Дизайн становится только лучше, если мы учитываем особенности используемой медиа среды. Даже сейчас, во времена последних культурных достижений, многие люди не понимают веб-дизайн. Среди них встречаются наиболее высокопоставленные культурные и бизнес-лидеры, включая тех, кто обладает хорошей хваткой в дизайне – том, который не имеет отношения к сети.
Некоторые непонимающие, тем не менее, зарабатывают созданием сайтов и координируют работу веб-дизайнеров и разработчиков. Другие непонимающие профессионально оценивают веб-дизайн от имени всего человечества. Те, кто понимает меньше всего, наводят больше всего шума. Это они возглавляют движения, хлопают дверьми, выбрасывают деньги на неправильных людей и неправильные вещи.
Если мы хотим, чтобы сайты стали лучше, работа успешнее, а клиенты осведомленнее, начинать обучение необходимо с нас самих.
Сложно понять веб-дизайн, если не понимаешь Интернет. Сложно понять Интернет, если те, кто получает деньги за преподавание, сами его не понимают, либо обязаны скрывать часть своих знаний по коммерческим причинам и вместо бриллианта показывать нам подделку.
Новостные медиа слишком часто воспринимают Интернет неправильно. Слишком много продажной интернет журналистики – слишком мало творческих иллюстраций и оригинальных идей. Руководимые редакторами, на которых давит издательство, которое обеспокоено нехваткой рекламодателей, журналисты, даже те, кто понимает Интернет, проводят большую часть времени за написанием статей о сделках и за цитированием участников сделок. Многие делают это даже в том случае, если цитата заведомо абсурдна и преследует корыстные цели – например, вспомним «Закон Марка Цукерберга».
Мы не хотим сказать, что новость Цукерберга не нова или, что бизнес не дает журналистам сенсаций. Но полная сосредоточенность на бизнесе в ущерб всему остальному может сравниться с подменой статей об архитектуре оглашением сделок с недвижимостью.
И вот подтверждение однобокости новостных сюжетов. В 1994 году Интернет был странным и диким – для них. В 1999 он стал влиятельной силой. В 2001 – напастью. В 2002 ребята из новостей обнаружили существование блогов. В 2004 приглашенные блоггеры, покрывшись испариной, объясняли на CNN, как городские журналисты вновь изобрели новости и демократию, и как они собираются определить победителя наступающих выборов в президенты. Не помню, как они выкрутились.
Когда абсурдные предсказания встречают свою нелепую смерть, из новостных отделов никого не увольняют, они лишь бросают еще одну строку в общую кучу – как маркетологи, меняющие неудачный слоган. После десятилетнего процесса превращения новостей в товар, удивительно, как много хороших репортеров до сих пор существует, и насколько много тех, кто проверяет информацию перед публикацией. Иногда даже можно услышать их слабые голоса за ревом абсурда и «экстраординарности».
Новостные медиа – не единственные непонимающие. Профессиональные ассоциации тоже ежедневно показывают свое непонимание и ежегодно празднуют свою неправоту, устраивая фестиваль. Раз в год журналы о рекламе и дизайне совместно с профессиональными организациями устраивают конкурс за звание «новый медиа дизайн» («new media design»), который судят победители предыдущего года. То, что они называют это «новым медиа дизайном», им ни о чем не говорит, зато нам с вами говорит о многом.
Хотя и существуют некоторые исключения, большая часть создателей, выигрывающих конкурс, рассматривают Интернет как еще одну платформу для рекламы и маркетинговых кампаний, в которых пользователь пассивно воспринимает Flash и видео материал. Для активных пользователей существует игровой подход – но то, что мы с вами рассматриваем как «активный Интернет», у них ограничивается кнопкой «Разместить на Digg».
Сайты-победители выглядят великолепно в виде скриншотов в ежегодном глянцевом издании. Когда победители становятся судьями, они поощряют работы, похожие на их собственные. Такие сайты, которые подражают телевидению и хорошо выглядят между обложек, продолжают создаваться, и поколение клиентов и арт-директоров считает, что это – сливки веб-дизайна.
Люди, которые много знают о печатной продукции, могут ничего не знать о веб-дизайне. Их умение критиковать, идеально отточенное во время кернинговых войн, разбивается на биты о баррикады нашей профессии.
Наименее изощренное утверждение против нас – что мы застряли в уродливых шрифтах. Они громко удивляются, как мы можем наслаждаться работой в медиа, которое не дает нам абсолютный контроль над каждым атомом визуального продукта. Но на самом деле их вопрос в другом: действительно ли мы настоящие дизайнеры? (Они подозревают, что нет.) Но обычно это новички, студенты факультетов дизайна и будущие критики. Их мнения интересны только их преподавателям, надеюсь, что хорошим.
Более опытные критики понимают, что веб-среда и печать – разные категории, и что в каждом виде дизайна есть свои ограничения. Но даже эти умники иногда становятся жертвами ложных сравнений. (Я сам тоже этим занимался, но давно и лишь для смеха.) Критики вопрошают, где же шедевры веб-дизайна? Google Maps можно рассматривать как Мона Лизу нашего времени – сайт великолепно удовлетворяет многих из нас, предоставляя нужную информацию, но не удовлетворяет критиков по дизайну, которые ищут прямые параллели с… даже не знаю, скажем, с каноническим постером, изображающим Боба Дилана, созданным Милтоном Глейзером.
Проблема в том, что, хотя веб-дизайн использует графические элементы и иллюстрацию, он не сводится к ним. Если кому-то необходимо сравнить Интернет с другими видами медиа, в качестве критерия лучше выбрать типографику. Для веб-дизайна шрифт является средством выражения. Оставайтесь с нами, и я назову вам сайты, дизайн которых похож на шрифт Helvetica.
Архитектура (та, что из стекла и бетона) – еще одно из возможных сравнений, по крайней мере, более оправданное, чем сравнение с постерами. Архитектура создает плоскости и направляющие, которые поддерживают динамику поведения людей. Однажды сконструированная, архитектура отпускает контроль. С течением времени люди, использующие здание, корректируют под себя первоначальный архитектурный дизайн, что-то добавляя, а что-то убирая.
Конечно, любые сравнения грубы по определению. Что такое «London Calling» для телевидения? Кто такая Джейн Остин в дизайне автомобилей? «Мадам Баттерфляй» не становится менее красивой от отсутствия авто погонь, а ореховая паста менее вкусной от того, что не умеет танцевать.
Веб-дизайн – не книжное оформление, не дизайн постеров, не иллюстрация, и даже наивысшие достижения в этих областях – не то, к чему стремится веб-дизайн. И хотя существуют сайты-платформы для игр и видео, и хотя такие платформы могут радовать глаз, эти сайты являются примерами игрового дизайна и видео режиссуры, но не веб-дизайна. Так что такое веб-дизайн?
Веб-дизайн – порождение цифровой среды, которое поддерживает и поощряет человеческую активность, отражает потребности и адаптируется к новым настройкам и наполнениям; оно плавно меняется с течением времени, но всегда сохраняет свои отличительные черты.
Давайте повторим еще раз, с выражением:
Веб-дизайн – порождение цифровой среды, которое поддерживает и поощряет человеческую активность, отражает потребности и адаптируется к новым настройкам и наполнениям; оно плавно меняется с течением времени, но всегда сохраняет свои отличительные черты.
Великий веб-дизайн сравним с великими шрифтами: некоторые, как Rosewood, персонализируют любое наполнение, на которое накладываются. Другие, как Helvetica, сливаются с фоном (по крайней мере, пытаются), чудесно поддерживая любой тоновый окрас наполнения. (Завтра, возможно, мы будем спорить, действительно ли шрифт Helvetica так же нейтрален, как вода.)
Какой дизайн можно привести в пример? Для начала, макет Дугласа Баумэна для Blogger – белый «Minima», который используется, наверное, миллионом блоггеров – и при этом, каждый раз складывается ощущение, что он индивидуален. Это – великий дизайн.
Великий веб-дизайн сравним с великими строениями. Все офисные здания, даже совсем разные, имеют вестибюль, ванные и лестницы. Сайты так же имеют свои стандарты.
Хотя великие дизайны сайтов абсолютно оригинальны, существует множество других сайтов, которые выполняют те же функции. То же верно и для великих журналов и газет, которые отличаются дизайном от банальных журналов и газет сотней едва уловимых деталей. Очень немногие воспевают журналы с великим дизайном, миллионы осознанно или неосознанно отдают им предпочтение, но никто не жалуется на то, что это не постеры.
Неопытный или недостаточно рассудительный дизайнер жалуется, что слишком многие сайты используют направляющие, слишком многие сайты используют колонки, слишком многие сайты используют блоки. Попытки избежать «блочность» предпринимаются с 1995 года, и, хотя некоторые из них завершились успехом, чаще всего они приводили к эстетически неприятным и абсолютно непригодным в использовании дизайнам.
Опытные веб-дизайнеры, такие как, например, талантливый арт-директор одной газеты, соглашаются, что большинство их проектов имеют заголовки, колонки и «подвалы». Их работа – не в том, чтобы плакать о невозможности избежать общих стандартов, а в том, чтобы использовать их для создания оригинальных, естественных, отвечающих бренду, легко и ненавязчиво запоминающихся и спокойно, но безошибочно привлекающих внимание страниц.
Если они добиваются всего этого и корпят над деталями, то их работы становятся прекрасными. Если не все принимают эту красоту, если не все понимают веб-дизайн, то не стоит оплакивать веб-дизайн, стоит оплакать того, кто не умеет видеть.
Автор: Jeffrey Zeldman
Перевод: Hippopotamus