• Авторизация


Инструкция Екатерины II по воспитанию внуков 27-05-2022 17:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения lyubava63 Оригинальное сообщение

Инструкция Екатерины II по воспитанию внуков

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Принципы воспитания Екатерины II были поистине революционны,
а читать их интересно и в наши дни.

Екатерина верила, что «когда добродетель и добронравие вкоренятся в душах детей, все прочее приидет ко времени». Мысль эта главенствует и в педагогической инструкции, данной ею князю Николаю Ивановичу Салтыкову - официальному воспитателю Великих Князей -
Александра и Константина.

Её собственный сын, будущий император Павел I воспитывался по старинке - его кутали в меха и перекармливали, а потакающие всем его прихотям мамушки и старухи, по словам императрицы, «причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра…»

Сама Екатерина не могла вмешиваться в воспитание маленького сына, ей оставалось только наблюдать и терпеть. Когда же, после дворцового переворота 1762 года, она стала полновластной императрицей,
характер Павла был уже безнадёжно испорчен.

«У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе!» - изрекла Екатерина.

В талантливом педагогическом трактате «Наставление о воспитании…» изложены принципы воспитания здоровой личности - строгость, умеренность, разумные ограничения в сочетании
с естественностью и свободой.

Судя по этому документу, обстановка, которая окружала Александра и его брата, более походила на быт просвещенных европейских семей, чем на быт домостроевской России. Кое с какими рекомендациями императрицы современные психологи бы поспорили, но большая часть инструкции выглядит и сегодня современно и более чем разумно.

Интересно, что императрица не ограничилась составлением инструкции - она также отобрала 126 русских пословиц и написала
2 назидательные сказки.
Выдержки из «Наставлений» Екатерины II:

Не запрещать им играть, сколько хотят.

Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве «перекуса» между приёмами пищи -
давать только чёрный хлеб.

Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы
и склонности их.

Дети любят быть упражнены, они же любопытны. Всякое приобретение знания им приятно тогда, когда оное получают без принуждения: следовательно, не принуждая наставить можно, а принужденно их учить
не должно и нездорово.

Детеий не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то,
что само время и рассудок исправят.

Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.

Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению.

Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи.

Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры.
Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов,
и не сердился.

О постели и сне.
Чтобы Их Высочества спали не мягко, но на тюфяках, как привыкли, а отнюдь не на перинах, и чтоб одеяла их были легкие, летом простые ситцевые, подшитые простыню, зимою стеганные.

Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда того достойны, при свидетелях.

Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить.

К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.

Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностью.

Не столько учить детей, сколько им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание.

Буде чего будут просить со слезами, или с упрямством, или упорно, то запрещается им давать, а притом сказывать надлежит, что не дается для того, что упорно, или со слезами, или с упрямством просят.

Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках.

Запрещается принуждать детей твердить много наизусть.
Сие памяти не подкрепляет.

Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.

Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть - принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою.

Из: «Екатерина II,
«Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина», 13 марта 1784 года.
Собрание русского императорского исторического общества, т. 10, стр. 310-330



Иностранному языку учить с пеленок
Константину предстояло стать правителем новой Византии, империи, которую Екатерина мечтала восстановить. Турки завоевали ее еще в 1453 году. Византийцы были носителями греческого языка, и, чтобы мальчик сызмальства привыкал к речи своих будущих подданных, ему нашли кормилицу-гречанку и слуг-греков. Впрочем, бонна-англичанка у Константина тоже была.

С детьми нужно играть, даже если ты императрица
Екатерина разрешала мальчикам приходить к ней в кабинет, сидеть на полу, смотреть книжки, рисовать, при ней играть и веселиться, разбирать игрушки и собирать что-то новое.
Она и сама с удовольствием играла с ними.

Для внуков императрица сочиняла поучительные сказки, составила «Бабушкину азбуку» - букварь с нравственными правилами («делай добро и не перенимай худое, пусть у тебя перенимают добро») и книжки, по которым дети учились читать.

Каждый день - холодная ванна и пробежки босиком
Идеальный правитель должен быть физически крепок. Мальчиков закаливали. Температура в спальне была не больше 19°.
В детских открывали окна и ставили не больше 2-х свечей,
чтобы воздух всегда был свежий.

Кровати у маленьких князей были жесткие, матрасы - кожаные,
с одной простыней, маленькой подушкой и тонким одеялом.

Ж.-Л. Вуаль. Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. 1778 г.

Детей одевали так, чтобы они могли свободно двигаться. Если они не болели, то принимали холодную ванну каждый день. Князей приучили бегать по земле босиком и купаться в пруду.
Александр легко все это переносил, Константин же был слабее, поначалу мёрз, но закаливание пошло ему на пользу, и дальше он рос таким же здоровяком, как старший брат.

Наказания категорически запрещены
Екатерина II выбирала и меняла нянек, воспитателей и преподавателей Александра и Константина. Императрица написала «Наставление» о воспитании великих князей, а позже составила учебную программу для обоих внуков - они занимались вместе. Помощник воспитателя вел дневник, в котором описывал поведение детей, их поощрения и наказания.

За провинность юных князей выгоняли из классной комнаты. Екатерина категорически запретила более суровые кары. Но и этого дети боялись и потом писали учителям письма с извинениями и просьбой пустить на урок.

Ребенок должен много знать и много двигаться
Оба мальчика должны были изучать латынь, русский, французский и немецкий языки. Константину полагался еще греческий, а Александру - английский. Очень важной была география, в первую очередь России, еще биология, физика, астрономия, математика, история.

Будущие правители должны были изучать гражданское законодательство и военное искусство. Для полноты развития им преподавали еще верховую езду, фехтование, плавание, борьбу и все,
что «телу придает силу и поворотливость».

К 6 годам Александр умел читать и писать по-русски и по-английски.
Но подростком наследник престола начал лениться и намного меньше интересовался и учебой, и современными событиями.

Константин был неусидчив и упрям, с трудом мог совладать со своим взрывным темпераментом. Ему было трудно на чем-то сосредоточиться. К подростковому возрасту он окончательно отбился от рук. Зато всё, что связано с армией и строевой подготовкой, вызывало его живой интерес. Военной подготовкой сыновей руководил лично Павел.

Настоящий император умеет пахать и строгать
Среди учителей был немец-столяр, научивший князей пилить и строгать. Кроме того, мальчики научились красить и готовить краски, рубить дрова, пахать и косить, править лошадьми. Традиция обучать императорских детей ремеслам и ручной работе сохранилась в доме Романовых до последних дней династии.

К балам и дамам приучали с детских лет
Приучать детей к светской жизни начинали с 3-4 лет. Для них устраивались балы, где их дамами были взрослые светские дамы.

Вообще обучение манерам у князей проходило каждую секунду.
Например, подрастающим детям было запрещено выказывать скуку
или нетерпение - это бестактно.

Гражданские ценности превыше религиозного воспитания
Мальчики должны были твердо знать обряды и чтить заповеди, однако их законоучителю не стоило углубляться в богословские вопросы. Так Екатерина II хотела уберечь детей от суеверий. В итоге Константин так и остался холоден к религии, а Александр намного позже пришёл к вере,
но далёкой от традиционного православия.

Воспитанию гражданских ценностей в духе Просвещения уделялось куда больше внимания. Эту задачу взял на себя знаменитый наставник князей Лагарп. Он внушал князьям, что тирания ужасна, превозносил уважение к человеческому достоинству и свободе личности как основе справедливого устройства общества. В его поучениях идеальный монарх -
просвещенный и терпимый.

Оба ученика усвоили прекрасные рассуждения воспитателя и повторяли их, когда требовали обстоятельства. Но оба столкнулись с тем, что красивые слова Лагарпа имели мало общего с реальной российской действительностью.

Ранний брак - конец учебе
Едва подросший Александр начал обращать внимание на женщин.
В 1792 году ему выбрали невесту, в 1793 году состоялась свадьба
15-летнего наследника престола.

Константина тоже женили очень рано, в 16 лет.
На том их образование и закончилось - где же это слыхано,
чтобы женатый человек высиживал уроки?

Екатерина верила, что «когда добродетель и добронравие вкоренятся в душах детей, все прочее приидет ко времени».


Источник



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Инструкция Екатерины II по воспитанию внуков | Lissa-Alissa - Дневник Lissa-Alissa | Лента друзей Lissa-Alissa / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»