[500x672]
Пробуждение в Уэльсе 1904-1905 годов считается одним из самых важных духовных пробуждений в наше время. Его истоки были в основном коренными, в давней традиции пробуждений в Уэльсе, но его влияние было международным.
Никогда прежде в истории церкви не было такого сильного влияния пробуждения, которое распространилось бы из одной страны во многие другие за такое короткое время. Существовало много исторических связей между Уэльсом и другими движениями, такими как Индия в 1905-1907 годах, Лос-Анджелес в 1906 году и Корея в 1906-1907 годах, и это лишь некоторые из них.
В начале двадцатого века валлийское общество переживало период великих перемен и потрясений. С одной стороны, оно буквально взрывалось энергией и оптимизмом. Люди были очарованы техническим прогрессом и удивительными изобретениями (такими, как швейная машинка) и извлекали выгоду из недавних открытий в области химии и второстепенных продуктов новых отраслей промышленности, таких как дешевый уголь и газеты.
Но помимо оптимизма, были большие экономические, политические и социальные волнения, которые не могли не сказаться на христианской вере людей. С 1850 года промышленность начала менять облик страны. По мере развития агрессивного капитализма в тяжелой промышленности в угледобывающей промышленности было занято больше людей, чем в любой другой отрасли, и Кардифф стал крупнейшим экспортёром угля в мире. Но быстрый и неструктурированный рост промышленных городов создал множество социальных, духовных и моральных проблем, с которыми церкви приходилось сталкиваться.
Скромное начало
Во второе воскресенье февраля 1904 года в городке Нью-Куэй девушка по имени Флорри Эванс (1884-1967) на собрании молодежи дала очень простое свидетельство: “Сегодня я не могу много сказать, но я люблю Господа Иисуса всем сердцем - Он умер за меня”. Говорили, что собрание стало очень тихим, а затем взволнованным, почувствовав трепетное и всепоглощающее присутствие Бога.
Эти незатейливые слова стали искрой, воспламенившей повсеместное пробуждение, когда молодые люди раздули пламя в соседних общинах. В центре этих событий был пастор Сет Джошуа (1858-1925), который записал в своём дневнике:
Пробуждение набирает здесь всё большую силу. Дух молитвы и свидетельства чудесным образом укрепляется. Молодёжь получает величайшие благословения. Пробуждение продолжается. . . . Я несколько раз закрывал служение, и всё же оно начиналось снова, совершенно неподвластное человеческим силам. . . . Группа за группой выходили на сцену в поисках полной уверенности в вере. Что было для меня удивительным, так это то, что каждый человек, без исключения, был погружён в молитву.
Склонение к пробуждению
Самый известный деятель пробуждения, выросший в семье валлийских кальвинистов-методистов в Лоугоре на юге страны, с детства вёл интенсивную духовную жизнь. Эван Робертс (1878-1951) позже писал: “Я мог бы просидеть всю ночь, читая или рассказывая о пробуждениях”. В 1903 году, после работы в угольной шахте и как кузнец, он поступил в подготовительную школу служителей в Ньюкасл-Эмлин в возрасте 25 лет.
В это время Робертс посетил собрание в Блейнаннерче на западном побережье Уэльса, где проповедник Сет Джошуа молился:
“Господи, склони нас”. Позже Эван Робертс испытал мощное наполнение Святым Духом и получил решающий призыв для своей будущей жизни:
Я почувствовал, как живая сила наполняет мою грудь... Слёзы потекли ручьями...Я закричал: “Склони меня! Склони меня! Склони нас!” ... Меня переполняло сострадание к тем, кто должен был склониться на суде, и я плакал… Я горел желанием проехать вдоль и поперёк Уэльса, чтобы рассказать о Спасителе.
Вскоре после этого Робертс собрал команду, чтобы проповедовать Евангелие по всему Уэльсу. По ночам у Робертса были видения, и в одном из них он проповедовал своим бывшим одноклассникам. Это побудило его проводить собрания в своём родном городе Лоугор.
После разочаровывающего начала эти собрания становились всё более частыми и интенсивными. Люди почувствовали мощное излияние Духа, сопровождавшееся плачем, восклицаниями, мольбами, радостью и сокрушением. Новости о событиях распространились подобно лесному пожару, а газеты и христианские журналы вызвали новые ожидания. Национальная газета Western Mail сообщила:
Лавочники закрываются пораньше, чтобы занять места в церкви, а жестянщики и сталелитейщики толпятся в своей рабочей одежде. Единственная тема для разговоров среди представителей всех классов и сект - “Эван Робертс”. Даже в трактирах ведутся дискуссии о происхождении сил, которыми он обладал.
Эван Робертс и другие
Собрания пробуждения Робертса начинались с того, что его команда из девушек пела и свидетельствовала. Иногда он приходил поздно и часами молился, часто в слезах стоя на коленях или распростёршись на полу. Он никогда не произносил заранее подготовленной проповеди, но утверждал, что руководствуется только Духом. Робертс объявил о четырёх условиях для обретения полного благословения Святого Духа:
1) открыто и полностью признаться Богу в любом грехе, в котором не признавался Ему раньше;
2) избавиться от всего сомнительного в себе;
3) незамедлительно подчиниться влиянию Святого Духа в своём сердце;
4) открыто и прилюдно исповедовать Христа перед всем миром.
Иногда он вообще не проповедовал, но собрания, казалось, проходили сами по себе. Они начинались задолго до его прихода и продолжались до поздней ночи, люди часто теряли чувство времени. Число прихожан росло, и часто тысячи, даже десятки тысяч ожидали его прихода.
Пробуждение получило мощную поддержку — даже епископы англиканской церкви публично заявили, что это было подлинное дело Божье.
В конце марта 1905 года Робертс начал свою четвёртую — и самую противоречивую — кампанию в Ливерпуле, Англия, где проживало большое количество валлийцев. Ещё чаще, чем обычно, он прерывал пение и молитвы, заявляя, что существуют препятствия и что “это место должно быть очищено”, например, потому, что некоторые отказываются прощать. Его заявление о “прямом послании от Бога” о том, что «Уэльская свободная церковь» (которая спонсировала эту кампанию) “основана не на камне”, вызвало большой резонанс. В газете на него обрушились нападки на том основании, что его общественная деятельность была “фиктивной”. Даже сочувствующий биограф написал, что “сгоряча Эван Робертс присвоил себе полномочия, которых не может иметь ни один человек”.
После этой кампании Робертс прошёл медицинское обследование, которое показало, что он психически здоров, но перегружен работой. Примерно через год он ушёл из поля зрения общественности, очевидно, страдая от того, что мы бы назвали эмоциональным выгоранием.
Церковные лидеры продолжали проводить кампании, подчёркивая, что это не “Пробуждение Эвана Робертса”. На некоторые из этих собраний повлияли кампании Робертса, но некоторые были полностью независимыми. По улицам также проходили шествия, в которых часто участвовали дети с христианами, распространяющими Евангелие. Во многих местах нонконформисты и англикане встречались вместе, проявляя христианское единство.
Меняющееся общество
Непосредственные социальные последствия этого духовного движения были очевидны для всех, и некоторые из них вошли в поговорку. Во многих местах Уэльса в течение нескольких месяцев судьи были в белых перчатках в знак того, что уголовные дела не подлежали рассмотрению. Число обычных случаев пьянства в густонаселённых центрах значительно сократилось. В одном месте полицейские настолько бездельничали, что им не оставалось ничего лучшего, как сформировать церковный хор. Это оказало поразительное воздействие на пристрастие многих к алкоголю. Многие трактиры почти сразу же практически опустели. Работники приносили заработанную плату домой своим бедным семьям или отдавали часть её на благотворительные цели, вместо того чтобы тратить впустую. Многие семьи полностью преобразились с тех пор, как родители стали жить лучше благодаря пробуждению.
В угольных шахтах шахтёры собирались, чтобы помолиться и вознести хвалу Богу, прежде чем приступить к своей тяжелой работе. В результате пробуждения многие долги были погашены, а непримиримые враги помирились. Молодые люди в разных районах посещали бедных и больных, раздавая Библии, еду и одежду нуждающимся. Более долговечными были учреждения, созданные пробуждением, такие как приюты для бездомных мужчин и для женщин, которые когда-то зарабатывали свои деньги проституцией.
Оценки общего числа новообращённых варьируются от 80 000 до 162 000 человек, и число членов всех церквей значительно увеличилось. В результате пробуждения многие мужчины и женщины почувствовали призвание верой идти в мир в качестве свидетелей, некоторые по собственному субъективному призыву, другие были посланы существующими или недавно созданными миссионерскими обществами. На институциональном уровне дети пробуждения основали новые независимые церкви, открыли три школы по изучению Библии, и начали евангельский журнал, среди других социальных предприятий.
Один автор упомянул о “огромной фаланге церковных лидеров”, которая сформировалась. В некотором смысле пробуждение дало церкви Уэльса руководство, необходимое для решения проблем последующих десятилетий: Первой мировой войны и Великой депрессии. Никогда прежде так много женщин не участвовало в общественной работе церквей — и это тоже оказалось провиденциальным в последующие годы, поскольку многим валлийским конгрегациям приходилось полагаться на женщин больше, чем на мужчин.
И мы не должны недооценивать долгосрочное воздействие пробуждения на людей, даже после того, как эмоциональный накал спадёт. Как заметил У.Т. Стэд,
Плоды пробуждений - одно из самых постоянных явлений в истории... в то время как некоторые, несомненно, отпадают, и очень немногие на самом деле навсегда сохраняют экстаз и видение момента своего обращения, большинство обращённых, обретённых во времена пробуждения, остаются непоколебимыми.
Wolfgang Reinhardt
https://outpouring.ru/news/2025-10-12-17179