На форуме "Современной российской литературы" http://www.booksite.ru/vounbforum/viewtopic.php?f=13&t=130 Вологодской областной универсальной научной библиотеки появилась новая рецензия на роман "Евстигней" Евсеева, подписанная Татьяной Кербут (17.01.2011):
"Интересно было узнать подробней о жизни, о сочинениях первых российских музыкантов – профессионалов; о композиторах, с которых началась славная история великой русской музыки.
Учились в Италии, в России были окружены тоже композиторами – итальянцами, вкусы власть предержащих сформированы были итальянцами, народная музыка в расчёт не бралась, учитывать желания и предпочтения русских людей никому и в голову не приходило… Как в таких условиях творить человеку с русскими корнями, с русской душой, да ещё и выходцу «из низов»?
Конечно – неудачи, конечно – провалы. Как устоять, не сломаться, как остаться верным своей идее? Трудно…
Так жил, творил, создавал свои напрочь забытые сейчас оперы (первые РУССКИЕ!) герой книги Евстигней Фомин (1761-1800 гг.) Сейчас даже музыканты при изучении истории русской музыки только вскользь знакомятся с этим именем. Что уж говорить о немузыкантах… А ведь интересно!..
... Прочитав внимательно до конца, понимаю, что книга, несомненно, очень ценная и нужная: знакомимся мы – читатели, - с окружением Евстигнея Фомина: с Иваном Бецким, Николаем Шереметевым, падре Мартини, аббатом Маттеи, Гаврилой Державиным. Подробно узнаём «кухню» музыкального сочинительства, интриги двора и т.д. Мне показалась очень важной тема, проходящая красной нитью в романе, – Художник и власть.
Волнует автора и положение серьёзной музыки и музыкантов на фоне торжествующей попсы («Ведь его музыка, как слепок соколиных крыл, ещё висит над питерскими водами, над московскими стеклянными прудами, над захлебнувшейся дешёвой попсой Россией»).
Книга о Евстигнее Фомине именно сейчас, появилась не случайно!
Без таких романов-версий о наших великих забытых именах так ничего бы и не узнали... Это – главный плюс книге."
У автора рецензии есть некоторые сложности в восприятии диалогов, изложенных языком XVIII века.
Вот как отвечает на это, очень ёмко и очень профессионально, как в музыкальном, так и в литературном отношении, Элла Кириллова (29.01.2001):
"Реконструкция жизни и творчества первого российского профессионального композитора не только детальна, но и достойно реалистична. В достоверность её безусловно верится даже дотошным историкам-музыковедам. Тем более, что факты, ситуации, имена совпадают с небогатыми традиционными сведениями и во много проясняют их.
Евстигней Фомин, благодаря книге Б.Евсеева, становится живым и реально прошедшим свой жизненный путь человеком.
Выпукло «звучит» тема создания и постановки «Мельника…» Трагическим секундаккордом вклинивается в повествование эпизод истязания Княжнина… Очень выразительны главы, связанные с «ракоходом» героя… - всё читается с неослабевающим интересом.
Реконструированный (в интерпретации автора) язык XVIII века воспринимается естественно и без труда.
Книга, несомненно, полезна всем, связанным с историей русской музыкальной культуры."