому я работаю. Веду мастер-класс прозы и читаю лекции о современном русском рассказе в Институте журналистики и литературного творчества (ИЖЛТ). На жизнь едва хватает. Однако всё равно предпочитаю честную бедность бесчестным играм с литературой. Я не раз отказывался брать большие гонорары, которые были обещаны за то, чтобы написать книгу за другого человека, и отказываюсь от беллетристики, которую обещали и обещают хорошо оплатить. Говорят, что писательство – это судьба. Так вот: я очень хочу, чтобы эта судьба была судьбой профессионала!
И все же, кто он такой – рядовой российский писатель, как бы вы могли его охарактеризовать?
Жить ему, рядовому, сейчас не легче, чем Акакию Акакиевичу Башмачкину. Так же как Акакий Акакиевич всю жизнь «строил» шинель, некоторые писатели у нас в российской провинции «строят» одну-единственную в их жизни книгу. Так что гоголевский герой, пожалуй, счастливей многих и многих нынешних провинциальных писателей, которые никогда при жизни не могут издать свои произведения.
Какие произведения, по вашему мнению, достойны внимания, какие из них хочется перечитывать?
Перечитывать хочется по-настоящему художественные, правдивые, честные и увлекательные книги. Если увлечь читателя один раз – за ним последует и другой. Но увлекательность – не значит развлекательность. Увлечь может сложнейшая философская идея или красота математической формулы. Здесь, кстати, вступает в силу закон: каждая вещь, каждая книга уже в самой себе содержит указания на тот стиль и те приемы, которыми она должна быть исполнена.
А зачем вообще нужно читать взрослому человеку, ведь многие склоняются к мнению, что вполне достаточно школьной программы?
Читать нужно. И смотреть картины нужно, и наслаждаться классическими музыкальными произведениями тоже крайне необходимо. Иначе человек сам себя ограничивает, лишает развития, но это его выбор. Многих устраивает и такая жизнь. Я не вправе судить, но скажу одно: школьная программа – это, конечно, замечательно, но есть из бывших учеников и те, кто полностью не прочел ни одной книги классиков. И это печально.
Как читатель, вы, наверняка, посещаете книжные магазины Москвы и Санкт-Петербурга, когда приезжаете в Северную столицу. Ваше отношение к ассортименту на книжных полках?
Одним словом – богато. Выбор есть, вопрос в качестве предлагаемой публике литературы. Чтобы сориентироваться и найти что-то стоящее для себя, нужно обладать чувством меры и в то же время вкусом. Я не против развлекательной литературы, и она должна быть. И в этом смысле в современных магазинах, в отличие от советского времени, все есть.
Борис Тимофеевич, вы, как писатель, согласны с необходимостью и важностью профессиональной прессы? Может ли такая пресса повышать уровень литературной грамотности?
Отношусь к ней хорошо, поскольку ее наличие обусловлено, чаще всего, объективными факторами: конкретные узкие специалисты должны получать векторы для своего профессионального развития. Врачи читают журналы для врачей, фармацевты и провизоры склоняются к своим литературным источникам, маркетологи интересуются чем-то другим.
Вы упомянули фармацевтов и провизоров. Скажите, как часто вы посещаете аптеки и что обычно покупаете?
Посещаю по мере необходимости, к счастью, не очень часто – здоровье позволяет. Покупаю лекарства, витамины, профилактические средства. К модным новинкам я, признаться, равнодушен – доверяю проверенным средствам.
Скажите, талант безграничен или это строго лимитированное понятие для каждого человека, и необходимы определенные условия, чтобы талант не иссяк?
Да, условия необходимы. Но создают их не политические партии и правительства, не цари и меценаты, не комитеты и профсоюзы. Создает сам художник. Если почву для таланта вовремя не взрыхлить – никакие премии и блага не помогут.
Врез-начало
Борис Тимофеевич Евсеев – русский писатель. Проза и стихи Евсеева переводились и публиковались на английском, азербайджанском, арабском, голландском, немецком, польском, эстонском и других языках. Известность принес сборник «Лавка нищих» и роман «Евстигней».
Советуем почитать
В сборнике «Лавка нищих» собраны одни самых лучших рассказов писателя. Все они посвящены важным жизненным темам: роскоши и нищете, что присущи современной России. Главные герои – это философы из народа и обычные бандиты, владельцы магазинов и странноватые жители Подмосковья. Повествовательная среда, в которой они все собраны, передает неповторимый стиль Евсеева.
Роман «Евстигней» достоин внимания и тех, кто причисляет себя к литературным эстетам, и тем, кто только на пути. Он повествует о великом композиторе, гении русской музыки Евстигнее Фомине. Его загадочная и полная трагизма жизнь воссоздана буквально день в день. Писателю стоило немалых трудов, поднимая редкие архивные документы, передать смысл существования обладателя диплома Болонской филармонической академии, увы, невостребованного до конца жизни в родной стране.
Беседовала Ольга Казакова
Интервью (осень 2010 г.) полностью можно почитать на сайте очень интересного журнала "Аптечный совет"
http://www.a-sovet.ru/archive/215.htm