Картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» — одно из самых обсуждаемых полотен его творческого наследия. Что же такого эдакого в представленной картине, что резонанс, который она обрела, не утих до наших дней — это мы и постараемся узнать.
Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини. 1434
Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw
Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон
Итак, первый спор, разразившийся вокруг данной картины и самый популярный среди всех культурологических гипотез — о том, кто изображен на полотне. Умный человек спросит, а не сошли ли мы чаем с ума, ведь на картине русским по белому написано — Чета Арнольфини, а значит искать надобно где-то в их архивах. И этот умный человек вроде, как будет прав, а вроде, как и нет.
Jan van Eyck (circa 1390–1441)
Portrait of Giovanni Arnolfini and his Wife (detail)
1434 oil on oak
National Gallery
Ведь долгое время, действительно принято было считать, что это портрет Джованни ди Арриджо Арнольфини и его жены Джованни Ченами. Но, потом, внезапно, обнаружился тот факт, что они, оказывается, заключили свой брак после смерти художника, из-за случившегося пространственно-временной коллапса началась цепная реакция предположений
Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
1434
Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон
(Мужчины носили цилиндрические шляпы с широкой тульей - примеч.)
Начали искать других жертв и нашли, даже не одну. Есть три версии развития событий: первая — это все тот же Джованни ди Арриджо только с предыдущей женой, вторая – его двоюродный брат Джованни ди Николао Арнольфини, третья — это сам художник и его жена. Третья конечно самая оригинальная, но не совсем стыкуется с еще одной гипотезой, о которой мы скажем дальше.
Jan van Eyck (circa 1390–1441)
Portrait of Giovanni Arnolfini and his Wife (detail)
1434 oil on oak
National Gallery
Второй спор — беременна ли барышня на картине али нет. И дело тут вот в чем, если беременна, то тогда выходит, что свадьба то эта покрытая смрадным пятном порока и вообще ай-ай как плохо и не хорошо. К этой гипотезе подключились историки моды, высказав свое веское нет, аргументировав тем, что во времена написания картины у светских замужних дам была такая мода — платья с эффектом беременности. Это объяснялось тем, что она вроде как «вечная мать» и тем самым оправдывает ночной грех и исполняет исключительно свою прямую женскую функцию — рождение детей.
Jan van Eyck (circa 1390–1441)
Portrait of Giovanni Arnolfini and his Wife (detail)
1434 oil on oak
National Gallery
Что примечательно, данная картина выполняет не только эстетическую функцию — она является как бы брачным договором. Т.е. перед вами по сути первый свадебный альбом и именно это и называют «двойным портретом» — художник не просто создает семейный портрет, он является свидетелем бракосочетания, творя одновременно художественный и правовой акт. На это указывают ряд следующих интереснейших деталей.
Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
1434
Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон
Во-первых, мы видим, что композиционным центром являются не сами герои, а их так сказать отдельные части — руки, скреплённые в рукопожатии, во-вторых странная одежда героев — для нас немного абсурдна, а в то время это была одежда для особого случая, чего только отделка из горностая стоит. К тому же, не надо забывать и том, что привычное нам белое подвенечное платье вошло в моду только в XIX веке.
Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
1434
Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон
Но, есть еще одна преинтереснейшая особенность, о которой мы обещали сказать в начале. В выпуклом зеркале, позади пары, если присмотреться получше, видно отражение художника с палитрой. Это Ян ван Эйк? — возможно, более точно об знал сам ван Эйк, но увы, он уже не особо разговорчив, так что не ответит.
Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
1434
Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон
Сей факт опровергает третью гипотезу «о личностях, изображаемых», потому как если он изобразил потрет себя и жены, а в отражении себя — то это рекурсия какая-то получается, слишком запутанная даже для фламандских живописцев. Хотя, кто знает, после картин Босха, мало что может вообще удивить.
Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
1434
Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон
Вивальди * Концерт для скрипки с оркестром ля минор: I. Allegro*
Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
1434
Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон
Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
1434
Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон
Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
1434
Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон
К слову, над зеркалом подпись «Ян ван Эйк был здесь», а это плюс один к гипотезе об автопортрете в отражении.
Все остальные предположения ориентированы на мелочи и детали. К примеру, то, что супруги держат друг друга не правыми, а левыми руками — говорит о том, что это неравный брак. Его так и называли — «брак левой руки», после него супруга не претендовала на наследство для себя и своих будущих детей, а взамен получала определённую сумму после смерти мужа.
Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
1434
Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон
Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
1434
Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон
Также часто обращают внимание на обувь — оба супруга стоят босиком, а это одно из свидетельств «священности ритуала», а если быть точнее, прямые указания на ветхозаветное писание: «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Ну, а так как во время бракосочетания все в пяти метрах вокруг было «святой землей», то оно и так понятно.
Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
1434
Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон
Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
1434
Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон
Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
1434
Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон
Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
1434
Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон
Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
1434
Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон
Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
1434
Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон
Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
1434
Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон
(Собачка — символ благосостояния и супружеской верности - примеч.)
Все остальные знаки, такие как фрукты на окне, цветущее дерево и розги над кроватью — вам придется поискать самим, а то как-то без препятствий все получается, а это не интересно. Единственное, что мы скажем, так это их значение — все они в той или иной мере олицетворяют «плодородие» — это можно сказать пожелание будущей семье от автора.
Jan van Eyck (circa 1390–1441)
Portrait of Giovanni Arnolfini and his Wife (detail)
1434 oil on oak
National Gallery
Jan van Eyck (circa 1390–1441)
Title Portrait of Giovanni Arnolfini and his Wife (detail)
1434 oil on oak
National Gallery
Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
1434
Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон
Jan van Eyck (circa 1390–1441)
Portrait of Giovanni Arnolfini and his Wife (detail)
1434 oil on oak
National Gallery
Jan van Eyck (circa 1390–1441)
Portrait of Giovanni Arnolfini and his Wife (detail)
1434 oil on oak
National Gallery
Jan van Eyck (circa 1390–1441)
Portrait of Giovanni Arnolfini and his Wife (detail)
1434 oil on oak
National Gallery
Jan van Eyck (circa 1390–1441)
Portrait of Giovanni Arnolfini and his Wife (detail)
1434 oil on oak
National Gallery
Jan van Eyck (circa 1390–1441)
Portrait of Giovanni Arnolfini and his Wife (detail)
1434 oil on oak
National Gallery
Jan van Eyck (circa 1390–1441)
Portrait of Giovanni Arnolfini and his Wife (detail)
1434 oil on oak
National Gallery
Jan van Eyck (circa 1390–1441)
Portrait of Giovanni Arnolfini and his Wife (detail)
1434 oil on oak
National Gallery
Jan van Eyck (circa 1390–1441)
Portrait of Giovanni Arnolfini and his Wife (detail)
1434 oil on oak
National Gallery
Розги, кстати, это не свидетельство первых БДСМ наклонностей в европейских нравах, а только лишь символ «стержня жизни», так его именовали в простонародье. Тут всякому будет ясно значение этого словосочетания и к Фрейду ходить не надо.
Jan van Eyck (circa 1390–1441)
Portrait of Giovanni Arnolfini and his Wife (detail)
1434 oil on oak
National Gallery
Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
1434
Дубовая доска, масло. 81,8 × 59,7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон
(Пламя свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза - примеч.)
Jan van Eyck (circa 1390–1441)
Portrait of Giovanni Arnolfini and his Wife (detail)
1434 oil on oak
National Gallery
«Портре́т четы́ Арнольфи́ни» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw) — картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет.
Jan van Eyck (circa 1390–1441)
Portrait of Giovanni Arnolfini and his Wife
1434 oil on oak
National Gallery
Портрет (81,8 × 59,7 см) был создан в Брюгге в 1434 году и с 1842 года находится в Лондонской национальной галерее. Считается, что на нём изображены купец Джованни ди Николао Арнольфини и его жена, предположительно в их доме в Брюгге. Картина является одним из наиболее трудноинтерпретируемых произведений западной школы живописи Северного Возрождения, а споры о том, кто же изображён на ней, продолжаются и в настоящее время.
Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
Серия сообщений "Шедевр в деталях \2\":
Часть 1 - Шедевр в деталях | Ян ван Хейсум (Jan van Huysum, 1682 - 1749, Dutch) - Букет цветов в терракотовой вазе.
Часть 2 - Шедевры в деталях | Дворцовая архитектура в живописи голландских художников XVI - XVII вв. \1\
...
Часть 20 - Шедевр в деталях | Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452–1519, Italian) - Портрет Джиневры де Бенчи
Часть 21 - Шедевр в деталях | Питер Пауль Рубенс (workshop Peter Paul Rubens, 1577–1640, Flemish) - Портрет Анны Австрийской (1601-1666)
Часть 22 - Тайна четы Арнольфини | Jan van Eyck (Ян ван Эйк, c. 1390–1441) - Portrait of Giovanni Arnolfini and his Wife
Часть 23 - Шедевр в деталях | Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens, 1577–1640, Flemish) - Женский портрет (Портрет Елены Фоурмен)